РАННИЙ ВОЗРАСТ (1,5-3 года).
Диагностика развития ребенка (1,5-3 года)
Диагностика развития ребенка проводилась по следующим методикам.
При исследовании фиксируются понимание инструкций, быстрота, точность выполнения, адекватность действий, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на неуспех.
ЦВЕТОВОЙ ГНОЗИС
(4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый).
Нормативы:
- сличение - от 1,5 - 2 лет;
- выбор названия - в 2 - 3 года;
- самостоятельное название - в 2,5 - 3 года.
Пример инструкций:
1) -Положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесток;
2) -Покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?;
3) -Назови, какого цвета этот цветок?
Аналогично предъявляются другие задания.
ФОРМА
Нормативы:
- сличение - от 1,5 - 2 лет;
- выбор названия - 2 года;
- самостоятельное название - в 3 года.
Пример инструкций:
1) «Дай такую же» (форма и цвет совпадает);
2) «Покажи, где кубик?»
3) «Назови форму».
ПРЕДМЕТНЫЙ ГНОЗИС
Инструкция:
1) «Покажи, где нарисован...?»;
2) «Что нарисовано?» или «Что это?»
Нормативы:
- в 1,5 - 2 года называет 4-5 картинок;
- в 2,5 года называет многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель;
- в 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.
МЕТОДИКА «ВЫБОР ПО ОБРАЗЦУ» (парные картинки)
Методика предъявляется детям, начиная с 1,5 - 2 лет.
Нормативы:
- выбор из 2 картинок - в 2 года;
- выбор из четырех картинок - в 3 года.
Детям старше 4-х лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.
КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРАКСИС
Методика «Разрезные картинки»
Нормативы:
- разрезная картинка из 2-х фрагментов - 2,5-3 года;
- разрезная картинка из 3-х фрагментов - 3 - 3,5 года.
Ход обследования
Ребенку предлагают соединить разъединенные части картинки, чтобы получилась целая. Возможен предварительный показ.
Анализ результатов:
1) совершает нецеленаправленные действия;
2) соединяет части без анализа полученного целого;
3) прикладывание с разворотами;
4) зрительное соотношение частей без прикладывания.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ПОДРАЖАНИЮ
Методика предлагается детям 2,5 - 3 лет.
Конструирование по образцу предлагается ребенку старше 4-х лет, при этом экспериментатор меняет расположение фигур за экраном и просит воспроизвести.
Анализ результатов:
1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3-х лет является неадекватным);
2) подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, величины и пространственного расположения;
3) сопоставление и исправление ошибок;
4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;
5) самостоятельный анализ образца и воспроизведения.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС
Пример инструкций: «Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».
Нормативы:
-2,5 - 3 года - понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1 - 2 заданиях, легко исправляется;
- 3,5 - 4 года - выполняет все задания.
ДИАГНОСТИКА СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Складывание пирамидки
Нормативы:
снимает кольца с пирамидки - в 1 год;
собирает пирамидку без учета величины - 1,5-2,5 года;
собирает пирамидку с учетом величины и установки на результат без проб и примеривания, работая зрительным соотношением - 3 - 3,5 года.
Вспомогательная инструкция:
«Выбирая самое большое кольцо и надевая его на стержень...»
Неадекватным считается закрывание стержня колпачком до нанизывания колец. Фиксируется также обучаемость и эффективность принятия помощи со стороны экспериментатора.
Разбор и складывание матрешки.
Нормативы:
- 2,5 года - двусоставную матрешку;
- 3 - 3,5 года - складывает трех-четырехсоставную матрешку.
Анализ результатов:
1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху и гремит, берет в рот и др.);
2) простое манипулирование предметом (специфическая манипуляция);
3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой или, наоборот, при этом использует силу (вдавливание), не учитывая свойств предмета);
4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);
5) примеривание (ребенок еще не может соотнести на расстоянии и подносит предметы друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);
6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).
Дети 3-х лет сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов
к 3 годам свидетельствует о нарушении психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.
Методика «ВКЛАДЫШИ».
Анализ результатов:
1) неспецифические манипуляции (использование вкладышей не по назначению; неадекватные действия);
2) специфические манипуляции (познавательные);
3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша);
4) хаотичная проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);
5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибочных проб с нахождением окончательного решения);
6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем соотнесения друг к другу);
7) зрительное соотнесение (правильное решение задачи на основании только зрительного анализа).
До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3-м годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5 - 3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.
Методика «ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК» (А.А.Венгер, Г.Л.Выгодская, Э. И. Леонгард)
Допускается оказание помощи.
Анализ результатов.
До 3-х лет допускается силовая проба.
В 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.
Ребенок действует силой, т.е. толкает фигуры в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру. Пробы: ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру; примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотнести формы зрительно на расстоянии. Поэтому он прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладывается к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг - к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга. Зрительное соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.
ЗАДАНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ БЫТА (по О. В. Баженовой)
- 2 года - запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу: каждую страницу отдельно; сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий;
- 2,5 года - подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
- 3 года - подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре играет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.