Выводы по либретто 1 акта рок-оперы Икар




Введение

Материал: Рок-опера «Икар», Акт 1 – «Идеальный Мир». Либретто аудиоверсии.

Музыка: А. А. Круглов, Либретто: Н. А. Макуни (ссылка: https://vk.com/doc-6656160_569548842?hash=0bc1599f20f49fd858&dl=10c2af0bf96588cd4b)

Цель исследования – выяснить, насколько происходящее понятно стороннему зрителю.

Задачи исследования: проанализировать мироустройство, характеры героев и логику происходящего.

Итак, попытка анализа либретто 1 акта.

Никаких предысторий, новеллизаций и стримов, только то, что понятно непосредственно из текста.

Текст либретто выделен курсивом.

Научный стиль не соблюдён. Прошу прощения за возможные опечатки, редактора мне в столь краткий срок найти не удалось.

ДАННЫЙ РАЗБОР СОЗДАН ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИЗ ЛЮБВИ К ДВУМ ВЕЩАМ – «ИКАРУ» И ПРОЦЕССУ РАЗБОРА. ОН НЕ СТАВИТ СЕБЕ ЦЕЛЬЮ ЗАДЕТЬ ЧЬИ-ЛИБО ЧУВСТВА.

 

 


 

Действующие лица

(бонус, поскольку зрители данный текст не увидят)

Икар - Учёный и изобретатель. Лицензированный гений. Богатый и успешный любимец жителей Полиса, добившийся всего сам.

Лицензированный страд.прич. прош. вр. от лицензировать. (выдавать (выдать), предоставлять (предоставить) кому-либо лицензию на что-либо). Лицензия - официальное разрешение на что-либо. (https://ru.wiktionary.org/wiki/лицензированный)

Лицензированный производитель, лицензированный брокер, лицензированный специалист.

Словосочетание «лицензированный гений» гугл не находит, из чего мы делаем вывод, что в описываемом Полисе выдают лицензию на гениальность. ДОПУСТИМ.

Лия - Невеста Икара. Популярная певица и модель. Первая красавица города.

Наличие в городе «первой красавицы» косвенно наталкивает нас на мысль, что Полис достаточно невелик, поскольку в мегаПолисе (простите за каламбур) «первой красавицы» быть не может, там разнообразие и конкуренция. На это же нас наталкивает «любимец города» Икар.

Брут - Лучший друг и коллега Икара, неизменный соратник во всех начинаниях. Способный учёный.

В сравнении с «лицензированным гением» «способный ученый» звучит весьма снисходительно. Сочетание тоже несколько сомнительное (способным называют человека, который ещё ничего не достиг, а не состоявшегося ученого), но допустим.

Правитель (Тесей) - Основатель и бессменный лидер Полиса на протяжении многих лет. Любим и уважаем народом. Покровительствует Икару.

См. выводы.

Бард - Лидер фракции Изгоев, отказавшихся от жизни в Полисе и обитающих за его пределами. Философ и идеалист.

Фракция 1. Группа людей, объединенных профессиональными интересами. 2. Организованная группа членов политической партии, созданная с целью проведения ее линии в парламенте, органах самоуправления и т. п. 3. Группировка внутри политической партии, имеющая собственную идейную и организационную платформу, борющаяся против большинства в партии.

(https://voluntary.ru/termin/frakcija.html)

В мире романов Вероники Рот общество разделено на несколько групп, которые называются фракциями, представители каждой из которых особенно ценят и превозносят какое-либо человеческое качество. Каждый год на Церемонии Выбора юноши и девушки, кому уже исполнилось 16 лет, должны выбрать фракцию, с которой будет связана вся их последующая жизнь.

(https://divergent.fandom.com/ru/wiki/Фракции)

Вероятно, отсылка к романам Вероники Рот.

Изгои – слово с ярко выраженной отрицательной коннотацией, странно использовать его, как самоназвание.

Муза - Дочь Барда. Странная девушка, одержимая мечтой о полете.

В целом нормально, но «странная девушка» это, простите, вода.

Бродяга (Персей) - Молодой Изгой, ненавидящий Полис всей душой. Бунтарь и нарушитель спокойствия.

Телезвезда (Деметра) - Ведущая самого популярного шоу в Полисе. Профессионал до мозга костей.

ВЫВОДЫ:

Мироустройство

Посреди Нигде существует Полис, размеры которого не ясны. Полис был основан не более пятидесяти лет назад, если допустить, что все действующие лица – люди. В Полисе высоко ценится наука, ученый может стать богатым и успешным, особенно если ему покровительствует Правитель. Помимо науки в городе развиты информационные технологии, как минимум, радиои телевиденье. Также существует поп-культура. Сменяемость власти не соблюдается, лидер, как минимум, авторитарен.

За пределами Полиса посреди Нигде живут Изгои, чем и как – не понятно, но у них есть лидер, и если человек, описанный как «философ и идеалист» может ими управлять, они довольно мирные. Однако среди них есть «нарушитель спокойствия», ненавидящий Полис. Чьё спокойствие он нарушает, тоже не ясно.

Название жирно намекает на то, что в указанном мире кто-то живёт очень хорошо или, как минимум, делает вид.

Я не буду подробно останавливаться на именах, тут уже многое сказано до меня, отмечу общую греко-римскую стилистику, из которой выбивается Бард. (Бард (откельт. *bardos) — певец или поэт; как правило, одиночный исполнитель песен собственного сочинения.) Отметим, что не понятно, является ли «Бард» настоящим именем персонажа или прозвищем.

Имена Правителя, Бродяги и Телезвезды не слишком соответствуют их прозвищам. Икар – заглавный герой, друг по имени Брут не может не быть игрой со штампом, хотя бы деконструкцией. Муза – откровенно говорящее имя.Лия – тоже говорящее имя (Римская богиня, которой посвящалось полководцами оружие, отнятое у неприятелей.(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей»), но считывается оно с огромным трудом (то, что Посмотре!ли именует «бонус для гениев». Я не гений, я гуглил, не веря, что имя было выбрано случайно.

 


 

ИНТРО

Телезвезда: Доброе утро, жители Полиса. Температура под Куполом 22 градуса. Радиационный фон в норме. Напоминаем, что сегодня на центральной площади состоится церемония награждения выдающихся горожан. Удачного Вам дня.

Мироустройство

Ещё пункт в копилку «Полис маленький» - «Ведущая самого популярного шоу в Полисе» делает ещё и сводку новостей. Плюс награждение аж на Центральной площади (без названия, потому что в центре площадь одна).

Входит Купол. Раз температуру вне его не объявляют, предположим, что она не важна, все нужные люди накрыты. Упоминание радиационного поля жирно намекает, что не всё так идеально в идеальном мире. Награждение «выдающихся горожан» в принципе показывает, что власть любит показательные мероприятия, сплачивающие народ.

ХОР:
Наше «завтра» наступило,
Наш уже не замедлить бег,
Наше солнце ничто не затмило:
Посмотри, как велик человек!

Хор, как мы помним, был детский. Первые же мысли:

1) Мы в будущем (завтра)

2) Тут явно в цене ранне-коммунистические идеалы, очень уж похожая риторика – величие человека было в цене в ХХ веке.

Этот дивный новый мир,

Ты здесь, ты здесь и сейчас!

ХЕРАК!

Нам прямо в лоб отсылку на О. Хаксли, и все, кто его читал, могут обтекать под трескуче-советское:

Рай, построенный людьми –

Ты наш, ты создан для нас!

Ты создан для нас!

Авторы ОЧЕНЬ ЖИРНО намекают нам, что подгнило что-то в Датском королевстве.

Выводы:

Над Полисом Купол, под Куполом хорошо, за ним – неизвестность, в цене советская стилистика (привет несменяемому Правителю), ничему не стоит доверять.


 

НЕДОСТАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ

ИКАР

Счастье –
Какое странное слово…
Любой философ
Любого века
Пытался найти
Его снова и снова,
Попробую тоже
Войти в эту реку.

Отсылка к «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Не совсем уместно, но красиво.

Его не разложишь,

Как сложный пример

На простые числа.

Простые числа – это не те, которые проще, чем сложный пример. Это те, которые делятся только на себя и на единицу, и в разложении примера не участвуют.

По экспоненте напрямик,

Экспонента – кривая линия, но это ладно, это я уже придираюсь, понятно, что «напрямик» - не буквально. Кстати, экспонент после резкого скачка набирает высоту медленно. Ладно (Х2).

Века прогресса

Ушли сквозь пальцы –

Метафора красивая.

 

Мироустройство:

Куда это они ушли? Мы в будущем, в идеальном мире с кучей учёных или в тёмных веках стагнации всего? Но это интересно.

В целом: Гениальный учёный, используя свои научные метафоры

Вне всех систем

Координат,[…]

Доминус бесконечности,

[…]

Я взял твой след

Он ещё и охотник!.. простите.

Так вот, учёный ищет счастье, причём, вероятно, универсальное, а возможно, даже всеобщее, но это не точно.

Характер страстный, упорный, свободолюбивый.


 

ИДЕАЛЬНЫЙ МИР

Лия: Икар, не хочу тебя прерывать, но через час начинается церемония награждения.

Икар: Лия, ты же знаешь, как я не люблю такие мероприятия…

Лия: Конечно, знаю. Но в этот раз награждают тебя, дорогой!

Икар: Меня? Звучит интригующе! Значит, надо идти? (шутит)

Лия: Безусловно! Идем, я уже выбрала костюм и заказала машину. У нас пять минут!

Как неожиданно, награждают именно ГГ!

Для тех, кто не читал Действующих лиц и воспринимает на слух – мы знакомимся с девушкой\невестой\женой Икара (дорогой). Перед нами, на первый взгляд, классический Рассеянный Учёный и Девушка-Мамочка. Икар, похоже, не любит публичность, но ремарок по интонации не хватает, в предпоследней реплике он, не смотря на пометку «шутит», слишком «не от мира сего».

Я придумала в детстве

Свой идеальный мир –

Мир, полный любви,

Нашей с тобой любви…

Впервые звучит отсылка к названию первого акта. Никакого мироустройства, сплошное раскрытие личности. Достаточно противоречивое, надо отметить. Начало – откровенная романтическая фальшивка, после которой следует нагнетание. С одной стороны, мы снова видим Девушку-Мамочку, удивительно патриархальную для предполагаемого будущего:

Я буду котенком пугливым

Жаться к твоим ногам…

Я буду неотразимой,

Ревнивой, строптивой, покорной –

Как хочешь ты сам!

[...]

Пусть этот мир

Забыл, как молиться богам –

Я верю,

Он рухнет к твоим ногам!

Не важно, кто я,

Важно, кем станешь ты

[...]

Вернее тени

Последую за тобой,

Ноги Икара упомянуты два раза подряд, и это немного напрягает.

Впрочем, похоже, что это всего лишь маска, потому что припев можно читать как притворство ради достижения некой цели. Более того, вперемешку с этим (Именно вперемешку, а не последовательно нагнетая, это явно важно) идёт немного «принцессовый» эгоизм

Там чистейшим бриллиантом

Я сияю в короне –

Подари мне

Мой идеальный мир!

Я – лучший портрет на твоем холсте…

Последнее выраженно выбивается из общей тематики, не понятно, то ли метафора неудачная, то ли так было задумано. Лия показывает себя то верной и жертвенной, то пассивной эгоистичной, но никак не «произведением» Икара. Скорее уж, он – портрет, который рисует она.
И, наконец, совсем уж жёсткие фразы

Во все эпохи

Мир сильных зовет на бой:

Иди и вернись –

С щитом или на щите!

Важно, кем станешь ты –

Героем? Или сожжешь мосты?

Отсылка в общей типа-древнегреческой атмосфере отличная. Идише маме превращается в суровую спартанскую матрону. Она требует от избранного победы или смерти, неудачник её не устроит. В этой связи предложения разных стереотипных женских поведений, предлагаемых Лией на выбор окончательно превращаются в манипуляцию. Впрочем, цели её если не благородны, то, по крайней мере, понятны и безвредны.

Я бы сказал, ария удачная.

Давай создадим

Наш идеальный мир,

Возьмем себе главные роли,

Ведь мы хэппи-энда достойны…

Сыграем финал

Одной из забытых картин,

Где, за руки взявшись, герои

Уходят в закат –

В идеальный мир!

Всё же я погорячился про мироустройство, оно тут есть. Лия упоминает старый кинематограф. Но мы знаем, что Полису 50 лет. Что же это за старое кино?

Итого:

Девушка Икара непроста и противоречива. Вероятно, она любит его, как минимум, вместе с его статусом, её чувства несколько пугают.

 

НАГРАЖДЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬ:

За каждым открытьем и изобретеньем,

Меняющим жизнь всего мира подчас,

Стоит неизменно упрямец и гений:

Встречайте, сегодня он здесь, среди нас!

Икар, твое имя – символ успеха!

Всего ты добился своим умом!

Первая встреча с Правителем. В основном – чистая советская стилистика, но внезапно, как рассвет, поднимает голову американский культ успеха.

ИКАР:

Я просто работал…

Не хватает ремарки по интонации. Исходим из предположения, что Икар «не любит такие мероприятия» и действительно смущён.

ПРАВИТЕЛЬ:

Как прежде, ты скромен!

Открытья проникли твои в каждый дом!

Правитель это подтверждает. Икар уже начинает раздражать своей идеальностью.

Икар не оторван от жизни, он изобретает полезные для людей вещи (какие?На каком уровне развития технологии?)

ПРАВИТЕЛЬ:

Я тебя награждаю сегодня

От имени нашей страны!

Твой талант – достоянье народа,

И труды твои оценены!

Мы снова в СССР и в этом контексте слова про «достоянье народа» звучат немного угрожающе. Икар, похоже, принадлежит кому угодно, только не себе.

ХОР:
Глория, Икар!
Глория, Икар!
Икар, Икар, Икар!!!

Греческий хор славит Икара на латыни, но допустим.
Итак, за общей благостностью сцены мы видим железный оскал коммунизма. Кто-то, например,я, мог бы воспринять это как сатиру, но это субъективно, ладно.

 


 

РЕПОРТАЖ

ТЕЛЕЗВЕЗДА:
Мы с площади центральной ведем репортаж:
Сегодня награждается любимец наш,
Но мало кто знает,
Что детство провел он в приюте!
ХОР:
Нет, невозможно!

А вот теперь иначе, как сатиру, трактовать происходящее невозможно, только вот из греко-римского СССР мы переносимся в общество оголтелого потребления и жареных подробностей.
Личную и трагичную информацию об Икаре треплют на весь Полис под восторги толпы. Красиво. Нет, серьёзно – очень красиво.

ТЕЛЕЗВЕЗДА:
Были очень непростыми ранние года,
Родителей своих он не видел никогда:
Герои войны
Не смогли избежать последствий!

ХОР:
Это так ужасно!
Мы потрясены!
Как далеко разлетается эхо войны!

Мироустройство:
За недолгие плюс-минус 50 лет произошла война. Родители Икара умерли НЕ ОТ НЕЕ, а от ПОСЛЕДСТВИЙ. Недомолвка звучит странно. Лично у меня, на фоне Советов, в голове тут же нарисовались послевоенные репрессии. Но это с тем же успехом может быть и упомянутая радиация, и, увы, неверно построенная фраза.

ТЕЛЕЗВЕЗДА:
Но недолго прозябал уникальный талант:
Очень скоро был объявлен правительственный грант!
О чудо! Решенье мальчишки признано лучшим!

Последняя строчка крайне неуклюжая, обратите внимание, с каким трудом её пропевают! Непонятно, зачем упомянут возраст Икара – он соревновался совзрослыми? Почему на грант он выдал РЕШЕНИЕ, а не ПРОЕКТ? Это порождает много лишних вопросов.

ТЕЛЕЗВЕЗДА:
И с тех пор все изменилось в юной судьбе –
Сам Правитель под опеку взял его себе.
Платиновый статус! Немыслимый бюджет!
Он возглавил институт в свои неполных двадцать лет!

Первое упоминание «металлических» статусов, пока считывается фоном – однозначно что-то крутое, тут хорошо ввели.
Вторая строчка допускает кучу трактовок, от прямого усыновления до, простите, «древнегрческих» отношений между юношей и взрослым мужчиной. Предположим максимально нейтральное – Правитель спонсировал Икара из бюджета, как выгодный проект и периодически проверял, как тот проект развивается.
Так же остаётся неясным, сколько Икару на тот момент было лет. Мне представляется четырнадцатилетний где-то подросток – от более маленького странно ожидать больших достижений в науке, более взрослый уже не годится для опеки.
Последняя фраза звучит круто и абсолютно нереалистично – институт возглавит не гениальный подросток, а опытный бюрократ, потому что каждый должен быть на своём месте. Спишем на условность новостного текста. Икар может быть изобретателем и лицом компании.

На ковровой дорожке его друг – Брут.
Прошу вас, уделите нам несколько минут!
Вы знаете Икара с далеких детских лет...

БРУТ:
Икар не просто гений, он – хороший человек!

На первой строчке человек, не читавший Действующих лиц, либо выпадает от столь прямой отсылки, либо гомерически ржёт, окончательно уверившись, что перед ним пародия. Я ржал.
Ответу Брута, как всегда, не хватает ремарки. Он мог бы сказать это иронично (опять пресса заколебала!), искренне (продолжаем раскрывать идеального Икара) или льстиво (comeon, его зовут Брут!)

ТЕЛЕЗВЕЗДА:
А рядом с ним – Икара невеста,
Прекрасна, скромна,
Одета прелестно...
Скажите, пожалуйста, нам пару слов!

ЛИЯ:
Икар бесконечно трудиться готов...
Но кто-то же должен его обеспечить уютом!

А вот с Лией мы уже знакомы и амплуа заботливой лапочки нас не обманет… Ну, может, чуть-чуть.
Припев прекрасен.

ХОР:
Платиновый мальчик!
Красив, богат, влюблен!
Платиновый мальчик!
Хочу быть, как он,
Хочу быть, хочу быть, как он!

Особенно на слух. Потому что под конец вопли толпы звучат почти угрожающе, словно они готовы разобрать кумира на сувениры.
«Стоп, снято» в либретто нет, но в аудиоверсии оно отлично воспринимается на контрасте с восторженной речью Телезвезды.


Отмечу, что Репортаж действительно хорош, стилистически могу придаться только к одному моменту, в остальном – прекрасная стилизация «устного публицистического», текст информативный, персонажи раскрываются, общество потребления высмеяно от души, так что аж страшно становится. Даже недомолвки и неоднозначности можно списать на стиль.

Выводы по мироустройству:


Социо-культурно Полис посреди Нигде – гремучая смесь СССР (атмосфера и риторика), древней римогреции (от них в целом только лексика и эстетика) и немного развитых стран конца 20-го века (объект высмеивания).
Более 20 лет назад была война.
У жителей Полиса есть статусы, один из них - платиновый.
Правитель демонстрирует заботу о благополучии жителей, авторитарен, но в целом разумен.
О женском вопросе в Полисе ничего не известно, но интересно, в свете очень неоднозначной Лии.
В Полисе есть детский приют.
Икару 20+ лет, он глава института (ДОПУСТИМ).

 


 

НИТЬ

Бард:
Мне жаль, друзья мои, что рядом с вами не был.
Изгнанья срок истек, минуло двадцать лет.
Здесь нет ничьей вины, свой выбор каждый сделал.
Могли уйти со мной…
Могли принять браслет.

Первое появление Барда. Никаких пояснений, где он находится и с кем разговаривает, пока нет, но это должно быть дано визуально.
Бард был в изгнании 20 лет, Икару примерно столько же, больше двадцати лет назад была война. Это хорошо, это складывается в голове.
Входят Браслеты, что они такое, пока не ясно, но: Бард их не принял и оказался в двадцатилетнем изгнании. Те, с кем он разговаривает, не ушли и не приняли, итог явно печален.

Текст хороший, стилистически прикопаться не к чему. Итак, что мы видим:
Бард откровенно сетует на бездуховность Полиса, надо отдать ему должное, без чернухи.

Меня ты встречаешь светом –
Светом, но без огня.
Прекрасно твое сиянье –
И манит идти за собой,
Но есть ли живое дыханье
Под хрупкой твоей скорлупой?

Есть ли кто-нибудь в толпе,
Кто поднимет глаза
И увидит зарю вдалеке?

Не совсем ясно, что он критикует, авторитаризм или общество потребления. Подходит и то, и другое, более того, мы в двух предыдущих сценах видели и то, и другое.
И ВНЕЗАПНО раздаётся более агрессивная риторика и призывы свержения основ

Кто порвет эту сеть,
Зажатую в крепкой руке, –
Хотя бы одну
Нить?

Рождается истина в споре –
Но с кем же начать этот спор?

Но кто-то же должен услышать
В звенящей твоей пустоте!

Нить, кстати, вполне узнаваемый символ Тесея, но не читавшие «действующих лиц» не знают, как зовут Правителя. Но то, что он – «крепкая рука» очень даже считывается. Ожидаем экшен, персонаж явно собирается начать контр-пропаганду!
О личности Барда неплохо говорят следующие фразы

В людском бесконечном море
Я берег ищу до сих пор.
Я здесь безнадежно лишний
И близок к опасной черте,

Последнее снова намекает, что мягкий потерянный человек очень непрост и может что-то учудить.
Нашоколосоветскийсеттинг обогатился интеллигентом кухонным, одной штукой. На этом месте злой и циничный автор разбора хихикал, всё ещё думая, что это пародия.

Икар: Прошу прощения…
Бард: Что? (отвлекаясь от мыслей)
Икар: Что делаете вы здесь?
Вас раньше я не видел.
Бард: Я вас тоже…
Я здесь, чтоб вспомнить о друзьях ушедших.
Зачем еще приходят на могилы?

Итак, теперь мы точно знаем, что бывает с теми, кто не принял Браслет и не ушёл. Призрак репрессий веет над Полисом… Но это, конечно, только догадки.
В последней реплике Бард то ли хамит, то ли шутит – конечно, он не видел Икара, если не был в городе 20 лет. Икар помнит тех, кто порой бывает на кладбище, в лицо.

Икар: Друзьях? Так вы их знали?
Бард: Да, надеюсь. А вам то что с того? Пожалуй, мне пора.
Икар: Прошу, постойте! Здесь прах моих родителей…
Бард: Твоих? (всматривается) Тебя зовут Икар?
Икар: О, да! Вы их и правда знали…

Бард всё ещё откровенно хамит, Икар начинает выражаться высокопарно, и всё это звучит немного неестественно. Сцену уже обстебали до меня – Бард мог понять, кто такой Икар, прослушав репортаж, либо же он просто копия одного из родителей (Гарри Поттер делает ручкой). Но это ладно, это действительно художественная условность.

Бард: И лучше мне уйти…
Икар: Пожалуйста! Прошу! Хоть что-то расскажите…
Бард: Возможно. Но не здесь и не сейчас!
Икар: А где? Когда?
Бард: За Куполом, южнее, лагерь наш. Он в зоне, что считается запретной.
Икар: Так значит вы… Изгой?
Бард: А разве не заметно? (ушел)
Икар: Что ж, я приду…
А как иначе?

Отсылку к ПИ в конце убрали, а жаль, она придавала разговору неоднозначности. Бард как будто играет с Икаром в помани-оттолкни, если бы он его заманивал, эта манера речи была бы уместнее.
Икар явно страстно желает знать о своих родителях, он мягок и дружелюбен, очень открыт и доверчив.

Мироустройство

Изгои живут в запретной (для кого?Почему тогда туда можно легко прийти?) зоне к югу от Купола, за его пределами. Вывод – жить там можно. Даже целых двадцать лет, и не скопытиться от радиации. По Изгоям видно, что они Изгои, если ты, конечно, не Икар.
Родители Икара умерли от того, что не ушли и не приняли браслет, что бы это ни значило. При этом они считаются героями войны.

 


 

РАЗМОЛВКА

Лия: И куда это ты собрался?
Икар: К Изгоям.
Лия: Серьезно? Я думала, ты шутишь...
Икар: Нет, не шучу

Поход к Изгоям – странное мероприятие, которое нельзя даже воспринимать всерьёз. Диалог слабоват.

ЛИЯ:
Зачем тебе это, милый?
А может, все это ложь?
Секреты хранят могилы –
Родителей этим уже не вернешь!
Ты их не знал –
Печаль твою время сотрет!
Ушедшие в прошлое имена…
Ты должен идти вперед!

В принципе, звучит здраво, но очень уж холодно, особенно последние две строчки. «Ты должен идти вперёд» в сочетании с тем, что мы знаем об амбициях Лии, напрягает.

ИКАР:
Я вырос, не зная любви –
Во мне просто видели гения!
Родители живы твои –
Мои почему-то покрыты забвением!
Я должен разгадку найти…

Икара снова тянет на неуместный пафос, первая фраза достойна подростка по накалу страстей. Но! Мы помним, что Икар – сирота, рос в системе. Незакрытых гештальтов должно быть очень много, а интеллектуальное развитие вполне может опережать психо-социальное. Если добавить психологизма, немного плоский идеальный Икар начнёт обретать объёмом, это хорошо. Непонятно только, почему он разговаривает такими трескучими фразами?

ЛИЯ:
Но вряд ли найдешь утешение!
ИКАР:
Прости, но я должен идти!
Это только мое решение!
Прости!
ЛИЯ:
Еще один день одиночества…
ИКАР:
Прости!
ЛИЯ:
Все это добром не кончится,
Нет, нет…
ИКАР:
Прости!

Ага! Икар не совсем под каблуком невесты, у него может быть и своё решение, хоть он и бесконечно извиняется за него. Злой автор опять хихикает над карикатурной парочкой. Интересна фраза Лии «Еще один день одиночества…» не понятно, то ли она просто давит на Икара, то ли правда страдает от того, что он не уделяет ей достаточно внимания. «Все это добром не кончится, Нет, нет…» звучит откровенно пророчески, и это, пожалуй, хорошо.

 


 

СОЙТИ С УМА

Внутренний монолог Икара.

Так серо и неуютно…
Горы забытого хлама –
И как они здесь живут
Среди такого бедлама?

Звучит капризно, я через такие пейзажи на работу езжу. Вывод – в Полисе действительно благоустроенно, Икар тепличный. Наедине с собой он разговаривает без лишнего пафоса.

Дурацкая тропа. Дурацкая затея.
И ни души вокруг… А впрочем…
Это кто?
Там, на стене разрушенного дома…
Фигура женская… В плаще? В пальто?
Циркачка? Акробатка? Ходит смело…
Но все равно недолго до беды.
Пойду скорей туда…

Итак, в Полисе есть цирк. А за куполом довольно прохладно.

Соло Музы красивое, мне особенно нравится вот эта часть

Мир размытых очертаний,

Что людьми зовется сном –

В нем иду по тонкой грани

Между небом… или дном?

Озарением и бредом,

Высотой и пустотой,

Пораженьем и победой,

Между явью и мечтой.

Простые противопоставления, но нагнетает неплохо. Здесь мы видим Музу-мечтательницу, вещь в себе, которая стремится к чистой идее, теряет человеческие очертания. Как и Лия, Муза очень многогранна.

ИКАР:

Осторожно!

МУЗА:

Я не жалею ни о чем,

Мы платим за полет паденьем,

Но вдруг судьбы прикосновенье

Мое почувствует плечо…

ИКАР:

Вы сошли с ума…

МУЗА:

Чтобы неба коснуться!

ИКАР:

Вы могли бы разбиться…

МУЗА:

Вот полета цена!

Сойти с ума…

ИКАР:

Но ведь мы же не птицы!

МУЗА:

Я уже не одна...

Сцена двойная – с одной стороны, это явно романтическая встреча героя с «Прекрасной дикаркой», с другой – встреча, собственно, Творца и Музы. В любом случае, мы впервые столкнулись с чистой романтикой.


 

Знакомство с Изгоями

Положу отдельно, для удобства.

Диалог Музы и Икара

Икар: Вы были так… неосторожны!
Еще чуть-чуть - случилась бы беда.
Муза: Я замечталась вновь о невозможном.
Со мной бывает это… иногда.
Икар: Вы, как дитя, мечтали о полете?
Вот так, взмахнуть руками и на взлет?
Муза: Я понимаю. Выглядит забавно.
И думаю, «браслетник» не поймет…
Икар: Ну почему же. Все порой мечтают…
Муза: Но каждый о своем…
Икар: Пожалуй, да…
Муза: А вы что здесь забыли? Не припомню,
Чтоб забредали с Полиса сюда…
Икар: Седой такой мужчина, музыкант…
Муза: Портрет знаком.
Икар: Сказал, что я смогу его найти в руинах южнее
Купола.
Муза: О, да. Он не солгал. Уже нашли.

Икар снова немного пафосен, Муза поворачивается другим боком – она Дикарка, сейчас даже не особо прекрасная, резковатая и манерой речи явно в отца. Песни и устная речь этой парочки словно принадлежат разным людям. Текст местами провисает. «А вы что здесь забыли? Не припомню, Чтоб забредали с Полиса сюда…» К ним что, регулярно жители Полиса забредают на интеллигентную беседу?
«И думаю, «браслетник» не поймет» - Опять эти загадочные браслеты, которые не приняли Изгои и родители Икара. Это что-то важное, раз Изгои называют жителей Полиса этим словом. Браслеты в общем контексте вполне можно проассоциировать с кандалами.

Бард: Смотрю я, вы уже свели знакомство.
Вот – Муза, дочь моя.
А вот – Икар.
Муза: (с удивлением смотрит на Икара) Икар? Кто дал тебе такое имя?
Бард: О том он и пришел поговорить. Он сирота.
Икар: Вы говорили, что дружны когда-то были и многое прошли…
Бард: Садись к огню. Что вспомню - расскажу…
Икар: Благодарен…

Бард, наконец-то, вспоминает о манерах. Мы получаем подтверждение, что имя Икар – говорящее. Икар, ищущий сведения о родителях, кажется весьма трогательным.

Бард: То было так давно. С тех пор как пало небо, прошел десяток лет, я молод был и смел. Искал усердно к эллинам дорогу. И как-то в городе одном забытом, ко мне прибились двое. Скитальцы. Их звали …
(***)… тогда она сказала: «Икаром пусть зовется. Не должно людям прятаться от неба.
Им нужен свой Икар». И засмеялась…
Но вскоре мы расстались. Я покинул город…
Икар: Почему?
Бард: Мы перестали понимать друг друга.
Икар: Туманно…
Бард: А они остались. Как умерли они, мне неизвестно...
Икар: Последствия войны, так говорят.

Отсутствие значимого отрывка текста сильно разочаровывает. Мы уже прониклись желанием Икара узнать что-то о родителях.

Начало монолога Барда – он старомоден и пафосен, совсем перестал хамить.
Внезапно Мироустройство
Что значит «пало небо»? Понятно, что ничего хорошего, но это же причина всего, что мы сейчас имеем. Ну ладно. Икар явно знает, что это значит, а нам придётся собирать по кусочкам:
Полис был основан не менее 20, но не более 50 лет назад (для тех, кто читал действующих лиц). Логично предположить, что он был основан после падения неба. Через десять лет после падения неба Бард был молод и смел – вероятно, около 20 лет, в тяжёлых условиях рано взрослеют и стареют.
Теперь, новая вводная – эллины. Греки, то бишь. Накуренный римогреческой атмосферой реципиент легко свяжет с ними Полис – он уже был тогда, или только строился? Бард явно жил там, раз назвал его «мой старый город». Но сам он не эллин, если судить по имени. Отметим, что при устном прослушивании реципиент толком за этим не уследит и останется эффект «дед говорит о временах молодости».
Ремарка «Туманно» крайне верная. Складывается впечатление, что Бард очень, очень сильно недоговаривает. Он говорит о конфликте мировоззрений, что логично для всех, кто слушал Нити.
Снова говорящее имя Икар. От неба не должно прятаться, хотя оно один раз уже упало, в результате чего мы имеем греко-римско-советско-американский Полис посреди Нигде и земли к югу от него, похожие на частный сектор в замкадье.

Икар: Так значит, мое имя означает «стремленье к небу»?
Бард: Ну, как-то так. Есть много толкований у мифа древнего.
Икар: А что это за миф?

Странный у них грекорим, имена знают, легенды нет. Ну да ладно, кого-то вообще Брутом назвали…

 


 

ЛЕГЕНДА ОБ ИКАРЕ

Собственно, пересказ довольно упрощённой версии легенды о Дедале и Икаре.

Есть такой остров – Крит

Это важно! Действие происходит в нашем мире, на Земле. Это у нас пало небо, и Полис посреди Нигде в будущем, наконец, очень условно, но всё же встаёт на твёрдую землю.

Жил там жестокий царь,

Был у него в плену

Гений, мудрец, бунтарь...

Многое миру дал

Гения пленный дар.

Звали его – Дедал.

Сына его – Икар.

Сейчас пойдут те ещё синие занавески, но:
Эта история – лично для сиротки-Икара, который явно ищет отцовскую фигуру.
Гений-мудрец-бунтарь – отличное определение самого Барда (первое – сомнительно, но ведь он мог и прихвастнуть, верно?) тем более – пленный. В плену у царя (мы помним крепкую руку, в которой зажата сеть). Параллели получились красивые, и я очень надеюсь, что не случайные. Я бы даже сказал, что это манипуляция, но напрямую на это ничего не указывает.

Перья у птиц собрал,

Белые, словно снег,

Тут можно запараллелить с арией Музы «Там белой птицей я лечу». Белый тут, очевидно, цвет чистоты и невинности, положительная коннотация.

Конец легенды немного предсказуем, и мы склонны согласиться с Икаром

Икар:

Какая необычная легенда…

Благодарю за красочный рассказ!

Как странно, что сейчас она забыта –

Ведь сказки об опасности полета

С пеленок затвердил любой из нас.

 

Мораль, как бы, ясна – не делай то, что доступно лишь богам, знай свой шесток… Если ты придумаешь крылья, то на них убьётся твой единственный сын.

 

Мироустройтво

 

В Полисе очень странная пропаганда – детям рассказывают, что летать опасно (а то ведь все начнут, спасу нет от стай этих летающих детей). Ладно, допустим, речь идёт не о полёте, а о небе в целом, но я уже немого натянул сову на глобус. «Не должно людям прятаться от неба» - «Ведь сказки об опасности полета С пеленок затвердил любой из нас.» Две точки зрения в мире, где однажды упало небо. Носители первой умерли. Нет, не все…

Муза: Но это ведь неправда!

Бард: Тише, Муза. Какие времена – такие сказки.

Икар: (с любопытством поворачиваясь к Музе) Но почему вы думаете так?

 

И они размножаются идеями! Бард неожиданно больше мудрец, чем бунтарь.


 

ВОЛКИ И ПСЫ

(Появляется Бродяга)
Бродяга:
Что это за непрошеный чужак?
Мы вроде никого не приглашали.
Бард: Спокойнее, Бродяга, он мой гость.
Бродяга:
Твой гость?
Тогда другое дело!
Коль ходят в гости винтики системы,
То могут и детали покрупней
С нас что-нибудь спросить…
Об этом ты не думал?
Это враг!

Оказывается, не все Изгои милые мечтатели. Некий Бродяга хамит Барду, более того – отчитывает его за беспечность. Попробовал бы он сделать такое в мече… в Полисе. Способность Барда управлять Изгоями резко попадает под сомнение.

Коль ходят в гости винтики системы,
То могут и детали покрупней
С нас что-нибудь спросить…

Красивое иносказание, простое, но очень внятное.

Я людям не заглядываю в лица,

Их метка для меня сродни клейму,


Какая метка для него сродни клейму? Мы, вроде, поняли, что жителей города называют «браслетнтками», назвать браслет клеймом – очень нелогично.

И в ней недобрый замысел клубится.

В чём? В метке? Какой у нее может быть замысел? Очень криво!

Зачем нам чужие –
Чужеродные?

Чужеродные проблемы?
1) чужой, не местный, иностранный 2) чуждый, неестественный
https://ru.wiktionary.org/wiki/чужеродный#Значение
Звучит, как будто слово запихнули для красоты.

 

Теперь интересное:

Зачем затевать с врагом
Игры сложные?

Если «игра с врагом» – это не манипуляция, я съем Большую Игру (крайне объёмный том аналитики по Гарри Поттеру). Получается, Бродяга считает, что Бард что-то задумал? А Бард, между прочим, хотел, чтобы его «кто-то услышал ». На вкус как двойное дно, которое создатели отрицают. Странно.

Этот город нас не видит в упор,
Эти люди нас считают отбросами!
Очень скоро мы решим этот спор –
Это сделают воины, а не философы!
Не надейся, он не понял тебя,
Этот мальчик, избалованный городом!
Вместе с ним сюда приходит беда,
Я чувствую это –
как будто повеяло холодом!

Бродяга желает воевать с Полисом. По-хорошему, Икару бы напрячься и бечь к Правителю на второй космической, но Платиновый мальчик удивительно недогадлив. А Бродяга не следит за языком – он же уже понял, что Икара ему на месте прирезать не дадут, зачем перед ним выкладывать планы?

Последние строчки удивительным образом параллелятся с лиеным «всё это добром не кончится» и нагнетают обстановку. Вообще отрывок эстетически хорош. Противопоставление волков и псов тоже вполне внятное.

Икар:
Я понял. Пожалуй, я пойду.
Благодарю Вас, Бард.
Спасибо, Муза.
(через паузу, с неожиданным теплом).
И будьте осторожнее, прошу.
Бродяга: В чем осторожней?
Муза:
(Бродяге) – После расскажу.
(Икару) – Я постараюсь.
Бард: Что ж, прощай, Икар!
На



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: