Общие тенденции в развитии культуры в XIX в.




Реферат на тему: Мода Европы в XIX в.

Подготовила: Шебештен Виктория Фёдоровна


 

План

Введение………………………………………………………… с. 3

1. Общие тенденции в развитии культуры в XIX в. …………с.7

2.Развитие моды в XIX в…………………………………………. с.10

§1. Мода в преддверии XIX в…………………………………. с.10

§2. Костюм 1800—1825 годов…………………………………. с.12

§3. Костюм 1830—1860 годов. Резкое изменение моды……..с.16

§4.Костюм 1870—1890 годов……………………………………с.19

§5.Распространение моды………………………………………с.20

Заключение ………………………………………………………с.24

Список использованной литературы …………………………с.26


Введение

Культурно-историческая картина развития европейских стран XIX века сложна и многообразна. В ней можно рассмотреть синтез и различные сочетания элементов свойственных каждой из стран. Данная тенденция не обошла и такую отрасль жизнедеятельности человека как мода и развитие производств связанных с ее развитием.

Принято считать, что мода - самый тонкий, верный и безошибочный показатель отличительных признаков общества, маленькая частица человека, страны, народа, образа жизни, мыслей, занятий, профессий. Наконец, в разных частях света, в разных странах развитие общества имело свои специфические особенности, и все они - климатические, социальные, национальные и эстетические - ярко выражены в многообразии костюмов. Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его пропорции, детали, материал, цвет, прически, грим. Во все периоды существования сословного общества костюм был средством выражения социальной принадлежности, знаком привилегий одного сословия перед другим. Чем сложнее структура общества, тем богаче традиция, тем разнообразнее одеяния. Наконец, каждая эпоха характеризуется определенным состоянием культуры, получающим своеобразное выражение в искусстве моды.

XIX век был периодом большого экономического и социального подъема. Индустриализация полностью изменила старые методы производства, были изобретены более эффективные машины, и везде стали появляться новые фабрики. Экономический прогресс также сыграл большую роль в мире моды, положив дорогу производству готовой одежды. Однако до того как эффективные промышленные машины смогли заменить портных, должны были произойти определенные изменения.

Прежде всего, нужно было производить большее количество одежды, чтобы обеспечить возврат инвестиций. Это значило, что должны были быть достаточные мощности прядильного и текстильного производств, которые могли гарантировать бесперебойные поставки. Также немаловажно, чтобы была установлена система мерок для того, чтобы одежда идеально сидела на потенциальных покупателях. В связи с этим мода на свободную одежду была очень удобной, поскольку скрывала погрешности не очень хорошо сидящей одежды. И последнее, но не по значению, - требовались эффективные рабочие системы и большое количество работников. Для обеспечения большого выпуска товаров системы должны работать четко и без сбоев.

Проблемы с поставками были решены уже в XIX веке, так как индустриальная революция способствовала изобретению и развитию новых очень эффективных прядильных и ткацких станков. Производители основали систему размеров на стандартных размерах униформы того периода, однако нерешенным оставался вопрос организации и эффективности работы.

Прорыв в этой области произошел в 1850 году, когда Исаак Зингер усовершенствовал швейную машину, которая необходима была для массового производства. Другим важным изобретением были бумажные выкройки (1863 год), которые упрощали процесс кроя. Примерно в 1880 году в Британии было введено разделение труда. Это значило, что одна швея не шила весь наряд целиком, а выполняла только одну операцию, например, вшивание рукавов или изготовление прорезей для пуговиц.

Примерно до 1900 года большинство этапов выполнялись работниками на дому. Затем появились электрические швейные машины, в результате чего на самих фабриках появились электрифицированные рабочие места[1].

Моды теперь меняются быстро, но основной принцип одежды аристократии остается неизменным - она всегда подчеркивает полную невозможность физического труда и призвана только украшать. Изменения в стиле XIX века приносят в одежду удобство, но, в первую очередь, только в мужскую. Женщины после недолгого отдыха от корсетов и фижм XVIII века в платьях античного стиля вновь возвращаются к корсетам, кринолинам и турнюрам, не только мешающим двигаться, но и вредным для здоровья. Мужской же костюм этого времени - фрак, смокинг, визитка, а затем пиджак в сочетании с длинными брюками, предназначенными не столько для красоты, сколько для более или менее активной деятельности - весьма удобен и сохраняется до XX века. Костюм XIX века перестает быть символом классовых различий, но остается важной частью этикета, так как в этот период формируется строгое разделение туалетов для дневного времени и вечера, работы и отдыха, визитов, посещений театра, бракосочетаний, траура и т. д. Проявлением хорошего вкуса в одежде считается следование моде, но предпочтение не должно отдаваться слишком яркой одежде, что расценивается как вульгарность для этого века господства буржуазной добродетели.

 

Возможны были возвращения каких-то незначительных элементов, но не стиля целиком. Каждая мода современного общества являлась отражением доминирующихценностей определенного периода. Мода современного общества всегда четко реагировала на революционные идеи и отражала их с помощью своих выразительных средств. Так как традиционно власть моды распространялась в первую очередь на область одежды, то кардинальные изменения костюма (длина, силуэт, фактура и т. п.) происходили под влиянием общественных изменений, являясь следствием перемен, воплощенных в одежде. Акцент делался именно на существенных изменениях, так как сезонным изменениям (цвет, аксессуары и т. д.) мода Модерна регулярно подвергалась из года в год осенью и весной.

Каждое поколение характеризуется выбором определенного стиля в моде и стиля жизни, формирующихся на общей ценностной основе. Это единство подтверждается синхронной сменой поколений как активных общностей, сменой стилей жизни и стилей в моде. При этом моду можно рассматривать как один из факторов формирования стиля жизни. Таким образом, изучая моду, можно изучать общество в его развитии и предсказать многие изменения в структуре и социальных институтах. Ятина Л. И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. I, № 2.

 

Предметом нашего исследования является рассмотрение процесса развития различных течений моды на протяжении XIX века в связи с общими

изменениями в историческом развитии Европы. Причем следует отметить, что полноценное исследование данных вопросов возможно на стыке ряда наук - истории, этнографии, технологии швейного производства и других.

Выбранная тема заслуживает научного внимания в плане специального рассмотрения вопроса, прежде всего потому, что, как правило, в научной литературе история одежды и история моды в частности, рассматриваются в контексте общего развития культуры и быта, но не как самостоятельный предмет изучения.

При исследовании данного вопроса привлекались работы ученых-историков, специалистов по производству одежды, исследователей по истории моды. В работах Н.М. Каминской, Д.Ю. Ермиловой, В. Бруна и М. Тильке история развития костюма и одежды в целом рассматриваются в плане общего развития общества, дается оценка различным историческим этапам в развитии форм и видов одежды1. В исследованиях Б. Ретцеля и К. Пирас освещаются вопросы истории различных периодов в моде и о ее создателях. Много внимания уделено современному состоянию моды и ее направлений2. Много информации о культуре и быте европейского общества XIX века дают художественные произведения писателей того времени, общие тенденции в духе культуры и миросозерцания человека той эпохи можно найти в работах философов и историков, живших в то время.

С географической, или территориальной точки зрения, исследование указанной проблемы ограничивается регионом Западной Европы.

Целью ставится рассмотреть общее и особенное в развитии моды на протяжении XIX века.

Поставленная нами цель предполагает последовательное решение следующих задач:

- рассмотреть общее развитие западноевропейского общества в XIX века;

- рассмотреть изменения в развитии моды и процессов создания одежды на протяжении XIX века.

В качестве метода исследования используется историко-генетический метод, который позволяет показать причинно-следственные связи исторических событий как со стороны их уникальности и неповторимости (как "особенное", "единичное"), так и со стороны содержания исторического процесса (как "общее", "повторяющееся" вне зависимости от типа цивилизации и общества).

Задачи исследования и избранный метод изложения определили структуру работы. Она состоит из введения, первой части, посвященной общей характеристике периода. Во второй части предполагается рассмотреть историю развития моды в XIX веке. Также в структуру работы входят заключение, список использованных источников и литературы.


Общие тенденции в развитии культуры в XIX в.

Культуру XIX в. характеризует многостильность, борьба различных направлений, начало кризисных явлений. Принципиально меняется характер взаимодействия человека с окружающей действительностью: появляется созерцательное мироощущение, стремление к чувственному контакту с миром, причем в разных течениях это осуществляется по-разному. В натурализме - через фиксацию мимолетного, через индивидуальное впечатление. В импрессионизме - через передачу динамически наполненной жизни. В символизме - благодаря одушевлению внешнего мира, а в модернизме - благодаря созданию образов духа.
Следует отметить две важные черты культуры XIX в.:
- утверждение ценностей буржуазного образа жизни, что проявлялось в ориентации на потребление и комфорт, а в искусстве привело к появлению новых художественных стилей (ампир, академизм, псевдоромантизм и т. п.);
- совершенствование институционных форм культуры, т. е., объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев, библиотек, театров, художественных выставок. Появилась художественная промышленность. Искусство превратилось в товар и структуру буржуазных экономических отношений.

Важнейшим достижением культуры XIX в. является появление искусства фотографии и дизайна. Развитие фотографии привело к пересмотру художественных принципов графики, живописи, скульптуры, соединило художественность и документальность, что не достижимо в других видах искусства. Основу дизайну положила Международная промышленная выставка в Лондоне в 1850 г. Ее оформление знаменовало сближение искусства и техники и положило начало новому виду творчества.
Очень важным фактом в культуре XIX в. явилась дифференциация художественной культуры на эстетику, художественную критику, историю искусств как отдельных областей гуманитарного знания.

 

XIX в. являлся веком взлетов и упадка, веком многостильности и противоречий, но он подготовил тот перелом в сознании и культуре человечества, который разделил традиции классической и современной эпох.

В целом культура Западной Европы в XIX в. складывалась как культура индустриального общества со всеми присущими ей характеристиками и оказала влияние на дальнейшее его формирование.

В зависимости от контекста индустриальное общество может обозначаться как «буржуазное», «капиталистическое», «технически развитое», «современное» и т п. Реально функционирующая индустриальная система совмещает в себе его различные начала и уклады. В силу этого термин «индустриальный» принимается как обобщающий многообразие социально-экономических вариантов современного общества.

В становлении буржуазного общества в Европе важную ориентирующую роль играли принципы буржуазной этики, выработанные и упорядоченные в рамках религиозной системы. Этому способствовали и протестантизм, и католицизм. С течением времени сфера религиозной регуляции сокращалась, уступая свое место светским принципам и нормам.
Важным сдвигом в культуре Западной Европы стало утверждение в идеологии, искусстве, философии принципа реализма. Мифологическое и религиозное мировосприятие замещается признанием действительности, которая требует учета обстоятельств и преодоления иллюзий. Утверждалось утилитарное мышление, тесно привязанное к потребностям реальной жизни. В социальной жизни сформировалась автономия церкви и государственно-политической власти, установились стойкие буржуазные отношения в каждом социальном слое.

На протяжении XIX — XX вв. в буржуазном обществе происходит выработка специализированных ценностных ориентации и внедрение в общественное сознание высокого престижа предпринимательства. В идеологических установках утверждается имидж преуспевающего человека, воплощающего дух предприимчивости, решимости, стремления к риску, соединенного с точным расчетом, а соединение духа предпринимательства с национальным духом оказывается важным средством сплоченности общества. Утверждение национального единства означало сглаживание внутренних различий, барьеров, границ. На государственном уровне осуществляются различные программы, направленные на смягчение последствий социального расслоения, на обеспечение выживания и сохранения статуса малообеспеченных слоев населения.

Межгосударственные отношения европейских стран стремились к социокультурному плюрализму, хотя борьба за самостоятельность и автономные права приводила к длительным и кровопролитным войнам. Иногда соперничество переносилось на колониальные пространства.
Постепенно снижался уровень централизации, политической и духовной монополии, что в итоге и способствовало усилению плюрализма. Взаимодействие различных центров влияния создавало такую плюралистическую систему, в которой регуляция отношений вырабатывалась на основе взаимного соотношения прав и обязанностей. Такая система способствовала уничтожению анархии, авторитаризма и формированию механизма правовой регуляции отношений.

Принципы демократии осуществлялись, прежде всего, в государственной жизни, распространяясь и на другие сферы общества.

Массовое распространение техники потребовало принципиального изменения человеческого мышления. Уменьшается роль антропоморфных образов, гуманитарных принципов. Их оттесняет естественнонаучный подход к миру, природе, обществу, человеку. Мышление приобретает абстрактный характер. Новые принципы социально-технологической организации деятельности охватили не только крупную индустрию, но и распространились на все сферы жизни, в том числе и духовную. В итоге духовная культура превращается в индустрию массового сознания.

Определенные изменения коснулись и мира моды, как составной части человеческой культуры. Исследователи отмечают, что только в XIX в. мода превратилась в мощный регулятор общественной жизни1. С этого времени можно говорить о появлении моды не как нормы отдельного сословия отдельной страны, а как универсальной нормы, ограниченной во времени, а не в социальном пространстве. Мода возможна только в обществе, где отсутствуют внутренние жесткие перегородки и которое открыто внешнему миру. Ей по определению присуще и такое качество, как диффузность,универсальность (Гофман 1992: 127), которая проявляется в двух основных измерениях: (1) мода не признает региональных и государственных границ, этнических перегородок; (2) мода игнорирует различия между классами и слоями общества. Однако универсальность моды ограничена лишь рамками «нашего времени».

Порою творцами моды выступают те или иные политические деятели. В этом случае через следование моде проявлялись политические симпатии. Так, во Франции в эпоху Первой империи восхищение Наполеоном проявлялось в ношении характерной для него треуголки. Отказ от этого был символом оппозиционности. Когда Наполеон пал, то те творцы моды, кто хотел продемонстрировать свои антинаполеоновские чувства, стали носить цилиндр, а сторонники Наполеона - по-прежнему треуголку (Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М, 1994: 153-154). Модные изменения появлялись не только благодаря фантазии портного, но и капризам правителя. Например, смелые декольте возникали потому, что нравились королю или исчезли, потому что у королевы была невыразительная грудь.

История моды XX века

https://www.fg.ru/main/index.php

 

XIX век стал веком широкого внедрения новых технологических приемов в процессе производства и изготовления одежды. Также следует отметить и применение в швейной и текстильной промышленности научных достижений и открытий (изобретение швейной машины, использование анилиновых красителей удешевило ткани и т.д.).

Историю совершенствования формы и конструкции одежды можно условно разделить на два направления: первое — эволюционный рост вместе с развитием самого человека и общества, и второе направление — развитие формы и конструкции одежды под влиянием моды. В процессе развития одежды происходит накопление опыта, типизация покроев, закрепление отдельных элементов ее конструкции и видоизменения одежды в соответствии с изменяющимися условиями жизни: материально-технической базы и общей культуры. В конце 18 — начале 19 вв. высококвалифицированные закройщики, обобщив свой опыт многократно повторяющейся работы, стали применять несложные эмпирические расчеты и графические построения для предварительной разработки чертежей кроя. Нужно отметить, что с первых шагов формирования методов конструирования одежды для построения чертежа использовали систему декартовых координат с выделением ячеек (клеток), что способствовало систематизации чертежа и оформлению линий членения деталей одежды.

Сейчас это кажется просто — измерить соответствующие места на фигуре и нанести на сетку чертежа. Но вспомните о том, в 19 веке у портных не было нашей сантиметровой ленты. И лишь когда во Франции была введена метрическая система, фигуру человека стали измерять сантиметровой лентой. К этому периоду относится разработанная Компейном сантиметровая система кройки1.

 


Развитие моды в XIX в.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: