Основы технического регулирования. Подтверждение соответствия. Основы сертификации




Основы технического регулирования

Цели и задачи подтверждения соответствия

 

Основы технического регулирования

Нор­ма­тив­но-пра­вовые ос­но­вы оте­чес­твен­ной сов­ре­мен­ной сис­те­мы тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния в на­шей стра­не бы­ли за­ложе­ны Фе­деральным за­коном от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О тех­ни­чес­ком ре­гули­рова­нии».

К это­му вре­мени наз­ре­ла не­об­хо­димость ре­фор­ми­рова­ния действу­ющей в Рос­сийской Фе­дера­ции до 2003 г. сис­те­мы ус­та­нов­ле­ния, при­мене­ния и ис­полне­ния тре­бова­ний к объек­там тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния. Са­мо по­нятие «тех­ни­чес­кое ре­гули­рова­ние» оп­ре­деле­но в ст. 2 ука­зан­но­го За­кона: «тех­ни­чес­кое ре­гули­рова­ние — пра­вовое ре­гули­рова­ние от­но­шений в об­ласти ус­та­нов­ле­ния, при­мене­ния и ис­полне­ния обя­зательных тре­бова­ний к про­дук­ции или к про­дук­ции и свя­зан­ным с тре­бова­ни­ями к про­дук­ции про­цес­сам про­ек­ти­рова­ния (вклю­чая изыс­ка­ния), про­из­водс­тва, строи­тельства, мон­та­жа, на­лад­ки, экс­плу­ата­ции, хра­нения, пе­ревоз­ки, ре­али­зации и ути­лиза­ции, а так­же в об­ласти ус­та­нов­ле­ния и при­мене­ния на доб­ро­вольной ос­но­ве тре­бова­ний к про­дук­ции, про­цес­сам про­ек­ти­рова­ния (вклю­чая изыс­ка­ния), про­из­водс­тва, строи­тельства, мон­та­жа, на­лад­ки, экс­плу­ата­ции, хра­нения, пе­ревоз­ки, ре­али­зации и ути­лиза­ции, вы­пол­не­нию ра­бот или ока­занию ус­луг и пра­вовое ре­гули­рова­ние от­но­шений в об­ласти оцен­ки со­от­ветс­твия».

Фе­деральный за­кон «О тех­ни­чес­ком ре­гули­рова­нии» да­ет в ст. 2 чет­кое оп­ре­деле­ние оцен­ки со­от­ветс­твия и под­твержде­ния со­от­ветс­твия:

  • оцен­ка со­от­ветс­твия — пря­мое или кос­венное оп­ре­деле­ние соб­лю­дения тре­бова­ний, предъяв­ля­емых к объек­ту;
  • под­твержде­ние со­от­ветс­твия — до­кумен­тальное удос­то­вере­ние со­от­ветс­твия про­дук­ции или иных объек­тов, про­цес­сов про­из­водс­тва, экс­плу­ата­ции, хра­нения, пе­ревоз­ки, ре­али­зации и ути­лиза­ции, вы­пол­не­ния ра­бот или ока­зания ус­луг тре­бова­ни­ям тех­ни­чес­ких рег­ла­мен­тов, по­ложе­ни­ям стан­дартов или ус­ло­ви­ям до­гово­ров.

При по­ложи­тельных ре­зульта­тах под­твержде­ния со­от­ветс­твия вы­да­ет­ся сер­ти­фикат со­от­ветс­твия.

Та­ким об­ра­зом, струк­ту­ра тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния, с точ­ки зре­ния за­коно­дательных и нор­ма­тив­но-пра­вовых ос­нов, ба­зиру­ет­ся на трех сос­тавля­ющих:

  • за­коно­дательной;
  • стан­дарти­зации;
  • эле­мен­тах оцен­ки со­от­ветс­твия.

За­кон чет­ко раз­гра­ничил, ка­кие до­кумен­ты и ус­та­нав­ли­ва­емые ими тре­бова­ния к про­дук­ции яв­ля­ют­ся обя­зательны­ми, а ка­кие — доб­ро­вольны­ми.

Впер­вые бы­ло вве­дено по­нятие но­вого для оте­чес­твен­ной юри­дичес­кой прак­ти­ки до­кумен­та обя­зательно­го ха­рак­те­ра — тех­ни­чес­ко­го рег­ла­мен­ти­рова­ния. Этот до­кумент и со­дер­жит обя­зательные для при­мене­ния тре­бова­ния к объек­там тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния. По­доб­ные тре­бова­ния мо­гут ус­та­нав­ли­ваться только фе­деральны­ми за­кона­ми, а в осо­бо ого­ворен­ных слу­ча­ях — меж­ду­народ­ны­ми до­гово­рами, меж­пра­ви­тельствен­ны­ми сог­ла­шени­ями, пос­та­нов­ле­ни­ями Пра­ви­тельства Рос­сийской Фе­дера­ции или ука­зами Пре­зиден­та Рос­сийской Фе­дера­ции. Фе­деральные ор­га­ны ис­полни­тельной влас­ти мо­гут из­да­вать до­кумен­ты, со­дер­жа­щие тре­бова­ния только ре­комен­да­тельно­го ха­рак­те­ра.

Тре­бова­ния рег­ла­мен­тов нап­равле­ны на обес­пе­чение по­жар­ной и про­мыш­ленной бе­зопас­ности, бе­зопас­ности экс­плу­ата­ции и ути­лиза­ции ма­шин и обо­рудо­вания, эко­логи­чес­кой бе­зопас­ности.

Стан­дарты ста­ли доб­ро­вольны­ми для при­мене­ния. Од­на­ко при этом на­ци­ональные и меж­ду­народ­ные стан­дарты мо­гут ис­пользо­ваться и в ка­чес­тве ос­но­вы для раз­ра­бот­ки тех­ни­чес­ких рег­ла­мен­тов.

С дру­гой сто­роны, соб­лю­дение стан­дартов, пе­речень ко­торых под­ле­жит опуб­ли­кова­нию, мо­жет слу­жить до­каза­тельной ба­зой вы­пол­не­ния тре­бова­ний тех­ни­чес­ких рег­ла­мен­тов.

Доб­ро­вольность при­мене­ния стан­дартов не уменьша­ет их зна­чимость. Их роль су­щес­твен­но воз­раста­ет. Кро­ме то­го, за­кон не пре­пятс­тву­ет ус­та­нави­вать и обя­зательные тре­бова­ния в стан­дартах ор­га­низа­ций (СТО) и пред­при­ятий (СТП). Это объяс­ня­ет­ся тем, что в соб­лю­дении по­ложе­ний и тре­бова­ний СТО и СТП за­ин­те­ресо­ваны са­ми про­из­во­дите­ли. Кро­ме то­го, им вы­год­но при­нимать са­мое ак­тивное учас­тие в раз­ра­бот­ке стан­дартов, осо­бен­но меж­ре­ги­ональных и меж­ду­народ­ных.

Фе­деральный за­кон пре­дус­матри­ва­ет два ви­да стан­дартов: на­ци­ональные (ГОСТ Р), ко­торые при­нима­ют­ся и ут­вер­жда­ют­ся на­ци­ональным ор­га­ном по стан­дарти­зации, и СТО или СТП.

В со­от­ветс­твии с Фе­деральным за­коном пре­дус­матри­ва­ет­ся ини­ци­иро­вание про­цеду­ры раз­ра­бот­ки тех­ни­чес­ко­го рег­ла­мен­та или на­ци­онально­го стан­дарта как юри­дичес­ки­ми, так и фи­зичес­ки­ми ли­цами (ор­га­низа­ци­ями или граж­да­нами). Од­на­ко для то­го что­бы при этом обес­пе­чить мак­си­мальную глас­ность и учас­тие всех за­ин­те­ресо­ван­ных сто­рон, не­об­хо­димо вы­пол­нить все ус­ло­вия, рег­ла­мен­ти­рован­ные За­коном.

Обя­зательно на­до иметь в ви­ду, что За­коном вве­ден прин­цип не­воз­можнос­ти сов­ме­щения фун­кций ор­га­нов по сер­ти­фика­ции и фун­кций го­сударст­вен­но­го кон­тро­ля и над­зо­ра, а так­же сов­ме­щения фун­кций ак­кре­дита­ции и сер­ти­фика­ции.

Фун­кции го­сударст­вен­но­го кон­тро­ля и над­зо­ра за соб­лю­дени­ем тре­бова­ний тех­ни­чес­ких рег­ла­мен­тов ос­тавле­ны за го­сударс­твом. При этом кон­троль и над­зор ре­фор­ми­ру­ют­ся и пе­рено­сят­ся в ос­новном на ста­дию об­ра­щения про­дук­ции.

По­нятие «тех­ни­чес­кое ре­гули­рова­ние» яв­ля­ет­ся од­ним из ос­новных по­нятий Фе­дерально­го за­кона «О тех­ни­чес­ком ре­гули­рова­нии», пос­кольку, с од­ной сто­роны, со­дер­жится в наз­ва­нии са­мого За­кона, а с дру­гой — яв­ля­ет­ся тем фун­да­мен­том, на ко­тором ба­зиру­ет­ся прин­ци­пи­ально но­вый под­ход ко все­му про­цес­су пра­вово­го ре­гули­рова­ния от­но­шений при ус­та­нов­ле­нии, при­мене­нии и ис­полне­нии обя­зательных и доб­ро­вольных тре­бова­ний к объек­там ре­гули­рова­ния.

В со­от­ветс­твии со ст. 3 Фе­дерально­го за­кона «О тех­ни­чес­ком ре­гули­рова­нии» сов­ре­мен­ная сис­те­ма тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния стро­ит­ся на оп­ре­делен­ных прин­ци­пах.

1. Прин­цип единс­тва ус­та­нов­ле­ния тре­бова­ний к объек­там тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния. Его осо­бая зна­чимость для все­го про­цес­са тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния объяс­ня­ет­ся тем, что до при­нятия За­кона обыч­но тре­бова­ния к про­дук­ции раз­ра­баты­вались в раз­личных ве­домс­твах, ко­торые вы­пус­ка­ли мно­жес­тво дуб­ли­ру­ющих друг дру­га или пол­ностью вза­имо­ис­клю­ча­ющих тре­бова­ний. В действи­тельнос­ти из-за по­доб­но­го нор­мотвор­чес­тва оте­чес­твен­ной хо­зяйствен­ной де­ятельнос­ти весьма ти­пич­ной ста­ла си­ту­ация, ког­да пред­ста­вите­ли раз­ных ве­домств тре­бу­ют вы­пол­не­ния вза­имо­ис­клю­ча­ющих тре­бова­ний.

Нап­ри­мер, при­ходя­щий с про­вер­кой пред­ста­витель по­жар­но­го ве­домс­тва, ссы­ла­ясь на су­щес­тву­ющие нор­мы, тре­бу­ет снять с окон ре­шет­ки. Вслед за ним яв­ля­ет­ся по­лиция и, так­же ссы­ла­ясь на оп­ре­делен­ные нор­ма­тивы, тре­бу­ет ус­та­новить для бе­зопас­ности ре­шет­ки на ок­на. В стра­не не бы­ло еди­ной сис­те­мы тех­ни­чес­ких тре­бова­ний, но име­лось ог­ромное ко­личес­тво (око­ло 30 тыс.!) раз­личных до­кумен­тов, ре­гули­ру­ющих де­ятельность пред­при­ятий. Кро­ме то­го, при­меня­лись ты­сячи са­нитар­ных норм и пра­вил, при­мер­но та­кое же ко­личес­тво стро­ительных нор­ма­тивов и сот­ни от­расле­вых стан­дартов, тех­ни­чес­ких ус­ло­вий и инс­трук­ций. Все это изо­билие не только не ре­шало проб­ле­мы кон­тро­ля над соб­лю­дени­ем про­из­во­дите­лем стан­дартов и тре­бова­ний бе­зопас­ности, но, нап­ро­тив, соз­да­вало в дан­ной сфе­ре пол­ную не­раз­бе­риху. Имен­но этим объяс­ня­ет­ся но­вый под­ход За­кона к прин­ци­пу ус­та­нов­ле­ния еди­ных тре­бова­ний и пра­вил.

Статья 3 кро­ме прин­ци­па при­мене­ния еди­ных пра­вил ус­та­нов­ле­ния тре­бова­ний к объек­там ре­гули­рова­ния вклю­ча­ет в се­бя прин­ци­пы еди­ной сис­те­мы и пра­вил ак­кре­дита­ции, прин­цип единс­тва пра­вил и ме­тодов ис­сле­дова­ний и из­ме­рений при про­веде­нии про­цедур обя­зательной оцен­ки со­от­ветс­твия. По­доб­ное уни­фици­рова­ние объяс­ня­ет­ся не только внут­ренним ас­пектом не­об­хо­димос­ти ус­тра­нения дуб­ли­рова­ния в про­цес­се тех­ни­чес­ко­го нор­ми­рова­ния, но и внеш­ним ас­пектом. Для обес­пе­чения вы­хода рос­сийской про­дук­ции на ми­ровой ры­нок (а точ­нее, в свя­зи со вступ­ле­ни­ем Рос­сии в ВТО) воз­никла не­об­хо­димость при­веде­ния про­цес­сов ис­сле­дова­ний и из­ме­рений в со­от­ветс­твие с меж­ду­народ­ны­ми нор­ма­ми.

2. Прин­цип со­от­ветс­твия тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния уров­ню раз­ви­тия на­ци­ональной эко­номи­ки и уров­ню на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го раз­ви­тия, т.е. при раз­ра­бот­ке тех­ни­чес­ких рег­ла­мен­тов и на­ци­ональных стан­дартов не­об­хо­димо вклю­чать в них тре­бова­ния с уче­том ре­алий се­год­няшне­го дня.

Обя­зательные тре­бова­ния дол­жны ус­та­нав­ли­ваться ис­хо­дя не только из их на­уч­ной обос­но­ван­ности и со­от­ветс­твия меж­ду­народ­ным нор­мам, но и с уче­том воз­можнос­ти их тех­ни­чес­кой ре­али­зации и пос­ледс­твий их вве­дения для на­ци­ональной эко­номи­ки, биз­не­са и пот­ре­бите­лей, т.е. с уче­том ин­те­ресов всех сло­ев об­щес­тва.

3. Сог­ласно третьему прин­ци­пу ор­га­ны по ак­кре­дита­ции (т.е. ор­га­ны, ус­та­нав­ли­ва­ющие ком­пе­тен­тность ор­га­нов по сер­ти­фика­ции), ор­га­ны по сер­ти­фика­ции, из­го­тови­тели (про­дав­цы, ис­полни­тели, при­об­ре­тате­ли) дол­жны быть не­зави­симы друг от дру­га (т.е. не на­ходиться в ка­кой-ли­бо за­виси­мос­ти друг от дру­га), га­ран­ти­руя этим объек­тивность, прин­ци­пи­альность и эф­фектив­ность про­веде­ния про­цес­сов оцен­ки со­от­ветс­твия. Прин­цип не­зави­симос­ти дол­жен рас­простра­няться так­же и на ис­пы­тательные ла­бора­тории. Не­об­хо­димость в раз­ра­бот­ке еди­ной сис­те­мы и пра­вил ак­кре­дита­ции бы­ла выз­ва­на на­личи­ем действу­ющих на мо­мент при­нятия За­кона бо­лее де­сят­ка раз­личных ве­домс­твен­ных сис­тем ак­кре­дита­ции со сво­ими пра­вила­ми, что не со­от­ветс­тво­вало меж­ду­народ­ным тре­бова­ни­ям и ми­ровой прак­ти­ке.

4. Прин­цип не­допус­ти­мос­ти сов­ме­щения пол­но­мочий ор­га­на го­сударст­вен­но­го кон­тро­ля (над­зо­ра) и ор­га­на по сер­ти­фика­ции. Дан­ный прин­цип ос­но­ван на раз­ли­чии пра­вово­го ста­туса и це­лей де­ятельнос­ти дан­ных ор­га­нов: ор­ган го­сударст­вен­но­го кон­тро­ля яв­ля­ет­ся ор­га­ном ис­полни­тельной влас­ти, осу­щест­вля­ющим про­веде­ние кон­тро­ля (над­зо­ра) от име­ни го­сударс­тва, а ор­ган по сер­ти­фика­ции яв­ля­ет­ся ком­мерчес­кой ор­га­низа­ци­ей, ос­новной целью ко­торой яв­ля­ет­ся по­луче­ние при­были. Учи­тывая раз­ни­цу за­дач, пол­но­мочий и ме­тодов дан­ных ор­га­нов, их сов­ме­щение не­воз­можно. Сле­ду­ет за­метить, что по­доб­ное раз­де­ление бы­ло про­веде­но срав­ни­тельно не­дав­но. В Фе­деральном агентстве по тех­ни­чес­ко­му ре­гули­рова­нию и мет­ро­логии (Рос­стан­дарт) ор­га­ны по сер­ти­фика­ции бы­ли вы­веде­ны из струк­ту­ры с 1 ян­ва­ря 2003 г. До это­го ор­га­ны Рос­стан­дарта сов­ме­щали фун­кцию го­сударст­вен­но­го кон­тро­ля (от­де­лы го­сударст­вен­но­го над­зо­ра) и фун­кцию сер­ти­фика­ции (от­де­лы сер­ти­фика­ции). Кро­ме то­го, ре­али­зация дан­но­го прин­ци­па поз­во­лит ус­тра­нить «кон­фликт ин­те­ресов» в этих ор­га­нах, уменьшить кор­рупцию со сто­роны го­сударст­вен­ных кон­тро­лиру­ющих ор­га­нов по от­но­шению к под­кон­трольным им пред­при­нима­телям и обес­пе­чить ус­ло­вия доб­ро­совес­тной кон­ку­рен­ции меж­ду все­ми ор­га­нами, действу­ющи­ми на рын­ке ус­луг по сер­ти­фика­ции.

5. Сле­ду­ющим прин­ци­пом, обес­пе­чива­ющим га­ран­тии объек­тивнос­ти при оцен­ке ком­пе­тен­тнос­ти ор­га­нов по сер­ти­фика­ции, яв­ля­ет­ся не­допус­ти­мость сов­ме­щения од­ним ор­га­ном пол­но­мочий на ак­кре­дита­цию и сер­ти­фика­цию. Пос­кольку ор­га­ны по ак­кре­дита­ции яв­ля­ют­ся, в от­ли­чие от ор­га­нов по сер­ти­фика­ции, го­сударст­вен­ны­ми ор­га­нами, сов­ме­щение их пол­но­мочий не­воз­можно из-за раз­ли­чий пра­вово­го ста­туса. Не­допус­ти­мость сов­ме­щения од­ним ор­га­ном пол­но­мочий на ак­кре­дита­цию и сер­ти­фика­цию поз­во­лит ус­тра­нить по­рядок, при ко­тором не­кото­рые ве­домс­твен­ные ор­га­ны, про­водя­щие сер­ти­фика­цию, на­деля­лись пра­вом раз­ре­шать или зап­ре­щать та­кую же де­ятельность дру­гим ор­га­низа­ци­ям, яв­ля­ющим­ся их кон­ку­рен­та­ми на рын­ке ус­луг по сер­ти­фика­ции. Кро­ме то­го, этот прин­цип об­легчит дос­туп рос­сийским ор­га­нам по ак­кре­дита­ции в со­от­ветс­тву­ющие меж­ду­народ­ные ор­га­низа­ции, в ко­торых от­сутс­твие сов­ме­щения де­ятельнос­ти по сер­ти­фика­ции и ак­кре­дита­ции яв­ля­ет­ся неп­ре­мен­ным ус­ло­ви­ем членс­тва.

6. Прин­цип не­допус­ти­мос­ти вне­бюд­жетно­го фи­нан­си­рова­ния го­сударст­вен­но­го кон­тро­ля яв­ля­ет­ся га­ран­ти­ей не­зави­симос­ти ор­га­нов кон­тро­ля как го­сударст­вен­ных ор­га­нов от ком­мерчес­ких струк­тур, а так­же га­ран­ти­ей прин­ци­пи­ально­го осу­щест­вле­ния воз­ло­жен­ных на эти ор­га­ны фун­кций и за­дач.

7. Прин­цип не­допус­ти­мос­ти ог­ра­ниче­ния кон­ку­рен­ции при осу­щест­вле­нии ак­кре­дита­ции и сер­ти­фика­ции оз­на­ча­ет не­об­хо­димость на­личия здо­ровой кон­ку­рен­ции меж­ду ор­га­нами, пре­тен­ду­ющи­ми на офор­мле­ние ак­кре­дита­ции и про­водя­щими сер­ти­фика­цию. Ор­га­ном по сер­ти­фика­ции мо­жет быть юри­дичес­кое ли­цо или ин­ди­виду­альный пред­при­нима­тель. При этом они име­ют рав­ные воз­можнос­ти для до­кумен­тально­го под­твержде­ния сво­ей ком­пе­тен­ции и вы­пол­не­ния де­ятельнос­ти по сер­ти­фика­ции.

8. Соб­лю­дение прин­ци­па единс­тва при­мене­ния тре­бова­ний тех­ни­чес­ких рег­ла­мен­тов не­зави­симо от ви­дов и осо­бен­ностей сде­лок обус­ловле­но осо­бым пра­вовым ста­тусом нор­ма­тив­ных ак­тов, ко­торы­ми при­нима­ют­ся рег­ла­мен­ты: фе­деральные за­коны, пос­та­нов­ле­ния Пра­ви­тельства и ука­зы Пре­зиден­та Рос­сийской Фе­дера­ции обя­зательны для ис­полне­ния на всей тер­ри­тории Рос­сийской Фе­дера­ции для всех фи­зичес­ких и юри­дичес­ких лиц и по­это­му не мо­гут за­висеть от ви­дов и осо­бен­ностей сде­лок.

Та­ким об­ра­зом, сис­те­ма за­коно­дательных и нор­ма­тив­ных ак­тов в сфе­ре тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния, как это сле­ду­ет из со­дер­жа­ния Фе­дерально­го за­кона, сос­то­ит из сле­ду­ющих ос­новных эле­мен­тов:

  • Фе­деральный за­кон «О тех­ни­чес­ком ре­гули­рова­нии»;
  • меж­ду­народ­ные до­гово­ры (сог­ла­шения), при­нима­емые Рос­сийской Фе­дера­ци­ей в об­ласти тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния;
  • тех­ни­чес­кие рег­ла­мен­ты;
  • под­за­кон­ные ак­ты, при­нима­емые Пре­зиден­том Рос­сийской, Пра­ви­тельством Рос­сийской Фе­дера­ции и фе­деральны­ми ор­га­нами ис­полни­тельной влас­ти по воп­ро­сам тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния.

Осо­бое зна­чение име­ет п. 3 ст. 4 За­кона, сог­ласно ко­торо­му за ор­га­нами ис­полни­тельной влас­ти ос­тавле­но пра­во из­да­вать в сфе­ре тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния только ак­ты ре­комен­да­тельно­го ха­рак­те­ра. Тем са­мым, по су­щес­тву, прек­ра­ща­ет­ся прак­ти­ка ве­домс­твен­но­го нор­ми­рова­ния тех­ни­чес­ких ха­рак­те­рис­тик про­дук­ции и ус­та­нов­ле­ния пра­вил про­вер­ки со­от­ветс­твия, т.е. сер­ти­фика­ции. Все ра­нее из­данные ор­га­нами ис­полни­тельной влас­ти нор­ма­тив­но-пра­вовые ак­ты ут­ра­чива­ют свою обя­зательность (за ис­клю­чени­ем ак­тов, ус­та­нав­ли­ва­ющих обя­зательные тре­бова­ния к обо­рон­ной про­дук­ции и про­дук­ции, све­дения о ко­торой сос­тавля­ют го­сударст­вен­ную тайну). Фе­деральные ор­га­ны ис­полни­тельной влас­ти впра­ве из­да­вать в сфе­ре тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния ак­ты только ре­комен­да­тельно­го ха­рак­те­ра, од­на­ко За­кон не до­пус­ка­ет обя­зательной си­лы ак­тов, от­но­сящих­ся к ве­домс­твен­но­му нор­мотвор­чес­тву в об­ласти ус­та­нов­ле­ния обя­зательных тре­бова­ний к объек­там тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния. С мо­мен­та вступ­ле­ния За­кона в си­лу нор­ма­тив­но-пра­вовые ак­ты, ко­торые бы­ли из­да­ны ука­зан­ны­ми ор­га­нами и в ко­торых со­дер­жатся та­кие тре­бова­ния, ут­ра­чива­ют свою обя­зательность. Од­на­ко не­об­хо­димо пом­нить, что это пра­вило име­ет не­кото­рые ис­клю­чения. Ис­клю­чения из это­го пра­вила сос­тавля­ют под­ле­жащие обя­зательно­му ис­полне­нию в час­ти, со­от­ветс­тву­ющей це­лям, ука­зан­ным в п. 1 ст. 46 За­кона, нор­ма­тив­ные до­кумен­ты фе­деральных ор­га­нов ис­полни­тельной влас­ти, в ко­торых со­дер­жатся тре­бова­ния к про­дук­ции или свя­зан­ным с ней про­цес­сам. При этом обя­зательность ис­полне­ния сох­ра­ня­ет­ся только до мо­мен­та вступ­ле­ния в си­лу со­от­ветс­тву­ющих тех­ни­чес­ких рег­ла­мен­тов. Кро­ме то­го, сог­ласно п. 7 ст. 46 За­кона все обя­зательные тре­бова­ния к про­дук­ции, про­цес­сам про­из­водс­тва, экс­плу­ата­ции, хра­нения, пе­ревоз­ки, ре­али­зации и ути­лиза­ции, в от­но­шении ко­торых тех­ни­чес­кие рег­ла­мен­ты не бы­ли при­няты в срок до 1 и­юля 2010 г., прек­ра­ща­ют свое действие по ис­те­чении это­го сро­ка. От­дельное зна­чение име­ют вос­про­из­ве­ден­ные в ст. 4 За­кона «О тех­ни­чес­ком ре­гули­рова­нии» кон­сти­туци­он­но за­креп­ленные по­ложе­ния, в со­от­ветс­твии с ко­торы­ми об­щеприз­нанные прин­ци­пы и нор­мы меж­ду­народ­но­го пра­ва и меж­ду­народ­ные до­гово­ры Рос­сийской Фе­дера­ции яв­ля­ют­ся сос­тавной частью ее пра­вовой сис­те­мы.

Ес­ли меж­ду­народ­ным до­гово­ром Рос­сийской Фе­дера­ции ус­та­нов­ле­ны иные пра­вила, чем пре­дус­мотрен­ные За­коном, то при­меня­ют­ся пра­вила меж­ду­народ­но­го до­гово­ра (ч. 4 ст. 15).

Та­ким об­ра­зом, при­ори­тет­ную зна­чимость в ка­чес­тве ба­зово­го нор­ма­тив­но-пра­вово­го ак­та в сфе­ре тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния име­ет Фе­деральный за­кон «О тех­ни­чес­ком ре­гули­рова­нии».

Од­на­ко не­об­хо­димо при­нять во вни­мание, что в сфе­ре тех­ни­чес­ко­го ре­гули­рова­ния действу­ют нор­мы и дру­гих фе­деральных за­конов (Граж­дан­ско­го ко­дек­са Рос­сийской Фе­дера­ции, Гра­дос­тро­ительно­го ко­дек­са Рос­сийской Фе­дера­ции и др.), вследс­твие че­го ре­али­зация по­ложе­ний За­кона дол­жна осу­щест­вляться с уче­том та­ких норм. Иные фе­деральные за­коны и нор­ма­тив­ные пра­вовые ак­ты Рос­сийской Фе­дера­ции дол­жны при­ниматься в стро­гом со­от­ветс­твии с нор­ма­ми ба­зово­го За­кона. Сле­ду­ет учи­тывать и то, что За­кон ис­клю­ча­ет воз­можность ре­гули­рова­ния от­но­шений в рас­смат­ри­ва­емой об­ласти нор­ма­тив­ны­ми пра­вовы­ми ак­та­ми субъек­тов Рос­сийской Фе­дера­ции. Та­кое по­ложе­ние обус­ловле­но кон­сти­туци­он­но за­креп­ленны­ми нор­ма­ми, раз­гра­ничи­ва­ющи­ми пред­ме­ты ве­дения Рос­сийской Фе­дера­ции и вхо­дящих в ее сос­тав субъек­тов Фе­дера­ции.

 

 

Цели и задачи подтверждения соответствия

Сер­ти­фика­ция, как и под­твержде­ние со­от­ветс­твия, яв­ля­ет­ся для Рос­сийской Фе­дера­ции дос­та­точ­но но­вой об­ластью де­ятельнос­ти. Фе­деральным за­коном «О тех­ни­чес­ком ре­гули­рова­нии» ус­та­нов­ле­но по­нятие под­твержде­ния со­от­ветс­твия.

Под под­твержде­ни­ем со­от­ветс­твия по­нима­ют до­кумен­тальное удос­то­вере­ние со­от­ветс­твия про­дук­ции или иных объек­тов, про­цес­сов про­из­водс­тва, экс­плу­ата­ции, хра­нения, пе­ревоз­ки, ре­али­зации и ути­лиза­ции, вы­пол­не­ния ра­бот или ока­зания ус­луг тре­бова­ни­ям тех­ни­чес­ких рег­ла­мен­тов, по­ложе­ни­ям стан­дартов или ус­ло­ви­ям до­гово­ров.

Под­твержде­ние со­от­ветс­твия мо­жет но­сить обя­зательный и доб­ро­вольный ха­рак­тер. Обя­зательное под­твержде­ние со­от­ветс­твия мо­жет осу­щест­вляться в фор­ме дек­ла­риро­вания или обя­зательной сер­ти­фика­ции.

Дек­ла­риро­вание со­от­ветс­твия — фор­ма под­твержде­ния со­от­ветс­твия про­дук­ции тре­бова­ни­ям тех­ни­чес­ких рег­ла­мен­тов, осу­щест­вля­емо­го из­го­тови­телем (про­из­во­дите­лем, пос­тавщи­ком).

В этом слу­чае от­ветс­твен­ность не­сет сам из­го­тови­тель.

Сер­ти­фика­ция — фор­ма осу­щест­вля­емо­го ор­га­ном по сер­ти­фика­ции под­твержде­ния со­от­ветс­твия объек­тов тре­бова­ни­ям тех­ни­чес­ких рег­ла­мен­тов, по­ложе­ни­ям стан­дартов или ус­ло­ви­ям до­гово­ров.

За вы­дан­ный сер­ти­фикат со­от­ветс­твия от­ветс­твен­ность не­сет ор­ган по сер­ти­фика­ции.

Доб­ро­вольное под­твержде­ние со­от­ветс­твия мо­жет осу­щест­вляться только в фор­ме доб­ро­вольной сер­ти­фика­ции.

На рис. 10.1 пред­став­ле­на схе­ма под­твержде­ния со­от­ветс­твия объек­тов обя­зательным и доб­ро­вольным тре­бова­ни­ям.

Рис. 10.1.Схема подтверждения соответствия объектов обязательным и добровольным требованиям

Под­твержде­ние со­от­ветс­твия осу­щест­вля­ет­ся в це­лях:

  • удос­то­вере­ния со­от­ветс­твия про­дук­ции, про­цес­сов про­из­водс­тва, экс­плу­ата­ции, хра­нения, пе­ревоз­ки, ре­али­зации и ути­лиза­ции, ра­бот, ус­луг или иных объек­тов тех­ни­чес­ким рег­ла­мен­там, стан­дартам, ус­ло­ви­ям до­гово­ров;
  • со­действия при­об­ре­тате­лям в ком­пе­тен­тном вы­боре про­дук­ции, ра­бот, ус­луг;
  • по­выше­ния кон­ку­рен­тоспо­соб­ности про­дук­ции, ра­бот, ус­луг на рос­сийском и меж­ду­народ­ном рын­ках;
  • соз­да­ния ус­ло­вий для обес­пе­чения сво­бод­но­го пе­реме­щения то­варов по тер­ри­тории Рос­сийской Фе­дера­ции, а так­же осу­щест­вле­ния меж­ду­народ­но­го эко­номи­чес­ко­го, на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го сот­рудни­чес­тва и меж­ду­народ­ной тор­говли.

Под­твержде­ние со­от­ветс­твия вы­пол­ня­ет­ся на ос­но­ве сле­ду­ющих прин­ци­пов:

  • дос­тупность ин­форма­ции о по­ряд­ке осу­щест­вле­ния под­твержде­ния со­от­ветс­твия за­ин­те­ресо­ван­ным ли­цам;
  • не­допус­ти­мость при­мене­ния обя­зательно­го под­твержде­ния со­от­ветс­твия к объек­там, в от­но­шении ко­торых не ус­та­нов­ле­ны тре­бова­ния тех­ни­чес­ких рег­ла­мен­тов;
  • ус­та­нов­ле­ние пе­реч­ня форм и схем обя­зательно­го под­твержде­ния со­от­ветс­твия в от­но­шении оп­ре­делен­ных ви­дов про­дук­ции в со­от­ветс­тву­ющем тех­ни­чес­ком рег­ла­мен­те;
  • уменьше­ние сро­ков осу­щест­вле­ния обя­зательно­го под­твержде­ния со­от­ветс­твия и зат­рат за­яви­теля;
  • не­допус­ти­мость при­нуж­де­ния к осу­щест­вле­нию доб­ро­вольно­го под­твержде­ния со­от­ветс­твия, в том чис­ле в оп­ре­делен­ной сис­те­ме доб­ро­вольной сер­ти­фика­ции;
  • за­щита иму­щес­твен­ных ин­те­ресов за­яви­телей, соб­лю­дения ком­мерчес­кой тайны в от­но­шении све­дений, по­лучен­ных при осу­щест­вле­нии под­твержде­ния со­от­ветс­твия;
  • не­допус­ти­мость под­ме­ны обя­зательно­го под­твержде­ния со­от­ветс­твия доб­ро­вольной сер­ти­фика­ци­ей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: