В глобальном контексте возрастающего популизма, развития ультраправых движений и увеличивающегося насилия становится все важнее учиться на уроках прошлого в контексте прав человека, в том числе через межкультурный диалог и межкультурное обучение, построение мира и трансформацию конфликтов, где приверженность правам человека и продвижение культуры прав человека приобретают более глубокое значение.
Молодежная работа и образование играют ключевую роль в этих процессах, позволяя молодым людям совместно обсуждать порой чувствительные темы. Сохранение исторической памяти и извлечение уроков прошлого имеют важное значение в организации образовательных межкультурных мероприятий, не только специфически сфокусированных на данной теме, но также на мероприятиях по вопросам прав человека, построения мира и противодействие насилию. Обсуждение этих тем с молодыми людьми через призму уроков прошлого способствует тому, что молодые люди будут лучше понимать, где происходит попытка манипуляции историей, где прошлое используется для политической выгоды, а где идет борьба за права человека.
В период с 2014 по 2016 год было организовано 3 семинара «Память и уроки Второй мировой войны» в рамках Плана действий Рамочной Программы сотрудничества между Советом Европы и Российской Федерации в области молодежной политики. Основываясь на опыте проведения семинаров и рекомендациях, сформулированных участниками и тренерами, в 2017 году данное мероприятие принимает форму тренинг-семинара для педагогов и тренеров, молодежных лидеров и активистов, работающих с молодежью по теме сохранение исторической памяти, образования в области прав человека и построения мира.
Тренинг-семинар является частью Плана действий на 2016-2017 годы в рамках реализации Рамочной Программы сотрудничества между Советом Европы и Российской Федерации в области молодежной политики и способствует достижению одной из задач рамочной Программы по продвижению межкультурного диалога, культурного многообразия и мира.
Со-организаторами семинара выступают:
- Министерство образования и науки Российской Федерации;
- Федеральное агентство по делам молодежи;
- Национальный Совет молодежных и детских объединений России,
- Молодежный департамент Совета Европы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТРЕНИНГ-СЕМИНАРА В 2017 ГОДУ
Тренинг-семинар проводится с целью повышения актуальности и качества мероприятий с молодежью и для молодежи по вопросам сохранения исторической памяти в контексте образования в области прав человека.
Задачи семинара:
Ø укрепить понимание у участников ключевых концепций в сфере сохранения исторической памяти, прав человека, межкультурного диалога и примирения;
Ø поддержать участников в развитии их компетенций в сфере образования в области прав человека с фокусом на сохранение исторической памяти;
Ø обменяться опытом проведения мероприятий для молодежи по сохранению исторической памяти о Второй мировой войне;
Ø поддержать участников в разработке молодежных проектов и мероприятий, в области сохранения исторической памяти;
Ø обсудить вызовы, связанные с вопросами сохранения исторической памяти и обучения истории, включая фальсификацию и манипуляцию фактами об исторических событиях;
Ø повысить информированность участников о роли Совета Европы и Российской Федерации, как члена Совета Европы, и других партнеров в вопросах защиты демократии, прав человека и верховенства права в Европе, через осознание ключевых ценностей организации и знакомства с ее программами.
ПРОФИЛЬ УЧАСТНИКОВ
В семинаре примут участие 40 участников (20 человек из Российской Федерации и 20 участников из государств-членов Европейской Культурной Конвенции, кроме Российской Федерации).
Все кандидаты должны:
- Быть вовлеченными в деятельность, связанную с образованием в области прав человека/ образованием в сфере сохранения исторической памяти / в молодежную работу, по вопросам исторической памяти, примирения или трансформации конфликтов, в качестве педагога / специалиста в сфере формального и неформального образования, тренера, мультипликатора, молодежного работника или молодежного лидера;
- Иметь высокий уровень мотивации для дальнейшего развития своих компетенций как специалиста в сфере формального и неформального образования / в образовании в области прав человека с фокусом на сохранение исторической памяти и извлечение уроков Второй мировой войны;
- Иметь поддержку со стороны направляющей организации / учреждения;
- Быть заинтересованными и иметь возможность провести после семинара образовательные проекты и мероприятия по образованию в сфере сохранения исторической памяти;
- Присутствовать на протяжении всего семинара и участвовать во всех элементах программы;
- Быть в возрасте от 18 до 35 лет;
- Быть способными работать на русском и/или английском языках.
При отборе участников будут приняты во внимание гендерный и географический баланс группы, а также уровень опыта участников семинара и разнообразие методов.