Человек.
Человек | Индивид | Индивидуальность | Личность |
Высшая ступень живых организмов на земле | Единичный представитель человеческого рода | Неповторимые, самобытные черты и качества, присущие человеку (биологические, психологические, социальные) | Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни |
Теории происхождения (антропогенез): религиозная, теория палеовизита, эволюционная.
Человек – биосоциальное существо.
Биосоциальная проблема – проблема соотношения биологического и социального в человеке.
Человек | Животное |
- обладает мышлением и речью - способен к сознательной целенаправленной деятельности - преобразует окружающую действительность - изготавливает орудия труда - воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность - имеет физические и духовные потребности | - использует то, что есть в окружающей среде - приспосабливается к природе - изменяет мир по потребностям своего вида, ориентируясь на физические потребности - изменяется по потребностям своего вида - имеет физические потребности, - существование направляется инстинктами |
В момент рождения человек – индивид. Личностью становится в процессе социализации.
Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и социальных ролей, духовных ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Первичная социализация: агенты (родственники, учителя) и институты социализации (семья, школа).
Вторичная социализация: агенты (коллеги, преподаватели, должностные лица) и институты (ВУЗы, армия, церковь).
Десоциализация – процесс утраты старых ценностей, норм, правил, ролей.
Ресоциализация – процесс усвоения новых правил, способов действий, умений вместо прежних..
Мировоззрение личности – целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мировоззрение включает:
знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения, идеи
Мировоззрение:
обыденное, религиозное, мифологическое, научное, философское, гуманистическое.
Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.
Особенности мышления: социально по своей природе, неразрывно связано с языком, обобщенное отражение, имеет место при проблемной ситуации, возникает на основе практической деятельности, имеет личностный характер, включает эмоционально-волевую сторону.
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Субъект - тот, кто осуществляет деятельность. Объект – то, на что направлена деятельность.
Структура деятельности:
Мотив——цель—— средства——-действия——результат.
Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает к действию, определяет направленность деятельности.
Цель – осознанный образ ожидаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Основные виды деятельности.
Игра – вид деятельности, целью которой является сам процесс.
Труд – вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
Общение – вид деятельности, при котором происходит взаимодействие между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании людьми друг друга.
Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение знаний, умений, навыков.
Творчество – вид деятельности, порождающий нечто новое, никогда ранее не существовавшее.
Основа классификации | Виды деятельности |
субъект деятельности | индивидуальная, коллективная |
характер деятельности | репродуктивная, творческая |
соответствие правовым нормам | законная, незаконная |
соответствие моральным нормам | моральная, аморальная |
соотношение с прогрессом | прогрессивная, регрессивная |
сферы общества | экономическая, социальная, духовная, политическая |
мотив деятельности | целенаправленная, аффективная, традиционная |
результат | созидательная, разрушительная |
Способности - свойства личности, позволяющие ей успешно выполнять какую — либо деятельность.
Одаренность - это совокупность нескольких способностей, обуславливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц.
Талант - это высокая степень одаренности, предполагающая наличие внутренних условий для выдающихся достижений.
Гениальность – высший уровень развития способностей, создавать принципиально новое в той или иной сфере деятельности.
Потребность – переживаемая или осознаваемая нужда в том, что оставляет необходимое условие его существования. Потребности: биологические, социальные, духовные.
Потребности по А. Маслоу: 5. Духовные
4. Престижные
3. Социальные
2. Экзистенциальные
1. Физиологические
1 и 2 уровни потребностей – первичные. 3,4,5 уровни потребностей – вторичные. Потребности каждого уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Основа классификации | Виды интересов |
носитель интересов | индивидуальные, групповые, общественные |
содержание | экономические, социальные, духовные, политические |
уровень действенности | активные, пассивные |
возможность осуществления | реальные, мнимые |
соотношение с прогрессом | прогрессивные, реакционные, консервативные |
Свобода личности - умение познавать объективную необходимость, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать ответственные решения, воплощать их в действие.
Ответственность - объективный, исторически конкретный вид отношений между личностью, группой, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Необходимость - устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.