1. Полипарадигмальность как парадигма современной науки и современного образования.
2. Основные проблемы российского образования на современном этапе.
3. Особенности развития образования в условиях глобализации.
Литература
1. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под редакцией Горшкова М.К., Шереги Ф.Э. – М., 2010.
2. Трайнев В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. – М., 2012.
Формы контроля:
- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе занятия;
- конспекты и выписки из рекомендованных материалов.
Тема 6. Компетентностный подход:
Новая парадигма результата образования (4 часа)
1. Сущность Болонского процесса. Ключевые положения Болонской декларации.
2. История интеграции российской высшей школы в Болонский процесс.
3. Компетентностный подход: сущность и основные характеристики.
4. Проблема интеграции культурологического и компетентностного подходов в образовании.
Литература
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – №10. – С.8-14.
2. Зимняя И.А. Новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С.32-42.
3. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013 (Серия «Новые стандарты»).
Работа с понятиями – раскрытие содержания предложенных преподавателем терминов.
Дискуссия по теме: «Компетентностный подход – новая парадигма результата образования?».
Формы контроля:
- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе занятия;
- конспекты и выписки из рекомендованных материалов;
- презентация и эссе в рамках проблемы «Компетентностный подход в образовании».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: семинары разных типов (семинар-конференция, семинар-игра, деловая игра); семинарские занятия с использованием активных и интерактивных форм и методов проведения занятий: групповые дискуссии, мозговой штурм, групповое проектирование, проблемные беседы, деловые игры, имитационное моделирование, анализ конкретных ситуаций, ролевое разыгрывание.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ
1. Понятие и функции современной науки.
2. Проблема демаркации науки и не-науки. Специфические признаки (черты) научного знания.
3. Понятие научной картины мира. Современная научная картина мира и ее принципиальные особенности.
4. Философия образования о кризисе современной культуры и кризисе образования.
5. Полипарадигмальность как парадигма современной науки и современного образования.
6. Основные проблемы российского образования на современном этапе.
7. Особенности развития образования в условиях глобализации.
8. Педагогика как наука. Методология педагогики. Методологические принципы (подходы) педагогики как основания для вычленения ее действительных проблем и определения стратегии и основных способов их разрешения.
9. Общее понятие о категории. Понятийно-категориальный аппарат педагогики.
10. Концепция динамики научного знания, научных традиций и научных революций Т. Куна.
11. Общая характеристика методов педагогических исследований.
12. Единство теоретических, эмпирических и экспериментальных методов. Выбор методов исследования (На примере темы своего исследования). Ответственность ученого за результат исследовательской работы.
13. Соотношение традиций и инноваций в образовании. Научное знание как потенциал инновационного развития. Условия возникновения инноваций.
14. Сущность Болонского процесса. Ключевые положения Болонской декларации. История интеграции российской высшей школы в Болонский процесс.
15. Компетентностный подход в образовании: сущность и основные характеристики.
16. Современная образовательная ситуация как отражение смены образовательной парадигмы.
17. Интеграция культурологического и компетентностного подходов в образовании.
18. Гуманизация и гуманитаризация образования как воплощение смысла гуманистической образовательной парадигмы.
19. Сущность синергетического подхода. Синергетический подход в образовании.
20. Роль науки и новых информационных технологий в становлении и развитии современного образования.