Факторы спроса на бензин в Московском регионе. Эластичность спроса




Кейс 5

Описываемая ситуация относится к началу 2000 г. и затрагивает такой вид деятельности, как розничная торговля автомобильным горючим через автозаправочные станции. Бензиновый рынок столицы к этому моменту становится все более устойчивой и консервативной структурой со своими жесткими правилами т четким разделением ролей. Ушли в прошлое «дикие» бензовозы. Рассматриваемый период уже характеризуется достаточной стабильностью и до определенной степени бесконфликтным существованием фирм-операторов. Бензиновый рынок имеет деление на две крупные составные части: государственные автозаправочные станции (далее АЗС) и коммерческие автозаправочные комплексы.

Отпускные цены на бензин устанавливает Московская ассоциация, учитывая общее положение на топливном рынке страны. Правда, это делается в виде «вилки», т.е. продавцам разрешается по своему усмотрению устанавливать цены в пределах рамок нефтяного союза. Например, ассоциация сообщает, что отпускные цены на бензин А-92 с 20 марта 2000 г. в Москве будут в пределах от 6,30 руб. до 6,70 руб. за литр. И фирмы-операторы устанавливают цены у себя на АЗС в этих пределах, но с учетом цен на соседних автозаправочных станциях в их районе. Так, например, одна и та же фирма может иметь отпускную цену на А-92 в размере 6,70 руб./л в районе Рижского вокзала и 6,40 руб./л на МКАД.

Цена, безусловно, является одним из основных факторов спроса на рынке нефтепродуктов в Москве и Московской области для подавляющего большинства покупателей бензина. Эти покупатели реагируют на изменение цены бензина даже в пределах 0,1 руб./л. Поэтому некоторые автозаправочные станции, расположенные на МКАД, были вынуждены снизить цену с верхней границы «вилки» до нижней из-за значительного уменьшения объема выручки после того как была установлена цена на уровне верхней границы.

Однако на разных рыночных сегментах наблюдается различная ценовая эластичность спроса на бензин, что и демонстрируют кривые спроса, представленные ниже. Первая кривая характеризует спрос обычного мелкого частника на «синих, красных, белых «Жигулях» (см. рис. 3а). Вторая и третья кривые описывают спрос на бензин двух других групп потребителей автомобильного топлива (см. рис. 3б, в).

Рис. 3. Кривые спроса:

а – 1-й группы потребителей бензина; б – 2-й группы потребителей бензина; в – 3-й группы потребителей бензина

Обычно при въезде на автозаправочную станцию размещается большой информационный щит с указанием отпускной цены на топливо. Но существует один нюанс: согласно существующему законодательству все розничные торговцы бензином обязаны применять контрольно-кассовые машины (далее – ККМ) при реализации топлива населению. В чеке ККМ должны быть четко указаны реквизиты предприятия, цена топлива, сумма покупки. Кроме того, в связи с введением в Москве экологического сбора за загрязнение окружающей среды продавцы обязаны уплачивать этот сбор по определенным ставкам в зависимости от марки продаваемого топлива, а в чеке ККМ сумма сбора должна быть указана отдельной строкой. Руководствуясь жесткими ценовыми ограничениями на бензиновом рынке, продавец не повышает отпускную цену бензина, а только включает в нее указанный сбор.

Поразительно, но покупатели восприняли этот факт отрицательно. В офис одной из фирм явилась экологическая милиция по жалобе покупателя бензина на предмет проверки правомерности включения экологического сбора в цену бензина. Пришлось разъяснить, что этот сбор предприятие обязано удерживать и включать в сумму отдельной строкой в чеке ККМ на основании решения московских властей. Логика покупателя, обратившегося с жалобой, была такова: «Цены на бензин и так повышаются, чуть ли не каждый день, в тут еще эти коммерсанты пытаются содрать с нас какой-то сбор». Этот случай можно рассматривать как пример того, что на спрос влияют и налоги, устанавливаемые федеральными или муниципальными властями.

Нельзя не коснуться такого события, как дефолт в августе 1998 г., когда произошло резкое обесценение рубля по отношению к доллару США. Дефолт затронул несколько факторов, определяющих спрос на топливо: величину реальных доходов населения, долю расходов на бензин в бюджете потребителя, цены на товары-комплементы.

Резкое ухудшение финансового состояния потребителей, прежде всего так называемого среднего класса, привело к тому, что уменьшился спрос на товары вообще, в том числе и на бензин. В советские времена машина для человека являлась предметом роскоши, а не средством передвижения: автомобиль был показателем достатка и положения в обществе. В постперестроечное время автомобиль как вид транспорта стал доступен более широким слоям населения. Средний класс вообще перестал пользоваться другими видами транспорта. Расходы на бензин занимали небольшую часть в бюджете соответствующей семьи. После дефолта, на фоне общего снижения реальных доходов и роста цен, доля расходов семьи на бензин значительно возросла. Поэтому дефолт спровоцировал уменьшение спроса на бензин среди населения, получавшего зарплату в рублях.

Дефолт вызвал также общее снижение покупательской активности, в том числе и уменьшение спроса на автомобили. Косвенным подтверждением этому стало снижение уровня цен на новые и подержанные машины в долларовом выражении. Рассматривая этот факт с точки зрения товаров-комплементов, следует отдавать себе отчет в том, что хотя долларовая цена на автомобили снизилась, большинство населения получало доход в рублях, без пересчета в валютный эквивалент. Поэтому можно утверждать, что реальная цена на машины возросла. То есть увеличение цены на товар-комплемент отрицательно повлияло на величину спроса на наш товар – на бензин.

Рассмотрим одну из автозаправочных станций, расположенных в Московском регионе. До кризиса в 1998 г. она приносила ежедневную выручку в размере 60 тыс. руб., когда 1 л бензина в среднем стоил 2 руб. 50 коп. В середине 1999 г. выручка составляла около 104 тыс. руб. в день при средней цене бензина 6 руб. 50 коп. Обменный курс до 17 августа 1998 г. составлял: 1 долл. = 6 руб. Курс американского доллара в середине 1999 г. равнялся приблизительно 24 руб. Таким образом, средняя цена бензина в долларовом выражении до дефолта составляла 0,42 долл. за 1 л, а через год – 0, 27 долл. за 1 л.

 

Вопросы

1. В тексте перечислены основные факторы, воздействующие на спрос бензина в Московском регионе. Объясните, как именно они влияют на спрос?

2. Какие еще факторы, помимо тех, что перечислены в тексте, могут оказывать воздействие на спрос бензина в данном регионе?

3. В тексте представлены три типа кривых спроса на бензин, характеризующие три основных вида потребителей бензина на Московском рынке. Определите, каких именно потребителей характеризуют 2-я и 3-я кривые спроса.

4. Не пользуясь дополнительными расчетами, а лишь опираясь на информацию, содержащуюся в описании ситуации, определите: является ли спрос на бензин эластичным по цене на отдельной автозаправочной станции в Московском регионе.

5. Рассчитайте коэффициенты точечной и дуговой эластичности спроса на бензин по цене бензина (в рублевом выражении).

6. Рассчитайте коэффициенты точечной и дуговой эластичности спроса на бензин по его цене с поправкой на курс доллара США, т.е. приняв доллар в качестве денежной единицы.

7. Не показалось ли вам странным значение коэффициента ценовой эластичности спроса, полученное в предыдущем задании? Чем можно объяснить такую странность?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: