Практическое занятие. Основные теоретические сведения




Практическое занятие

Тема: Цветовой круг и его организация

Цель: Научиться различать хроматические цвета; теплые и холодные цвета.Подбирать гармонические сочетания родственных и контрастных цветов. Построить цветовой круг.

 

Вопросы:

1. Физические основы цвета;

2. Принцип построения гаммы цветов;

3. Что такое гармония цветов?

4. Какие цвета называют основными и почему?

5. Какие цвета называют составными и почему?

6. Как получают составные цвета на бумаге?

Основные теоретические сведения

Очень удобно пользоваться так называемым цветовым кругом. Рассмотрите внимательно все оттенки цветового круга. Понятно, что между красным и оранжевым будет красно-оранжевый, между желтым и оранжевым - желто-оранжевый и так далее между каждой парой цветов. Цветовой круг обычно делят на две части - теплую и холодную

Теплые цвета. Красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло.

Холодные цвета. Синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным - льдом, снегом, водой, лунным светом.

Пространственные свойства цвета. К цветам, кажущимся ближе своего фактического расположения - выступающим, относятся главным образом теплые цвета, а к отступающим, кажущимся дальше своего фактического расположения на плоскости, - холодные цвета.

Художники используют это явление и создают впечатление глубины на плоскости с помощью цвета.

Основные, составные и дополнительные цвета. Цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких-либо красок, называют основными. Это - красный, желтый и синий цвета.

Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными или производными цветами. Это: оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета.

Проводя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через середину синего цвета. Напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синийзеленый цвет. Таким образом легко определить пары цветов, которые условно называются дополнительными. У красного дополнительным будет зеленый и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета.

Но не всякий красный цвет будет хорошо сочетаться с любым зеленым. Может быть много оттенков красного, зеленого, синего, оранжевого, желтого, фиолетового и других цветов. Если, например, красный будет близок к синему, то и дополнительным у такого красного будет желто-зеленый.

Основные характеристики цвета

У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота. Кроме этого, важно знать о таких характеристиках цвета, как светлотный и цветовой контрасты, познакомиться с понятием локального цвета предметов и прочувствовать некоторые пространственные свойства цвета.

Цветовой тон. В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный. Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий) и зависит от его места в спектре.

Интересно узнать, что натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней (градаций) насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.

Насыщенность цвета. Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.

Светлота. Третий признак цвета - светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть, определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий - голубым, зеленый - салатовым.

Светлота - качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам.

Локальный цвет. Рассмотрите предметы в вашей комнате, выгляните в окно. Все, что вы видите, имеет не только форму, но и цвет. Вы можете его легко определить: яблоко - желтое, чашка - красная, скатерть - синяя, стены - голубые.

Локальный цвет предмета - это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами, как их объективные, неизменные свойства.

Локальный цвет - основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний.

Локальный цвет предмета может быть однотонным, но может состоять и из разных оттенков.

Всего существует четыре группы цветовых гармоний:

• однотоновые гармонии;

• гармонии родственных цветов;

• гармонии родственно-контрастных цветов;

• гармонии контрастных и контрастно-дополнительных цветов.

Однотоновые гармонии цветов еще называют гармониями теневых рядов. Основу их составляет какой-либо один цветовой тон, который в том или ином количестве присутствует в каждом из сочетаемых цветов. Различаются же цвета лишь по своей светлотности и насыщенности. В таких сочетаниях часто используются и ахроматические цвета.

Гармонические сочетания родственных цветов также не представляют собой особой сложности. В цветовом круге имеется четыре группы родственных цветов:

• желто-красные;

• красно-синие;

• сине-зеленые;

• желто-зеленые.

Гармоническое сочетание родственно-контрастных цветов — это наиболее распространенный и богатый в отношении колористических возможностей вид цветовых гармоний. Как уже было сказано, родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях цветового круга. Далеко не все сочетания этих цветов способны составить гармонию.

Гармонические сочетания контрастных цветов. Это цвета, расположенные на концах диаметра цветового круга. Такие цвета не связывает никакая степень родства, они обладают полярными свойствами, поэтому их сочетания обладают повышенной активностью, напряженностью, динамичностью. Для построения гармонии контрастных цветов нужно сначала выбрать исходный цвет, а затем, проведя диаметр, определить соответствующий ему контрастный. Остальные цвета можно взять из теневых рядов этих цветовых тонов.

Художественная практика показывает, что родственно-контрастные цвета даже в чистом виде, без примеси к ним ахроматических цветов гармонируют друг с другом, если количество объединяющего их главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в них одинаковы. На этом построены принципы создания гармонических сочетаний двух, трех и четырех родственно-контрастных цветов. Рассмотрим их последовательно.

Удачно сочетаются два родственно-контрастных цвета, если их положение в цветовом круге определяется концами строго вертикальных или строго горизонтальных хорд. Действительно, если провести в цветовом круге, например, горизонтальную хорду, то на концах ее окажутся два цвета, каждый из них равно удален от общего главного цвета и от контрастных главных цветов. Если же направление хорды будет отличаться от горизонтали, то цвета на концах ее окажутся два цвета, каждый из них равно удален от общего главного цвета и от контрастных главных цветов. Если же направление хорды будет отличаться от горизонтали, то цвета на концах ее будут содержать разные количества как общего, так и контрастных главных цветов, т. е. принцип гармонии будет нарушен.

Простейшее гармоническое сочетание родственно-контрастных цветов значительно обогащается при добавлении к ним ахроматических, или цветов из их теневого ряда. Однако в художественном проектировании часто приходится сталкиваться с композициями, колорит которых определен сочетанием не двух, а трех цветовых тонов. При этом возможны следующие варианты:

• цветовая гармония может быть составлена сочетанием трех цветов, расположенных на концах равностороннего треугольника, у которого одна из вершин — главный цвет, а противоположная ей сторона — вертикальная или горизонтальная хорда; легко заметить, что в круге имеется четыре таких треугольника по числу главных цветов;

• гармоническую триаду составляют цвета, расположенные в вершинах тупоугольного треугольника, у которого одна из вершин - главный цвет, а противоположная сторона является горизонтальной или вертикальной хордой;

• гармоническое сочетание образуют три цвета, находящиеся в вершинах прямоугольного треугольника, у которого гипотенуза (сторона, расположенная напротив прямого угла) является диаметром круга, а катеты (образующие прямой угол стороны) – горизонтальные и вертикальные линии.

Сочетание четырех родственно-контрастных цветов образуется на основе вписанного в цветовой круг прямоугольника, у которого все стороны также представляют собой горизонтали и вертикали. Существует случай, когда прямоугольник заменен квадратом - это самый устойчивый равновесный вариант цветовых сочетаний, хотя он и отличается повышенной цветовой активностью и контрастом.

Практическое задание

Выполнение цветового круга.

1. На формате листа А-4 нарисовать круг, диаметром равным 18 см;

2. Разделить круг на 16 секторов;

3. На основных осях (вертикальной и горизонтальной) расположить основные цвета: желтый - вверху, синий – внизу, красный – справа, а зеленый - слева. Использовать гуашь и только эти четыре цвета;

4. Заполнить промежутки между основными цветами, получив четыре группы родственных цветов:

a) желто-красные;

b) красно-синие;

c) сине-зеленые;

d) желто-зеленые.

5. Добиться плавного перехода от цвета к цвету, аккуратно смешивая цвета на палитре.

6. Выполнить выкраски (смешение цветов) на отдельных листах для каждой группы родственных цветов, например: для желто-красного сектора круга смешиваем желтый и красный цвет в разных пропорциях на палитре до образования ровного цвета и выкладываем на бумагу. Площадь выкраски примерно 5х5 см. выкраски располагаем близко друг к другу, не заботясь пока о плавном переходе одного цвета в другой.

7. Готовые цветовые группы вырезаем в форме круга (или квадрата, или ромба – по желанию) диаметром примерно 3х3 см и наклеиваем на подготовленный круг (см. п.1) в порядке плавного нарастания цветовой насыщенности

Материалы: гуашь, кисти.

Время выполнения: 4 часа

 

Желаю успеха!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: