Чем отличается казахстанское поколение Y и Z?




Динара Абдирова

- Когда мы в школе учились, не надеялись на телефоны, не заглядывали в «Знания», делая домашнее задание (прим. автора znanija.com –сайт для школьников, помогающий решать задачи по математике). Пытались самостоятельно находить выход.

Мой старший брат с тоской в глазах посмотрел на своего 12-летнего сына, который даже не воспринимал его слова всерьёз. Он был увлёчен более важным делом, строчил Вконтакте «отличнице» с просьбой помочь ему с математикой. Школьник сделал две попытки решения задачи и сдался. Хотя, возможно, мог бы постараться.

В этот момент, мне показалось, что мой брат, мужчина тридцати шести лет, который слегка сутулясь стоял на кухне, облокотившись на стол и держал в руках кружку чая уже постарел, говорит словами дедушек и бабушек: а ведь в наше время было… Остальные слова в вашей голове уже сложились пазлом.

Спор двух разных поколений о временах – это классика жанра. Старшие с грустью вспоминают эпоху вне Сети, Youtube и наставляет младших не тратить своё драгоценное время на переписки во ВКонтакте и видосики в Инстраграмме. Но, своими нравоучениями представители поколения Х больше обращаются к центиалам, или поколению Зет. А между ними есть и другое общество – миллениалы: люди, родившиеся в середине восьмидесятых и до начала девяностых. Те, чья ранняя взрослость пришлась на рубеж веков, на 2000 год. Сегодня это вполне взрослые люди, которые сами являются родителями, а некоторые из них занимают руководящие посты, но всё-же время от времени заходят на страницы социальных сетей и в месяц загружают хоть какую-нибудь фотографию. Однако за столом в окружении таких же миллениалов хоть один раз повторяют заезженную фразу: «помните, как было в наше время…».

 

Кто есть кто?

Про теорию поколений я слышала на паре деловой коммуникации ещё во время обучения на бакалавриате. Темой занятия было что-то другое, однако мой одногруппник намеренно затронул битву поколений. Так бывает, когда все сидящие в аудитории студенты не хотят слушать скучную лекцию, и начинают обсуждать своё, завлекая в дисскусию преподавателя. «Вообще, теория поколений появилась в начале 1990-х годов в американском обществе. Она говорит о том, что примерно каждые двадцать лет рождаются другие, которым присущи особые интересы, идеалы и ценности. Было поколение бэби-бумеров, потом Х, миллениалов и сейчас Z»,-начала вводить нас в теорию наш преподаватель. Себя Светлана Михайловна отнесла к Иксам, мы же, все 12 студентов были цифровым поколением. Центениалы или поколение Z — это люди, родившиеся от середины девяностых до настоящего момента (хотя относительно верхней границы поколения Z нет) - сейчас им от 15 до 25 лет.

 

В технологиях нет лидеров.

 

Центиалы в Казахстане мало чем отличаются от своих сверстников со всего мира. Разве что внешними данными, а так всё как у других. Вот, в универовской столовой сидит типичный представитель поколения Z: модная стрижка, наушники в ушах, в которых играет песня Элджея или Оксимирона, и обедает он исключительно с телефоном, даже если окружён людьми, пролистать ленту, написать собеседнику в социальных сетях он обязательно успеет. Впрочем, я сама также делаю, и отношусь к Z. А напротив парня-центиала рядом с табличкой «место для преподавателей» обедает Мадина Булатовна, представительница миллениала. Ей примерно лет 30, работает она на факультете журналистики и за время ланча ни разу не заглянула в смартфон, а что-то горячо обсуждала с секретарём нашей кафедры. Мадина Булатовна - доктор PhD, год назад получила степень в астанинском Евразийском национальном университете им. Л.Н.Гумилёва и вернулась преподавать в родной университет, где окончила бакалавриат. Она для студентов «своя», которая без проблем отпустит с занятий работающих и примет задания, несмотря на истечение дедлайна. Помню, на последнем семинарском занятий на четвёртом курсе, мы затронули тему технологий. Тогда она сказала, что мы, дети конца девяностых никак не продвинулись хотя бы на шаг от миллениалов. А это значит, что казахстанское поколение Z лучше дружит с технологиями и гаджетами, чем старшее поколение, но не настолько глубоко ими пользуется. Несмотря на моду в сфере программирования, IT-специальности, некоторые молодые люди, глубоко изучающие кодирование, data science, цифровые технологии, к сожалению, остаются маргинальной частью. Одним словом, поколение Z нельзя назвать digital native, людьми, которые с рождения пользуются новыми технологиями и неплохо в них разбираются. Они скорее digital immigrants, как и миллениалы, и люди старшего поколения, только учатся и погружены не так глубоко. Они пользуются смартфонами, но не умеют полноценно или глубоко пользоваться многими софтами, не говоря о том, что большинству не интересны программирование, робототехника, искусственный интеллект или большие данные. Поэтому наше поколение Z - это совсем не цифровое поколение, как принято считать в развитых странах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: