Драматургия Лопе де Вега. (1562-1635 гг. Эпоха Возрождения, крупнейший представитель испанской ренессансной культуры)




В лучших своих произведениях Лопе де Вега воплотил наиболее передовые устремления национального испанского Возрождения. Органическое слияние в его драматургии гуманистической мысли и традиций испанской народной культуры обеспечило долговечность этой драматургии. Она и сейчас еще захватывает читателя глубиной своего реализма, высокой поэтичностью и необычайным богатством воображения.

 

Для произведений этого автора характерны жизненность конфликтов и ситуаций, оптимизм, юмор и тончайший лиризм.

Даже общий обзор драматургического наследия Лопе убеждает в широте его диапазона.

Во времени сюжеты творений охватывают период от библейской истории сотворения мира до событий современной Лопе эпохи. В пространстве они выходят далеко за пределы Испании, развертываются во всех четырех известных тогда странах света, переносят зрителя и в Россию, и в Албанию, и

в Венгрию, и в Богемию, и в Польшу, и в Америку. Сама Испания представлена в драматургии Лопе почти всеми своими главными городами и всеми провинциями и областями. Огромное количество действующих лиц театра Лопе де Вега

охватывает не только множество национальностей, но и еще большее число бытовых типов, профессий, представителей всех сословий и всех слоев общества. Универсальности образов соответствует и универсальность языка Лопе

де Вега - одного из самых богатых в лексическом отношении писателей в мире, легко и свободно пользовавшегося самыми различными речевыми стилями.

Классификация драматургического наследия Лопе де Вега представляет до сих пор одну из труднейших проблем изучения его театра. Внешне единообразная структура комедии с ее непременными тремя актами внутренне оказывается

необычайно гибкой и многообразной. В наследии Лопе де Вега мы встречаем все виды и все типы национальной драматургии, представленные в литературной и сценической терминологии эпохи названиями, лишь условно отвечавшими подлинному идейному и художественному содержанию того или иного произведения

(Комедия плаща и шпаги, дворцовая комедия, комедия интриги, комедия

случайностей и т. д.).

 

Основной фонд драматургии Лопе де Вега обнаруживает довольно отчетливое деление на комедии, группирующиеся

вокруг проблем государственно-исторического, социально-политического и частно-бытового порядка.

В исторических комедиях внимание драматурга привлекают проблемы государственного устройства родной страны в различные эпохи. К этому же типу комедий относятся пьесы, сюжеты которых почерпнуты из истории других стран и народов, изображаемой в свете тех общих концепций исторического процесса, которые сложились у Лопе де Вега.

Комедии, разрабатывающие социально-политическую тематику и часто строящиеся на материале прошлого, свидетельствуют о стремлении драматурга разрешить актуальные вопросы современной ему действительности, подвергнуть критике существующий строй, выдвинуть проблемы справедливой организации общественного и политического уклада.

Бытовая комедия выступает как комедия современных нравов и современной морали, бытовых особенностей "эпохи и конфликтов, происходящих в недрах семейной жизни или в бытовых взаимоотношениях различных сословий.

 

 

Национальной истории Лопе де Вега посвятил около восьмидесяти из дошедших до нас комедий. В его исторических пьесах отражаются важнейшие этапы национальной истории Испании, начиная с периода римского владычества в

Испании до времен Фердинанда и Исабелы и ряда последующих событий. Связь с народным преданием и, следовательно, с народной оценкой прошлого, особенно явственно различима в тех пьесах Лопе де Вега, где на первый план выступает

образ народа как, коллективного целого, отстаивающего родину от иноземцев или же встающего на защиту своих прав против феодального угнетения.

 

Широта исторического фона характеризует одну из лучших пьес Лопе, посвященных реконкисте, - "Граф Фернан Гонсалес и освобождение Кастильи" напечатана в 1623 г.). Фернан Гонсалес возглавлял объединение кастильских земель и правил ими, объявив их независимыми от мавров и от королевств Наварры и Леона. Народное предание сделало Фернана Гонсалеса одним из крупнейших вождей реконкисты, блюстителем народных прав и основателем испанской

государственности.

С большим эпическим размахом Лопе де Вега рисует драматические эпизоды из жизни Фернана Гонсалеса, связанные с борьбой кастильского народа за свою независимость. Основные конфликты исторической драмы разрешаются при активном и героическом участии народных масс. "Граф Фернан Гонсалес и освобождение Кастильи" прославляет героизм кастильского народа в борьбе с маврами и Кастилью, как основу испанского национального Государства, создаваемого волей народа. Этому государству противопоставляются феодальные

королевства Наварра и Леон, как носители антинационального начала. Драма утверждает, таким образом, единство и независимость Испании под эгидой Кастильи.

Верно отражая политические настроения народных масс, искавших в централизованной государственной власти защиты от феодального хищничества, Лопе де Вега воплощает в "Графе Фернане Гонсалесе" представления о своеобразной "демократической монархии", в которой король выступает как блюститель и охранитель народных прав и вольностей. Подобные представления, оформившиеся в народных массах в период феодальных междоусобиц, и феодальной анархии, дополняются в ряде исторических пьес Лопе де Вега ренессансно-гуманистической концепцией совершенного и справедливого монарха, противопоставляемого образу монарха-тирана и узурпатора народных прав. Тем самым в своей основе государственно-исторические воззрения Лопе де Вега

отвечали народным идеалам справедливого государственного устройства страны и в условиях реакционного феодально-абсолютистского деспотизма XVII века носили подчеркнуто оппозиционный характер.

 

Социально-политические драмы Лопе де Вега и своим материалом и своей проблематикой примыкают к разделу исторических. В большинстве случаев они детализируют и развивают социально-политическую проблематику, входящую в круг внимания исторической драмы, на фоне актуальных

общественно-политических вопросов современности. Эпическо-летописный облик драмы о судьбах государства, отличающий наиболее крупные произведения исторической тематики, сменяется здесь острой драматической публицистичностью. От воссоздания достоверных или обладавших в сознании народа достоверностью событий драматург переходит здесь в ряде случаев к создаваемым им самим фабулам и сюжетам, основные элементы которых воплощают

его представления о социально-политической борьбе современности и порождаемых ею конкретных вопросах угнетения народа, его сопротивления насильникам, о природе феодально-абсолютистской власти, о диктатуре грандов

и режиме фаворитов-временщиков. Основные идейные мотивы этого раздела драматургии Лопе де Вега проникнуты тем живым сознанием социальной справедливости и политических прав народа и тем пониманием господствующего

бесправия и произвола, которые не покидали великого писателя на всем протяжении его творческого пути, несмотря на отдельные уступки официальной идеологии. Об этой преданности Лопе де Вега идее социально-политической

справедливости свидетельствует и его предсмертная поэма-утопия "Золотой век" - гимн светлому будущему, до которого обязательно доживут лю­ди.

 

Пьесы частно-бытовой, житейской проблематики составляют численно наиболее значительный и вместе с тем едва ли не наиболее изученный и широко известный раздел наследия Лопе. Господствующее место здесь занимают пьесы из современного быта, вставленные в рамку "дворцовой комедии", "комедии плаща и шпаги", "комедии интриги", "комедии плутовской" и т. д. Эти наименования - плод театральной традиции - далеки от того, чтобы исчерпывающе характеризовать каждый из видов обширного репертуара, в котором преобладающую роль играют деяния чести, добродетели, любви и житейского

хитроумия. Следует отметить впрочем, что "дворцовая комедия" развертывается в аристократической среде и тяготеет к психологически утонченному и поэтически изысканному диалогу, в то время как "комедия плаща и шпаги",

действующими лицами которой выступают обычно представители мадридской или провинциальной идальгии, выливается в форму комедии с динамичной и запутанной интригой, комедии, почти непременно содержащей сцены ночных

свиданий с их обязательным длинным черным плащом и поединком на шпагах.

В области реалистической комедии Лопе де Вега как пример можно привести диалогическую повесть "Доротея", которая содержала немало элементов его пьес жанра "плаща и шпаги". Поводом к написанию этого "действа в прозе" послужила история отношений Лопе с актрисой Еленой Осорьо и ее семьей, закончившаяся судом и высылкой молодого драматурга за пределы Кастильи.

"Доротея", основанная на эпизодах личной жизни ее автора, является, таким образом, ценным источником биографических сведений о юности Лопе де Вега и служит вместе с тем примером того драматургического и поэтического

претворения фактов, которое отличает бытовую комедию Лопе в целом.

Основные персонажи "Доротеи" восходят к реально существовавшим лицам, так или иначе причастным к истории Лопе и Елены Осорьо. Елена Осорьо изображена в облике Доротеи, себя самого драматург изобразил под именем ее

возлюбленного Фернандо, мать Елены, Инее Осорьо, в облике Теодоры, а своего удачливого соперника Гранвелу он вывел под именем дона Бела. Эти лица, как и остальные персонажи "Доротеи", наделены живыми характерами, психологический

реализм которых отодвигает на второй план довольно большое количество содержащихся в "Доротее" книжных элементов диалога в виде цитат из древних авторов, мифологических сравнений, изысканностей поэтического языка и условной риторики.

Биографические факты предстают в "Доротее" лишь как отправные точки разработанного с большой психологической точностью диалогизированного романа, где "взволнованные

чувства влюбленных, жадность и плутни, сводни, лицемерие корыстолюбивой матери, настойчивость богача, владычество золота и низкий образ жизни слуг" (из предисловия Лопеса де Агилара к изданию 1777 г.) создают широкую картину

быта и нравов эпохи, на фоне которых развивается лирическая повествовательная тема с ее заключительными аккордами не только морализующего, но и лирико-меланхолического характера.

Проза житейских расчетов и низменных помыслов воплощена в "Доротее" в живописно-бытовом языке ряда ее персонажей.

Из сочетания двух начал, высокого и низкого, патетического и характерно-бытового, вырисовывается основная мысль "Доротеи" о неустойчивости и хрупкости человеческого счастья в обществе, которое

подвергается разлагающему влиянию денежных отношений и мораль которого носит мелкий, житейско-утилитарный характер.

 

 

Сонеты Шекспира

СОНЕТ (итал. Sonetto) - это стихотворение из 14 строк состоящее из двух четверостиший под названием катрен и двух трёхстиший, которые называют терцетами. Впервые появились в XIII веке в Италии.

Сонеты Шекспира – это собрание из 154 лирических стихотворений Вильяма Шекспира на английском языке, написанные, в своем большинстве в 1592—1599 в расцвет Елизаветинской эпохи. Они имеют личный, интимный характер и не создавались для публикации. Они повествуют о дружбе, о любви и философии взаимоотношений с двумя не персонифицированными адресатами. Сонеты Шекспира принято делить на три основные тематические группы:

1)Сонеты с 1 по 126 — посвящены молодому другу-меценату, содержат:

- сонеты воспевающие друга (1-26),

- испытания дружбы (горечь разлуки (27-32),

- первое разочарование в друге (33-42),

- тоска и опасение (43-55),

- нарастающая меланхолия и отчуждение (56-75),

- соперничество и ревность Шекспира км другим поэтам (76-96),

- «зима» разлуки (97-99),

- торжество возобновленной дружбы (100-126);

2)Сонеты с 127 по 152 к смуглой даме;

3)Сонеты 153 и 154 – заключительные, венчающие цикл, сонеты о Купидоне, воспевание любви.

Кстати:

- Из 154 сонетов заключительное стихотворение к другу, сонетом вообще не является: в нем 12 строк и они срифмованы попарно. Каждый сам решает заложен ли в это скрытый смысл.

-Доподлинно неизвестно, принадлежат ли два последних сонета Шекспиру, так как они не адресованы адресату и сильно отличаются по стилю. Возможно, кто-то «увенчал» общий цикл сонетов Шекспира.

Известность содержания сонетов Шекспира только узкому кругу его друзей и их восхищение ими порождало большой интерес у современников, поэтому уже в 1599 году в пиратском сборнике «Страстный пилигрим» были опубликованы сонеты 138 и 144, а в 1609 г. книжным пиратом Торпом издается полный сборник сонетов, который он собрал у литературного окружения Шекспира и опубликовал без его спроса, к тому же посвятив их загадочному W.H.. Однако, видимо из-за недоступности смысла многих интимных мыслей Шекспира, его «легкомысленные сонеты о любви к женщине» не пользовались популярностью и их просто перестали читать, не говоря уже о том, чтобы пытаться разобраться в них.

Лишь к концу 18-го века писатель и театрал Эдуард Мэлон обратил внимание на то, что в первых 126 сонетах речь вообще-то идет даже не о женщине. Только к началу 19-го века проснулся истинный интерес к сонетам Шекспира, главную роль в популяризации которых положил поэт Уильям Вордстат, восторженно отзывавшийся об этих сонетах и их поэтической ценности. К тому же он видел в них автобиографические отсылки и считал, что «этим ключом опирается сердце поэта». Дальнейшие исследования лишь вызвали все больше и больше споров, так как не известен главный вопрос: кому же посвящал свои стихи Шекспир?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: