Уважаемая государственная экзаменационная комиссия!
(1 слайд) Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему: « Формирование общеучебных умений и навыков в процессе работы с произведениями УНТ на уроках литературного чтения в начальной школе »
В современном обществе повышаются требования к уровню общего образования человека. Очень часто при нормальном уровне развития интеллектуальной сферы ребенок много времени тратит на выполнение какого-либо задания, с трудом усваивает новый материал, интеллектуально пассивен. Поэтому задача школы не только сообщить ребенку систему научных знаний об окружающей действительности, но и научить его учиться, то есть вооружить общеучебными умениями и навыками, которые являются важным компонентом процесса обучения.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется прежде всего тем, что одним из действенных средств, на основе которых формируются различные общеучебные умения и навыки является фольклор – устное народное творчество, которое уходит корнями в историю народа. Использование на том или ином этапе урока произведений УНТ расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая её меткой, богатой и выразительной.
Анализ текстов УНТ показывает, что народные произведения, вошедшие в круг детского чтения, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим миром через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности, являются действенным методом гуманизации воспитательного процесса.
Занимаясь исследованием по данной проблеме, мы выстроили методологический аппарат:
(слайд 3) Объект исследования: Формирование общеучебных умений и навыков.
(слайд 4) Предмет исследования:
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения посредством УНТ в начальной школе.
(слайд 5) Цель исследования: разработать методические рекомендации для формирования общеучебных умений и навыков у младших школьников посредством применения устного народного творчества на уроках литературного чтения.
(слайд 6) Анализируя проблемы современного образования, изучая теоретические подходы к данной проблеме, мы выявили основные задачи формирования общеучебных умений и навыков при помощи произведений УНТ:
1) При помощи классификации общеучебных навыков определить какие умения при помощи УНТ – устного народного творчества могут формироваться у школьников на литературном чтении.
2) Определить оптимальные приемы анализа, виды работ с текстом;
3) Охарактеризовать разновидности произведений устного народного творчества, изучаемые на уроках литературного чтения в начальных классах;
4) Изучить возможности применения произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальных классах;
5) разработать сборник упражнений для формирования общеучебных умений и навыков младших школьников посредством применения УНТ на уроках литературного чтения.
В начале нашего исследования мы предположили, что грамотное использование педагогами комплекта методических материалов по использованию произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения поможет учителю в работе, значительно облегчит подготовку к занятиям, а также поможет в формировании общеучебных умений и навыков у младших школьников.
Формирование общеучебных умений и навыков – это формирование таких умений и навыков, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
На уроках литературного чтения к общеучебным можно отнести читательские умения и навыки.
Для полноценного формирования читательских умений у младших школьников используются определенные методы, такие как:
1) Метод словесной передачи и слухового восприятия информации (рассказ, лекция, беседа).
2) Метод наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (иллюстрация, демонстрация и др.)
3) Метод игры и игрового тренинга – игра очень важный для детей вид деятельности, в которой они самовыражаются без внешнего побуждения (викторины, кроссворды, игровые программы и т.п.)
4) Метод театрализации, основанный на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей;
5) Метод состязательности – такой метод, когда истина достигается путем спора между учениками по сюжету данного произведения, происходит деление на группы.
6) Метод равноправного духовного контакта – основан на равноправной совместной деятельности взрослых и детей.
Данные методы работы позволяют развить речь учащихся, повышают учебную мотивацию детей и, главное, воспитывают грамотного читателя.
В любое задание можно включить элементы творчества, соавторства. Для этого нужно использовать приёмы активизации сотворчества читателя, задачи которых связаны с пробуждением у школьников сопереживания, с активизацией воображения, мыслительной деятельности, словарного запаса.
К приемам активизации читательских умений можно отнести:
1. Приёмы, направленные на формирование умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка, в соответствии с их функцией в художественном произведении: подбор синонимов и антонимов с целью осмысления оттенков значения авторского слова; характеристики героя, его переживаний.
2. Приёмы, направленные на формирование умения воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем: рисование иллюстраций к понравившимся эпизодам произведения; словесное рисование; работа с иллюстрациями; инсценирование; характеристика героя; анализ зарисовок и предметов окружающей обстановки с целью углубления представлений о персонаже.
3. Приёмы, направленные на формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, предположение конца, составление плана произведения, чтение по ролям, работа над выразительностью речи персонажа, чтение стихов наизусть.
4. Приёмы, направленные на формирование умения целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи: выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование или драматизация отдельных эпизодов и всего произведения, характеристика героя, перечитывание и выборочный пересказ с целью выявления мотивов и последствий поступков, используя опорные слова, анализ внешности героя, его мимики, жестов, с целью выявления внутреннего состояния и характера персонажа.
5. Приемы, направленные на формирование умения видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения: определение авторской позиции, создание развёрнутой характеристики героя по определенному плану, творческий пересказ от лица героя с целью выявления его характера и внутренних переживаний, портретные характеристики анализ поступков главных героев, сопоставление эпизодов, авторского текста с намеренно искажёнными, с целью оправдания и понимания авторского выбора.
6. Приемы, направленные на формирование умения осваивать художественную идею произведения: определение своей позиции, анализ поступков героев.
Фольклор - искусство традиционное, ориентированное на хранение мифопоэтической информации, так как включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, родине. На этих произведениях воспитываются дети и сейчас.
Изучение в начальной школе пословиц и поговорок поддерживает в детях постоянный интерес к произведениям устно-поэтического народного творчества.
Системная работа над пословицей очень много дает учащимся. Во-первых, они учатся собирать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер. Изучение пословиц обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с пословицами прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям интересоваться народной мудростью. Следует помнить, что пословицы воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважения к труду, чувства доброты, милосердия, чувство уважения к русскому народу, создавшему эти пословицы. Многие пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию.
Отгадывание и придумывание загадок тоже оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения
Выполняя практическую часть нашего исследования, я определила для себя, что на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности с младшими школьниками необходимо достаточно много уделять внимания изучению УНТ.
В период прохождения производственной преддипломной практики в ходе проведения уроков литературного чтения во 2 «В» классе Семикаракорской школы № 3 я приводила уроки литературного чтения по темам: Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор», Былина «Исцеление Ильи Муромца», Русская народная сказка «Лиса и Тетерев», «Пословицы и поговорки», «Скороговорки».
Позвольте ознакомить вас с электронным приложением к выпускной квалификационной работе.
(слайд 11) Продуктом моей работы стал комплект методических материалов для учителей начальных классов по литературному чтению, который включает в себя:
5 конспектов с презентациями и дидактическим материалом к урокам и сборник упражнений к произведениям устного народного творчества для работы на уроках литературного чтения.
Формирование общеучебных умений и навыков происходит более эффективно, когда в процессе работы на уроках литературного чтения используются произведения устного народного творчества.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
(слайд 23) Спасибо за внимание!