Задания по курсу «Стилистика» для дистанционной формы обучения




24.03

Практическое занятие. Тема «Стилистика ресурсов (синтаксическая стилистика)».

Прочитайте раздел учебника М.Н. Кожиной «Стилистические ресурсы синтаксиса».

Запишите, каков стилистический потенциал различных синтаксических конструкций. Приведите примеры.

 

24.03

Лекция.

Тема «Функциональная стилистика. Система стилей современного русского литературного языка».

Изучите материалы учебника (с.91, сс. 120 – 149) и выполните следующие задания:

Дайте понятие функционального стиля

Назовите экстралингвистические факторы формирования функциональных стилей

Ответьте на вопросы:

· Каковы критерии выделения функциональных стилей в современном русском литературном языке?

· Как представляет расслоение русского литературного языка А.И. Горшков? Согласны ли вы с его точкой зрения?

· В чем заключается проблема выделения художественного стиля? Как решается эта проблема в концепции М.Н. Кожиной?

 

31.04

Практическое занятие. Тема «Функциональная стилистика. Система стилей современного русского литературного языка».

Изучите §§ 162 – 165 учебника М.Н. Кожиной, статьи:

1) О.А. Крылова.Существует ли церковно-религиозный функциональный стиль в современном русском литературном языке? // Культурно-речевая ситуация в современной России / Отв. ред. Н.А. Купина. – Екатеринбург, 2000. – с. 107 – 118.

2) Прохватилова О.А. Экстралингвистические параметры и языковые характеристики религиозного стиля // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. – Волгоград, 2006. – с. 19 – 26

Дайте развернутый ответ на вопрос: Существует ли церковно-религиозный стиль в СРЯ? (письменно)

План ответа:

1. Признаки церковно-религиозного стиля, которые выделяют ученые.

2. Аргументы «за».

3. Аргументы «против» (что вызывает возражения; можно пользоваться дополнительными источниками).

4. Вывод (ответить на вопрос, сформулированный в теме занятия).

 

07.04

Лекция. Тема «Научный стиль и его подстили».

Познакомьтесь с материалами лекции.

Вышлю попозже, надо привести в надлежащий вид

 

14.04

Практическое занятие. Тема «Функциональная стилистика. Система стилей современного русского литературного языка (научный стиль)».

Выполните задание.

Задание. Составьте предложения по теме вашего научного исследования (курсовой работы) с перечисленными ниже клише, присущими научному стилю речи. В результате у вас должно получиться небольшое сообщение по теме вашей курсовой работы (объем 10-15 предложений, желательно отразить все смысловые компоненты работы (выделены ниже жирным шрифтом))

Обозначение темы, проблем, затрагиваемых в научном тексте.

Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает + что?

Автор останавливается + на чем?

Автор говорит + о чем?

В центре внимания работы находятся…

В данной (настоящей, представляемой) работе ставятся, затрагиваются, освещаются (следующие проблемы):…

В этой (данной, предлагаемой, рассматриваемой) работе (статье) ставится (поднимается, выдвигается, рассматривается) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...).

Предметом настоящего рассмотрения (исследования) является...

Актуальность проблемы:

Одной из наиболее актуальных проблем вляется…

В настоящее время особую актуальность приобретает …

Одной из основных (важнейших, наиболее сложных, наиболее актуальных) проблем (задач, особенностей) является …

Все большее значение приобретает…

Особое место занимает…

Все большее внимание уделяется…

Необходимость исследования… обусловлена…

Как показывает обзор литературы (анализ литературных данных, результаты ранее проведенных исследований) задача (проблема...)

Данная (рассматриваемая в работе) проблема (тема) представляет особую актуальность, так как…

Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков)…

В последнее время актуальной является задача.... Это объясняется…

Поэтому экспериментальные исследования... представляют большой интерес…

Исследование... представляет большое научное и практическое значение для решения... проблем.... Оно необходимо при решении таких задач, как.... Поэтому необходимость создания... является актуальной задачей

Теоретическое (экспериментальное) исследование... сопряжено с большими трудностями, связанными с..., поэтому важное значение имеют экспериментальные (теоретические) исследования…

Исследование... в реальных условиях сопряжено с большими трудностями, поэтому важное значение приобретает теоретический анализ…

Одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, представляется, является вопрос о...

В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?)

Сознательное сужение границ исследования:

В данной работе рассматривается только…

В данном исследовании нас интересует в основном…

Такой подход обусловлен…

Исходя из этих соображений исследование следует строить ….

Именно пэтому … должно состоять не только из…, но и содержать …

Целевая установка:

Цель настоящей работы + infinitive

Целью данной работы (статьи, публикации) является…

В настоящей работе (статье) излагаются, описываются, исследуются, рассматриваются, предлагаются …

Настоящее исследование посвящено…

Были поставлены следующие задачи:…

Задачей настоящей работы является…

Изложение исследовательского материала:

Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает, что …

Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, анализирует, перечисляет признаки, черты, свойства…

Аргументация автора:

Автор приводит + что? (примеры, таблицы)

Автор ссылается, опирается + на что?

… базируется + на чём?

… аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает + что? чем?

… сравнивает, сопоставляет, соотносит + что? с чем?

… противопоставляет + что? чему?

Мысли, особо выделяемые автором:

Автор выделяет, отмечает, подчеркивает + что? указывает + на что?

… специально останавливается + на чем?

… неоднократно, несколько раз, еще раз возвращается + к чему?

Автор обращает внимание + на что? уделяет внимание + чему?

… сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует внимание + на чем?

Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о…

Отношение автора к различным концепциям:

Автор соглашается + с кем?

… стоит на стороне + кого? чего?

… разделяет (чьё) мнение

Автор полемизирует, спорит + с кем? (по какому вопрос, поводу)

… опровергает + что?

Автор подвергает критике, сомнению, пересмотру

Можно согласиться с точкой зрения автора …

Нельзя не согласиться с мнением (автора) о том …

Следует отметить недостатки в позиции, аргументации автора

Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения (автора) (на что?)

Подведение итогов исследования:

Итак, можно сделать вывод, что…

Проведенное исследование позволяет сделать следующий вывод:…

Подводя итоги, можно сказать…

В заключение подчеркнем следующее: …

Анализ … позволяет утверждать…

Автор приходит к выводу, подводит итоги, обобщает + что?

выявлены закономерности…

обосновано использование... методов для…

полученные данные о... показали возможность…

получены новые результаты по (данным о)…

показана возможность…

на основании... выявлено, что...

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…

можно сделать заключение, что…

на основе (чего?) проведены исследования…

проведено сравнение (сопоставление)... (полученных экспериментальных данных с данными, соответствующими, имеющимися) теоретическими моделями

В заключение можно сказать, что

Таким образом, можно заключить (сделать вывод), что...

Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что…

// Лебедева Т.Е. СТИЛИСТИКА: НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. Учебное пособие. – СПб: изд-во ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2018.

17.04.

Практическое занятие. Тема «Научный стиль: вторичные научные тексты, первичные научные тексты».

Ответьте на вопросы:

В чем отличие первичных научных текстов от вторичных?

Какие жанры научных текстов относятся к первичным, а какие – к вторичным научным текстам?

Выполните задания.

Прочитайте следующие аннотации. Выделите композиционные блоки аннотаций и запишите их в тетрадь.

Выпишите языковые средства, которые оформляют каждый композиционный блок, составьте список речевых клише данного жанра.. Можно оформить в виде таблицы: 1 стб – название композиционного блока аннотации, 2 стб – языковые средства

Текст 1

«Первый выпуск нового исторического толкового словаря русского языка (А–Бязь) подготовлен коллективом сотрудников филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета и Института лингвистических исследований Российской Академии наук по проекту, предложенному в начале 60–х годов XX в. проф. Б. А. Лариным. Отбором источников и подготовкой картотеки руководил проф. С. С. Волков. Словарь представляет лексику и фразеологию обиходного русского языка XVI–XVII вв. по материалам группы памятников литературно-письменного языка этой эпохи на народно-разговорной основе. Исследовано около 240 источников, написанных в Москве и других областях Московской Руси. В корпус словаря включены данные региональных исторических словарей русского языка XVI–XVII вв. Для историков русского и других славянских языков, историков русского общества и культуры XVI–XVII вв., а также для всех интересующихся историей разговорной формы современного русского языка» (из Словаря обиходного русского языка Московской Руси XVI–XVII веков, Вып. 1. А–Бязь) [18].

 

Текст 2

«В учебном пособии рассматриваются общие и частные проблемы теоретической и прикладной лексикографии: типологии существующих словарей, целевые группы адресата словаря, вопросы выбора справочника для конкретных целей пользователя, критерии отбора лексики в словари различных типов, структура словарных статей, включая информационные категории, средства полиграфической семиотики. Прослеживаются исторические этапы формирования и развития английской национальной лексикографии с подробным описанием принципов построения словарей С. Джонсона и Большого оксфордского словаря, сыгравших решающую роль в ее становлении. Современное состояние английской лексикографии рассматривается на примере общих (толковых и учебных) и специальных лингвистических и энциклопедических словарей и справочников нового поколения. Особое внимание уделяется описанию и стратегии информационного поиска в электронных справочниках, представленных на компакт-дисках и в сети Интернет. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезно переводчикам, а также широкому кругу лиц, занимающихся переводом общих и специальных текстов» (из учебного пособия О.М. Карповой «Английская лексикография») [9].

Текст 3

«Книга «Русское письмо в правилах с комментариями» представляет собой формализованное лингвистическое описание современной системы русской орфографии. Авторы исходят из представления о том, что правила в орфографии как науке – это такой же вид интерпретации для системы письма, как описание морфологических типов для морфологии и синтаксических моделей для синтаксиса. И поэтому к правилам предъявляются те же требования, что и к другим способам научного лингвистического описания. В связи со сказанным предлагаемые в книге правила нацелены на соответствие следующим требованиям: адекватность проблеме, т. е. правилом охватывается весь соответствующий его сфере материал и только он; адекватность материалу, т. е. правило не должно порождать неправильных написаний; логическая непротиворечивость; терминологическая корректность. Но у любых орфографических правил есть одна существенная особенность, которая определяет их особое, уникальное место среди способов научной интерпретации объекта: правила правописания изначально ориентированы на применение рядовыми пишущими и поэтому они должны быть сформулированы доступно, сколь ни была бы сложна теория, положенная в их основу. Учитывая эту особенность, формулировки правил в книге были созданы для всех пишущих, и в них не используются узкоспециальные термины. Существенно также, что предлагаемые правила опираются на действующие орфографические нормативы (в соответствии с академическим «Русским орфографическим словарем» (2 изд., 2005 г.) и не предполагают каких-либо изменений в ныне существующих написаниях отдельных слов или групп слов. Иллюстративный материал правил во всех тех случаях, где это необходимо, является исчерпывающе полным, а списки исключений по возможности сделаны закрытыми. Известно, что русское письмо имеет два способа описания: словарь и правила. В отличие от словаря, правила – это лишь некоторая модель, позволяющая более или менее эффективно «предсказать 〈...〉, какое написание даст орфографический словарь» (А. А. Зализняк). На современном этапе изучения русского письма существуют две основные модели его описания: модель, основанная преимущественно на фонематическом принципе письма, и модель, основанная на морфологическом принципе. При опоре на морфологический принцип, когда первично выделение корня, суффикса и окончания, орфографические проблемы, общие для всех частей слова (написание гласных и согласных, беглые гласные, некоторые чередования) не находят адекватного отражения. Кроме того, при морфологическом подходе авторы для решения собственно орфографических задач с неизбежностью отклоняются от принятых в словообразовании и морфемике способов выделения морфем и прибегают к специфическому орфографическому использованию понятий и терминов. Поэтому в предлагаемом описании русской орфографии в основу положен фонематический принцип – так, как он сформулирован А. А. Зализняком: «…принцип (основной для современной русской орфографии), согласно которому в позициях нейтрализации фонем выбор записи определяется тем, какая представлена морфема (а именно, морфема записывается так же, как в позиции, где нейтрализации нет)». В соответствии с этим принципом выделяются и орфографические проблемы: так, у слов расческа, щетка, счеты, извозчик есть одна общая орфографическая проблема – передача на письме звука [ш’:], а никак не выбор суффикса или приставки. Книга состоит их трех разделов и полного словарного указателя лексических единиц, анализируемых или упоминаемых в текстах правил и примечаний. В первых двух разделах книги «Правописание согласных» и «Правописание гласных» содержится исчерпывающее описание буквенных орфограмм, осуществленное с фонематических позиций. Поскольку сквозь призму правил был пропущен большой лексический материал, ранее не входивший в поле зрения составителей правил, это привело к необходимости как переформулировать некоторые правила, так и ввести новые, недостающие правила. Например, по сравнению с современными орфографическими справочниками, при объяснении орфограмм расширен круг корневых морфем с чередованием (ср. зер-/зир-, вес-/вис- и т. п.), включены правила написания некоторых суффиксов и финалей (ср. -ен(ец)/ -ин(ец), -ане(ец)/-ян(ец) и т. п.). В третьем разделе «Слитное, дефисное, раздельное написание» предлагается новый подход к описанию слов, сложных слов и словосочетаний с точки зрения разделения буквенной последовательности на графические слова. Эта область русского письма – как в отношении существительных, прилагательных и наречий, так и в отношении употребления общеотрицательного не – имеет наиболее противоречивые варианты кодификаций и в словарной форме, и в форме правил. Проведенный анализ позволил в каждом случае, во-первых, четко определить границы материала, внутри которых орфографически значимые проблемы поддаются описанию посредством правил, и, во-вторых, определить те фрагменты материала, которые описываются только с помощью словаря. При этом выявляются лингвистические причины, приводящие к возможной вариативности написания. Книга содержит большое количество комментариев, в которых обсуждаются имеющиеся в учебной и научной литературе формулировки правил, описывающих соответствующий материал, анализируются их сильные и слабые стороны.

Книга адресована специалистам-филологам, а также преподавателям, редакторам и учащимся, заинтересованным в полном, подробном и непротиворечивом описании современной орфографии» (из рецензии Н. Т. Валеевой на книгуЕ.В. Бешенковой, О. Е. Ивановой «Русское письмо в правилах с комментариями») [2, с. 316 – 317].

Напишите аннотацию к научной статье по теме вашего исследования, используя список речевых клише. В начале ответа не забудьте обозначить свою тему и привести выходные данные аннотируемой работы!

Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана…) в жур нале (газете...)

Монография вышла в свет в издательстве...

Статья посвящена вопросу (теме, проблеме…)

Статья представляет собой обобщение (обзор, изложение, ана лиз, описание…) (чего?)

Автор ставит (освещает) следующие проблемы… останавливается на следующих проблемах… касается следующих вопросов….

В статье рассматривается (затрагивается, обобщается…) (что?) говорится (о чем?) дается оценка (анализ, обобщение) (чего?), представлена точка зрения (на что?) затронут вопрос (о чем?)

Статья адресована (предназначена) (кому?) может быть использована (кем?) представляет интерес (для кого?)

// Лебедева Т.Е. СТИЛИСТИКА: НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. Учебное пособие. – СПб: изд-во ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2018.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: