Раздел VI. Эксплуатация систем и оборудования в полете




 

Применение радиокомпаса в полете………………………………………………….173

Применение курсовой системы ГМК-1АЭ вполете………………………..……….175

Магнитный компас Ки-13…………………………………………………………..176

Авиагоризонт АГД-1К…………………………………………………………………176

Электрический указатель поворота ЭУП-53У……………………………………….178

Применение радиовысотомера РВ-5 в полете..............................................................178

Эксплуатация аппаратуры Ось-1 в режиме «СП-50»................................................179

Эксплуатация СПУ-9.....................................................................................................179

Пользование стеклоочистителем...................................................................................180

Система отопления и вентиляции..................................................................................181

Анероидно-мембранные приборы, система полного и статического давления……181 Светотехническое оборудование самолета.................................................................183

 

Раздел VII. Тренировка на тренажере ТПО-Як 18T

 

Общие положения……………………………………………………………………...186

Программа тренировки курсантов на тренажере ТПО Як-18Т…………………….188 Методические указания по выполнению программы подготовки на трена­жерах...194

Задача первая. Обучение полетам по приборам в зоне и по системам по­садки, отработка действий в особых случаях полета…………………………194

Задача вторая. Обучение заходу по посадочным системам с учетом ветра, использованию РТС в целях ориентировки..................................................202

Задача третья. Отработка навыков самолетовождения с использованием РТС и пилотирования по дублирующим приборам. Закрепление навы­ков действий в особых случаях полета…………………………………………205

 

Приложения:

1. Метеоусловия, при которых разрешаются полеты на самолете Як-18Т………...211

2. Фразеология радиообмена при учебных полетах…………………………………212

3. Контрольная карта проверки самолета Як-18Т экипажем……………………….214

4. Основные меры безопасности при выполнении учебных полетов……………...216

5. Характерные скорости полета на самолете Як-18Т.................................................218

6. Основные данные самолета Як-18Т и двигателя М-14П…………………………220

7. Нормативы оценок элементов техники пилотирования и самолетовож­дения на самолете Як-18T………………………………………………………………..224

8. Схемы учебных стартов…………………………………………………………….234


 

 

Раздел I. УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНО-ЛЕТНОЙ РАБОТЫ

УКАЗАНИЯ КОМАНДНО-ЛЕТНОМУ И ИНСТРУКТОРСКОМУ

СОСТАВУ

 

1. Командно-летному и инструкторскому составу гражданской авиации доверено важное дело—обучение и воспитание курсантов-пилотов в духе преданности Советской Родине, готовности выпол­нить любое задание Коммунистической партии и Советского пра­вительства, формирование у них марксистско-ленинского миро­воззрения, идейной убежденности, высоких нравственных качеств, стремления обеспечить выполнение стоящих перед Аэрофлотом за­дач.

2. Командно-летный и инструкторский состав обязан знать по­становления ЦК КПСС и Советского правительства по вопросу обеспечения безопасности полетов, инструкции и наставления, рег­ламентирующие летную работу и деятельность гражданской авиа­ции, строго руководствоваться ими в работе по обучению и воспи­танию курсантов.

3. Необходимо обеспечить такое усвоение курсантами учебного материала, чтобы они были в состоянии воспроизвести его в памя­ти как в учебных, так и в производственных условиях. Для закрепления знаний необходимо, чтобы:

— учебный материал преподносился ясно, наглядно, доходчиво;

— объем информации на занятиях и нагрузка в учебных поле­тах не превышали реальных возможностей обучаемых;

— учебное занятие способствовало накоплению новых знаний и навыков, повторению и закреплению ранее полученных;

— при повторении задания или упражнения обучаемым обеспе­чивалось повышение качества его выполнения;

— при заучивании правил, понятий, определений, отдельных статей наставлений и руководств обучаемый добивался глубокого понимания смысла заучиваемого, а не сводил его к механическому запоминанию;

— осуществлялся объективный систематический и эффективный контроль усвоенных знаний, отработанных навыков и умений;

— в ходе обучения обеспечивалась высокая дисциплина и четкая организация занятий, учебных полетов.

4. Командно-летный и инструкторский состав обеспечивает проведение летного обучения в соответствии с требованиями курса учебно-летной подготовки, добиваясь высокого качества выполне­ния каждого элемента полета и всего полета в целом.

Каждый летный командир и инструктор обязан знать:

— содержание задач и упражнений, последовательность их про­хождения;

— методику и технику выполнения элементов полета, порядок распределения внимания и осмотрительности в полетах;

— порядок ведения радиообмена.

УКАЗАНИЯ КУРСАНТУ

 

1. Для успешного овладения специальностью пилота граждан­ской авиации курсант обязан настойчиво работать над повышени­ем своих политических, специальных и общеобразовательных зна­ний.

2. Курсант должен:

— твердо знать требования руководящих документов по обес­печению безопасности полетов, инструкции и наставления, регла­ментирующие летную работу, и неуклонно их выполнять;

— быть скромным, не переоценивать своих сил и способностей;

— при подготовке к очередному упражнению изучить содержа­ние и последовательность его выполнения, соответствующие воп­росы теории и разделы методических указаний учебно-летной под­готовки.

— никогда не забывать, что в летной работе особенно важна осмотрительность. Осмотрительность в сочетании с высокой сознательной дисциплиной — залог безопасного полета;

— тщательно продумывать каждый полет и указания инструк­тора;

— внимательно наблюдать за полетами других курсантов и анализировать их ошибки;

— после каждого полета или тренировки на тренажере записы­вать в рабочую книжку замечания инструктора;

— со всеми неясными вопросами и затруднениями, возникающи­ми во время обучения, обращаться к своему инструктору или к старшим командирам и руководствоваться только их указаниями;

— при временных неудачах не падать духом, проявлять еще больше настойчивости, упорства, воли в преодолении трудностей;

— быть честным, откровенным со своим инструктором не только в вопросах летного обучения, но и в вопросах личной жизни;

— немедленно докладывать инструктору о плохом самочувст­вии; такой доклад, является служебным долгом курсанта.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

1. В авиаэскадрильях на каждый день составляется план полетов (журнал руководителя полетов и плановая таблица), которая утверждаются командиром отряда.

2.В плане полетов отражаются:

—начало и конец полетов (планируемые и фактические);

—фамилии лиц, руководящих полетами;

— количество самолетов, производящих полеты;

— задержки и срывы полетов;

— указания на случай срыва полетов;

— замечания по организации полетов;

— фамилии командиров звеньев и инструкторов;

— планируемый и фактический налет по группам и звеньям;

— краткое изложение разбора полетов.

3. План полетов звена составляется на день полетов и утверждается командиром авиаэскадрильи. В плане полетов отражаются запланированные полеты по определенным задачам и упражнения, фактическое их выполнение, личный план командира звена на день, методические ошибки, допущенные инструкторами, оценка их работы, летные нарушения. Кроме того, в плане фиксируются недостатки в выполнении программы летного обучения и состояние дисциплины.

4. План полетов группы утверждается командиром звена и содержит:

— планируемый и фактический учет налета каждого курсанта день с нарастающим итогом;

— фактический налет по задачам и упражнениям за весь курс учения (на каждого курсанта);

— замечания по личным качествам и технике пилотирования каждого курсанта);

— указания старших командиров на разборе;

— анализ ошибок, их причин и способов устранения;

— задачи группе на следующий день;

— задание на самоподготовку;

— учет прохождения программы летного обучения за весь курс, оценками по упражнениям и задачам.

РУКОВОДСТВО ПОЛЕТАМИ

 

1. Руководителями полетов назначаются лица командно-летного состава (от командира звена и выше по должности), имеющие опыт летного обучения, и допущенные к полетам на данном типе самолета в соответствующих метеорологических условиях, прошедшие стажировку по руководству полетами и оформленные приказом по училищу.

2. Постоянным руководителем полетов на учебном аэродроме является командир авиаэскадрильи.

Руководитель полетов на главном аэродроме назначается приказом по училищу на каждый день (приказ может отдаваться на неделю).

Руководитель ночных полетов для всех аэродромов назначается приказом по училищу, а дежурный по полетам и стартовый наряд ночных полетов — приказаниями по отряду.

Постоянным заместителем руководителя полетов является заместитель командира авиаэскадрильи по летной и методической подготовке.

При полетах с двух стартов руководитель ведущего (левого старта является главным). При полетах авиаэскадрилий из разных отрядов с двух стартов главным руководителем полетов на данном аэродроме, как правило, назначается один из командиров отряде, а в исключительных случаях командир авиаэскадрильи.

При полетах подразделения меньше авиаэскадрильи руководителем полетов может назначаться заместитель командира авиаэскадрильи. Эта необходимость возникает тогда, когда команд авиаэскадрильи руководит ночными полетами, или когда авиаэскадрилья работает с двух аэродромов или стартов, а также при полетах авиаэскадрильи в две смены.

Руководитель полетов при выполнении своих обязанностей должен носить на левой руке выше локтя нарукавный знак — голубую ленту шириной 10 см с красной окантовкой шириной 1 см буквами «РП».

Дежурный по полетам носит на левой руке ленту красного цвета с голубой окантовкой и буквами «ДП».

В своей деятельности руководитель полетов и дежурный по полетам руководствуются Основными правилами полетов на те территории СССР, Наставлением по производству полетов в гражданской авиации и КУЛПом, а также инструкцией по производству полетов в училище.

Руководитель полетов имеет право оставлять свое место и передавать обязанности по руководству полетами своему заместителю и дежурному по полетам (командиру звена) в случаях, когда он производит проверку техники пилотирования у курсантов инструкторов.

Руководитель полетов выполняет полеты в часы, указанные в плане. Дежурный по полетам выполняет полеты только с разрешения руководителя полетов.

В помощь руководителю полетов на каждом аэродроме накануне летного дня назначается стартовый наряд, в состав которого входят:

— старшина стартового наряда;

— стартер;

— финишер;

— помощник финишера;

— связной;

— наблюдатель;

— хронометрист (на каждое звено по одному);

— лица для оцепления участков аэродрома;

 

Все лица стартового наряда носят на левой руке повязки красного цвета шириной 10 см с начальными буквами его должности.

Для подмены на время полетов лица стартового наряда назначаются в двойном составе.

Дежурный по полетам (командир звена) несет ответственность за организацию полетов и порядок на старте наравне с руководителем полетов не только в период пребывания руководителя полетов в полете, но и в течение всего летного дня.

3. Ежедневно, накануне летного дня, дежурный по полетам обязан лично проинструктировать состав стартового наряда и прове­рять знания ими своих обязанностей.

4. Смена лиц стартового Наряда производится с разрешения дежурного по полетам.

5. Разбивку старта производит стартовый наряд под руководством дежурного по полетам. Дежурный по полетам обязан прибыть на аэродром во главе стартового наряда за 30 мин до начала полетов. С момента разбивки старта дежурный по полетам и все лица стартового наряда не имеют права отлучаться со старта.

Руководитель полетов не имеет права открывать полеты, пока не убедится, что на территории летного поля нет препятствий, создающих опасность при взлете и посадке.

6. В случае прибытия на старт какого-либо из старших начальников руководитель полетов встречает его рапортом.

7. Размещение и движение по аэродрому людей, самолетов, транспортных и других технических средств производятся в соответствии с Наставлением по производству полетов, Наставлением по аэродромной службе и КУЛП, а в случаях, не предусмотренных указаниями этих документов,— в соответствии с инструкцией по организации летной работы в училище.

8. Весь личный состав, имеющий доступ на аэродром (летный, технический, курсанты, шоферы, рабочие мастерских и др.) должен быть обучен правилам движения по аэродрому. Ответственность за обучение несут комендант аэродрома и начальники штабов подразделений, эксплуатирующих аэродром.

Весь находящийся на старте состав авиаэскадрильи, свободный от полетов и других работ, размещается в квадрате. У входа (въезда) на аэродром должна иметься схема движения по аэродрому.

9. Разлет подразделений на полевые аэродромы и возвращение их на базовый аэродром должны быть организованы так, чтобы исключить возможность столкновения самолетов или другие происшествия. Руководство разлетом и приемом самолетов осуществляет один из командиров отрядов, назначенный приказом по училищу.

10. За 10 мин до прилета самолетов к командиру, руководящему прилетом, высылается от каждой авиаэскадрильи командир звена, который обязан организовать встречу самолетов своей эскадрильи.

11. При наличии на одном аэродроме двух стартов, перелет со старта на старт может производиться лишь с разрешения руководителя полетов того старта, куда производится перелет.

12. Личный дневной налет пилота-инструктора не должен превышать 6 ч.

13. При выполнении любых полетов на борту самолета должна находиться подготовленная бортовая карта района полетов масштаба 10 км/см с нанесенными курсами и расстояниями от характерных ориентиров до своего аэродрома вылета, схема зон пилотирования и зон полетов по приборам. Пилот, независимо от занимаемой должности, не имеет права занимать зону, не имея на руках схемы зон и разрешения руководителя полетов.

Весь инструкторский и курсантский состав должен изучить районы аэродромного узла и своего аэродрома, уметь на память начертить схему района, дать описание характерных ориентиров знать курсы, расстояния и время полета от каждого крупного с ориентира до главного аэродрома, позывные ДПРМ и БПРМ своего и запасных аэродромов.

14. При подруливании самолетов на линию стоянки, за 30 м нее, пилот обязан остановить самолет и осмотреть впереди лежащую полосу, после чего заруливать (обязательно с сопровождающим) на стоянку со скоростью медленно идущего человека.

15. При полете по прямоугольному маршруту и при рулении обгонять самолеты запрещается. Все самолеты должны соблюдать при движении установленные интервалы.

16. Высота первого разворота при полете по кругу должна быть не менее 150 м.

17. Высота после вывода из четвертого разворота должна быть не менее 150 м.

18. Категорически запрещается производить планирование вблизи впереди летящего самолета (а тем более в хвост ему) в расчете на то, что к моменту приземления этот самолет успеет отрулить на рулежную полосу. Самолет, планирующий на посадку, должен уйти второй круг с высоты не ниже 50 м, если с посадочной полосы не отрулил ранее севший самолет.

При наличии любой причины, препятствующей осуществлению нормальной посадки, пилот (курсант) обязан немедленно с любой высоты уйти на второй круг, предупредив об этом руководите полетов.

19. Щиток выпускать до высоты не ниже 100 м, а убирать высоте не ниже 75 м. Скорость планирования самолета на посадке с выпущенным и убранным щитком выдерживать в зависимое от скорости ветра:

— при встречном ветре до 5 м/с скорость 150 км/ч;

— при встречном ветре (5—8) м/с скорость 160 км/ч

— при встречном ветре (8—10) м/с скорость 170 км/ч.

При снижении на посадку без щитка скорости должны выдерживаться на 10 км/ч больше указанных. При встречном порывистом ветре более 12 м/с снижение на посадку производить на скорости (180—190) км/ч.

При полетах с боковым ветром боковая составляющая скорости ветра не должна превышать 12 м/с для взлета и 10 м/с для посадки.

При скорости встречного ветра более 15 м/с полеты на самолете Як-18Т запрещаются.

Самостоятельные полеты курсантов разрешаются при скорости встречного ветра не более 12 м/с и боковой составляющей ветра не более 5 м/с.

20. В первый самостоятельный полет курсанта разрешается выпускать при скорости встречного ветра не более 8 м/с, видимости менее 6 км, высоте облачности не ниже 400 м. При этом расстояние от самолета до нижней кромки облаков должно быть не менее 100 м.

21. Шасси при полете в зону убирать на высоте не менее 50 м и пускать на высоте 600 м с последующим докладом по радио.

22. Дистанция между летающими по кругу самолетами должна быть не менее 1,5 км.

23. При контрольно-показных полетах в зону на выполнение двухвиткового штопора высота ввода в штопор должна быть не менее 3000 м, а высота вывода—не менее 1700 м.

При выполнении одного витка, штопора или срыва в штопор высота ввода должна быть не менее 2000 м, а высота вывода—не менее 1200 м.

В самостоятельных полетах курсантам запрещается выполнять штопор.

В случаях, когда всеми принятыми мерами вывести самолет 1 штопора до высоты 1000 м не удается, необходимо покинуть самолет с парашютом.

24. В целях предотвращения вынужденных посадок из-за недостатка топлива необходимо вести строгий контроль за наличием его в баках, как перед началом полетов, так и в течение всего летного дня. Для этого заправку самолетов топливом на старте производить:

а) после выполнения каждых пятнадцати полетов по прямоугольному маршруту;

б) после выполнения двух полетов в зону;

в) перед каждым маршрутным полетом, а при коротких маршрутах — через каждые 1 ч 30 мин нахождения самолета в воздухе;

г) при полетах по приборам — после каждых двух полетов или после полетов общей продолжительностью 1 ч 30 мин.

Не допускать вылета самолета, если после выполнения задания остаток топлива в его баках составляет менее 60 л.

25. При полетах на фигурный пилотаж экипаж должен состоять из двух человек, снаряженных парашютами, запас топлива в баках не должен превышать 120 л.

26. В период подготовки курсантов к самостоятельному вылету, а также при контрольных полетах производить имитацию отказа двигателя разрешается по указанию контролирующего (кроме первого и четвертого разворотов). Снижение при имитации допускается до высоты не менее 80 м.

РАЗБОР ПОЛЕТОВ

 

1. Разбор полетов производится в авиаэскадрильях и летных группах ежедневно после полетов, а в авиаотрядах — не реже одного раза в месяц.

В распорядке дня должен быть предусмотрен ежедневный получасовой послеполетный разбор с постоянным составом. При необходимости время разбора может быть увеличено.

Разборы полетов проводит руководитель полетов или старший командир, осуществляющий в данный день контроль за полетами.

2. На разборе должен присутствовать весь постоянный состав авиаэскадрильи, участвовавший в проведении или обеспечении полетов. В начале разбора со своими замечаниями или предложениями выступают пилоты-инструкторы, затем дежурный по полетам дает оценку общей организации полетов, порядку на старте и воздухе, докладывает об имевших место нарушениях, происшествиях и принятых мерах. Затем командиры звеньев докладывают о выполнении дневного плана полетов, об имевших место ошибках нарушениях, делают краткие выводы о работе инструкторов звена. На основании докладов и личных наблюдений командир авиаэскадрильи проводит анализ работы за день. Определяются:

— качественные и количественные показатели выполнения дневного плана;

— нарушения в организации и проведении полетов;

— качество инструкторских полетов;

— задачи на следующий день.

3. Конечной целью проводимых разборов являются:

— обеспечение выполнения плана летной подготовки;

— выработка единой методики обучения;

— обеспечение полной безопасности полетов;

4. Решения и устные указания командира должны быть доведены до сведения личного состава, отсутствующего на разборе.

НАЗЕМНАЯ ПОДГОТОВКА

 

1. Перед проведением наземной подготовки в авиаотрядах (авиаэскадрильях) приказом начальника училища назначается комиссия для проверки готовности учебно-методической базы, авиационной и специальной техники, аэродромов и средств обеспечению полетов. Результаты проверки отражаются в приказе по училищу,

2. Перед наземной подготовкой по отдельным видам полетов командиром авиаэскадрильи должно быть проверено состояние учебно-методической базы и проведены методические занятия с летно-инструкторским и командно-летным составом авиаэскадрильи.

3. Наземную подготовку по первой задаче КУЛП планирует штаб авиаотряда. Подготовку к очередным задачам и упражнениям планирует командир звена и инструкторы.

4. К проведению занятия по наземной подготовке инструктор должен тщательно готовиться сам и подготовить свою летную группу.

5. Подготовка летной группы к занятиям заключается в самостоятельном изучении курсантами соответствующих материалов накануне дня занятий (самоподготовка).

6. Запрещается производить полеты с курсантами для выполнения очередных задач до тех пор, пока эти задачи не будут изучены инструкторским составом и всеми курсантами.

7. До выполнения летных упражнений курсант должен изучить и знать район полетов, цель, порядок и правила выполнения полетов полета, нормативы оценок, твердо усвоить порядок осмотрительности на земле и в воздухе, правила радиообмена и взаимодействия членов учебного экипажа и действия в особых случаях, полета.

8. Наземная подготовка должна заканчиваться зачетом (розыгрышем полета) по пройденному материалу в целях определения вне знаний, степени овладения навыками, необходимыми для выполнения очередных летных упражнений. К вывозным полетам допускаются курсанты, сдавшие зачет с оценкой не ниже «хорошо».

ПАРАШЮТНАЯ ПОДГОТОВКА

 

1. Отработка порядка действий при вынужденном покидании полета с парашютом должна производиться с курсантами и летно-инструкторским составом один раз в два месяца.

2. Тренировки производятся инструкторами парашютной службы, командирами звеньев и пилотами-инструкторами. Контроль за ведением тренировок осуществляют старший инструктор парашютной службы училища и командир авиаэскадрильи.

3. К обучению по программе парашютной подготовки и к сдаче зачетов привлекается летный и курсантский состав независимо от того будут ли ими выполняться учебные прыжки с парашютом или нет.

4. Каждый курсант за весь период обучения должен выполнить не менее двух прыжков с парашютом. Первый прыжок выполняется перед началом летного обучения, а следующий—в процессе летного обучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: