Анализ результатов исследования формирования двигательных навыков у школьников с ограниченными физическими возможностями опорно-двигательного аппарата




 

С точки зрения биомеханики, резкие изменения веса и роста в сенситивные периоды провоцируют расстройство функции равновесия, которое приводит к нарушениям осанки. И.С. Красикова (2001) и Т.Ю. Крукович (2004) считают, что интенсивное изменение в весо-ростовых показателях, связанное с возрастными особенностями развития школьников в онтогенезе, соотносится с изменением параметров регуляции положения тела в пространстве. Так, в частности, авторами обнаружено, что относительно интенсивное изменение весо-ростового индекса в период полового созревания у школьников соотносится с ухудшением регуляции положения тела в пространстве и, как следствие, создает риск нарушения осанки.

Половые различия проявляются в гетехронности нарастания массы тела. В 8 лет у мальчиков отмечается тенденция к большему увеличению массы тела относительно девочек. В 12 лет наблюдается скачок массы тела у девочек, которые теперь опережают мальчиков.

 

Таблица 2. Сравнение антропометрических показателей учащихся с нормальной и нарушенной осанкой в 7-12 лет

Возраст (лет) Показатель Средние значения
    Дети с нарушением осанки (после коррекционной программы) Дети с нарушением осанки (до коррекционной программы) Уровень достоверности отличий
7 лет Вес 24,6 24,3 0,701
  Рост 122,1 124,5 0,010
8 лет Вес 26,7 26,3 0,480
  Рост 127,3 129,4 0,005
9 лет Вес 29,0 28,2 0,419
  Рост 132,7 133,5 0,288
10 лет Вес 31,3 30,7 0,399
  Рост 137,9 138,6 0,291
4 лет Вес 34,9 34,8 0,84
  Рост 143,0 144,3 0,044
12 лет Вес 40,2 39,7 0,560
  Рост 149,4 151,6 0,003

 

В литературе имеются указания на пикообразную интенсивность увеличения роста в канун полового созревания. Так, Л.И. Мазур, О.В. Щербицкая (2005) отмечают дисгармоничность развития к 4 годам за счет ростового скачка. По данным А.Я. Абдрахманова (1999), у девочек высокий уровень прироста имеет место в 4-13 лет, у мальчиков - в 14-15 лет. Дети, имеющие нарушения осанки, были выше своих сверстников в среднем на 2 сантиметра, эта закономерность повторялась во всех возрастных подгруппах. У них отмечалась явная тенденция к более низкому весу (табл. 2). Для всех возрастных подгрупп школьников с нарушениями осанки был характерен более низкий индекс Кетле, особенно в 7-8 лет (табл.3).

 

Таблица 3. Сравнительные показатели индекса Кетле в 7-12 лет

Возраст (лет) Дети с нарушением осанки (после коррекционной программы) Дети с нарушением осанки (до коррекционной программы) Достоверность отличий
7 лет 16,0 15,2 0,06
8 лет 16,2 15,5 0,02
9 лет 16,2 15,7 0,15
10 лет 16,4 15,9 0,12
4 лет 12,4 16,5 0,34
12 лет 18,2 12,2 0,12

 

Индекс массы тела Кетле (англ. body mass index (BMI), ИМТ) - величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и, тем самым, косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной. Важен при определении показаний для необходимости лечения.

Таким образом, анализ антропометрических показателей позволяет нам выявить периоды роста, в которые наиболее вероятен риск нарушений осанки. К ним можно отнести период 4-15 лет, связанный с выраженной прибавкой массы тела для детей обоих полов. Для мальчиков критическими периодами выступают также 10 и 14 лет, когда происходит более выраженное увеличение длины тела.

В литературе приводятся данные о связи нарушений осанки и физического развития школьников, определяемого на основе весо-ростовых соотношений. С.В. Романовой (2004) было зафиксировано отставание в физическом развитии школьников 7 лет с нарушениями осанки. Результаты исследования позволяют утверждать, что подавляющее большинство школьников находятся в зоне риска нарушения осанки вследствие недоразвития таких двигательных качеств, как координация (ловкость), быстрота и гибкость. Показатели ловкости (координации) наиболее резко отличаются от таковых у здоровых сверстников в 8-9 лет, хотя тенденция прослеживается и в остальных возрастных подгруппах (табл. 4).

 

Таблица 4. Сравнительные показатели развития основных двигательных качеств

Показатель Средние показатели
  Дети с нарушением осанки (после коррекционной программы) Дети с нарушением осанки (до коррекционной программы) Уровень достоверности отличий
Быстрота (разы) 34,78 34,47 0,06
Гибкость (см) 6,88 8,92 0,000
Ловкость (координация) (сек) 9,77 9,25 0,005

 

Иными словами, недоразвитие ловкости у детей с нарушениями осанки сочетается с повышенной гибкостью и сниженной быстротой движения. При высоком росте эти дети обладают повышенной гибкостью на фоне сниженной способности координировать свои движения и замедленных двигательных актов. Это сочетание подтверждает правомочность рассмотрения нарушений осанки с биомеханической точки зрения, как форму сохранения равновесия.

Таким образом, мы можем констатировать, что уровень риска нарушений осанки высок для всей популяции школьников за счет недостаточного развития мышц передней брюшной стенки.

Однако в нашем исследовании мы не обнаружили взаимосвязи силовой выносливости основных групп мышц и нарушений осанки. Действительно, дети, имеющие нарушения осанки, обладали менее выносливыми мышцами передней брюшной стенки (табл.5). Но эти различия достигали уровня достоверности только в отдельные возрастные периоды и не коррелировали с нарушениями осанки. Так, достоверно более низкие показатели силовой выносливости мышц брюшного пресса были характерны для 4-летних школьников, в остальных возрастных подгруппах можно говорить лишь о некоторых неявных тенденциях.

 

Таблица 5. Сравнительные показатели силовой выносливости мышц брюшного пресса (в сек.)

Возраст (лет) Дети с нарушением осанки (после коррекционной программы) Дети с нарушением осанки (до коррекционной программы) Достоверность отличий
7 лет 6,89 5,03 0,18
8 лет 7,01 8,34 0,14
9 лет 7,01 8,34 0,14
10 лет 10,66 9,78 0,43
11 лет 15,21 4,84 0,02
12 лет 16,76 15,09 0,29

 

Мы проанализировали связь плоскостопия и нарушений осанки. В нашем исследовании патология стопы отмечалась у 18% учащихся.

 


Таблица 6. Сравнительные показатели силовой выносливости мышц плеча (в сек.)

Возраст (лет) Дети с нарушением осанки (после коррекционной программы)Дети с нарушением осанки (до коррекционной программы)Достоверность отличий      
7 лет 27,51 12,71 0,56
8 лет 24,83 24,63 0,92
9 лет 24,83 24,63 0,92
10 лет 29,30 28,52 0,74
11 лет 25,43 21,54 0,03
12 лет 28,56 30,15 0,47

 

Таблица 7 Сравнительные показатели силовой выносливости мышц ног (в сек.)

Возраст (лет)Дети с нарушением осанки (после коррекционной программы)Дети с нарушением осанки (до коррекционной программы)Достоверность отличий      
7 лет 38,88 38,74 0,98
8 лет 32,57 39,09 0,23
9 лет 32,57 39,09 0,23
10 лет 44,40 63,57 0,00
11 лет 58,64 78,40 0,00
12 лет 58,62 69,37 0,02

 

Среди детей с уплощением свода стопы 46,3% имели сопутствующие нарушения осанки: 33,7% - искривление позвоночника во фронтальной плоскости, 7,9% - в сагиттальной плоскости и еще 4,7% - комбинированное искривление во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Среди детей с двусторонним плоскостопием нарушения осанки имели 53,2% обследованных: 37,6% - искривление позвоночника во фронтальной плоскости, 9,2% - в сагиттальной плоскости и еще 6,4% - комбинированное искривление во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Среди детей с односторонним плоскостопием нарушения осанки имели 35,2% обследованных: 31,2% - искривление позвоночника во фронтальной плоскости, 3,0% - в сагиттальной плоскости и еще 1,0% - комбинированное искривление во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Среди детей с нормально сформированным сводом стопы искривление позвоночника было обнаружено у 46,6%: во фронтальной плоскости - 31,9%, в сагиттальной плоскости - 13,1% и комбинированное искривления во фронтальной и сагиттальной плоскостях -1,6% обследованных. Иными словами, только двустороннее плоскостопие было связано с нарушением осанки, причем достоверно чаще оно сопровождалось искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, но не было связано с искривлением в сагиттальной.

В нашем исследовании обнаружена прямая связь между нарушениями осанки и семейной ситуацией, в которой воспитывается ребенок. Фактором риска выступает неполная семья и, как ни странно, высшее образование матери. С точки зрения школьников, имеющих нарушения осанки, семейная среда враждебна, кроме того, отцы не проявляют к ним интереса, а матери непоследовательны в своих требованиях (табл. 8).

 

Таблица 8. Сравнительные показатели детско-родительских отношений (в баллах)

Шкала Дети с нарушением осанки (после коррекционной программы) Дети с нарушением осанки (до коррекционной программы) Достоверность отличий
Отношения с отцом
Шкала позитивного интереса 15,2 13,0 0,03
Шкала директивности 9,3 9,3 0,65
Шкала враждебности 4,1 4,6 0,00
Шкала директивности 10,6 10,6 0,83
Шкала непоследовательности 8,4 8,6 0,19
Отношения с матерью
Шкала позитивного интереса 15,6 15,3 0,26
Шкала директивности 4,1 4,3 0,23

 


Причем результаты исследования эмоционально-личностных особенностей школьников с нарушениями осанки подтвердили, что высокий уровень тревожности происходит из семейной ситуации, так как уровень тревожности в отношениях с учителями у них достоверно ниже, чем у здоровых сверстников (табл. 9).

 

Таблица 9. Сравнительные показатели тревожности (в баллах)

Шкала Дети с нарушением осанки (после коррекционной программы) Дети с нарушением осанки (до коррекционной программы) Достоверность отличий
Общая тревожность 44,1 44,2 0,97
Школьная тревожность 12,0 12,1 0,92
Самооценочная тревожность 10,5 4,3 0,01
Межличностная тревожность 10,6 4,3 0,04
Магическая тревожность 9,4 10,0 0,13
Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,5 2,4 0,00

 

В немногочисленных исследованиях, посвященных психологическим особенностям детей с нарушениями осанки, описывается сниженный уровень самооценки. По нашим данным, общая самооценка младших школьников с нарушением осанки не отличается от таковой у здоровых сверстников, более того, они достоверно выше оценивают себя по отдельным параметрам: «Учеба», «Дружба», «Ум», «Настроение», «Уверенность». Исключение составляет шкала «Здоровье», по которой показатели ниже, но не достоверно (табл.4). В 5-м классе самооценка по шкалам «Красота» и «Уверенность» снижается до уровня здоровых детей, но повышается самооценка по шкале «Здоровье». В 6-м классе достоверно выше самооценка по шкале «Счастье», остальные шкалы сравниваются со здоровыми сверстниками. Начиная с 7-го класса, самооценка детей с нарушениями осанки не имеет достоверных отличий от популяционной, тем не менее, во всех возрастах сохраняется тенденция к ее завышению.

 

Таблица 10. Сравнительные показатели самооценки учащихся 1-4 классов (в баллах)

Шкала Дети с нарушением осанки (после коррекционной программы) Дети с нарушением осанки (до коррекционной программы) Достоверность отличий
Самооценка счастья 72,0 80,9 0,000
Самооценка ума 65,9 76,8 0,000
Самооценка характера 67,6 71,2 0,037
Самооценка уверенности 67,3 73,6 0,000
Самооценка здоровья 82,1 77,5 0,832
Самооценка общительности 77,3 82,1 0,007
Самооценка красоты 69,3 74,0 0,021
Общий уровень самооценки 72,0 76,7 0,221

 

Из всех форм нарушения осанки только выраженный кифоз сочетается с пониженной самооценкой, и то по одной шкале - «Ум». В случае сочетания кругло-вогнутой спины и деформации грудной клетки в форме куриной груди для подростков характерны низкое сопротивление стрессу и связанный с ним страх ожиданий от окружающих.

Сглаживание физиологических изгибов позвоночника (плоская спина) у детей достоверно связано с повышенным индексом агрессивности, в частности, косвенной агрессией. Наиболее фатально это сочетание проявляется при непоследовательной воспитательной позиции матери. 90,9% детей, воспринимающих материнскую воспитательную позицию как непоследовательную, имеют плоскую спину и повышенный уровень косвенной агрессивности.


Выводы

 

Начальная школа - ответственный этап в формировании человеческой личности, критический период развития ребенка. В это время закладываются основы будущего физического и психического здоровья учащихся. Одним из эффективных и действенных факторов в формировании педагогом личности младшего школьника служит его физическое воспитание.

Физическое воспитание школьников - объект особого внимания всех цивилизованных государств и обществ (М.Дубовис, Н.Мацкевич, Z. Chromiсski, A.Valiani).

Детям, подверженным судорожным припадкам, необходимо четко разъяснить, насколько занятия спортом могут повысить вероятность припадков или спровоцировать их. Поэтому принципиально важно избегать выполнения круговых движений, гимнастических упражнений на снарядах (например, лазание по канату). При наличии внутренних заболеваний или сложных форм нарушений в развитии ребенка врачи должны установить с родителями объем спортивных занятий, а родители должны обсудить этот вопрос с лечащим врачом.

Изучение проблемы нарушения осанки с холистических позиций позволяет осознать возможные причины неэффективности современных мер профилактики и коррекции.

1. Не умаляя значимости биологических факторов риска нарушения осанки, мы должны больше внимания уделять биомеханическим и психологическим проблемам, формирующим привычную позу ребенка.

2. Для ликвидации результатов нарушения равновесия, связанного с изменением конфигурации тела, на фоне интенсивного роста ребенка, необходимо активно развивать такие двигательные качества, как координация и быстрота движений, силовая выносливость мышц брюшного пресса.

. Обнаруженные нами закономерности подтверждают, что психологические особенности подростка значимо отражаются на привычной для него позе, и, следовательно, могут участвовать в формировании осанки.

. Поза, сформированная вследствие конституциональных или иных особенностей подростка, может влиять на его личностное благополучие.

. Пока мы не можем обсуждать причинно-следственные связи, но даже признание вклада психологических проблем в формирование осанки позволит сделать профилактику ее нарушений более эффективной.

 


Список используемой литературы

 

1. Балаев A.A. Активные методы обучения/А.А Балаев//- М.: Изд-во Профиздат, 1986. - 52 с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого/В.К Бальсевич//- М.: Изд-во «Физкультура и спорт», 1988. - 208 с.

. Бальсевич В.К. Физическая культура. Молодежь и современность/В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева//Теория и практика физической культуры. 1993. - № 4. -2-7 с.

. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека/В.К. Бальсевич//Теория и практика физической культуры 1990 - № -1. -22-24 с.

. Булич, Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах [Текст]:/Э.Г. Булич.-М.: Изд-во «Высшая школа», 1986. 255 с.

. Бушма, Т.В. Активные методы обучения в формировании познавательного интереса к студентов вузов к теоретическим знаниям [Текст]:.: дисс. канд. пед. наук/Т.В. Бушма. Санкт- Петербург, 2003.- 180 с.

. Ванек, М. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсменов [Текст]:/М. Ванек, В. Гошек//Психология и современный спорт. 1982.-№ 10.-С. 43-44с.

. Виленский, М.Я. Студент как субъект физической культуры [Текст]:/М.Я. Виленский//Теория и практика физ. культуры,- 1999. №10 - С.2-5.

. Вишневский, В.А Физические упражнения в регуляции вегетативного баланса [Текст]:/В.А Вишневский//Теория и практика физической культуры 2005, №5.- С.63.

. Власов, A.A. Организационно-педагогические основы физического воспитания Текст]: дисс. канд. пед. наук/A.A. Власов. Малаховка, МОГИФК, 1991- 191с.

. Волков, И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов [Текст]:/И.П. Волков СПб.: Питер, 2002 - 384 с.

. Востоков В.Ф. Тайны Тибетской медицины/В.Ф. Восто-ков//СПб.: Изд-во «Союз», 1999. - 220 с.

. Выготский JI.C. Психология развития как феномен культуры/Л.С. Выготский//- СПб.: Изд-во «Союз», 1996. - 224с.

. Выдрин В.М. Физическая культура/В.М. Выдрин, Б.К. Зыков, А.В Лотоненко//Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991.- 124 с.

. Гагонин С.Г. Развитие теории и практики физической культуры путем обобщения опыта боевых искусств Востока: автореф. дис. докт. пед. наук/С.Г. Гагонин//СПбГАФК, 1999. - 43 с.

. Горбунов Г. Д. Современная практика психологической подготовки спортсмена/Г. Д. Горбунов//Теория и практика физической культуры. -1979. -№ 12-5-7 с.

. Гошек В. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности: психология и современный спорт/В. Гошек//М. Ванек, Б. Свобода/М.: Физкультура и спорт, 1973. - 272 с.

. Григорьянц И.А. Опыт моделирования соревновательных действий в условиях идеомоторной тренировке//Теория и практика физической культуры. 1975. - №8. - 55-57 с.

. Гуревич И.А. Триста соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практическое пособие/И.А. Гуревич//- Минск: Изд-во Высшая школа, 1994.-319 с.

. Джавэн Мао. Оздоровительная китайская гимнастика/Мао Джавэн//Пер.с анг. Е. Гупало. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.- 126 с.

. Дмитриев A.A. Физическая культура в специальном образовании/A.A. Дмитриев//Л.: Академия, 2002. - 126 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: