Клиентела и социальный шовинизм




 

Своеобразно работает концепция “социальных услуг” в сфере помощи незащищённым слоям населения - безработным и пенсионерам, бездомным и неимущим и так далее. Здесь уже государство выступает практически непосредственно как исполнитель. По крайней мере, внешне. Но и здесь сильные мира сего умудряются стравливать между собой разные группы населения, а именно получателей социальной помощи и остальную часть общества, оплачивающую её из своего кармана.

 

Перераспределяя блага из одной части общества в другую и не забывая немалую их часть по дороге присвоить, чиновники и бизнес в действительности выступают в роли посредников. Перед вами один из трюков, которые наши капиталисты освоили в совершенстве - запутать общество, как бы поменяв местами стороны общественных отношений. На деле же положение сторон в любых рыночных отношениях определяется не формальной ролью, а соотношением сил.

 

В конце концов, контроль над рынком можно установить не только с помощью всем известной монополии - то есть ситуации, когда существует узкий круг продавцов, занимающих ведущее положение в отрасли. Экономической науке известна также монопсония - положение, когда свою волю остальным игрокам диктуют покупатели. И, наконец всё более частым становится положение, когда волю рынку навязывает посредник. Оно пока не получило отдельного названия и я не стану брать на себя ответственность за создание нового термина. Тем не менее, эта безымянная ситуация знакома каждому, кто снимал квартиру при помощи сервисов вроде ЦИАНа или Яндекс.недвижимости.

 

Что ж, наше терминологическое отступление несколько затянулось, так что вернёмся к нашим баранам. Концепция адресной помощи неимущим означает для них не только унизительную зависимость от государственной подачки, но и ожесточённую конкуренцию со своими братьями по несчастью. Кроме того, адресная помощь, как мы уже в своё время писали, непомерно раздувает бюрократический аппарат по её распределению. Стоит ли говорить, что немалая часть денег оседает в карманах далеко не умирающих от голода чиновников. Ну а налоговая нагрузка на население продолжает расти.

 

Недовольство относительно сытой части общества, при этом, можно с лёгкостью перенаправить на стрелочников. Зачем мы кормим этих дармоедов? - ворчит наш обыватель, а либеральные реформаторы радостно ему поддакивают. И, заручившись таким образом, общественной поддержкой, продолжают демонтаж социального государства, там где от него ещё хоть что-то осталось.

 

Если же получатели социальной поддержки проявляют недовольство - то их просто грубо затыкают. Кто вы вообще такие? Ешьте, что дают. Дело доходит и до абсурда. Как известно, в современной Германии проституция -вполне легальное и почтенное занятие. И безработной женщине, вставшей на биржу труда, вполне могут предложить поработать проституткой.

 

По крайней мере, так случилось с одной немецкой девушкой-программистом, которая имела неосторожность указать в своей анкете, что готова работать в “сфере развлечений”. Фокус в том, что если безработный отказывается принять предложенную вакансию, то его снимают с учёта на бирже труда. Таким образом, власти прогрессивной и демократической Германии, по сути, вполне легально занимались понуждением к занятию проституцией. То есть, совершали преступление - и по Российскому и по Германскому уголовному кодексу.

 

Таким образом, вместо того, чтобы сглаживать диспропорции и конфликты в обществе, система социальной помощи лишь плодит отчаяние и взаимное отчуждение. И это порождает закономерное недоверие к институтам социального государства, чем неолиберальные режимы и пользуются, продолжая его окончательный демонтаж. Концепция “социальных услуг” оказывается и здесь настоящим троянским конём.

 

Заключение

 

Со слов своих защитников концепция “социальных услуг” выглядит, по крайне мере, довольно безобидно. Но на практике он служит только одному - атомизации общества и уничтожению самого понятия общего интереса. А ведь именно на этом основании и построено социальное государство, которое вот уже которое десятилетие уничтожают практически по всему миру. В жертву сиюминутным интересам олигархии приносятся плоды труда и борьбы многих поколений и, главное, живые связи между людьми - взаимное доверие и уважение и, наконец, солидарность.

 

В разобранных нами примерах концепция “социальных услуг” поворачивается к нам разными сторонами. И с какого бока ни посмотри, становится понятно убожество применения товарной, рыночной логики к вопросам общественной важности - образованию, здравоохранению и социальной защите. Внимательный слушатель видит за нашим словами и критику товарности вообще. И мы обязательно доберёмся до этой темы, но как-нибудь в следующий раз.

 

Пока же знайте, что социальные блага не могут и не должны быть услугой. С вами была Лаборатория Будущего. До скорых встреч!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: