Нормализация условий труда




Ручной

| Механизированный -

I Труд на конвейере

Г

Труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве

Виды трудовой деятельности человека |

I

Смешанные формы трудовой деятельности (сочетающие физический и умственный труд)

Л________________

| Умственный труд

Управленческий |

Операторский

Творческий

Труд преподавателей, врачей, учащихся


 

 


Рис. 3.2. Виды трудовой деятельности человека


Физический труд характеризуется повышенной мышечной на­грузкой на опорно-двигательный аппарат, на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную системы и т.д. Он развивает мы­шечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь и отрицательные последствия, например, вызы­вать заболевания опорно-двигательного аппарата при неправильной организации и чрезмерной интенсификации рабочего процесса. Сего­дня чисто физический труд встречается редко.

Современная классификация трудовой деятельности выделяет следующие формы труда.

Механизированный труд — требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок, но характеризуется большой скоростью и моно­тонностью движений человека.

После окончания работы восстановление функций организма до нормы происходит довольно быстро. При заболевании организма или при отсутствии навыков в работе это восстановление замедляется.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений, время выполнения операции строго регла­ментировано. В сочетании со значительным нервным напряжением, высокой скоростью работы и однообразием работа на конвейере при­водит к быстрому нервному истощению и усталости.

Работа на полуавтоматическом и автоматическом произ­водстве заключается в периодическом обслуживании механизмов при выполнении простых операций. Она требует меньших затрат энергии и напряженности по сравнению с работой на конвейере.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информа­ции, он требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, характеризуется повышенной эмоциональной нагрузкой и снижением двигательной активности. Продолжительная умствен­ная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую дея­тельность — ухудшаются память, внимание, функции восприятия ок­ружающей среды.

Формы интеллектуального труда: операторский, управленче­ский, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Труд уча­щихся характеризуется напряжением основных психических функ­ций — памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с экзаменами, зачетами, контрольными работами.

Творческий труд (труд ученых, писателей, художников, конструк­торов, композиторов) — наиболее сложная форма умственной деятель­ности, он требует значительного нервно-эмоционального напряжения.

Решение задач охраны труда немыслимо без учета физических возможностей работника, его работоспособности, способности работать без травм и аварий.

Работоспособность человека зависит от многих факторов: от уровня его развития, его настроения, эмоционального состояния, воли, трудовых установок, мотивации, от организации и условий труда.

Понижение работоспособности, возникающее в результате вы­полнения той или иной работы, и комплекс ощущений, связанных с этим, называют утомлением.

Утомление— физиологическое состояние организма, характе­ризующееся рядом объективных признаков: повышением артериаль­ного давления, уменьшением содержания сахара в крови, снижени­ем производительности труда, ухудшением субъективных ощущений (нежеланием продолжать работу, усталостью и т.п.).

Если за время, установленное для отдыха после работы, трудоспо­собность полностью не восстанавливается, наступает переутомление. Быстрее всего утомление наступает при монотонной работе.

Уменьшить влияние монотонности работ на человека можно, если делать каждую операцию более содержательной, объединять опе­рации в более сложные и разнообразные. Продолжительность опера­ции должна быть не менее 30 с, нагрузки на различные органы чувств и части тела должны чередоваться. Желательно использовать свободный темп конвейера; осуществлять перевод рабочих с одной производственной операции на другую; устанавливать переменный ритм работы конвейера в течение рабочего дня (рабочей смены). При­менение оптимальных режимов труда и отдыха в течение рабочего дня (рабочей смены), назначение коротких дополнительных переры­вов, соблюдение эстетичности производства и осуществление функ­ционального музыкального оформления производственного процесса поможет снизить монотонность труда и утомляемость.

Наряду с пассивным отдыхом для предупреждения утомления в процессе труда применяется активный отдых— производственная гимнастика, физкультурные паузы.

Наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекраще­нию работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдви­ги, нарушение сна. Виды деятельности с преобладанием физического труда требуют менее продолжительного, хотя и более частого отдыха.

Период восстановления сил после физической работы происходит более интенсивно и заканчивается в сравнительно короткое время.

Нервное утомление возникает главным образом из-за спешки, чрезмерного напряжения внимания, слуха и зрения, памяти и мыс­лительной деятельности. В то же время умственная работа, как ни удивительно, протекает очень экономно, при сравнительно неболь­шом потреблении энергии. Сама по себе она мало утомительна.

Из этого следует, что умеренный (не очень напряженный) умст­венный труд может выполняться довольно долго без перерыва на отдых. Однако людям, занятым преимущественно умственным трудом, перио­дически необходим более длительный отдых.

Рабочее место человека преимущественно умственного труда должно быть во всех отношениях комфортным. Микроклимат, освеще­ние, окраска помещения должны соответствовать оптимальным усло­виям. Вместе с тем необходимо устранить такие неблагоприятные фак­торы, как монотонность в работе, шум, вибрацию и т.п.

3.2. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫОХРАНЫТРУДА

Для создания комфортных и безопасных условий труда необхо­димо комплексное изучение системы человек — машина — производ­ственная среда, которые находятся в тесной взаимосвязи и влияют на безопасность, производительность и здоровье человека.

Эргономика — научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности в современном производстве.

На человека в процессе труда действуют множество факторов: вид трудовой деятельности, ее тяжесть и напряженность, условия, в ко­торой она осуществляется (вредные вещества, излучения, климатиче­ские условия, освещенность и т.д.), психофизиологические возможности человека (прежде всего антропометрические характеристики человека, скорость реакций на различные раздражители, особенности воспри­ятия человеком цвета и т.д.). Для того чтобы человекомашинная сис­тема функционировала эффективно и не приносила ущерба здоровью человека, необходимо, прежде всего, обеспечить совместимость харак­теристик машины и человека. Совместимость человека с машиной оп­ределяется его антропометрической, сенсомоторной, энергетической (биомеханической) и психофизиологической совместимостью.

Антропометрическая совместимость предполагает учет раз­меров тела человека, возможность обзора внешнего пространства, по­ложения (позы) оператора в процессе работы.

Сенсомоторная совместимость предполагает учет скорости двигательных (моторных) операций человека и его сенсорных реак­ций на различные виды раздражителей (световые, звуковые и др.) при выборе скорости работы машины и подачи сигналов.

Энергетическая (биомеханическая) совместимость предпола­гает учет силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.

Психофизиологическая совместимость должна учитывать ре­акцию человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон пода­ваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.

3.2.1. Антропометрические, сенсомоторные

и энергетические характеристики человека

т.м
Рис. 3.3. Зоны досягаемости рук человека в положении стоя в вертикальной и горизонтальной плоскостях: 1-8 - номера зон (см. табл. 3.1)
Таблица 3.1 Размеры зон досягаемости рук человека (рис. 3.3), мм
Номер позиции на рис. 3.3 В вертикальной плоскости В горизонтальной плоскости
для женщин для мужчин для женщин для мужчин
         
         
         
         
         
         
         
     

К антропометрическим характеристикам человека относятся статические характеристики — размеры тела человека и его отдель­ных частей (головы, ног, рук, кистей, стоп, ширина плеч, таза и т.п.) и динамические характеристики — возможные углы поворота отдель­ных частей тела, зоны досягаемости. На рис. 3.3 показаны антропо­метрические зоны досягаемости рук человека в положении «стоя». В табл. 3.1 представлены размеры этих зон.

 

Информационные зоны визуального поля обзора человека пред­ставлены на рис. 3.4 и определяются полями зрения, размеры кото­рых выражаются углами зрения.

Рис. 3.4. Информационные зоны визуального поля: а — при повороте глаз; б — при повороте головы; в — при повороте головы и глаз; оптимальные углы обзора; максимальные углы обзора

 

Время некоторых сенсомоторных реакций человека представ­лены в табл. 3.2, 3.3.

Таблица 3.2

Временные характеристики некоторых моторных (двигательных) операций
Характер движения Время выполнения, с
Движение пальцами 0,17
Движение ладонью 0,33
Нажатие рукой, ногой (на педаль) 0,72
Сгибание и разгибание ноги 1,33
Сгибание и разгибание руки 0,72
Ходьба (один шаг) 0,61
Поворот корпуса на 45...90°: сидя стоя, с приставлением второй ноги к первой 0,72 1,34
Приседание: движение вниз движение вверх 1,25 1,56
Установка предмета: без точного положения в точное положение 0,36 0,55

 

Таблица 3.3 Время реакций на некоторые типы раздражителей
Рефлекторные реакции Время реакции, с
На световое раздражение 0,16...0,22
На слуховое раздражение 0,14...0,16
На болевое раздражение:  
электрокожное 0,10...0,12
тепловое 0,36...0,40

 

В процессе управления человек обязательно должен прилагать некоторые усилия к органам управления, так как отсутствие усилий (при кнопочном управлении) дезориентирует человека, лишает его уверенности в правильности выполненного действия.

Однако прилагаемые к органам управления усилия должны быть совместимы с биохимическими параметрами человека. В табл. 3.4 при­ведены средние показатели силы некоторых мышечных групп человека.

Таблица 3.4

Средние показатели силы некоторых мышечных групп человека
Группа мышц Среднее значение силы, Н
мужчин женщин
Кисть (сжатие динамометра):    
правая рука    
левая рука    
Бицепс:    
правая рука    
левая рука    
Кисть (сгибание):    
правая рука    
левая рука    
Кисть (разгибание):    
правая рука    
левая рука    
Стан (мышцы, выпрямляющие согнутое туловище)    

 

3.2.2. Организация рабочего места оператора

Организация рабочего места, конструкция органов контроля и управления должны учитывать антропометрические, сенсомоторные, биомеханические и психофизиологические характеристики человека.

Важное эргономическое значение имеет рабочая поза человека. Рабочая поза «стоя» требует больших энергетических затрат и приводит к быстрому утомлению. Рабочая поза «сидя» менее утомительна, и она




 

 


Рис. 3.5. Схема биомеханического анализа рабочей позы при устойчивой (о и б) и неустойчивой (в и г) позах: а, в — стоя; б, г — сидя

более предпочтительна. Проекция центра тяжести тела человека в рабочей позе должна быть расположена в пределах площади его опоры (рис. 3.5).

Пространство рабочего места, в котором осуществляются трудо­вые процессы, должно быть разделено на рабочие зоны.

б мм |_| Край рабочей поверхности
0 100 300 500 мм

Зонирование рабочего места в горизонтальной и вертикальной плоскостях представлено на рис. 3.6. Рабочую зону, удобную для дейст­вия обеих рук, нужно обязательно совмещать с зоной визуального обзора.

600 400 200 0 200 400 ми

 

Рис. 3.6. Зоны для выполнения ручных операций и размещения

органов управления в горизонтальной (а) и вертикальной (б) плоскостях: 1 — зона для размещения наиболее важных и очень

часто используемых органов управления (оптимальная зона моторного поля); 2 — зона для размещения часто используемых органов управления (зона легкой досягаемости моторного поля);

3 — зона для размещения редко используемых органов управления (зона досягаемости моторного поля)

Минимальное пространство рабочего места, необходимое для вы­полнения работы при различных положениях тела, указано на рис. 3.7.

В противном случае положение тела человека будет неустойчи­вым и потребует значительных мышечных усилий. Это может привес­ти к заболеваниям опорно-двигательного аппарата (например, искрив­ление позвоночника), быстрому утомлению, травме. Составной частью

Рис. 3.7. Минимальное пространство, необходимое для выполнения работы при различных положениях тела

 

рабочего места в положении «сидя» является рабочее кресло опера­тора. Кресло должно соответствовать антропометрическим данным человека и, при необходимости, учитывать поправки на спецодежду и снаряжение. Основные геометрические параметры рабочих кресел стандартизованы. Целесообразно применять кресла с регулируемыми параметрами (высотой, углом наклона спинки), чтобы приспособить их под антропометрические характеристики конкретного человека.

Ножные и ручные органы управления должны соответствовать по прилагаемым усилиям биохимическим характеристикам человека и в зависимости от частоты их использования располагаться в соот­ветствующих зонах досягаемости. Усилия на органы управления не должны быть слишком маленькими, чтобы человек мог контролиро­вать выполняемое им движение. В то же время слишком большие усилия приводят к быстрой усталости и перенапряжению мышц. Для органов управления различного типа существуют рекомендации по оптимальным прилагаемым силам.

Устройства визуальной информации оператора в зависимости от частоты их использования также должны располагаться в соответ­ствующих зонах визуального поля человека. При частом использова­нии приборы должны располагаться в пределах оптимальных углов обзора, при редком — в пределах максимальных углов обзора.

Цветовая раскраска, размеры органов управления должны со­ответствовать психофизиологическим и антропометрическим харак­теристикам человека, освещенности на рабочем месте и другим ха­рактеристикам световой среды.


4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

4.1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

В современных условиях организации производства система управления охраной труда (СУОТ) — это совокупность органов управ­ления и объектов управления, взаимодействующих между собой (рис. 4.1).

Система управления охраной труда

 

Задачи управления '

— Обучение работающих по охране труда и пропаганда охраны труда —

— Обеспечение безопасности производственного оборудования

— Обеспечение безопасности производственных процессов

— Обеспечение безопасности зданий и сооружений

Нормализация условий труда

- Обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты

Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха _________

Организация лечебно-профилактического обслуживания рабочих Санитарно-бытовое обслуживание работающих ________________________________________________

Профессиональный отбор работающих

Объект управления

Деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, цехах и предприятии в целом

Рис. 4.1. Схема системы управления охраной труда на предприятии

Управление охраной труда — подготовка, принятие и реали­зация решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и других меро­приятий для обеспечения безопасности, сохранения здоровья и рабо­тоспособности человека в процессе труда.

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопас­ностью и охраной труда формируется системой законодательных и нормативных правовых актов (см. главу 2).

4.1.1. Обязанности должностных лиц в области охраны труда

Руководитель, главный инженер, главный механик, главный энергетик, другие главные специалисты, руководители структурных подразделений, мастера — каждый на своем участке работы обязан обеспечивать безопасные и безвредные условия труда.

Главный инженер руководит разработкой и осуществлением планов работы по охране труда, организует исполнение указаний вышестоящих органов, проверяет состояние техники безопасности и санитарно-гигиенических условий труда в цехах и структурных под­разделениях, принимает оперативные меры по устранению выявлен­ных недостатков. В его обязанности входят также организация разра­ботки и утверждение инструкций по охране труда для всех профессий работников и выполняемых работ, осуществление пропаганды охраны труда и обеспечение работников инструкциями и правилами по охра­не труда. Главный инженер организует проверку знаний и повыше­ние квалификации руководителей и специалистов по вопросам охра­ны труда, обеспечивает своевременное представление установленной отчетности по охране труда, а также оперативных сведений о несча­стных случаях и проводимой работе по их устранению.

Главный технолог предприятия обеспечивает разработку и вне­дрение рациональных и безопасных технологических процессов, приспо­соблений, инструмента, а также соблюдение технологических инструкций.

Главный конструктор обеспечивает разработку безопасных кон­струкций изготовляемых предприятием станков, машин, оборудования, приспособлений, установок и другой продукции.

Главный механик и главный энергетик предприятия обеспечи­вают своевременное проведение технического обслуживания и ремон­тов оборудования, грузоподъемных машин и механизмов, паровых и водогрейных котлов, аппаратов и устройств, работающих под давле­нием, компрессорных установок, электротехнических установок и уст­ройств, а также вентиляционных и отопительных систем.

Служба эксплуатации зданий и ее персонал осуществляют тех­нический надзор за безопасным состоянием производственных зданий и сооружений.

Безопасное состояние и эксплуатацию транспортных средств железнодорожного и водного транспорта, подъездных путей n причалов; организацию погрузочно-разгрузочных работ; надлежащее содержание территории и санитарно-бытовых помещений и устройств предприятия, обеспечение питьевой водой, средствами индивидуальной и коллек­тивной защиты обеспечивают соответствующие заместители руково­дителя предприятия и находящиеся в их подчинении службы.

Мастер организовывает и создает безопасные условия труда на рабочих местах, следит за состоянием и правильной эксплуатацией обо­рудования, приспособлений, ограждений, средств сигнализации и авто­матики. Он следит за работой вентиляционных установок, освещением рабочих мест; безопасным использованием электрооборудования, газо­сварочного оборудования; осуществляет мероприятия по охране труда.

Совместно с общественным инспектором по охране труда мастер осуществляет оперативный контроль за состоянием охраны труда. Мастер проводит инструктаж по охране труда на рабочем месте, при­нимает участие в обучении рабочих по охране труда, ведет журналы регистрации инструктажей на рабочем месте.

О происшедших несчастных случаях мастер немедленно докла­дывает начальнику цеха, обеспечивает участок средствами наглядной агитации и пропаганды охраны труда (инструкции, памятки, плакаты).

4.1.2. Служба охраны труда на предприятии

Служба охраны труда на предприятии — самостоятельное структурное подразделение, которое подчиняется непосредственно руководителю или главному инженеру предприятия и несет ответст­венность за организацию работы на предприятии по созданию здоро­вых и безопасных условий труда работающих, предупреждению не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Служба охраны труда, инженер по охране труда или лица, вы­полняющие его функции обязаны:

— организовывать работу по охране труда и контролировать со­блюдение на предприятии действующего законодательства о труде и охране труда, инструкций по охране труда, производственной санита­рии, пожарной безопасности;

— контролировать соблюдение правильности эксплуатации па­ровых котлов, сосудов, работающих под давлением, баллонов со сжа­тыми, сжиженными и растворенными газами, контрольной аппарату­ры, кранов, подъемников, графиков замера производственного шума, воздушной среды, вибрации;

— составлять перечень работ повышенной опасности, регистри­ровать их проведение, осуществлять контроль за их безопасным про­изводством;

— разрабатывать программы обучения работающих безопасным методам труда;

— составлять с участием руководителей технических служб пе­речень инструкций по охране труда для отдельных профессий и от­дельных видов работ;

— участвовать в работе квалификационных комиссий по прове­дению квалификационных экзаменов, в комиссиях по проверке зна­ний рабочими правил, норм и инструкций по охране труда;

— участвовать в работе экзаменационных комиссий по проверке знаний должностными лицами и специалистами законодательства о труде, правил и норм по охране труда;

— разрабатывать программу вводного инструктажа и обеспечи­вать его проведение;

— контролировать обеспечение работников средствами индиви­дуальной защиты и правильность их применения;

— участвовать в составлении раздела коллективного договора, касающегося вопросов улучшения условий труда, укрепления здоро­вья работников;

— участвовать в расследовании несчастных случаев и профес­сиональных заболеваний на производстве, разработке мероприятий по их предупреждению, вести учет и анализировать причины проис­шествий;

— контролировать выполнение предписаний органов государ­ственного специализированного надзора;

— консультировать работников по вопросам охраны труда, осу­ществлять руководство работой кабинета охраны труда, организовы­вать на предприятии пропаганду охраны труда и др.

4.2. ОБУЧЕНИЕ, ИНСТРУКТАЖ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

4.2.1. Обучение работников знаниям охраны труда

Наниматель обязан обеспечить обучение, инструктаж, повыше­ние квалификации и проверку знаний работников по охране труда (ст. 226 ТК РБ).

Обучение, повышение уровня и проверка знаний по вопросам охраны труда рабочих проводится в соответствии с Типовым положе­нием о беспрерывном профессиональном обучении рабочих, утвер­жденным совместным приказом-постановлением Министерства обра­зования и науки и Министерства труда РБ от 02.06.1995 г. №201/51, и Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, прове­дения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, ут­вержденным постановлением Министерства труда и социальной за­щиты РБ от 30.12.2003 г. №164.

Учебные планы n программы при подготовке рабочих по про­фессиям должны предусматривать теоретическое обучение по вопросам охраны труда и производственное обучение безопасным методам и приемам труда.

Теоретическое обучение осуществляется в рамках специального учебного предмета «Охрана труда» и (или) соответствующих разделов специальных дисциплин в объеме не менее 10 ч.

При обучении профессиям рабочих, занятых на работах с по­вышенной опасностью, предмет «Охрана труда» преподается в объеме не менее 60 ч в учреждениях, обеспечивающих получение профессио­нально-технического образования, и не менее 20 ч — на курсах непо­средственно в организации.

Обучение безопасности труда проводят по учебным програм­мам, составленным на основе типовых программ. При подготовке по профессиям, к которым предъявляются дополнительные (повышен­ные) требования безопасности труда, программа согласовывается с со­ответствующими органами государственного надзора.

Подготовка, переподготовка, получение второй профессии, по­вышение квалификации по профессии рабочих завершается экзаме­ном в квалификационной комиссии.

Состав комиссии определяется Положением о порядке аттестации лиц, прошедших обучение профессиям рабочих в условиях непрерыв­ного профессионального обучения, и присвоения им квалификации. В экзаменационные билеты включаются вопросы по охране труда. Результаты проверки знаний по вопросам охраны труда оформляются протоколом, который хранится 5 лет, и фиксируют в личной карточке (прил. 3), если она применяется.

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию возлагают на нанимателя (главного инженера, технического директора), в подраз­делениях (цехе, участке, мастерской, лаборатории) — на руководителя подразделения, а в учебном заведении — на директора. Своевремен­ность обучения методам безопасности труда работников предприятия и учебного заведения контролирует отдел охраны труда или работ­ник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя предприятия (учебного заведения).

4.2.2. Обучение безопасности труда в учебных заведениях

Изучение основ и обучение вопросам охраны труда и безопас­ности жизнедеятельности проводится на всех стадиях образования: в высших и средних специальных учебных заведениях, в системе профессиональных училищ с целью формирования у молодежи сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

Особое внимание уделяют специальностям, связанным с рабо­той в опасных и неблагоприятных условиях труда, например строи­тельным работам, работам по обслуживанию электроустановок и т.д.

Учащиеся средних специальных учебных заведений изучают курс «Охрана труда» или самостоятельный раздел по безопасности труда при прохождении специальных дисциплин.

Дипломные проекты и курсовые работы студентов и учащихся включают вопросы безопасности труда. Формой контроля знаний по окончании изучения курса безопасности труда является экзамен.

4.2.3. Инструктажи по охране труда и порядок их проведения

Согласно Правилам (см. п. 4.2.1) и ГОСТ 12.0.004—90 проводятся следующие виды инструктажей: вводный, первичный на рабочем мес­те, повторный, внеплановый, целевой.

Вводный инструктаж по охране труда проводится при поступ­лении на постоянную или временную работу службой охраны труда предприятия. Этот инструктаж обязаны пройти все вновь поступаю­щие на предприятие, а также командированные, учащиеся, прибыв­шие на практику, аспиранты, интерны.

Цель этого инструктажа — ознакомить с общими правилами и требованиями охраны труда на предприятии.

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или специалист организации, на которого возложены эти обязанности.

Вводный инструктаж проводится по утвержденной руководителем организации программе (инструкции), содержащей следующие вопросы:

— общие сведения об организации и характерные особенности производства;

— правила поведения работников на территории организации;

— основные положения договоров: трудового и коллективного;

— правила внутреннего трудового распорядка организации, от­ветственность за нарушение этих правил;

— организацию работы по управлению охраной труда;

— контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда в организации;

— основные опасные и вредные производственные факторы, ха­рактерные для данного производства;

— СИЗ, порядок и нормы выдачи их и сроки носки;

— порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

— действие работников при несчастном случае на производстве, оказание первой помощи потерпевшим;

— пожарную безопасность, действия персонала при возникно­вении пожара и другие вопросы.

Проведение первичного инструктажа и стажировки подтвержда­ется подписями лиц, проводивших и прошедших инструктаж (стажиров­ку), в журнале регистрации инструктажа по охране труда (прил. 1) или в личной карточке проведения обучения, если ее применяют (прил. 3).

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится для всех принятых на предприятие перед первым допуском к работе (в том чис­ле командированные, учащиеся, прибывшие на практику, аспиранты, интерНы), а также при переводе из одного подразделения в другое.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных прие­мов и методов труда. Допускается проводить такой инструктаж с груп­пой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места. Цель такого инструктажа — изучение конкрет­ных требований и правил обеспечения безопасности на конкретном оборудовании при выполнении конкретного технологического процесса.

Все рабочие после первичного инструктажа на рабочем месте должны пройти в течение 2—14 смен стажировку под руководством лица, назначенного приказом (распоряжением) по цеху (участку и т.п.). Рабочие допускаются к самостоятельной работе после стажировки, про­верки знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится по утвер­жденной руководителем организации программе.

Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в по­лугодие, а для работ повышенной опасности — раз в квартал по про­грамме первичного инструктажа на рабочем месте или по инструкциям по охране труда для профессий и видов работ. Цель этого инструкта­жа— восстановление в памяти работника правил охраны труда, а также разбор имеющих место нарушений требований техники безо­пасности в практике предприятия.

Внеплановый инструктаж проводится при:

— принятии новых нормативных правовых, технических актов, стандартов, правил, инструкций, а также изменений и дополнений к ним;

— изменении технологических процессов, замене или модерни­зации оборудования и других факторов, влияющих на охрану труда;

— при перерывах в работе на 60 календарных дней, а для ра­бот, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требо­вания безопасности, более чем на 30 дней;

— при нарушениях работниками нормативных, технических правовых актов по охране труда, которые привели или могли привести к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;

— при перерывах в работе по профессии (в должности) — более 6 месяцев;

— при поступлении информационных материалов об авариях и несчастных случаях, происшедших в однопрофильных организациях;

— по требованию органов надзора.

Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой лиц, работающих по одной профессии (должности).

Целевой инструктаж проводят при:

— выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязан­ностями по специальности (погрузочно-разгрузочные работы, уборка территории и т.п.);

— ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

— производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск; проведении экскурсий в организации; организации массовых мероприя­тий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).

Инструктаж завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения.

Допускается регистрация целевого инструктажа в отдельном журнале.

Регистрация инструктажей. Первичный, повторный, внепла­новый и целевой инструктажи проводят непосредственные руководи­тели работ (мастер, инструктор производственного обучения, препода­ватель). Проведение первичного, повторного, внепланового, целевого инструктажей и стажировки подтверждается подписями лиц, прово­дивших и прошедших инструктаж (стажировку), в журнале регистра­ции инструктажа по охране труда или в личной карточке проведения обучения (в случае ее применения) (прил. 1—3).

Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п. (предусмотрены для отдельных видов работ повышенной опасности), фиксируется в обязательном по­рядке в наряде-допуске, разрешении или другом документе, разре­шающем проведение работ.

При регистрации внепланового инструктажа в журнале регист­рации инструктажа указывается причина его проведения.

Журналы регистрации вводного инструктажа и журнал регист­рации инструктажа по охране труда должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Журнал регистрации вводного инструктажа заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного им лица.

Срок хранения названных журналов 10 лет со времени внесе­ния последней записи.


4.2.4. Профессиональный отбор, обучение,

допуск к работам с повышенной опасностью

К работам с повышенной опасностью допускаются работники, которые прошли специальное обучение по охране труда по програм­мам, учитывающим специфику выполняемой работы, и получившие соответствующий документ после проверки знаний. К состоянию здо­ровья таких работников предъявляются повышенные требования. Лица, не имеющие соответствующих знаний по охране труда, к рабо­там с повышенной опасностью не допускаются



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: