Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии.




Рабочая программа-конспект дисциплины

«Анализ музыкальных произведений»

для музыкальных училищ по специальности

№ 070113 «Теория музыки»

 

 

г. Октябрьский - 2011

Одобрена Составлена

Предметно-цикловой Комиссией в соответствии с

Государственными требованиями

Председатель Кондратенко В.П. к минимуму содержания

и уровню подготовки выпускника по

специальности.

 

Автор: Шайхутдинова Е.Е.

 

Рецензент: кандидат искусствоведения, доцент УГАИ Н.Ю. Жоссан

 

Председатель:

Зам. директора по учебной работе Кашкина И.П.

 

 


Пояснительная записка

 

Анализ музыкальных произведений - последняя по времени прохождения и обобщающая по содержанию часть цикла теоретических дисциплин: здесь рассматриваются произведения всех эпох и жанров.

Музыкальное произведение следует рассматривать в связи с жанром, стилем композитора и стилем эпохи. Цель курса - привить учащимся навыки анализа музыкальных произведений в единстве формы и содержания, научить понимать выразительную роль элементов музыкальной речи в их смысловом взаимодействии, научить оценивать особенности композиции произведения в его исторической и стилистической определенности и тем самым вникать в замысел композитора. Анализ дает способы объективного эстетического суждения о музыке. Таким путем решается задача художественного воспитания молодых музыкантов.

Тематический план данной рабочей программы составлен на основе действующих типовых программ по анализу музыкальных произведений («Анализ музыкальных произведений». Программа - конспект для музыкальных училищ по специальностям №2101 «Фортепиано», №2102 «Струнные инструменты», №2103 «Духовые и ударные инструменты», №2104 «Народные инструменты», №2105 «Пение», №2106 «Хоровое дирижирование» - Москва, 1982, «Анализ музыкальных произведений». Программа - конспект для теоретических отделений музыкальных училищ. - Москва, 1974). Рабочая программа также выполнена в виде программы - конспекта. В конце каждой темы предлагаются задания для практических работ. В зависимости от конкретных условий (наличия нот, степени подготовленности учащихся) преподаватель может варьировать задания, используя предложенные примеры для анализа в классе, домашних заданий и контрольных работ. В данной программе в целом выдержан традиционный порядок следования тем, за исключением тем второго семестра. Изучение форм эпохи Барокко представляется более целесообразным после освоения классической сонатной формы, а не до нее. Практический опыт работы показывает, что студенты легче воспринимают старинные формы в сравнении с классическими. Из соображений постепенности усложнения материала вокальные формы изучаются перед более сложными контрастно - составными, свободными и смешанными формами, оперой.

Более существенные изменения коснулись материала первого семестра. Кроме музыкальных жанров, первая тема включает понятие музыкальной формы в тесном и широком смыслах, затрагиваются вопросы соотношения содержания и формы, музыкальной драматургии, стиля в музыке. Введена ранее не изучавшаяся тема «Фактура и фигурация». Умение разбираться в музыкальных складах, типах фактуры, фактурных рисунках, различать функции голосов, различные виды фигурации, владение существующей терминологией существенно облегчает выполнение практических работ. Тема №2 «Функции частей в музыкальной форме. Типы изложения» включает в данной программе так же понятие о принципах развития в музыкальной ткани. Благодаря этому студенты яснее представляют внутреннюю организацию музыкальной формы, происходящие в ней процессы. В тему № 6 «Музыкальная тема. Мотив, фраза. Синтаксические структуры» добавлена информация о наиболее распространенных «мигрирующих интонационных формулах» (термин М.Г. Арановского), что облегчает задачу анализа содержания музыки. В связи с этим несколько изменилась часовая сетка.

Курс рассчитан на один год; в конце первого семестра предусмотрен контрольный урок (в виде теста по теоретическому материалу и целостного анализа одного произведения устно), в конце второго - экзамен (в виде ответа по билету, включающему теоретический вопрос и целостный анализ одного произведения).

Программа может быть использована самими учащимися в качестве опорного конспекта, тем самым экономится время на уроке, появляется возможность больше внимания уделить практическим работам.

 

 


Тематический план

Объем 72 часа

 

Наименование предметов и тем Максимальная учебная нагрузка Количество аудиторных часов при очной форме обучения Самостоятельная работа студента
Всего В том числе
Практические занятия Контрольные работы
VII семестр          
1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.          
2. Принципы развития в музыкальной ткани. Функции частей в музыкальной форме. Типы изложения.          
3. Мелодия.          
4. Метр и ритм.          
5. Фактура и фигурация.          
6. Музыкальная тема. Мотив, фраза. Масштабно-тематические (синтаксические) структуры. Мигрирующие интонационные формулы.          
7. Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды (8)          
8. Простые формы (8)          
8.1. Простая 2-х частная форма.          
8.2. Простая 3-х частная форма.          
9. Сложные формы (3)          
9.1. Сложная 3-х частная форма.          
9.2. Сложная 2-х частная форма.          
10.Промежуточные формы. Концентрическая форма (1)          
10.1. Промежуточные формы.   0.5      
10.2. Концентрическая форма.   0.5      
11. Рондо и его исторические разновидности (6)          
11.1. Старинное рондо.          
11.2. Рондо венских классиков          
11.3. Послеклассическое (свободное рондо).          
Контрольный урок          
           

 

VIII семестр          
12. Вариационная форма (4)          
12.1. Вариации на выдержанный бас (вasso ostinato).          
12.2. Строгие орнаментальные вариации.          
12.3. Свободные вариации.          
12.4.Вариации на выдержанную мелодию (soprano ostinato).   0,5      

 

 

12.5. Неоднотемные вариации.   0,5      
13. Сонатная форма (12)          
13.1. Вступление. Экспозиция.          
13.2. Разработка.          
13.3. Реприза. Кода.          
14. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки (4).          
15. Рондо-соната.          
16. Циклические формы (2).          
16.1. Сюита.          
16.2. Сонатно-симфонический цикл.   0,5      
16.3.Вокально-симфонический цикл.   0,5      
17.Формы эпохи Барокко. Старинная двухчастная форма, старинная сонатная форма.          
18. Вокальные формы.          
19. Опера.          
20.Контрастно-составные формы. Свободные и смешанные формы.          
ВСЕГО:          

 

Содержание предмета.

Тема 1.

Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии.

Жанр. Стиль.

Единство содержания и формы в музыкальном произведении. Содержание - художественное отражение в произведении общественно - исторической действительности, типических человеческих характеров, мыслей, чувств, переживаний.

Музыкальная форма в широком и тесном смысле. В широком смысле - целостная, организованная система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения: все жанровые средства, все мелодические, гармонические, ритмические обороты, модуляции, тембры, динамические оттенки, типы фактуры, пропорции частей, организованные в данном произведении в единую, целостную систему средств для передачи содержания. В тесном смысле - композиционная форма, структура (строение) какого либо одного, конкретного произведения или исторически сложившиеся типы структур - сонатная форма, рондо и т.д.).

Музыкальная драматургия - план распределения образов в музыкальном произведении, план их взаимодействия, создающий музыкальный сюжет произведения. Типы музыкальной драматургии - одно-, двух-, трехэлементный, многоэлементный. Соотношение образов: однородный тип - образы близки между собой (рондо французских клавесинистов, вторая часть Сонаты А. Скрябина №4); контрастный тип - образы противопоставлены друг другу. Три типа контраста: контраст-сопоставление - контраст относительно близких образов (симфонии и сонаты Й. Гайдна), производный контраст - контраст образов при интонационной общности (симфонии и сонаты Л. Бетховена), коренной контраст - резкое противопоставление взаимоисключающих образов (Первая часть Симфонии №7 Д. Шостаковича: между экспозицией и разработкой. Баллада №2 Ф. Шопена: первый и второй образы).

Музыкальный жанры - роды и виды музыки, исторически сложившиеся в связи с определенными типами содержания музыки, в связи с ее жизненными назначениями, различными социальными функциями, различными условиями исполнения и восприятия (определение Л. Мазеля (1,18).

Вопрос классификации жанров. Первичные и вторичные жанры. Первичные - формируются в народном творчестве и древних ритуальных действах (песня, танец, марш, хорал, (как символ общинной эмоции), музыкальная декламация и речитативность (плачи, причеты, псалмодии в ритуальной музыке), сигнальные жанры (фанфары, колокола). Разделение родовых жанров на видовые: песня - лирическая, хороводная, протяжная, повествовательная, коллективная, сольная и т.д. Вторичные - жанры профессиональной музыки. Родовые жанры: вокальная музыка, инструментальная музыка, вокально-инструментальная музыка, музыка для театра (от оперы и балета до музыки к театральному спектаклю и кино), электро-акустическая музыка, электронно-инструментальная музыка, аудио-визуальные жанры (инструментальный театр). Более мелкое деление на родовые подвиды: инструментальная музыка - симфоническая, ансамблевая, сольная, фортепианная и т.д. Количество видовых жанров (внутри каждого из родовых) вряд ли может быть точно определено.

Существенность выяснения жанровой природы того или иного произведения или отрывка для раскрытия содержания музыки. Очень часто определения жанра уже само по себе говорит о типе содержания (например, траурный марш, колыбельная, серенада); активность, воля и героика связаны с жанром марша, с сигнальными формулами, лирические темы - с песней, романсом.

В различных жанрах вырабатываются типичные для этих жанров средства (жанровые средства) - ритмические обороты, формы аккомпанемента, мелодические фигуры, виды фактуры: пунктирный маршевый ритм, типичная формула вальсового аккомпанемента, раскачивающиеся мелодические фигуры колыбельной песни, типичная аккордовая фактура хорала. Жанровые средства и жанры влияют друг на друга, по-разному сочетаясь в разных произведениях. Они несут в себе шлейф закрепленного за ними содержания.

Излюбленные жанры в творчестве композиторов: песня у Шуберта, хорал и речитатив у Баха, Бетховена, Шопена, Листа, Малера, Шостаковича, марш у Бетховена, Шумана, Листа, Малера, Шостаковича, мазурка у Шопена, вальс у Шопена, Чайковского, Глинки, Штрауса, блюз у Гершвина, регтайм у Стравинского.

Стиль в музыке. Различные точки зрения на определение стиля: Михайлов - совокупность художественных приемов и средств выразительности, характерная для той или иной эпохи, композитора, группы произведений. Мазель включает в понятие стиля и определенную образность, идеи, содержание.

Задания для практических работ

Анализ жанровых источников в Прелюдии А dur Ф. Шопена.

Анализ драматургии Ноктюрна c moll Ф. Шопена.

Тема 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: