УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА




 

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Талант Высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных
... Наивысший уровень развития способностей как общих, так и специальных

16. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИДЫСПОСОБНОСТЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Общие способности Помогают достичь успеха в самых разных занятиях
... способности Помогают достигать высоких результатов в какой-либо определённой области деятельности

17. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния,

1) рас­крой­те смысл по­ня­тия «че­ло­век»;

2) со­ставь­те два пред­ло­же­ния:

− одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о такой ха­рак­те­ри­сти­ке че­ло­ве­ка как ин­ди­вид;

− одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность по­ня­тия ин­ди­ви­ду­аль­ность.

 

Пред­ло­же­ния долж­ны быть рас­про­странёнными и со­дер­жа­щи­ми кор­рект­ную ин­фор­ма­цию о со­от­вет­ству­ю­щих ас­пек­тах по­ня­тия.

18. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека.

 

1) порядочность

2) сообразительность

3) законопослушность

4) трудолюбие

5) начитанность

6) быстрота реакций

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

20. Установите соответствие между примерами и группами качеств человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ГРУППЫКАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
А) У Антона голубые глаза. Б) Рост Петра — 180 см. В) Анна трудолюбива. Г) Катя очень отзывчива. Д) Макару нравится быть в центре внимания окружающих.   1) биологические 2) социальные

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

21. Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом ниже списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Рост Ларисы ниже среднего.

2) Лариса — честный человек.

3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.

4) Лариса добрая и отзывчивая.

5) Лариса — внешне привлекательная девушка.

6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками.

22. Ниже приведён пе­ре­чень качеств, при­су­щих человеку. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, имеют со­ци­аль­ную природу.

 

1) особенности внешности

2) любознательность

3) темперамент

4) ответственность

5) трудолюбие

6) самоотверженность

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

23. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.

3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.

4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.

5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п.

24. Иван вы­пол­нял задание по теме: «Человек как ре­зуль­тат биологической и со­ци­о­куль­тур­ной эволюции». Он вы­пи­сы­вал из учеб­ни­ка черты, свой­ствен­ные человеку. Какие из них от­ра­жа­ют специфику со­ци­аль­ной природы человека, в от­ли­чие от животного? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) использование предметов, дан­ных природой

2) способность к целеполаганию

3) забота о потомстве

4) приспособление к усло­ви­ям окружающей среды

5) стремление по­нять окружающий мир

6) общение с по­мо­щью членораздельной речи

25. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «личность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о продолжительности процесса становления и развития личности;

− одно предложение, содержащее информацию о важнейших институтах, влияющих на формирование личности.

 

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

26. Представьте, что Вы по­мо­га­е­те учи­те­лю клас­си­фи­ци­ро­вать кар­точ­ки перед зачётом по теме «Человек как ре­зуль­тат био­ло­ги­че­ской и со­ци­о­куль­тур­ной эволюции». Со­бе­ри­те все кар­точ­ки с признаками, от­ра­жа­ю­щи­ми спе­ци­фи­ку со­ци­аль­ной при­ро­ды человека. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) использование предметов, дан­ных природой

2) стремление объ­яс­нить за­ко­ны природы

3) продолжение рода

4) общение с по­мо­щью чле­но­раз­дель­ной речи

5) приспособление к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды

6) способность к мышлению

27. Найдите в приведённом ниже спис­ке черты человека, обу­слов­лен­ные биологически, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) возрастные и по­ло­вые различия

2) темперамент

3) особенности нерв­ной системы

4) самооценка

5) опыт

6) особенности мировоззрения

28. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «способности человека».

 

1) задатки

2) одарённость

3) социализация

4) активность

5) талант

6) гениальность

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

29. Выберите вер­ные суж­де­ния о ка­че­ствах че­ло­ве­ка как лич­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Качества че­ло­ве­ка как лич­но­сти про­яв­ля­ют­ся пре­жде всего в осо­бен­но­стях мыш­ле­ния и памяти.

2) Человеку как лич­но­сти пре­жде всего свой­ствен­но при­об­ре­те­ние со­ци­аль­ных качеств.

3) Человека как лич­ность в первую очередь ха­рак­те­ри­зу­ет про­те­ка­ние про­цес­сов психики.

4) Качества че­ло­ве­ка как лич­но­сти про­яв­ля­ют­ся пре­жде всего в его уча­стии в жизни общества.

5) Человека как лич­ность в первую очередь ха­рак­те­ри­зу­ют уна­сле­до­ван­ные качества.

30. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Духовные потребности человека связаны с его биологической сущностью.

2) Индивид — единичный представитель человечества.

3) К социальным потребностям относят потребности в пище, воде, воздухе и др.

4) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.

5) Личность — совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.

31. Алине 22 года. Най­ди­те в приведённом спис­ке черты (качества), име­ю­щие со­ци­аль­ный характер. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Алина доб­рая и отзывчивая.

2) Алина — внеш­не при­вле­ка­тель­ная девушка.

3) Алина — дис­ци­пли­ни­ро­ван­ный работник.

4) Алина бла­го­же­ла­тель­но от­но­сит­ся к коллегам.

5) Алина аккуратная, дома у неё порядок.

6) У Алины свет­лые во­ло­сы и го­лу­бые глаза.

32. Кириллу 16 лет. Най­ди­те в приведённом спис­ке со­ци­аль­ные ха­рак­те­ри­сти­ки Кирилла. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) У Ки­рил­ла свет­лые во­ло­сы и го­лу­бые глаза.

2) Рост Ки­рил­ла — 180 см.

3) Кирилл по­мо­га­ет ро­ди­те­лям уха­жи­вать за боль­ной бабушкой.

4) Кирилл — санг­ви­ник по темпераменту.

5) Кирилл — доб­рый и от­зыв­чи­вый человек.

6) Кирилл хо­ро­шо учит­ся в школе.

33. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Каждый человек обладает биологической индивидуальностью.

2) Человеку свойственно наличие мышления и словесной речи.

3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

4) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

5) Общественные потребности человека реализуются в его социальных взаимодействиях.

34. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.

2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.

3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.

4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.

5) Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе получения необходимых благ.

35. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ком­по­нен­та­ми че­ло­ве­че­ской при­ро­ды, ко­то­рые они ил­лю­стри­ру­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА   КОМ­ПО­НЕНТ ЧЕ­ЛО­ВЕ­ЧЕ­СКОЙ ПРИ­РО­ДЫ
А) тип те­ло­сло­же­ния Б) па­мять, быст­ро­та ре­ак­ции В) тем­пе­ра­мент Г) цен­ност­ные ори­ен­та­ции Д) эмо­ци­о­наль­ная устой­чи­вость   1) био­ло­ги­че­ская при­ро­да 2) пси­хи­че­ская при­ро­да 3) со­ци­аль­ная при­ро­да

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         

36. Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Ивана — 180 см.

3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Иван занимается лёгкойатлетикой, серьёзно относится к тренировкам.

5) Иван — добрый и отзывчивый человек.

6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.

37. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Духовная природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах, инстинктах и рефлексах.

2) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.

3) Деятельность — это специфический способ существования человека.

4) Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему ценности.

38. Илье Анатольевичу 36 лет. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие Илью Анатольевича как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Илья Анатольевич работает в гимназии учителем истории и обществознания.

2) Илья Анатольевич — добрый и отзывчивый, у него много друзей.

3) Илья Анатольевич — честный и принципиальный человек.

4) У Ильи Анатольевича тёмные волосы и серые глаза.

5) Рост Ильи Анатольевича — 180 см.

6) Илья Анатольевич легко переносит физические нагрузки.

40. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­зна­нии че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) Со­зна­ние пред­по­ла­га­ет спо­соб­ность че­ло­ве­ка от­ра­жать дей­стви­тель­ность как в чув­ствен­ных, так и в ло­ги­че­ских об­ра­зах.

2) Со­зна­ние вклю­ча­ет в себя все пси­хи­че­ские про­цес­сы, свой­ства и со­сто­я­ния че­ло­ве­ка.

3) Са­мо­со­зна­ние яв­ля­ет­ся одной из сто­рон со­зна­ния, от­ли­ча­ю­щих че­ло­ве­ка от жи­вот­ных.

4) Эмо­ции яв­ля­ют­ся одним из ком­по­нен­тов со­зна­ния.

5) По­ве­де­ние че­ло­ве­ка пол­но­стью опре­де­ля­ет­ся со­зна­ни­ем.

41. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «индивидуальность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о содержании индивидуальности человека;

− одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее факторы, которые влияют на формирование индивидуальности.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

42. Выберите верные суждения о социализации и её формах и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Социализация — это процесс вхождения индивида в общество, в его структуры и общности.

2) Социализация всегда происходит стихийно.

3) Социализация личности проявляется в усвоении ею культурно-ценностных ориентаций, традиций, предписаний.

4) Социальные связи и отношения человека разнообразны и многозначны, воздействие общностей на человека может быть положительным и отрицательным.

5) К агентам первичной социализации относят СМИ.

43. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

По­треб­ность, уста­нов­ка, убеж­де­ние, мотив, ин­те­рес, эмо­ция, идеал.

44. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

По­треб­ность в при­зна­нии со сто­ро­ны дру­гих людей, стрем­ле­ние до­стичь вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са, со­ци­аль­ная по­треб­ность, по­треб­ность в об­ще­нии, по­треб­ность в ува­же­нии со сто­ро­ны своих кол­лег.

45. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це в име­ни­тель­ном па­де­же.

 

СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ИН­СТИ­ТУ­ТЫ

 

ФУН­ДА­МЕН­ТАЛЬ­НЫЕ ПО­ТРЕБ­НО­СТИ ОБ­ЩЕ­СТВА СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ИН­СТИ­ТУ­ТЫ
По­треб­но­сти в вос­про­из­вод­стве рода Ин­сти­тут семьи и брака
По­треб­но­сти в... и со­ци­аль­ном по­ряд­ке По­ли­ти­че­ские ин­сти­ту­ты

46. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

ПО­ТРЕБ­НО­СТИ ЧЕ­ЛО­ВЕ­КА

 

ВИДЫ ОБЪ­ЕК­ТЫПО­ТРЕБ­НО­СТИ
Био­ло­ги­че­ские (есте­ствен­ные) Пища, вода, воз­дух, кли­ма­ти­че­ские усло­вия и т. п.
... Об­ще­ние, об­ще­ствен­ная де­я­тель­ность, об­ще­ствен­ное при­зна­ние и т. п.

47. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це в име­ни­тель­ном па­де­же.

 

СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ИН­СТИ­ТУ­ТЫ

 

ФУН­ДА­МЕН­ТАЛЬ­НЫЕ ПО­ТРЕБ­НО­СТИ ОБ­ЩЕ­СТВА СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ИН­СТИ­ТУ­ТЫ
По­треб­но­сти в вос­про­из­вод­стве рода Ин­сти­тут семьи и брака
По­треб­но­сти в пе­ре­да­че зна­ний, со­ци­а­ли­за­ции под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния Ин­сти­тут...

48. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют ду­хов­ные (иде­аль­ные) по­треб­но­сти че­ло­ве­ка.

 

1) по­треб­ность в при­об­ре­те­нии новых зна­ний; 2) по­треб­ность в ху­до­же­ствен­ном твор­че­стве; 3) по­треб­ность в нрав­ствен­ном по­ве­де­нии; 4) по­треб­ность в труде; 5) по­треб­ность в об­ще­ствен­ном при­зна­нии; 6) поиск смыс­ла жизни.

 

Най­ди­те два тер­ми­на «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

50. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о по­треб­но­стях и ин­те­ре­сах че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) По­треб­но­сти че­ло­ве­ка про­яв­ля­ют­ся в мо­ти­вах его де­я­тель­но­сти.

2) Ин­те­ре­сы че­ло­ве­ка могут опре­де­лять­ся его по­ло­же­ни­ем в со­ци­аль­ной груп­пе и об­ще­стве.

3) К ду­хов­ным по­треб­но­стям от­но­сят­ся по­треб­но­сти в са­мо­ак­ту­а­ли­за­ции, са­мо­вы­ра­же­нии, твор­че­ской са­мо­ре­а­ли­за­ции.

4) Со­ци­аль­ные по­треб­но­сти не могут гос­под­ство­вать над ду­хов­ны­ми по­треб­но­стя­ми.

5) Ин­те­ре­сы носят толь­ко ин­ди­ви­ду­аль­ный ха­рак­тер.

51. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к био­ло­ги­че­ским по­треб­но­стям че­ло­ве­ка.

 

1) по­треб­ность в пи­та­нии

2) по­треб­ность в дви­же­нии

3) по­треб­ность в са­мо­ре­а­ли­за­ции

4) по­треб­ность в са­мо­со­хра­не­нии

5) по­треб­ность в об­ще­нии

6) по­треб­ность в про­дол­же­нии рода

 

Най­ди­те два тер­ми­на «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

52. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми по­треб­но­стей: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­МЕР ПО­ТРЕБ­НО­СТЕЙ   ВИД ПО­ТРЕБ­НО­СТЕЙ
А) по­треб­ность в пище Б) по­треб­ность в тепле В) по­треб­ность в при­зна­нии Г) по­треб­ность в от­ды­хе Д) по­треб­ность в об­ще­нии   1) со­ци­аль­ные 2) био­ло­ги­че­ские

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         

53. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «био­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти че­ло­ве­ка».

 

1) вос­про­из­вод­ство рода

2) са­мо­ре­а­ли­за­ция

3) пи­та­ние

4) ды­ха­ние

5) дви­же­ние

6) об­ще­ние

7) отдых

 

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

54. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­ци­аль­ным по­треб­но­стям че­ло­ве­ка.

 

1) дви­же­ние; 2) са­мо­ува­же­ние; 3) са­мо­ре­а­ли­за­ция; 4) са­мо­со­хра­не­ние; 5) об­ще­ние; 6) за­бо­та.

 

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

55. Ниже при­ве­де­ны по­треб­но­сти че­ло­ве­ка. Все из них, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся со­ци­аль­ны­ми по­треб­но­стя­ми.

 

1) в тру­до­вой де­я­тель­но­сти

2) в со­зи­да­нии

3) в твор­че­стве

4) во вза­и­мо­по­ни­ма­нии

5) в от­ды­хе

6) в пище

 

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

56. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми по­треб­но­стей, к ко­то­рым они от­но­сят­ся: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­МЕ­РЫПО­ТРЕБ­НО­СТЕЙ   ВИДЫПО­ТРЕБ­НО­СТЕЙ
А) в по­зна­нии мира Б) в по­ис­ке смыс­ла жизни В) в дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти Г) в об­ще­нии Д) в труде   1) есте­ствен­ные 2) со­ци­аль­ные 3) иде­аль­ные (ду­хов­ные)

 

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д
         

57. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о по­треб­но­стях че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) По­треб­но­сти че­ло­ве­ка яв­ля­ют­ся по­бу­ди­тель­ны­ми мо­ти­ва­ми его де­я­тель­но­сти.

2) Со­вре­мен­ный уро­вень науки и тех­ни­ки поз­во­ля­ет пол­но­стью удо­вле­тво­рить все по­треб­но­сти че­ло­ве­че­ства.

3) По­треб­но­сти че­ло­ве­ка носят без­гра­нич­ный ха­рак­тер.

4) В пре­стиж­ных по­треб­но­стях от­ра­жа­ет­ся за­ви­си­мость че­ло­ве­ка от ма­те­ри­аль­ных усло­вий, не­об­хо­ди­мых для под­дер­жа­ния его жизни.

5) По­треб­но­сти спо­соб­ны по­рож­дать эмо­ци­о­наль­но-во­ле­вые со­сто­я­ния, на­прав­лен­ные на поиск путей и средств их удо­вле­тво­ре­ния.

58. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми по­треб­но­стей: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­МЕ­РЫ   ВИДЫПО­ТРЕБ­НО­СТЕЙ
А) B об­ще­нии Б) B при­об­ре­те­нии новых зна­ний В) B пище Г) B об­ще­ствен­ном при­зна­нии Д) B воз­ду­хе для ды­ха­ния   1) ду­хов­ные (иде­аль­ные) 2) со­ци­аль­ные 3) био­ло­ги­че­ские (есте­ствен­ные)

 

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д
         

60. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния,

1) рас­крой­те смысл по­ня­тия «по­треб­ность»;

2) со­ставь­те два пред­ло­же­ния:

− одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о видах по­треб­но­стей;

− одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее по­треб­но­сти, ко­то­рые от­но­сят­ся к опре­де­лен­но­му виду.

 

Пред­ло­же­ния долж­ны быть рас­про­странёнными и со­дер­жа­щи­ми кор­рект­ную ин­фор­ма­цию о со­от­вет­ству­ю­щих ас­пек­тах по­ня­тия.

.

61. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о по­треб­но­стях че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) К эк­зи­стен­ци­аль­ным по­треб­но­стям от­но­сят­ся по­треб­но­сти в пре­сти­же и ка­рье­ре.

2) По­треб­но­сти — это не­об­хо­ди­мые для су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­ка усло­вия, нужды, на удо­вле­тво­ре­ние ко­то­рых на­прав­ле­на че­ло­ве­че­ская де­я­тель­ность.

3) Био­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти от­но­сят­ся ко вто­рич­ным по­треб­но­стям.

4) По­треб­но­сти яв­ля­ют­ся одним из мо­ти­вов де­я­тель­но­сти.

5) Иде­аль­ные по­треб­но­сти вы­ра­жа­ют­ся в ре­а­ли­за­ции по­тен­ци­а­ла и спо­соб­но­стей лич­но­сти.

62. Граж­дан­ку А. от­ли­ча­ет креп­кое здо­ро­вье, тем не менее она любит хо­дить на приём к вра­чам и не толь­ко про­хо­дить про­фи­лак­ти­че­ские об­сле­до­ва­ния, но и бе­се­до­вать с ними на темы, далёкие от бо­лез­ней. Какие по­треб­но­сти ре­а­ли­зу­ют­ся в этих дей­стви­ях граж­дан­ки А.? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) в под­дер­жа­нии сво­е­го здо­ро­вья

2) в фи­зи­че­ском раз­ви­тии

3) в ма­те­ри­аль­ной под­держ­ке

4) в об­ще­нии

5) в от­ды­хе

6) в про­фес­си­о­наль­ном об­ра­зо­ва­нии

63. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния,

1) рас­крой­те смысл по­ня­тия «по­треб­ность»;

2) со­ставь­те два пред­ло­же­ния:

− одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о видах по­треб­но­стей;

− одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность од­но­го из видов по­треб­но­стей.

 

Пред­ло­же­ния долж­ны быть рас­про­странёнными и со­дер­жа­щи­ми кор­рект­ную ин­фор­ма­цию о со­от­вет­ству­ю­щих ас­пек­тах по­ня­тия.

64. Выберите среди пред­ло­жен­но­го со­ци­аль­ные факты, со­дер­жа­щие про­яв­ле­ние со­ци­аль­ных по­треб­но­стей личности.

 

1) В тру­до­вом коллективе, куда при­ш­ла вы­пуск­ни­ца эко­но­ми­че­ско­го вуза, сна­ча­ла ей было непросто, мно­гие во­про­сы су­ще­ствен­но раз­ли­ча­лись с ву­зов­ски­ми знаниями, но более опыт­ные стар­шие кол­ле­ги сво­и­ми со­ве­та­ми по­мог­ли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрез­вы­чай­но важен его круг общения, дру­зья и подруги, с ними можно об­су­дить порой то, что не об­су­дишь ни с родителями, ни с учителями.

3) Молодой че­ло­век пре­успел в ту­ри­сти­че­ском бизнесе, со­здав круп­ную компанию, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щу­ю­ся в об­ла­сти экс­тре­маль­но­го туризма, но те­перь его боль­ше вол­ну­ет слава мецената, по­кро­ви­те­ля мо­ло­дых дарований; не­дав­но им была учре­жде­на сти­пен­дия для мо­ло­дых учёных.

4) Каждую по­след­нюю суб­бо­ту ме­ся­ца про­фес­сор по­свя­ща­ет по­хо­ду в кон­сер­ва­то­рию на кон­цер­ты ка­мер­ной музыки.

5) Каждый че­ло­век нуж­да­ет­ся в под­дер­жа­нии теп­ло­во­го ба­лан­са тела, по­это­му зимой мы на­де­ва­ем варежки, тёплые са­по­ги и куртки.

65. Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПОТРЕБНОСТИ   ВИДЫПОТРЕБНОСТЕЙ
А) в общественном признании Б) в общении В) в утолении голода и жажды Г) в самосохранении Д) в труде   1) социальные 2) биологические (естественные)

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
         

Часть

1. Ука­жи­те любые три функ­ции об­ще­ния, про­ил­лю­стри­ро­вав каж­дую из них кон­крет­ным при­ме­ром. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто).

2. На­зо­ви­те любые три аген­та со­ци­а­ли­за­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром дей­ствие каж­до­го из них. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто).

3. На­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те три при­зна­ка со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та на при­ме­ре семьи. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто).

4. Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.

5. Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

6. Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Приведите три аргумента в обоснование данной позиции.

7. Срав­ни­те три си­ту­а­ции:

 

1) ура­ган­ный ветер валит в лесу де­ре­вья,

2) жи­вот­ное под­ры­ва­ет корни де­ре­ва, чтобы до­брать­ся до пло­дов,

3) ле­со­ру­бам дано за­да­ние с по­мо­щью со­вре­мен­ной тех­ни­ки рас­чисть де­лян­ку.

 

К какой из этих си­ту­а­ций можно при­ме­нить по­ня­тие «де­я­тель­ность»? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние сво­е­го вы­во­да.

8. Известный психолог, читая сту­ден­там лекцию о спо­соб­но­стях человека, сказал, что спо­соб­но­сти не могут воз­ник­нуть в от­ры­ве от кон­крет­ной деятельности. Объ­яс­ни­те этот тезис психолога. Предположите, от­ри­ца­ет ли дан­ный тезис роль при­род­ных задатков в раз­ви­тии способностей человека. Как со­вре­мен­ные учёные ре­ша­ют вопрос о роли при­род­ных и со­ци­аль­ных факторов в раз­ви­тии способностей человека?

9. В процессе подготовки к поступлению в технический вуз старшеклассник использует учебники и пособия, решает множество задач по математике и физике, участвует в олимпиадах. Выделите в данном примере субъект и объект, цели и средства деятельности. К какому виду может быть отнесена данная деятельность? Поясните свой ответ.

10. Объ­яс­ни­те, что имел в виду Йо­ган­нес Бехер, утвер­ждая: «Че­ло­век ста­но­вит­ся че­ло­ве­ком толь­ко среди людей». (При­ве­ди­те три суж­де­ния-объ­яс­не­ния.)

11. Ученые наблюдали за чайками, которые защищали от опасности птенцов. Когда в их колонию проникали хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищника — могли даже ударить его одной или обеими лапами, когда он приближался к гнезду. Можно ли назвать данные действия животных целенаправленными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое принципиальное отличие описанных действий животных от защиты своих детей человеком.

12. Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие считают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения разделяете Вы? Приведите три обоснования выбранной точки зрения

13. Многие вид­ные учёные и об­ще­ствен­ные деятели полагают, что ве­ду­щей ценностью со­вре­мен­но­го общества яв­ля­ет­ся инновация. Ос­но­ва­тель компании «Эппл» Стив Джобс говорил: «Инновация де­ла­ет лидера». При­ве­ди­те любые три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние приведённой точки зрения.

14. Отец ве­ли­ко­го Мо­цар­та был от­лич­ным скри­па­чом и органистом. К нему часто при­хо­ди­ли друзья-музыканты, и в доме зву­ча­ла музыка. Му­зы­кой очень увлёкся сын и уже в ран­нем воз­расте стал на путь му­зы­кан­та и композитора. На­зо­ви­те фактор, по­вли­яв­ший на раз­ви­тие лич­но­сти юного Моцарта. Ука­жи­те любые два дру­гих фактора, опре­де­ля­ю­щих раз­ви­тие личности.

В га­зе­те была опуб­ли­ко­ва­на за­мет­ка о том, что груп­па рос­сий­ских учёных – химиков, по­лу­чив грант на исследование, в ре­зуль­та­те слож­ной ра­бо­ты под ру­ко­вод­ством из­вест­но­го ака­де­ми­ка син­те­зи­ро­ва­ла в ла­бо­ра­то­рии вак­ци­ну от опас­но­го вируса.

Назовите и под­твер­ди­те ссыл­ка­ми на информацию, со­дер­жа­щу­ю­ся в публикации, три при­зна­ка науки как со­ци­аль­но­го института.

15. В при­ня­том в 1903 г. уста­ве РСДРП указывалось: «Членом Рос­сий­ской социал-демократической ра­бо­чей пар­тии счи­та­ет­ся всякий, при­ни­ма­ю­щий её программу, под­дер­жи­ва­ю­щий пар­тию ма­те­ри­аль­ны­ми сред­ства­ми и ока­зы­ва­ю­щий ей ре­гу­ляр­ное лич­ное со­дей­ствие под ру­ко­вод­ством одной из её организаций… Каж­дый член пар­тии и вся­кое лицо, име­ю­щее какое-либо дело с партией, впра­ве требовать, чтобы его за­яв­ле­ние в под­лин­ном виде было до­став­ле­но в ЦК или в ре­дак­цию Цен­траль­но­го Органа, или пар­тий­но­му съезду».

Какая сфера об­ще­ствен­ной жизни нашла своё от­ра­же­ние в дан­ном документе?

К ка­ко­му типу со­ци­аль­ных норм от­но­сят­ся по­ло­же­ния документа?

Используя об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те дру­гие любые три типа со­ци­аль­ных норм.

такой тип общества влияет на требования к кадрам (работникам)? Укажите два требования.

16. Есть мнение, что человек обладает лидерскими качествами с момента рождения С другой стороны, оправданно считать, что лидерские качества человек приобретает в процессе жизненного пути. Аргументируйте обе позиции.

Назовите три качества, необходимые лидеру спортивной команды.

17. Тренер спортивной школы считает, что у Ирины хорошие физические данные для занятий художественной гимнастикой. Какое понятие характеризует уровень развития способностей Ирины на этом этапе? Какие ещё уровни развития способностей выделяют учёные? (Назовите два уровня.) Предположите, что нужно сделать Ирине, чтобы достичь высоких спортивных результатов.

18. В стране Z важнейшим фактором производства является информация, значительная часть экономического продукта производится в сфере науки и коммуникаций, виртуальной культуры. К какому типу относится общество страны Z? Назовите другие три черты обществ данного типа.

20. B государстве Z осуществляется широкое производство товаров массового потребления, большинство производственных процессов механизировано. К какому типу относится общество Z? Назовите другие три черты общества данного типа.

21. Основу экономики в стране Z составляют микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии и др. Всё больше трудоспособного населения находит работу в сфере услуг. Какой тип общества складывается в стране Z? Назовите любые три признака, соответствующих этому типу общества, не упомянутых в тексте задания.

22. В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, в первую очередь нужно делать для предотвращения межнациональных конфликтов?» Примерно по 17%

респондентов назвали следующие меры: а) заботу властей о людях; б) улучшение работы правоохранительных органов; в) знакомство с культурой, обычаями других народов. Используя знания обществоведческого курса, объясните, как каждая из названных респондентами мер может способствовать предотвращению межнациональных конфликтов.

23. Новый ху­до­же­ствен­ный фильм по­лу­чил вы­со­кую оцен­ку кри­ти­ков и зна­то­ков кино. Они от­ме­ти­ли, что ре­жиссёру уда­лось со­здать фильм, вы­звав­ший ин­те­рес у зри­те­лей, от­ра­зить цен­но­сти, близ­кие боль­шин­ству на­се­ле­ния. Ожи­да­ния его со­зда­те­лей на ком­мер­че­ский успех оправ­да­лись.

К ка­ко­му типу куль­ту­ры может быть отнесён этот фильм? На ос­но­ва­нии каких при­зна­ков Вы это уста­но­ви­ли (на­зо­ви­те два при­зна­ка по усло­вию за­да­чи)? На­зо­ви­те ещё один при­знак этого типа куль­ту­ры, не упо­мя­ну­тый в усло­вии за­да­чи.

24. Владелец фирмы решил сменить род занятий и уехал в село, где создал фермерское хозяйство. В свободное время он занимался любимым делом — писал картины. Через некоторое время он устроил выставку своих картин, которая имела успех, а продажа картин с аукциона существенно увеличила его доход. О каком социальном процессе и каких двух его видах свидетельствует приведённый пример? Проиллюстрируйте каждый из видов приведёнными в условии задания фактами.

25. В философском словаре приведено такое определение этого явления: «направление поступательного развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному». Какому понятию соответствует это определение? Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три критерия, на основании которых можно сделать вывод о поступательном развитии современного общества.

26. В стране Z доминирует стремление к гармонизации отношений общества и природы. В экономике на первый план выдвигается сфе<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: