Глава 4. Формирование эмоциональной сферы ребенка 5-6 лет в дошкольных учреждениях




 

В современных подходах к руководству формированием эмоций у ребенка в подавляющем большинстве используются средства, построенные на игровой и музыкально-эстетической деятельности.

Анализ основных систем развития эмоциональной сферы ребенка позволяет выделить несколько подходов.

Наиболее разработанным можно считать подход, цель которого связана с обогащением эмоциональной сферы, стимулированием эстетических переживаний, развитием художественных, музыкальных, актерских способностей. Методы, разработанные в рамках этого подхода, в основном связаны с составлением целостных концепций и программ обучения и могут считаться педагогическими или психолого-педагогическими.

Выделяются и собственно психологические методы, которые опираются на психологические концептуальные подходы. Следует отметить, что, решая вопрос эмоционального развития ребенка, представители данного подхода, как правило, стремятся расширить и его творческий потенциал.

Второй подход к совершенствованию эмоциональной сферы ребенка начал складываться сравнительно недавно. Цель данного подхода связана с разработкой методов психологической коррекции негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отставаний в развитии эмоциональной сферы ребенка, а также особенностей личности, складывающихся на основе этих негативных процессов. В целом цель второго подхода можно обозначить как гармонизацию функционирования эмоциональной сферы ребенка (Изотова Е.И., Никифорова Е.В., 2004).

Длительное время разрабатываемые в России системы музыкально-эстетического воспитания ограничивались отдельными возрастными отрезками. Основы подхода к обучению рисованию дошкольников были разработаны Н.П. Сакулиной (1965), музыкально-эстетическому воспитанию детей - Н. Н. Ветлугиной (1981), музыкальному развитию школьников - Д.Б. Кабалевским (1980). Данные системы были достаточно успешными и помогали решать задачу всестороннего воспитания ребенка, но все же не достигали цели развития эстетических способностей у всех обучающихся. (Несмотря на то, что это практически недостижимо, а специальные способности развиваются действительно лишь в единичных случаях, воспитать в ребенке умелого слушателя, зрителя и т.п. представляется возможным.) Также существовали подходы к развитию специальных способностей.

В вариативных и некоторых других авторских программах обучения и развития детей с помощью педагогических методов также решается задача обогащения эмоциональной сферы ребенка. Например, для работы с детьми младшего дошкольного возраста создана программа «Малыш» (1997 - 1998), решающая вопросы эстетического воспитания детей раннего возраста и младших дошкольников; для работы с дошкольниками - программа «Гармония» (НИИ дошкольного воспитания им. А. В.Запорожца, автор К.В.Тарасова).

Оригинальные авторские программы созданы учеными и педагогами для обучения детей младшего школьного возраста различным видам искусства (например, «Изобразительная деятельность» - Б. Неменский, «Литература как предмет эстетического цикла» - Г.Н.Кудина и 3. Н. Новлянская, программа для обучения музыкантов А. Ражникова, программа детской архитектурной студии Б. Кирпичева и др.). Используя элементы перечисленных выше программ, коллектив сотрудников психологического института РАО под руководством А. А. Мелик-Пашаева разработал «Уроки эстетического творчества» (1981). Основная особенность уроков - привлечение материала из различных областей искусства, что связано с акцентом не на технику, а на общее эстетическое отношение к действительности. Цель занятий - пробудить у способных детей интерес к эстетике, развить у них вкус и способность к эстетическому творчеству.

Задачи и цели эмоционального воспитания и развития детей ставятся в комплексных базисных и вариативных образовательных программах. Причем в некоторых программах обогащение и развитие эмоциональной сферы - основная идея общего развития ребенка, в отдельных программах - составляющая его развития, роль которой оценивается более или менее высоко.

Так, в программах «Радуга» (1990), «Детский сад - дом радости» (Крылова Н., Иванова В., 1991) специальные цели амплификации эмоционального развития ребенка не поставлены. В программах решаются задачи создания эмоционально-психологического комфорта и удовлетворения потребности в эмоциональном насыщении в эстетической деятельности («Радуга») (1990) или эмоционального удовлетворения в общении со взрослыми и сверстниками («Детский сад - дом радости») (Крылова Н., Иванова В., 1991).

Содействие формированию эмоциональной сферы детей должно осуществляться через развитие эмоционального отклика на состояния других через вчувствование ребенка в их переживания (моторное подражание, озвучивание, оречевление, музыкальные и художественные произведения и т.п.).

Обогащение эмоционально-перцептивного опыта осуществляется разнообразными путями, методами и приемами:

¨ актуализация знаний и представлений о ситуациях, вызвавших то или иное переживание самого ребенка, другого (близкого) взрослого и сверстника, героя художественного произведения и др.;

¨ прогнозирование, "примысливание" возможных ситуаций, способных вызвать ту или иную эмоцию человека;

¨ прогнозирование эмоциональных состояний адекватно каким-либо ситуациям;

¨ придумывание или подбор названия к воспринимаемой эмоционально содержательной картинке и его аргументация:

¨ подбор картинки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях к рассказу педагога;

¨ чтение отрывков из художественных произведений и соотнесение переживаний героя с изображенными на картинках состояниями персонажей или установление созвучия с собственными эмоциями;

¨ использование музыкальных произведений (Щетинина А.М., 2003).

У ребенка к дошкольному возрасту накоплен уже весьма разнообразный опыт как собственных переживаний, так и опыт отражения и распознавания эмоций других людей, и прежде всего взрослых. Но ребенок еще не достаточно осознает своих чувств и чувств окружающих людей, хотя и реагирует на них.

В ходе обучения должен широко привлекался опыт детей: их знания, представления, чувства, переживания, способы аффективного реагирования. Детям предлагается вспомнить, в каких ситуациях они бывали в таком же настроении, как изображенный на той или иной картинке персонаж или ребенок группы, находившийся в каком-либо определенном настроении.

Педагоги должны обращать внимание детей на экспрессию друг друга или свою собственную, побуждать к высказываниям по поводу возможных причин эмоциональных состояний, к воспоминаниям о том, какое настроение было у них в ближайшее время, у их родных или друзей и чем оно было вызвано (Щетинина А.М., 2003).


Заключение

 

На основании изучения литературы можно заключить, что эмоции представляют собой особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Значение эмоциональной сферы ребенка 5-6 лет состоит в том, что вся деятельность в которую он включается - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе и т. д., - должна иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается.

Анализ возможностей развития эмоциональной сферы ребенка в рамках работы дошкольных учреждений позволяет выделить несколько подходов.

Наиболее разработанным можно считать подход, цель которого связана с обогащением эмоциональной сферы, стимулированием эстетических переживаний, развитием художественных, музыкальных, актерских способностей ребенка.

Второй подход к совершенствованию эмоциональной сферы ребенка связан с разработкой методов психологической коррекции негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отставаний в развитии эмоциональной сферы ребенка, а также особенностей личности, складывающихся на основе этих негативных процессов. В целом цель второго подхода можно обозначить как гармонизацию функционирования эмоциональной сферы ребенка.

На основании сказанного, можно предположить, что для развития эмоций детей 5-6 лет в условиях дошкольного учреждения целесообразно наряду с другими методами эстетического развития, использовать литературу. Для подтверждения этого предположения, являющегося частной гипотезой исследования, необходимо организовать педагогический эксперимент, который будет являться основным методом практической части исследования. Кроме того, во второй части исследования необходимо использовать такие вспомогательные методы, как диагностика эмоциональных состояний дошкольников и определение отношений их к тем или иным фактам своей деятельности в дошкольном учреждении (методика Г.А. Карповой, методика А.Н. Лутошкина).

В результате педагогического эксперимента, заключающегося в применении литературы в качестве средства развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет, предполагается с помощью указанных диагностических методик выявить динамику особенностей эмоциональной сферы детей в процессе их воспитания в дошкольном учреждении. Обобщающим методом исследования будет являться метод формальной логики с помощью которого будут сформулированы выводы.


Список литературы

 

1. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Издательство МГУ, 1979-450с.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981-140с.

3. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций М.: Просвещение, 1960-340с.

4. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: АйрисПресс, 2004-160с.

5. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для ВУЗов -М: Аспект-пресс, 2000.-350с.

6. Запорожец А.В., Неверович А.Д. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. -М.: Педагогика, 1986-172с.

7. Изард К. Эмоции человека М.: Просвещение, 1980-180с.

8. Изард К. Психология эмоций.- СПб.:, 2000. -430с.

9. Изотова Е.И. Влияние эмоциональных представлений на психическое развитие детей дошкольного возраста: /автореф. дисс. канд. психол. наук М., 1994-15с.

10.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика М.: Академия, 2004-288с.

11.Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы М.: Просвещение, 1980-120с.

12.Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива; система личных взаимоотношений.- Минск: Асвета, 1984-250с.

13.Крылова Н. Иванова В. Детский сад - дом радости. Средняя группа детского сада. Пермь, 1991-85с.

14.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции М.: Высшая школа, 1971-430с.

15.Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1988-398с.

16.Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника //Дошкольное воспитание, 1994 №3 С.4-6

17.Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива М.: Знание, 1978-48с.

18.Маурер О. Изучение теории и поведения. - Нью-Йорк. 1960. - С. 307.

19.Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие специальности. М., 1981-180с.

20.Мельникова Н.В., Канунников Р.И. Эмоциональная сфера старшего дошкольника. Шадринск: Исеть, 2003-100с.

21.Ониани Т.Н. Нейрофизиология мотивации, памяти и цикла бодрствование-сон, Тбилиси: 1985-250с.

22.Платонов К.К. Психология и философия М.: Просвещение, 1972-250 с.

23.Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Просвещение, 1977-240с.

24.Программа «Развитие» (основные положения) М., 1994-80с.

25.Радуга: программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду М., 1990-120с.

26.Ренс З. Психология развития. Психическое развитие ребенка и влияние среды,- СПб.: 2001- С. 3

27.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие М.: ВЛАДОС, 1996-259с.

28.Рудик П.А. Психология. Краткий курс М.: Физкультура и спорт., 1967-320с.

29.Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965-75с.

30.Симонов П.В. Мотивированный мозг -М.: Медицина, 1987-250с.

31.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989. - С.7.

32.Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности М.: Наука, 1971-240с.

33.Щетинина А.М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста: монография. -Новгород: Нов ГУ, 2003-124с.

34.Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста и пути ее развития и коррекции в условиях системы дошкольного воспитания. /сост. Ораничева Л.И. -Комсомольск на Амуре: Изд-во пед. университета, 2003-83с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: