по дисциплине «История медицины»




Курса педиатрического факультета

По дисциплине «История медицины»

(весенний семестр, 2019-2020 учебный год)

 

Темы Дата Лектор
  Медицина в Московском государстве (XV-XVII вв.). Медицина Нового времени в Европе и России: развитие медико-биологического направления (общая биология и генетика, анатомия, гистология, общая патология, микробиология) 17.02 Профессор Алексеевская Т.И.
  Клиническая медицина Нового времени в Европе и России (внутренние болезни, физиология, инфекционные болезни и эпидемиология, педиатрия, акушерство и гинекология) 02.03 Доцент Душина Е.В.
  Клиническая медицина Нового времени в Европе и России (хирургия, асептика и антисептика). Развитие общественной медицины. 16.03 Доцент Душина Е.В.
  Основные достижения отечественной медицины XX столетия. 30.03 Доцент Душина Е.В.

 

 

Куратор – доцент кафедры общественного

здоровья и здравоохранения, к.м.н. Душина Е.В.


УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой, д. м. н.,

профессор Гайдаров Г.М.

_____________________

«___» ______________ 2020г.

Тематический план практических занятий для студентов

Курса педиатрического факультета

по дисциплине «История медицины»

(весенний семестр, 2019-2020 учебный год)

 

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ. Тема: Медицинское дело и медицинское образование в России в XVIII веке (часть 1).

ВОПРОСЫ:

1. Общественно–экономические сдвиги в России в XVIII веке.

2. Реформы Петра I. Роль медицинского образования в развитии медицины в России. Основание военных госпиталей и открытие первой госпитальной школы в Москве (1707 г.).

3. Роль Н. Л. Бидлоо в подготовке русских врачей: научно-практический характер преподавания.

4. Открытие Академии Наук в Петербурге (1724 г.) и Императорского Московского Университета (1755 г.)

5. Влияние М.В.Ломоносова на развитие естествознания и медицины.

ДОКЛАДЫ:

1. Реформы Петра I в области медицины, медицинского образования.

2. Роль Н. Л. Бидлоо в подготовке русских врачей.

3. Вопросы медицины в трудах М.В. Ломоносова.

 

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ. Тема: Медицинское дело и медицинское образование в России в XVIII веке (часть 2).

ВОПРОСЫ:

1. Основные достижения отечественной медицины XVIII в.

2. С.Г. Зыбелин – первый русский профессор медицинского факультета Московского Университета.

3. Н.М. Максимович—Амбодик – автор первого русского оригинального учебника по акушерству "Искусство повивания или наука о бабичьем деле" (1786 г.).

4. Д.С.Самойлович – основоположник русской эпидемиологии. Меры борьбы с эпидемиями в России: натуральной оспой, чумой, сибирской язвой.

ДОКЛАДЫ:

1. С.Г. Зыбелин – первый профессор на медицинском факультете Московского университета.

2. Н.М. Максимович-Амбодик – основоположник акушерства, гинекологии, педиатрии.

3. Д.С. Самойлович – основоположник отечественной эпидемиологии.

ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ. Тема: Медицина конца XVIII-начала XIX века в Западной Европе (часть 1).

ВОПРОСЫ:

1. Великие открытия в области естественных наук и их влияние на медицину (Лавуазье, Ч. Дарвин, Г. Шванн, М. Шлейден)

2. Развитие нормальной и патологической анатомии (Д. Морганьи, К. Биша, К. Рокитанский, Р. Вирхов)

3. Зарождение и развитие микробиологии (А. Левенгук, Э. Дженнер, Л. Пастер, Р. Кох, Д. Листер)

ДОКЛАДЫ:

1. История оспопрививания и других методов иммунизации.

2. Л. Пастер – основоположник микробиологии.

3. История асептики и антисептики. Д. Листер.

 

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ. Тема: Медицина конца XVIII-начала XIX века в Западной Европе (часть 2).

1.Развитие внутренней медицины. Первые методы и приборы физической диагностики. Перкуссия и аускультация. Л. Ауэнбруггер – основоположник метода перкуссии. Ж. Корвизар. (1808). Р. Лаэннек – "О посредственной аускультации" (1819)

2. История открытия и применения наркоза: Х.Деви, У.Мортон, Дж.Уоррен, Ч.Джексон, Д.Симпсон.

ДОКЛАДЫ:

1. Первые методы и приборы физического обследования (Д.Фаренгейт, А. Цельсий, Л.Ауэнбруггер, Р.Лаэннек).

2. История открытия наркоза.

ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ. Тема: Медицина в России в первой половине XIX века (часть 1).

ВОПРОСЫ:

1. Общая характеристика периода: Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825г.

2. Развитие анатомии и хирургии. Важнейшие представители анатомо-хирургической школы: И.Ф. Буш, И.В. Буяльский, П.А. Загорский, Е.О. Мухин, Н.И. Пирогов, Ф.И. Иноземцев.

ДОКЛАДЫ:

1. Н.И. Пирогов – его мировоззрение, вклад в развитие анатомии и хирургии.

2. Развитие анатомии в первой половине XIX века в России (П.А. Загорский, И.В. Буяльский).

3. Развитие хирургии в первой половине XIX века в России (Е.О. Мухин, Н.И Пирогов).

ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ. Тема: Медицина в России в первой половине XIX века (часть 2).

ВОПРОСЫ:

1. Зарождение клинической медицины. М.Я. Мудров: основные труды, их значение для развития медицины, этические нормы в трудах М.Я Мудрова.

2. А.М. Филомафитский и развитие экспериментальной физиологии в России.

3. Роль русских учёных в создании учения о наркозе: Н.И. Пирогов, Ф.И. Иноземцев, А.М. Филомафитский и др.

ДОКЛАДЫ:

1. М.Я. Мудров – основоположник клинической медицины в России, врачебная этика в его трудах.

2. А.М. Филомафитский и его заслуги в развитии отечественной физиологии.

3. Роль русских учёных в создании учения о наркозе: Н.И. Пирогов, Ф.И. Иноземцев, А.М. Филомафитский и др.

 

СЕДЬМОЕ ЗАНЯТИЕ. Тема: Медицина во второй половине XIX века в Западной Европе и России

ВОПРОСЫ:

1. Основные теории медицины: гуморальная, целлюлярной патологии, нейрогенная. Основоположники теорий и их значение для развития медицины.

2. Земская медицина и санитарная статистика в России. Основоположники земской медицины и санитарной статистики: Е.А. Осипов, Ф.Ф. Эрисман, М.С. Уваров, Н.И. Тезяков и др.

3. Роль С.П. Боткина, Г.А. Захарьина, А.А. Остроумова в развитии отечественной медицины.

4. Роль Т. Бильрота, Г. Кохера, Н.В. Склифосовского, А.А. Боброва, П.И. Дьяконова в развитии хирургии.

5. Учение И.М. Сеченова о психической деятельности человека.

ДОКЛАДЫ:

1. Основные теории медицины (гуморальная, целлюлярной патологии, нейрогенная): основоположники теорий и их содержание.

2. Организация земской медицины и санитарной статистики в России.

3. И.М. Сеченов – крупнейший физиолог России.

4. Н.В. Склифосовский, его роль в развитии хирургии в России.

5. С.П.Боткин – создатель крупнейшей в России терапевтической школы.

 

ВОСЬМОЕ ЗАНЯТИЕ. Тема: Медицина XX века

ВОПРОСЫ:

1. Научно-технический прогресс и его влияние на развитие медицины: новые методы диагностики, профилактики и лечения в области терапии и хирургии (рентген, радиодиагностика, электронная микроскопия и др.).

2. Основные принципы становления советской медицины. Создание Наркомздрава РСФСР. Первые организаторы здравоохранения Н.А. Семашко, З.П. Соловьёв.

3. И.П. Павлов – величайший ученый мира и крупнейший физиолог ХХ столетия.

4. Принципы советской медицины.

5. Медицина в годы Великой отечественной войны в России

6. История международного сотрудничества в области здравоохранения (Международный Красный Крест, Всемирная организация здравоохранения и др.)

7. Эмблемы медицины.

ДОКЛАДЫ:

1. Основные принципы становления советской медицины.

2. Н.А. Семашко, З.П. Соловьев – теоретики и организаторы российского здравоохранения, основоположники социальной гигиены.

3. И.П. Павлов – величайший ученый мира и крупнейший физиолог ХХ столетия.

4. Медицина в годы Великой отечественной войны.

5. История международного сотрудничества в области здравоохранения (Международный Красный Крест, Всемирная организация здравоохранения и др.)

6. Эмблемы медицины.

 

 

ДЕВЯТОЕ ЗАНЯТИЕ. Тема: История развития педиатрии.

1. Особенности развития педиатрической науки и практики в эпоху Древнего мира, Средние века, Нового и Новейшего времени.

2. Основоположники отечественной педиатрии: Н.П. Гундобин, Н.Ф. Филатов, С.Ф. Хотовицкий, М.С. Маслов, А.А. Кисель, Г.Н. Сперанский

ДОКЛАДЫ:

1.Становление педиатрии как самостоятельной области медицины.

2. Н.П. Гундобин – основоположник петербургской педиатрической школы.

3. Н.Ф. Филатов – выдающийся отечественный педиатр.

4.С.Ф. Хотовицкий – основоположник научной педиатрии.

5. М.С. Маслов, А.А. Кисель, Г.Н. Сперанский – выдающиеся врачи-педиатры.

 

ДЕСЯТОЕ ЗАНЯТИЕ. Тема: Развитие медицины и здравоохранения в Восточной Сибири.

ВОПРОСЫ:

1. Общая характеристика развития Восточной Сибири в XVII-XIX веках.

2. Медицинская помощь населению г. Иркутска в XVIII-XIX веках.

3. Роль политических ссыльных в развитии медицины и здравоохранения в Сибири.

4. Общество врачей Восточной Сибири, его роль в развитии медицины и здравоохранения.

5. Вклад Н.И. Кашина и Н.А. Белоголового в науку, в развитие медицины и здравоохранения Восточной Сибири

6. Роль Иркутского государственного медицинского университета в развитии здравоохранения Иркутской области

ДОКЛАДЫ:

1. Общество врачей Восточной Сибири, его роль в развитии медицины и здравоохранения в Восточной Сибири.

2. Роль политических ссыльных в развитии медицины и здравоохранения в Восточной Сибири.

3. Н.И. Кашин, его вклад в науку, в развитие медицины и здравоохранения Восточной Сибири.

4. Н.А. Белоголовый – выдающийся врач, писатель, общественный деятель.

5. История открытия Иркутского государственного медицинского университета и его роль в развитии здравоохранения Иркутской области

ОДИННАДЦАТОЕ ЗАНЯТИЕ. Зачет (тестирование)

 

Куратор – доцент кафедры общественного

здоровья и здравоохранения, к.м.н. Душина Е.В.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: