ГМО – вред или польза для человечества?




Конспект открытого урока в форме дебатов

Предисловие: Один из способов превратить учение в личностно ориентированное – использование в обучении такой образовательной технологии как развитие критического мышления. Навыки критического мышления можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры “Дебаты”. Урок, проведенный по технологии дебаты, дает учащимся возможность поиска, анализа, обобщения, самостоятельной работы и самооценки.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о генномодифицированных организмах.

Ход урока:

Здравствуйте уважаемые дамы и господа! Мы рады приветствовать Вас на нашем мероприятии, которое посвящено весьма злободневным вопросам.

Итак, сегодня мы попытаемся выяснить: ГМО – это вред или польза для человечества? Ответить на эти вопросы нам помогут две команды: «Команда утверждения» (КУ) и «Команда отрицания» (КО). КУ будет приводить доказательства того, что ГМО перспективны, безвредны для человечества и окружающей среды, а КО будет стараться доказать обратное, т.е. что ГМО представляют опасность для человека и биосферы в целом. Тайм-спикер будет следить за соблюдением регламента. Уважаемые судьи будут внимательно выслушивать аргументы обеих команд. В конце урока вам предстоит назвать команду, которая была более убедительна, аргументы которой показались вам наиболее доказательными и значимыми. Группы поддержки имеют право участвовать, задавать вопросы оппонентам. (Каждый участник представляется). Прежде чем, мы приступим непосредственно к дебатам, предлагаю провести краткий обзор нашей темы. Однажды Л.Н. Толстой написал: «Ботаники нашли клеточку, а в клеточке-то – протоплазму, и в протоплазме еще что-то, и в той штучке – еще что-то. Занятия эти, очевидно, долго не кончатся, потому, что им, очевидно, и конца быть не может…». И как же оказался прав Лев Николаевич! С тех пор последователи тех ботаников XIX века очень много обнаружили и изучили в клеточке-то. Кроме того, они даже научились манипулировать клеткой, управлять ею, в результате чего родилась новая наука – биотехнология. Одним из бурно развивающихся направлений биотехнологии является генная инженерия. Генная инженерия – это целенаправленное изменение наследственных свойств животных и растений, путем создания искусственных генов или извлечения генов из одних организмов и введение их в клетки других организмов. Организмы, чей генетический материал был искусственно изменен, называют трансгенами или ГМО. Первым таким подопытным организмом стала кишечная палочка, полученная американскими учеными в 1973 году. Однако не стоит думать, что генетически модифицированными могут быть только животные или растения. Так, в 1978 году впервые был получен трансгенный человеческий инсулин, и с тех пор технология генетической модификации широко применяется в фармацевтике для изготовления различных лекарств. В последнее десятилетие в мире уже целые коллекции генетического материала применяются не только в пищевой промышленности и сельском хозяйстве, но и в научных исследованиях и медицине. Приведу примеры:

· Американская компания Allerca занимается выведением гипоаллергенных кошек, созданных генно-инженерными методами. Модифицированные кошки не будут производить специфический белок, на который реагирует аллергик. При этом самим кошкам, якобы, такая модификация нисколько не помешает.

· одним из триумфов биотехнологии стало выведение морозоустойчивого сорта томатов путем введения в его генотип гена камбалы. Несколько лет назад мировая общественность забила тревогу. Паника была вызвана появлением на прилавках генетически модифицированных продуктов. С тех пор началось великое противостояние противников и сторонников этого явления нашей жизни: «За» и «Против». Предлагаю рассмотреть этот вопрос с разных точек зрения. И начнем с представителей общественности, рупором которой являются журналисты независимой прессы.

Раунд вопросов:

1. Стали бы Вы сами употреблять продукт, зная, что этот продукт содержит трансгенные организмы, например «Макдональдс»?

2. Обращаете ли Вы сами внимание на маркировку на продуктах, и можно ли без маркировки их отличить?

3. Выращивают ли в России трансгенные культуры? 2. Как усовершенствовать испытания ГМО?

Выведение ГМО осуществляется гораздо быстрее, чем традиционные методы селекции, что же заставляет убыстрять естественные процессы? Какова точка зрения экономистов?

Раунд вопросов: 1. Ведутся ли в нашей стране исследования в области ГМО, которые могли принести прибыль государству? 2.Как защитить Российский рынок от ГМО продукции?

А как на данную проблему смотрят представители медицины

Раунд вопросов: 1. Исследуются ли в России возможные риски от использования генномодифицированных продуктов? 2. Медицине известно, что последствия употребления того или иного продукта, приема того или иного лекарства могут проявляться спустя несколько десятилетий и не в первом поколении. Согласны ли вы, что такие последствия возможны и после использования генномодифицированных продуктов?

Теперь выслушаем мнение класса. Вы можете высказать свою позицию. На выступление отводится не более 1 мин. Количество выступающих в поддержку каждой команды должно быть одинаковым.

 

Заключение

аргументы исчерпаны. Мы внимательно их выслушали. Еще древние философы говорили: «О каждой вещи существует два совершенно противоположных мнения». Как положительных перспектив генной инженерии, так и неизученных ее сторон еще много. Как нам решать эту проблему в нашей науке и жизни? Кто же прав? Решать каждому. Сегодня мы с вами убедились, что проблема ГМО не имеет единого решения. Мы получили много информации о трансгенах, о положительных и отрицательных качествах. Теперь уже вам решать: во благо они или во вред.

Теперь нам надо определить, какая команда была более убедительна. Это и будет команда-победитель. (Проведение голосования). А мы подведем итог зрительскому голосованию. Сейчас судьи заполняют судейский протокол, решают, кто победил сегодня.

Объявление победителей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: