Стили разрешения конфликта




Избегание (уклонение). Стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее. Уход может быть физическим (человек избегает открытого обсуждения проблемы, просто закрывает за собой дверь) или психологическим: снижение значимости проблемы. Но при избегании проблема не решается, она становится «хронической» и, как все, что человеком подавляется в себе, рано или поздно вырывается наружу. Проявляется эта стратегия в молчании, демонстративном удалении, обиженном уходе, затаенном гневе, депрессии, игнорировании обидчика, в ехидных замечаниях за его спиной, переходе на «чисто деловые отношения», полном отказе от отношений с оппонентом.

Связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими после разрешения конфликта. Обычно человек стремится стоять в стороне от конфликта, быть нейтральным.

Может означать решение человека дать конфликту возможность развиваться. Это может быть связанно с неприятием напряжённости и расстройства.

Результаты. Иногда попытка избежать конфликт может снизить его интенсивность. Однако, игнорирование несогласия может вызвать ещё большее недовольство.

Проигрывают обе стороны. Противоречие остаётся.

Соперничество (конкуренция). Открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции. Стремление доказать, что другой не прав, попытки перекричать его, применить физическое насилие; требования беспрекословного послушания; попытки перехитрить, призвать на по- мощь союзников, шантажировать разрывом отношений.

Личная вовлечённость и заинтересованность человека в устранение конфликта большая, однако здесь нет учета позиции другой стороны. Человек обычно ведёт себя агрессивно, пытается заставить принять свою точку зрения любой ценой.

Результаты. Такой стиль индола может помочь в достижении индивидуальной цели. У окружающих складывается неблагоприятное впечатление о человеке, который использует такой стиль.

Сотрудничество.

Совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон. Человек сотрудничающий определяет потребности участников, старается их удовлетворить, признает (принимает) ценности других, равно как и свои собственные, объективно отделяет проблему от личности, ищет неординарные решения. Суть сотрудничества заключается в открытом рассмотрении истинных интересов сторон. Участники «выкладывают на стол» свои истинные интересы и ищут общность интересов, те точки, в которых даже кажущиеся противоположными интересы пересекаются. Эта стратегия требует затрат — и временных, и психологических. Для начала каждый участник должен осознать свои истинные интересы, потому что они не всегда очевидны даже для него. Кроме осознания собственных подлинных интересов, надо уметь их изложить, чтобы они стали понятны оппоненту. Требуется еще одно умение — умение слушать, поскольку надо понять интересы противоположной стороны. Для осуществления стратегии сотрудничества необходимо время на диалог: выяснение интересов, позиций, а также на поиск путей удовлетворяющего участников решения и его принятия.

При таком подходе выигрывает каждая сторона. Такие люди обычно обладают характеристиками: конфликт для них – нормальное явление, проявляют доверие и откровенность, дают возможность каждому высказать своё мнение, считают, что никого не нужно приносить в жертву.

Наиболее типичными обстоятельствами, когда используется этот стиль, можно считать следующие:

· если обе стороны конфликта имеют одинаковые ресурсы и возможности;

· если разрешение этого конфликта выгодно, и ни одна из сторон не устраняется от него;

· если между оппонентами давние и взаимовыгодные отношения;

· если у каждой из сторон вполне объяснимые цели, которые они могут объяснить;

· если у каждой из сторон есть иные пути выхода из кризиса.

Приспособление. Изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов. Субъект жертвует своими интересами, подавляет негативные эмоции, делает вид, что все в порядке, продолжает действовать, словно ничего не произошло, мирится с происходящим, чтобы не нарушить покой, ругает себя за свою раздражительность, молчит. Но часто жертва превращается в преследователя, вынашивая план мести или ожидая благодарности за свои жертвы.

В основе лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения своего сильного интереса. Этот стиль безусловно носит оттенок альтруизма (уступка другому). Помогает в стремлении реализовать желания других.

Результаты. Может наступить мир и гармония, но проблема останется. Растет вероятность того, что в конце концов произойдет взрыв.

Оценка обладателя такого стиля – в целом положительная со стороны окружающих. Но эти люди в то же время воспринимаются другими как слабые натуры, легко поддающиеся чужому влиянию.

Подобный стиль для разрешения конфликта рекомендуется выбирать в следующих случаях:

· когда необходимо сохранить мирные отношения с другим человеком или даже целой группой;

· когда недостаточно власти, чтобы одержать победу;

· когда победа для оппонента важнее, чем для вас;

· когда необходимо найти решение, устраивающее обе стороны;

· когда невозможно избежать конфликта, а сопротивление может навредить.

Компромисс

Урегулирование разногласий через взаимные уступки. Компромиссное поведение может проявляться в том, что субъект поддерживает дружеские отношения, ищет справедливого исхода, делит предмет желаний поровну, избегает самовластия и напоминания о своем первенстве, стремится получить что-то и для себя, но избегает лобовых столкновений, немного уступает ради сохранения отношений. Компромисс — это всегда «торг», ожидание взаимных уступок, взаимодействие по принципу «ты — мне, я — тебе». Интересы каждого удовлетворяются наполовину. Взаимодействие поверхностное, истинные интересы не рассматриваются.

Результаты. Позволяет достичь быстрого разрешения конфликта. Однако при компромиссе нет взаимной удовлетворенности сторон (как и неудовлетворительности). На ранней стадии конфликта может помешать решению проблемы. Оценка окружающих о таких людях (использующих компромисс как стиль разрешения конфликта) – в целом благоприятная.

ПРИМЕРЫ

https://hr-portal.ru/article/reshenie-konfliktnyh-situaciy-v-kollektive

Для себя

https://www.gup.ru/events/news/smi/case.pdf

(https://hr-goda.ru/frontend/web/files/DPP_prilojenie_11-2011.pdf)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: