Место дисциплины в структуре основной




Образовательной программы

Изучение психологии и педагогики семьи является междисциплинарным курсом, необходимым для педагога, работающего в образовательной среде. «Психология и педагогика семьи» является обязательной дисциплиной инструментального модуля "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в образовательной среде".

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

Шифр компетенции Расшифровка приобретаемой компетенции
(ОПК-6) Способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды.  
(ОПК-10) Способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач.  
(ПК ПП-5) Способность осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития и воспитания детей
(ПКПП-6) Способность эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности  
(ПКПП–11) Способность проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся.  

 

4. Структура и содержание дисциплины/ модуля

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов. Форма промежуточного контроля-экзамен. Курс поддерживается электронным образовательным ресурсом.

Структура дисциплины

Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды и часы аудиторной работы, их трудоемкость (в часах) Текущие формы контроля  
Лекции Практические занятия Лабораторная работа  
  Раздел 1. Основные понятия в историческом и современном контексте           Учет результатов балльно- рейтиноговой оценки работы студентов  
  Тема 1. Педагогика и психология семьи в системе гуманитарных наук           Проверка эссе: «Моя семья»  
  Тема 2. Семья и брак в историческом ракурсе           Проверка СР, заслушивание докладов на занятии  
  Тема 3. Семья. Определение, функции, структура и динамика семьи           Проверка СР: конспектов и ответов на проблемные вопросы  
  Раздел 2. Психология семьи и семейных отношений           Учет результатов балльно-рейтиноговой оценки работы студентов  
  Тема 4. Альтернативные формы семейно-брачных отношений           Проверка СР, заслушивание докладов на занятии  
  Тема 5. Любовь и брак. Теории любви           Проверка СР: конспектов и ответов на проблемные вопросы  
  Тема 6. Супружеские отношения. Стадии супружеских отношений             Проверка СР: конспектов и ответов на проблемные вопросы, заслушивание докладов на занятии  
  Тема 7. Психологический диссонанс в семье             Проверка выполненных практических заданий  
  Тема 8. Основные теоретические подходы в семейной терапии           Проверка выполненных практических заданий  
  Тема 9. Диагностика семьи           Проверка практических заданий – миниисследований  
  Раздел 3. Педагогика семьи и взаимодействие семьи и образовательных учреждений           Учет результатов балльно- рейтиноговой оценки работы студентов  
  Тема 10. Воспитательный потенциал семьи.           Проверка СР: конспектов и ответов на проблемные вопросы  
  Тема 11. Семейное воспитание: основы, принципы, особенности, содержание.           Проверка выполненных практических заданий, диагностических заключений  
  Тема 12. Психолого-педагогические основы семейного воспитания и детско-родительских отношений.             Проверка СР, заслушивание докладов на занятии
  Тема 13. Пути взаимодействия семьи и образовательных учреждений в воспитании детей             Проверка выполненных практических заданий, диагностических заключений
  Всего:           Экзамен
                                   

Содержание дисциплины

 
 
 
 
Тема 1. Педагогика и психология семьи в системе гуманитарных наук (практическое занятие 2 часа)
Практикум проходит в форме тренинга знакомства с основными понятиями и представлениями студентов о курсе, а также основных понятиях - семье и семейных отношений, семейном воспитании, а также проведение входной диагностики студентов (опрос, интервьюирование, анкетирование) Бумага, маркеры, журналы, ножницы, клей (разработка и презентация творческого проекта в мини-группах)   Тема 3. Семья. Определение, функции, структура и динамика семьи (лекция 2 часа) Понятие семьи и брака. Реализация индивидуальных потребностей в браке. Многообразие семейных функций. Традиционные и современные функции семьи. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура. Анализ деформаций семейного функционирования.
Тема 5. Любовь и брак. Теории любви (лекция 2 часа) Аттракция. Механизмы возникновения симпатии. Феномен любви и её типы. Источники и стили любви. Условия сохранения эмоциональных отношений. Причины отрицательного отношения к себе и семейной жизни. Тема 6. Супружеские отношения. Стадии супружеских отношений (лекция 2 часа) Различные категории современной семьи и брачно - семейных отношений. Современная модель семьи, её особенности. Психологически благополучные и неблагополучные семьи. Психологическое здоровье семьи. Динамика семейных отношений. Периодизация семейной жизни. Период ухаживания. Молодая семья, её задачи и особенности. Пожилой человек и семья. Кризисные периоды в браке. Динамика семейных отношений. Периодизация семейной жизни. Период ухаживания. Молодая семья, её задачи и особенности. Пожилой человек и семья. Раздаточный материал с тестами, стимульным материалом и алгоритмами обработки и интерпретации Тема 7.Психологический диссонанс в семье (практическое занятие 2 часа) Удовлетворённость браком и супружеская совместимость. Социально-психологический климат в семье. Возрастные проблемы. Кризисы совместной жизни (нормативные семейные кризисы; принятие на себя супружеских обязательств; освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи; включение детей во внешние социальные структуры; принятие факта вступления детей в подростковый период; семья в которой выросший ребёнок покидает дом; кризис семьи, в основном выполнившей родительскую функцию, повторный брак). Разграничения сфер жизни. Особенности взаимоотношений с родителями супругов. Проявления ревности у мужчин и женщин.Ненормативные семейные кризисы (измена, развод, тяжёлая болезнь, инцест, смерть члена семьи). Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений. Искусство прощать и искусство принимать прощение. Раздаточный материал с тестами, стимульным материалом и алгоритмами обработки и интерпретации.   Тема 8. Основные теоретические подходы в семейной терапии семье (практическое занятие 2 часа) 1.Структурная семейная терапия, стратегический, системный, психоаналитический, когнитивно - поведенческий подходы в терапии, семейная терапия В.Сатир, терапия основанная на опыте К. Витакера. 2.Техники семейной психотерапии. 3.Семейная психотерапия при невротических, соматоформных и психосоматических расстройствах, при шизофрении, при акцентуациях и расстройствах личности у подростков. 4.Тактика семейной психотерапии больных с акцентуациями и расстройствами личности. 5.Семейная психотерапия при алкоголизме. Использование техник семейной психотерапии анализ истории семьи, генограмма, а также методов групповой терапии. Для обеспечения обратной связи используются видеозаписи и такие психотехники, как «социограмма в действии», «семейная скульптура», «семейная хореография» и т. д.   Тема 11. Семейное воспитание: основы, принципы, особенности, содержание (лекция 2 часа) Определение понятий «Семейное воспитание» и «Общественное воспитание»: общее и отличное; основ семейного воспитания, рассмотрение различных классификаций основных принципов семейного воспитания, особенностей семейного воспитания негативные проявления и содержание семейного воспитания. Тема 12. Психолого-педагогические основы семейного воспитания и детско-родительских отношений (практическое занятие 2 часа) Совместное обсуждение психолого-педагогических основ семейного воспитания: основные механизмы, компоненты, составляющие. В процессе студентам представляется обсуждение основных психолого-педагогических ситуаций. Тема 13. Пути взаимодействия семьи и образовательных учреждений в воспитании детей (практическое занятие 2 часа) Раздаточный материал в процессе выполнения групповой игры, с алгоритмами выполнения заданий. Ролевая игра «Родительское собрание».
  4.3. Структура и содержание самостоятельной работы дисциплины (модуля)
 
Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды самостоятельной работы студентов Трудоёмкость (в часах) Формы контроля самостоятельной работы
  Раздел 1. Основные понятия в историческом и современном контексте     Знакомство с курсом в историческом разрезе и в современных исследований. Составление глоссария, изучение психолого-педагогической литературы, источников. Основная задача –вхождение в курс   Заполнение глоссария, конспектов прочитанных источников, литературы
  Тема 1. Педагогика и психология семьи в системе гуманитарных наук     Подготовка к эссе. Знакомство с курсом. Актуализация знаний   Проверка эссе «Моя семья»
  Тема 2. Семья и брак в историческом ракурсе     Подготовка к лекции: ознакомление с теоретическим материалом по теме, работа с проблемными вопросами   Проверка конспектов и ответов на проблемные вопросы
  Тема 3. Семья. Определение, функции, структура и динамика семьи     Подготовка к лекции: ознакомление с теоретическим материалом по теме, конспектирование ключевых вопросов, составление глоссария   Проверка конспектов и глоссария, эссе на тему «Моя будущая семья и карьера».
  Раздел 2. Психология семьи и семейных отношений     Подготовка к лекциям, конспектов по вопросам к семинарам и презентаций (по желанию), выполнение заданий, оформление проектов, выполнение миниисследований Составление опорных схем и глоссария   Заслушивание докладов на занятии, Проверка конспектов и глоссария
  Тема 4. Альтернативные формы семейно-брачных отношений     Подготовка к лекции: ознакомление с теоретическим материалом по теме, работа с проблемными вопросами   Проверка конспектов и ответов на проблемные вопросы
  Тема 5. Любовь и брак. Теории любви     Подготовка к контрольной работе. Ознакомление с теоретическим материалом по теме и ответы на контрольные вопросы   Проверка конспектов и ответов на контрольные вопросы
  Тема 6. Супружеские отношения. Стадии супружеских отношений       Подготовка конспектов по вопросам к семинару и презентаций (по желанию).   Заслушивание докладов на занятии, Проверка конспектов
  Тема 7. Психологический диссонанс в семье       Подготовка к диагностической работе. Обработка результатов тестирования по предложенным тестам и опросникам, построение диагностических профилей брака   Проверка диагностических заключений
  Тема 8. Основные теоретические подходы в семейной терапии     Анализ литературы по проблеме при невротических, соматоформных и психосоматических расстройствах, при шизофрении, при акцентуациях и расстройствах личности у подростков. Тактика семейной психотерапии больных с акцентуациями и расстройствами личности. Семейная психотерапия при алкоголизме.   Заслушивание докладов на занятии, проверка конспектов
  Тема 9. Диагностика семьи       Подготовка к проведению психодиагностического обследования семей. Составление диагностического заключения по результатам комплексной диагностики.   Проверка результатов тестирования, диагностик, мини-исследований
  Раздел 3. Педагогика семьи и взаимодействие семьи и образовательных учреждений     Подготовка к лекциям, решению задач, ролей, вопросов и ответов, выполнение заданий, оформление проектов, выполнение миниисследований и тестирования он-лайн   Проверка результатов тестирования, выполнения заданий, мини-исследований, проектов
  Тема 10. Воспитательный потенциал семьи.     Подготовка к лекции: ознакомление с теоретическим материалом по теме, работа с проблемными вопросами   Проверка конспектов и ответов на проблемные вопросы. Актуализация выбора проекта или мини-исследования
  Тема 11. Семейное воспитание: основы, принципы, особенности, содержание.       Подготовка вопросов-ответов, презентаций (по различным основаниям и содержанию семейного воспитания в различных типах семей). Обсуждение материалов теме и ответов на вопросы по ним и выполнение заданий Составление глоссария   Заслушивание приглашенных лиц с опытом семейного воспитания. Проверка и обсуждение вопросов и заданий и глоссария. Знакомство и консультирование с мини-исследованиями и проектами
  Тема 12. Психолого-педагогические основы семейного воспитания и детско-родительских отношений.     Разработка психолого-педагогических ситуаций, ролевых позиций, их проигрывание. Оформление проектов.   Проверка представленных проектов, мини-исследований, заслушивание и проигрывание семейных ролей
  Тема 13. Пути взаимодействия семьи и образовательных учреждений в воспитании детей       Подбор инновационных форм и методов работы с родителями, проигрывание ролевых позиций   Проведение тестирования он-лайн   Подготовка и ознакомление педагогической копилкой «Основные концепции обучения родителей и модели воспитания в семье»
             

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: