ТЕМА. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
Цель изучения: сформировать понятие о сущности процесса воспитания, его движущих силах и структуре, о роли и месте воспитания в системе факторов, детерминирующих развитие человека; познакомить с закономерностями и принципами воспитания.
Форма изучения: лекция, семинар.
Основные понятия: воспитание, самовоспитание, перевоспитание, воспитанность, воспитуемость, воспитательный процесс, цель воспитания, закономерности и принципы воспитания, уровень воспитанности.
Требования к компетентности
Знать сущность понятий «воспитание как социокультурный процесс», «воспитание как педагогический процесс»;
Знать и понимать сущность и специфику движущих сил воспитания;
Знать соотношение содержания понятий «формирование», «социализация», «воспитание»;
Знать и понимать сущность и структуру перевоспитания и самовоспитания;
Уметь анализировать и оценивать условия, в которых протекает воспитательный процесс;
Уметь выбирать пути и способы разрешения и устранения противоречий в воспитательном процессе.
Основные вопросы к семинарскому занятию по теме 1.17.:
1. Кодекс РБ об образовании о цели, направлениях, содержании воспитания.
2. Процесс воспитания, его особенности, движущие силы, структура.
3. Общие закономерности и принципы процесса воспитания.
4. Характеристика Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
Проблемные вопросы:
• Дайте определение понятий воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Раскройте взаимосвязь между данными процессами.
• В чем заключаются особенности процесса воспитания? Охарактеризуйте их.
• Каково значение личности воспитателя в воспитательном процессе?
• Что следует понимать под закономерностями воспитания?
• Что понимают под принципами воспитательной работы?
• Если в воспитательной работе возникают вопросы “ЧТО?”, “КАК?” и “КТО?” – какой из этих вопросов для Вас основополагающий?
• Что, на Ваш взгляд, позволяет вас лично характеризовать как достойного человека?
• Докажите единство и взаимосвязь процесса воспитания и обучения.
Подготовка к занятию
1. Запишите определения основных понятий в ваш педагогический словарь.
2. Что такое воспитание? Отметьте правильный ответ:
1) целенаправленная и специально организованная деятельность воспитателя, целью которой является создание условий для саморазвития и самоактуализации личности;
2) процесс управления развитием личности;
3) процесс формирования личности, происходящей под влиянием окружающей среды;
4) часть педагогики, рассматривающая вопросы организации воспитательной работы в школе;
5) организованное определенным образом воздействие на психику воспитуемого с целью привить ему качества, желаемые воспитателем.
3. Подготовиться к конкурсу “Знатоков пословиц и поговорок”: подберите как можно больше пословиц и поговорок на тему воспитания человека.
4. Заполните пропуски соответствующими словами.
............... - это связи, отношения, зависимости, которые существуют в педагогическом процессе объективно, независимо от сознания и воли педагогов и воспитанников. ............... - это методологические регулятивы педагога в его практической деятельности, которые являются опосредующим звеном между целями воспитания и закономерностями. | Принципы Закономерности |
5. Заполнить тест «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь».
ТЕСТ
КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
- Принята ________________________________________-
- Приоритеты воспитания в учреждениях образования: __________________
___________________________________________________________________
- Воспитание является составляющей частью …………………………………
Его назначение состоит в …………………………………………………………...
- Цель воспитания: ___________________________________________________
______________________________________________________________________
- Основные задачи воспитания в учреждении образования:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
- Основные составляющие воспитания:
- Гражданственность –
- Политическая культура –
- Возрастные особенности воспитания политической культуры личности
-Нравственная культура –
- Возрастные особенности воспитания нравственной культуры личности
- Эстетическая культура –
- Возрастные особенности воспитания эстетической культуры личности
- Экологическая культура –
- Возрастные особенности воспитания экологической культуры личности
- Здоровый образ жизни –
- Гендерное воспитание –
- Культура семейных отношений –
Литература:
1. Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» (см. электр. вариант).
2. Сивашинская Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Экоперспектива, 2009.
3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь – Праблемы выхавання. – 2007. - №2.
4. Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования // Зб. нармат. дак. М-ва адукацыi Рэсп. Беларусь. – 2003. - №7.
5. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999..- Кн. 2: Процесс воспитания.
6. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
7. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
И др.