Основы технического регулирования
Цели и задачи подтверждения соответствия
Основы технического регулирования
Нормативно-правовые основы отечественной современной системы технического регулирования в нашей стране были заложены Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
К этому времени назрела необходимость реформирования действующей в Российской Федерации до 2003 г. системы установления, применения и исполнения требований к объектам технического регулирования. Само понятие «техническое регулирование» определено в ст. 2 указанного Закона: «техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».
Федеральный закон «О техническом регулировании» дает в ст. 2 четкое определение оценки соответствия и подтверждения соответствия:
- оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;
- подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
При положительных результатах подтверждения соответствия выдается сертификат соответствия.
Таким образом, структура технического регулирования, с точки зрения законодательных и нормативно-правовых основ, базируется на трех составляющих:
- законодательной;
- стандартизации;
- элементах оценки соответствия.
Закон четко разграничил, какие документы и устанавливаемые ими требования к продукции являются обязательными, а какие — добровольными.
Впервые было введено понятие нового для отечественной юридической практики документа обязательного характера — технического регламентирования. Этот документ и содержит обязательные для применения требования к объектам технического регулирования. Подобные требования могут устанавливаться только федеральными законами, а в особо оговоренных случаях — международными договорами, межправительственными соглашениями, постановлениями Правительства Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать документы, содержащие требования только рекомендательного характера.
Требования регламентов направлены на обеспечение пожарной и промышленной безопасности, безопасности эксплуатации и утилизации машин и оборудования, экологической безопасности.
Стандарты стали добровольными для применения. Однако при этом национальные и международные стандарты могут использоваться и в качестве основы для разработки технических регламентов.
С другой стороны, соблюдение стандартов, перечень которых подлежит опубликованию, может служить доказательной базой выполнения требований технических регламентов.
Добровольность применения стандартов не уменьшает их значимость. Их роль существенно возрастает. Кроме того, закон не препятствует устанавивать и обязательные требования в стандартах организаций (СТО) и предприятий (СТП). Это объясняется тем, что в соблюдении положений и требований СТО и СТП заинтересованы сами производители. Кроме того, им выгодно принимать самое активное участие в разработке стандартов, особенно межрегиональных и международных.
Федеральный закон предусматривает два вида стандартов: национальные (ГОСТ Р), которые принимаются и утверждаются национальным органом по стандартизации, и СТО или СТП.
В соответствии с Федеральным законом предусматривается инициирование процедуры разработки технического регламента или национального стандарта как юридическими, так и физическими лицами (организациями или гражданами). Однако для того чтобы при этом обеспечить максимальную гласность и участие всех заинтересованных сторон, необходимо выполнить все условия, регламентированные Законом.
Обязательно надо иметь в виду, что Законом введен принцип невозможности совмещения функций органов по сертификации и функций государственного контроля и надзора, а также совмещения функций аккредитации и сертификации.
Функции государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов оставлены за государством. При этом контроль и надзор реформируются и переносятся в основном на стадию обращения продукции.
Понятие «техническое регулирование» является одним из основных понятий Федерального закона «О техническом регулировании», поскольку, с одной стороны, содержится в названии самого Закона, а с другой — является тем фундаментом, на котором базируется принципиально новый подход ко всему процессу правового регулирования отношений при установлении, применении и исполнении обязательных и добровольных требований к объектам регулирования.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О техническом регулировании» современная система технического регулирования строится на определенных принципах.
1. Принцип единства установления требований к объектам технического регулирования. Его особая значимость для всего процесса технического регулирования объясняется тем, что до принятия Закона обычно требования к продукции разрабатывались в различных ведомствах, которые выпускали множество дублирующих друг друга или полностью взаимоисключающих требований. В действительности из-за подобного нормотворчества отечественной хозяйственной деятельности весьма типичной стала ситуация, когда представители разных ведомств требуют выполнения взаимоисключающих требований.
Например, приходящий с проверкой представитель пожарного ведомства, ссылаясь на существующие нормы, требует снять с окон решетки. Вслед за ним является полиция и, также ссылаясь на определенные нормативы, требует установить для безопасности решетки на окна. В стране не было единой системы технических требований, но имелось огромное количество (около 30 тыс.!) различных документов, регулирующих деятельность предприятий. Кроме того, применялись тысячи санитарных норм и правил, примерно такое же количество строительных нормативов и сотни отраслевых стандартов, технических условий и инструкций. Все это изобилие не только не решало проблемы контроля над соблюдением производителем стандартов и требований безопасности, но, напротив, создавало в данной сфере полную неразбериху. Именно этим объясняется новый подход Закона к принципу установления единых требований и правил.
Статья 3 кроме принципа применения единых правил установления требований к объектам регулирования включает в себя принципы единой системы и правил аккредитации, принцип единства правил и методов исследований и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия. Подобное унифицирование объясняется не только внутренним аспектом необходимости устранения дублирования в процессе технического нормирования, но и внешним аспектом. Для обеспечения выхода российской продукции на мировой рынок (а точнее, в связи со вступлением России в ВТО) возникла необходимость приведения процессов исследований и измерений в соответствие с международными нормами.
2. Принцип соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики и уровню научно-технического развития, т.е. при разработке технических регламентов и национальных стандартов необходимо включать в них требования с учетом реалий сегодняшнего дня.
Обязательные требования должны устанавливаться исходя не только из их научной обоснованности и соответствия международным нормам, но и с учетом возможности их технической реализации и последствий их введения для национальной экономики, бизнеса и потребителей, т.е. с учетом интересов всех слоев общества.
3. Согласно третьему принципу органы по аккредитации (т.е. органы, устанавливающие компетентность органов по сертификации), органы по сертификации, изготовители (продавцы, исполнители, приобретатели) должны быть независимы друг от друга (т.е. не находиться в какой-либо зависимости друг от друга), гарантируя этим объективность, принципиальность и эффективность проведения процессов оценки соответствия. Принцип независимости должен распространяться также и на испытательные лаборатории. Необходимость в разработке единой системы и правил аккредитации была вызвана наличием действующих на момент принятия Закона более десятка различных ведомственных систем аккредитации со своими правилами, что не соответствовало международным требованиям и мировой практике.
4. Принцип недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации. Данный принцип основан на различии правового статуса и целей деятельности данных органов: орган государственного контроля является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение контроля (надзора) от имени государства, а орган по сертификации является коммерческой организацией, основной целью которой является получение прибыли. Учитывая разницу задач, полномочий и методов данных органов, их совмещение невозможно. Следует заметить, что подобное разделение было проведено сравнительно недавно. В Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) органы по сертификации были выведены из структуры с 1 января 2003 г. До этого органы Росстандарта совмещали функцию государственного контроля (отделы государственного надзора) и функцию сертификации (отделы сертификации). Кроме того, реализация данного принципа позволит устранить «конфликт интересов» в этих органах, уменьшить коррупцию со стороны государственных контролирующих органов по отношению к подконтрольным им предпринимателям и обеспечить условия добросовестной конкуренции между всеми органами, действующими на рынке услуг по сертификации.
5. Следующим принципом, обеспечивающим гарантии объективности при оценке компетентности органов по сертификации, является недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию. Поскольку органы по аккредитации являются, в отличие от органов по сертификации, государственными органами, совмещение их полномочий невозможно из-за различий правового статуса. Недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию позволит устранить порядок, при котором некоторые ведомственные органы, проводящие сертификацию, наделялись правом разрешать или запрещать такую же деятельность другим организациям, являющимся их конкурентами на рынке услуг по сертификации. Кроме того, этот принцип облегчит доступ российским органам по аккредитации в соответствующие международные организации, в которых отсутствие совмещения деятельности по сертификации и аккредитации является непременным условием членства.
6. Принцип недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля является гарантией независимости органов контроля как государственных органов от коммерческих структур, а также гарантией принципиального осуществления возложенных на эти органы функций и задач.
7. Принцип недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации означает необходимость наличия здоровой конкуренции между органами, претендующими на оформление аккредитации и проводящими сертификацию. Органом по сертификации может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. При этом они имеют равные возможности для документального подтверждения своей компетенции и выполнения деятельности по сертификации.
8. Соблюдение принципа единства применения требований технических регламентов независимо от видов и особенностей сделок обусловлено особым правовым статусом нормативных актов, которыми принимаются регламенты: федеральные законы, постановления Правительства и указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации для всех физических и юридических лиц и поэтому не могут зависеть от видов и особенностей сделок.
Таким образом, система законодательных и нормативных актов в сфере технического регулирования, как это следует из содержания Федерального закона, состоит из следующих основных элементов:
- Федеральный закон «О техническом регулировании»;
- международные договоры (соглашения), принимаемые Российской Федерацией в области технического регулирования;
- технические регламенты;
- подзаконные акты, принимаемые Президентом Российской, Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти по вопросам технического регулирования.
Особое значение имеет п. 3 ст. 4 Закона, согласно которому за органами исполнительной власти оставлено право издавать в сфере технического регулирования только акты рекомендательного характера. Тем самым, по существу, прекращается практика ведомственного нормирования технических характеристик продукции и установления правил проверки соответствия, т.е. сертификации. Все ранее изданные органами исполнительной власти нормативно-правовые акты утрачивают свою обязательность (за исключением актов, устанавливающих обязательные требования к оборонной продукции и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну). Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, однако Закон не допускает обязательной силы актов, относящихся к ведомственному нормотворчеству в области установления обязательных требований к объектам технического регулирования. С момента вступления Закона в силу нормативно-правовые акты, которые были изданы указанными органами и в которых содержатся такие требования, утрачивают свою обязательность. Однако необходимо помнить, что это правило имеет некоторые исключения. Исключения из этого правила составляют подлежащие обязательному исполнению в части, соответствующей целям, указанным в п. 1 ст. 46 Закона, нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, в которых содержатся требования к продукции или связанным с ней процессам. При этом обязательность исполнения сохраняется только до момента вступления в силу соответствующих технических регламентов. Кроме того, согласно п. 7 ст. 46 Закона все обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты не были приняты в срок до 1 июля 2010 г., прекращают свое действие по истечении этого срока. Отдельное значение имеют воспроизведенные в ст. 4 Закона «О техническом регулировании» конституционно закрепленные положения, в соответствии с которыми общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).
Таким образом, приоритетную значимость в качестве базового нормативно-правового акта в сфере технического регулирования имеет Федеральный закон «О техническом регулировании».
Однако необходимо принять во внимание, что в сфере технического регулирования действуют нормы и других федеральных законов (Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и др.), вследствие чего реализация положений Закона должна осуществляться с учетом таких норм. Иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации должны приниматься в строгом соответствии с нормами базового Закона. Следует учитывать и то, что Закон исключает возможность регулирования отношений в рассматриваемой области нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое положение обусловлено конституционно закрепленными нормами, разграничивающими предметы ведения Российской Федерации и входящих в ее состав субъектов Федерации.
Цели и задачи подтверждения соответствия
Сертификация, как и подтверждение соответствия, является для Российской Федерации достаточно новой областью деятельности. Федеральным законом «О техническом регулировании» установлено понятие подтверждения соответствия.
Под подтверждением соответствия понимают документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Подтверждение соответствия может носить обязательный и добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия может осуществляться в форме декларирования или обязательной сертификации.
Декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, осуществляемого изготовителем (производителем, поставщиком).
В этом случае ответственность несет сам изготовитель.
Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
За выданный сертификат соответствия ответственность несет орган по сертификации.
Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться только в форме добровольной сертификации.
На рис. 10.1 представлена схема подтверждения соответствия объектов обязательным и добровольным требованиям.
Рис. 10.1.Схема подтверждения соответствия объектов обязательным и добровольным требованиям
Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
- удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
- содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
- создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Подтверждение соответствия выполняется на основе следующих принципов:
- доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
- недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;
- установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;
- уменьшение сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
- недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
- защита имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
- недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.