Ручной
| Механизированный -
I Труд на конвейере
Г |
Труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве
Виды трудовой деятельности человека | |
I
Смешанные формы трудовой деятельности (сочетающие физический и умственный труд)
Л________________
| Умственный труд
Управленческий |
Операторский
Творческий
Труд преподавателей, врачей, учащихся
Рис. 3.2. Виды трудовой деятельности человека
Физический труд характеризуется повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную системы и т.д. Он развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь и отрицательные последствия, например, вызывать заболевания опорно-двигательного аппарата при неправильной организации и чрезмерной интенсификации рабочего процесса. Сегодня чисто физический труд встречается редко.
Современная классификация трудовой деятельности выделяет следующие формы труда.
Механизированный труд — требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок, но характеризуется большой скоростью и монотонностью движений человека.
После окончания работы восстановление функций организма до нормы происходит довольно быстро. При заболевании организма или при отсутствии навыков в работе это восстановление замедляется.
Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений, время выполнения операции строго регламентировано. В сочетании со значительным нервным напряжением, высокой скоростью работы и однообразием работа на конвейере приводит к быстрому нервному истощению и усталости.
Работа на полуавтоматическом и автоматическом производстве заключается в периодическом обслуживании механизмов при выполнении простых операций. Она требует меньших затрат энергии и напряженности по сравнению с работой на конвейере.
Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, он требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, характеризуется повышенной эмоциональной нагрузкой и снижением двигательной активности. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность — ухудшаются память, внимание, функции восприятия окружающей среды.
Формы интеллектуального труда: операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций — памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с экзаменами, зачетами, контрольными работами.
Творческий труд (труд ученых, писателей, художников, конструкторов, композиторов) — наиболее сложная форма умственной деятельности, он требует значительного нервно-эмоционального напряжения.
Решение задач охраны труда немыслимо без учета физических возможностей работника, его работоспособности, способности работать без травм и аварий.
Работоспособность человека зависит от многих факторов: от уровня его развития, его настроения, эмоционального состояния, воли, трудовых установок, мотивации, от организации и условий труда.
Понижение работоспособности, возникающее в результате выполнения той или иной работы, и комплекс ощущений, связанных с этим, называют утомлением.
Утомление— физиологическое состояние организма, характеризующееся рядом объективных признаков: повышением артериального давления, уменьшением содержания сахара в крови, снижением производительности труда, ухудшением субъективных ощущений (нежеланием продолжать работу, усталостью и т.п.).
Если за время, установленное для отдыха после работы, трудоспособность полностью не восстанавливается, наступает переутомление. Быстрее всего утомление наступает при монотонной работе.
Уменьшить влияние монотонности работ на человека можно, если делать каждую операцию более содержательной, объединять операции в более сложные и разнообразные. Продолжительность операции должна быть не менее 30 с, нагрузки на различные органы чувств и части тела должны чередоваться. Желательно использовать свободный темп конвейера; осуществлять перевод рабочих с одной производственной операции на другую; устанавливать переменный ритм работы конвейера в течение рабочего дня (рабочей смены). Применение оптимальных режимов труда и отдыха в течение рабочего дня (рабочей смены), назначение коротких дополнительных перерывов, соблюдение эстетичности производства и осуществление функционального музыкального оформления производственного процесса поможет снизить монотонность труда и утомляемость.
Наряду с пассивным отдыхом для предупреждения утомления в процессе труда применяется активный отдых— производственная гимнастика, физкультурные паузы.
Наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдвиги, нарушение сна. Виды деятельности с преобладанием физического труда требуют менее продолжительного, хотя и более частого отдыха.
Период восстановления сил после физической работы происходит более интенсивно и заканчивается в сравнительно короткое время.
Нервное утомление возникает главным образом из-за спешки, чрезмерного напряжения внимания, слуха и зрения, памяти и мыслительной деятельности. В то же время умственная работа, как ни удивительно, протекает очень экономно, при сравнительно небольшом потреблении энергии. Сама по себе она мало утомительна.
Из этого следует, что умеренный (не очень напряженный) умственный труд может выполняться довольно долго без перерыва на отдых. Однако людям, занятым преимущественно умственным трудом, периодически необходим более длительный отдых.
Рабочее место человека преимущественно умственного труда должно быть во всех отношениях комфортным. Микроклимат, освещение, окраска помещения должны соответствовать оптимальным условиям. Вместе с тем необходимо устранить такие неблагоприятные факторы, как монотонность в работе, шум, вибрацию и т.п.
3.2. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫОХРАНЫТРУДА
Для создания комфортных и безопасных условий труда необходимо комплексное изучение системы человек — машина — производственная среда, которые находятся в тесной взаимосвязи и влияют на безопасность, производительность и здоровье человека.
Эргономика — научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности в современном производстве.
На человека в процессе труда действуют множество факторов: вид трудовой деятельности, ее тяжесть и напряженность, условия, в которой она осуществляется (вредные вещества, излучения, климатические условия, освещенность и т.д.), психофизиологические возможности человека (прежде всего антропометрические характеристики человека, скорость реакций на различные раздражители, особенности восприятия человеком цвета и т.д.). Для того чтобы человекомашинная система функционировала эффективно и не приносила ущерба здоровью человека, необходимо, прежде всего, обеспечить совместимость характеристик машины и человека. Совместимость человека с машиной определяется его антропометрической, сенсомоторной, энергетической (биомеханической) и психофизиологической совместимостью.
Антропометрическая совместимость предполагает учет размеров тела человека, возможность обзора внешнего пространства, положения (позы) оператора в процессе работы.
Сенсомоторная совместимость предполагает учет скорости двигательных (моторных) операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей (световые, звуковые и др.) при выборе скорости работы машины и подачи сигналов.
Энергетическая (биомеханическая) совместимость предполагает учет силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.
Психофизиологическая совместимость должна учитывать реакцию человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.
3.2.1. Антропометрические, сенсомоторные
и энергетические характеристики человека
т.м |
Рис. 3.3. Зоны досягаемости рук человека в положении стоя в вертикальной и горизонтальной плоскостях: 1-8 - номера зон (см. табл. 3.1) |
Таблица 3.1
Размеры зон досягаемости рук человека (рис. 3.3), мм
|
К антропометрическим характеристикам человека относятся статические характеристики — размеры тела человека и его отдельных частей (головы, ног, рук, кистей, стоп, ширина плеч, таза и т.п.) и динамические характеристики — возможные углы поворота отдельных частей тела, зоны досягаемости. На рис. 3.3 показаны антропометрические зоны досягаемости рук человека в положении «стоя». В табл. 3.1 представлены размеры этих зон.
Информационные зоны визуального поля обзора человека представлены на рис. 3.4 и определяются полями зрения, размеры которых выражаются углами зрения.
Рис. 3.4. Информационные зоны визуального поля: а — при повороте глаз; б — при повороте головы; в — при повороте головы и глаз; оптимальные углы обзора; максимальные углы обзора |
Время некоторых сенсомоторных реакций человека представлены в табл. 3.2, 3.3.
Таблица 3.2
Временные характеристики некоторых моторных (двигательных) операций
|
Таблица 3.3
Время реакций на некоторые типы раздражителей
|
В процессе управления человек обязательно должен прилагать некоторые усилия к органам управления, так как отсутствие усилий (при кнопочном управлении) дезориентирует человека, лишает его уверенности в правильности выполненного действия.
Однако прилагаемые к органам управления усилия должны быть совместимы с биохимическими параметрами человека. В табл. 3.4 приведены средние показатели силы некоторых мышечных групп человека.
Таблица 3.4
Средние показатели силы некоторых мышечных групп человека
|
3.2.2. Организация рабочего места оператора
Организация рабочего места, конструкция органов контроля и управления должны учитывать антропометрические, сенсомоторные, биомеханические и психофизиологические характеристики человека.
Важное эргономическое значение имеет рабочая поза человека. Рабочая поза «стоя» требует больших энергетических затрат и приводит к быстрому утомлению. Рабочая поза «сидя» менее утомительна, и она
Рис. 3.5. Схема биомеханического анализа рабочей позы при устойчивой (о и б) и неустойчивой (в и г) позах: а, в — стоя; б, г — сидя
более предпочтительна. Проекция центра тяжести тела человека в рабочей позе должна быть расположена в пределах площади его опоры (рис. 3.5).
Пространство рабочего места, в котором осуществляются трудовые процессы, должно быть разделено на рабочие зоны.
б мм |_| Край рабочей поверхности |
0 100 300 500 мм |
Зонирование рабочего места в горизонтальной и вертикальной плоскостях представлено на рис. 3.6. Рабочую зону, удобную для действия обеих рук, нужно обязательно совмещать с зоной визуального обзора.
600 400 200 0 200 400 ми |
Рис. 3.6. Зоны для выполнения ручных операций и размещения
органов управления в горизонтальной (а) и вертикальной (б) плоскостях: 1 — зона для размещения наиболее важных и очень
часто используемых органов управления (оптимальная зона моторного поля); 2 — зона для размещения часто используемых органов управления (зона легкой досягаемости моторного поля);
3 — зона для размещения редко используемых органов управления (зона досягаемости моторного поля)
Минимальное пространство рабочего места, необходимое для выполнения работы при различных положениях тела, указано на рис. 3.7.
В противном случае положение тела человека будет неустойчивым и потребует значительных мышечных усилий. Это может привести к заболеваниям опорно-двигательного аппарата (например, искривление позвоночника), быстрому утомлению, травме. Составной частью
Рис. 3.7. Минимальное пространство, необходимое для выполнения работы при различных положениях тела |
рабочего места в положении «сидя» является рабочее кресло оператора. Кресло должно соответствовать антропометрическим данным человека и, при необходимости, учитывать поправки на спецодежду и снаряжение. Основные геометрические параметры рабочих кресел стандартизованы. Целесообразно применять кресла с регулируемыми параметрами (высотой, углом наклона спинки), чтобы приспособить их под антропометрические характеристики конкретного человека.
Ножные и ручные органы управления должны соответствовать по прилагаемым усилиям биохимическим характеристикам человека и в зависимости от частоты их использования располагаться в соответствующих зонах досягаемости. Усилия на органы управления не должны быть слишком маленькими, чтобы человек мог контролировать выполняемое им движение. В то же время слишком большие усилия приводят к быстрой усталости и перенапряжению мышц. Для органов управления различного типа существуют рекомендации по оптимальным прилагаемым силам.
Устройства визуальной информации оператора в зависимости от частоты их использования также должны располагаться в соответствующих зонах визуального поля человека. При частом использовании приборы должны располагаться в пределах оптимальных углов обзора, при редком — в пределах максимальных углов обзора.
Цветовая раскраска, размеры органов управления должны соответствовать психофизиологическим и антропометрическим характеристикам человека, освещенности на рабочем месте и другим характеристикам световой среды.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
4.1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
В современных условиях организации производства система управления охраной труда (СУОТ) — это совокупность органов управления и объектов управления, взаимодействующих между собой (рис. 4.1).
Система управления охраной труда |
Задачи управления '
— Обучение работающих по охране труда и пропаганда охраны труда —
— Обеспечение безопасности производственного оборудования
— Обеспечение безопасности производственных процессов
— Обеспечение безопасности зданий и сооружений
Нормализация условий труда
- Обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты
Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха _________
Организация лечебно-профилактического обслуживания рабочих Санитарно-бытовое обслуживание работающих ________________________________________________
Профессиональный отбор работающих
Объект управления
Деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, цехах и предприятии в целом
Рис. 4.1. Схема системы управления охраной труда на предприятии
Управление охраной труда — подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и других мероприятий для обеспечения безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется системой законодательных и нормативных правовых актов (см. главу 2).
4.1.1. Обязанности должностных лиц в области охраны труда
Руководитель, главный инженер, главный механик, главный энергетик, другие главные специалисты, руководители структурных подразделений, мастера — каждый на своем участке работы обязан обеспечивать безопасные и безвредные условия труда.
Главный инженер руководит разработкой и осуществлением планов работы по охране труда, организует исполнение указаний вышестоящих органов, проверяет состояние техники безопасности и санитарно-гигиенических условий труда в цехах и структурных подразделениях, принимает оперативные меры по устранению выявленных недостатков. В его обязанности входят также организация разработки и утверждение инструкций по охране труда для всех профессий работников и выполняемых работ, осуществление пропаганды охраны труда и обеспечение работников инструкциями и правилами по охране труда. Главный инженер организует проверку знаний и повышение квалификации руководителей и специалистов по вопросам охраны труда, обеспечивает своевременное представление установленной отчетности по охране труда, а также оперативных сведений о несчастных случаях и проводимой работе по их устранению.
Главный технолог предприятия обеспечивает разработку и внедрение рациональных и безопасных технологических процессов, приспособлений, инструмента, а также соблюдение технологических инструкций.
Главный конструктор обеспечивает разработку безопасных конструкций изготовляемых предприятием станков, машин, оборудования, приспособлений, установок и другой продукции.
Главный механик и главный энергетик предприятия обеспечивают своевременное проведение технического обслуживания и ремонтов оборудования, грузоподъемных машин и механизмов, паровых и водогрейных котлов, аппаратов и устройств, работающих под давлением, компрессорных установок, электротехнических установок и устройств, а также вентиляционных и отопительных систем.
Служба эксплуатации зданий и ее персонал осуществляют технический надзор за безопасным состоянием производственных зданий и сооружений.
Безопасное состояние и эксплуатацию транспортных средств железнодорожного и водного транспорта, подъездных путей n причалов; организацию погрузочно-разгрузочных работ; надлежащее содержание территории и санитарно-бытовых помещений и устройств предприятия, обеспечение питьевой водой, средствами индивидуальной и коллективной защиты обеспечивают соответствующие заместители руководителя предприятия и находящиеся в их подчинении службы.
Мастер организовывает и создает безопасные условия труда на рабочих местах, следит за состоянием и правильной эксплуатацией оборудования, приспособлений, ограждений, средств сигнализации и автоматики. Он следит за работой вентиляционных установок, освещением рабочих мест; безопасным использованием электрооборудования, газосварочного оборудования; осуществляет мероприятия по охране труда.
Совместно с общественным инспектором по охране труда мастер осуществляет оперативный контроль за состоянием охраны труда. Мастер проводит инструктаж по охране труда на рабочем месте, принимает участие в обучении рабочих по охране труда, ведет журналы регистрации инструктажей на рабочем месте.
О происшедших несчастных случаях мастер немедленно докладывает начальнику цеха, обеспечивает участок средствами наглядной агитации и пропаганды охраны труда (инструкции, памятки, плакаты).
4.1.2. Служба охраны труда на предприятии
Служба охраны труда на предприятии — самостоятельное структурное подразделение, которое подчиняется непосредственно руководителю или главному инженеру предприятия и несет ответственность за организацию работы на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Служба охраны труда, инженер по охране труда или лица, выполняющие его функции обязаны:
— организовывать работу по охране труда и контролировать соблюдение на предприятии действующего законодательства о труде и охране труда, инструкций по охране труда, производственной санитарии, пожарной безопасности;
— контролировать соблюдение правильности эксплуатации паровых котлов, сосудов, работающих под давлением, баллонов со сжатыми, сжиженными и растворенными газами, контрольной аппаратуры, кранов, подъемников, графиков замера производственного шума, воздушной среды, вибрации;
— составлять перечень работ повышенной опасности, регистрировать их проведение, осуществлять контроль за их безопасным производством;
— разрабатывать программы обучения работающих безопасным методам труда;
— составлять с участием руководителей технических служб перечень инструкций по охране труда для отдельных профессий и отдельных видов работ;
— участвовать в работе квалификационных комиссий по проведению квалификационных экзаменов, в комиссиях по проверке знаний рабочими правил, норм и инструкций по охране труда;
— участвовать в работе экзаменационных комиссий по проверке знаний должностными лицами и специалистами законодательства о труде, правил и норм по охране труда;
— разрабатывать программу вводного инструктажа и обеспечивать его проведение;
— контролировать обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и правильность их применения;
— участвовать в составлении раздела коллективного договора, касающегося вопросов улучшения условий труда, укрепления здоровья работников;
— участвовать в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, разработке мероприятий по их предупреждению, вести учет и анализировать причины происшествий;
— контролировать выполнение предписаний органов государственного специализированного надзора;
— консультировать работников по вопросам охраны труда, осуществлять руководство работой кабинета охраны труда, организовывать на предприятии пропаганду охраны труда и др.
4.2. ОБУЧЕНИЕ, ИНСТРУКТАЖ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
4.2.1. Обучение работников знаниям охраны труда
Наниматель обязан обеспечить обучение, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по охране труда (ст. 226 ТК РБ).
Обучение, повышение уровня и проверка знаний по вопросам охраны труда рабочих проводится в соответствии с Типовым положением о беспрерывном профессиональном обучении рабочих, утвержденным совместным приказом-постановлением Министерства образования и науки и Министерства труда РБ от 02.06.1995 г. №201/51, и Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ от 30.12.2003 г. №164.
Учебные планы n программы при подготовке рабочих по профессиям должны предусматривать теоретическое обучение по вопросам охраны труда и производственное обучение безопасным методам и приемам труда.
Теоретическое обучение осуществляется в рамках специального учебного предмета «Охрана труда» и (или) соответствующих разделов специальных дисциплин в объеме не менее 10 ч.
При обучении профессиям рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, предмет «Охрана труда» преподается в объеме не менее 60 ч в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, и не менее 20 ч — на курсах непосредственно в организации.
Обучение безопасности труда проводят по учебным программам, составленным на основе типовых программ. При подготовке по профессиям, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, программа согласовывается с соответствующими органами государственного надзора.
Подготовка, переподготовка, получение второй профессии, повышение квалификации по профессии рабочих завершается экзаменом в квалификационной комиссии.
Состав комиссии определяется Положением о порядке аттестации лиц, прошедших обучение профессиям рабочих в условиях непрерывного профессионального обучения, и присвоения им квалификации. В экзаменационные билеты включаются вопросы по охране труда. Результаты проверки знаний по вопросам охраны труда оформляются протоколом, который хранится 5 лет, и фиксируют в личной карточке (прил. 3), если она применяется.
Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию возлагают на нанимателя (главного инженера, технического директора), в подразделениях (цехе, участке, мастерской, лаборатории) — на руководителя подразделения, а в учебном заведении — на директора. Своевременность обучения методам безопасности труда работников предприятия и учебного заведения контролирует отдел охраны труда или работник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя предприятия (учебного заведения).
4.2.2. Обучение безопасности труда в учебных заведениях
Изучение основ и обучение вопросам охраны труда и безопасности жизнедеятельности проводится на всех стадиях образования: в высших и средних специальных учебных заведениях, в системе профессиональных училищ с целью формирования у молодежи сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
Особое внимание уделяют специальностям, связанным с работой в опасных и неблагоприятных условиях труда, например строительным работам, работам по обслуживанию электроустановок и т.д.
Учащиеся средних специальных учебных заведений изучают курс «Охрана труда» или самостоятельный раздел по безопасности труда при прохождении специальных дисциплин.
Дипломные проекты и курсовые работы студентов и учащихся включают вопросы безопасности труда. Формой контроля знаний по окончании изучения курса безопасности труда является экзамен.
4.2.3. Инструктажи по охране труда и порядок их проведения
Согласно Правилам (см. п. 4.2.1) и ГОСТ 12.0.004—90 проводятся следующие виды инструктажей: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.
Вводный инструктаж по охране труда проводится при поступлении на постоянную или временную работу службой охраны труда предприятия. Этот инструктаж обязаны пройти все вновь поступающие на предприятие, а также командированные, учащиеся, прибывшие на практику, аспиранты, интерны.
Цель этого инструктажа — ознакомить с общими правилами и требованиями охраны труда на предприятии.
Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или специалист организации, на которого возложены эти обязанности.
Вводный инструктаж проводится по утвержденной руководителем организации программе (инструкции), содержащей следующие вопросы:
— общие сведения об организации и характерные особенности производства;
— правила поведения работников на территории организации;
— основные положения договоров: трудового и коллективного;
— правила внутреннего трудового распорядка организации, ответственность за нарушение этих правил;
— организацию работы по управлению охраной труда;
— контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда в организации;
— основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства;
— СИЗ, порядок и нормы выдачи их и сроки носки;
— порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
— действие работников при несчастном случае на производстве, оказание первой помощи потерпевшим;
— пожарную безопасность, действия персонала при возникновении пожара и другие вопросы.
Проведение первичного инструктажа и стажировки подтверждается подписями лиц, проводивших и прошедших инструктаж (стажировку), в журнале регистрации инструктажа по охране труда (прил. 1) или в личной карточке проведения обучения, если ее применяют (прил. 3).
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится для всех принятых на предприятие перед первым допуском к работе (в том числе командированные, учащиеся, прибывшие на практику, аспиранты, интерНы), а также при переводе из одного подразделения в другое.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Допускается проводить такой инструктаж с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места. Цель такого инструктажа — изучение конкретных требований и правил обеспечения безопасности на конкретном оборудовании при выполнении конкретного технологического процесса.
Все рабочие после первичного инструктажа на рабочем месте должны пройти в течение 2—14 смен стажировку под руководством лица, назначенного приказом (распоряжением) по цеху (участку и т.п.). Рабочие допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится по утвержденной руководителем организации программе.
Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в полугодие, а для работ повышенной опасности — раз в квартал по программе первичного инструктажа на рабочем месте или по инструкциям по охране труда для профессий и видов работ. Цель этого инструктажа— восстановление в памяти работника правил охраны труда, а также разбор имеющих место нарушений требований техники безопасности в практике предприятия.
Внеплановый инструктаж проводится при:
— принятии новых нормативных правовых, технических актов, стандартов, правил, инструкций, а также изменений и дополнений к ним;
— изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования и других факторов, влияющих на охрану труда;
— при перерывах в работе на 60 календарных дней, а для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, более чем на 30 дней;
— при нарушениях работниками нормативных, технических правовых актов по охране труда, которые привели или могли привести к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;
— при перерывах в работе по профессии (в должности) — более 6 месяцев;
— при поступлении информационных материалов об авариях и несчастных случаях, происшедших в однопрофильных организациях;
— по требованию органов надзора.
Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой лиц, работающих по одной профессии (должности).
Целевой инструктаж проводят при:
— выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузочно-разгрузочные работы, уборка территории и т.п.);
— ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
— производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск; проведении экскурсий в организации; организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).
Инструктаж завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения.
Допускается регистрация целевого инструктажа в отдельном журнале.
Регистрация инструктажей. Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводят непосредственные руководители работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель). Проведение первичного, повторного, внепланового, целевого инструктажей и стажировки подтверждается подписями лиц, проводивших и прошедших инструктаж (стажировку), в журнале регистрации инструктажа по охране труда или в личной карточке проведения обучения (в случае ее применения) (прил. 1—3).
Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п. (предусмотрены для отдельных видов работ повышенной опасности), фиксируется в обязательном порядке в наряде-допуске, разрешении или другом документе, разрешающем проведение работ.
При регистрации внепланового инструктажа в журнале регистрации инструктажа указывается причина его проведения.
Журналы регистрации вводного инструктажа и журнал регистрации инструктажа по охране труда должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Журнал регистрации вводного инструктажа заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного им лица.
Срок хранения названных журналов 10 лет со времени внесения последней записи.
4.2.4. Профессиональный отбор, обучение,
допуск к работам с повышенной опасностью
К работам с повышенной опасностью допускаются работники, которые прошли специальное обучение по охране труда по программам, учитывающим специфику выполняемой работы, и получившие соответствующий документ после проверки знаний. К состоянию здоровья таких работников предъявляются повышенные требования. Лица, не имеющие соответствующих знаний по охране труда, к работам с повышенной опасностью не допускаются