Роль и значение административного права в обеспечении общественной безопасности страны




2.Что такое административное право?

3.Административные правоотношения

4. Виды административных правоотношений

II. Этап усвоения новых знаний по плану

 

1. Роль и значение административного права в обеспечении общественной безопасности страны

 

А. п. – срав­ни­тель­но мо­ло­дая от­расль пра­ва. В стра­нах Западной Ев­ро­пы и в Рос­сии А. п. воз­ник­ло в 19 в. на ба­зе по­лицей­ско­го пра­ва, оп­ре­де­ляв­ше­го внут­рен­нее управ­ле­ние в го­су­дар­ст­ве и на­прав­лен­но­го в основном на ох­ра­ну об­щественного по­ряд­ка.

В современных ус­ло­ви­ях А. п. – од­на из ве­дущих от­рас­лей пра­во­вой сис­те­мы РФ, обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вую за­щи­ту прав гра­ж­дан и ор­га­ни­за­ций в сфе­ре государственного управ­ле­ния, рег­ла­мен­ти­ру­ет государственную служ­бу и её ре­фор­ми­ро­ва­ние, оп­ре­де­ля­ет пра­во­вые взаи­мо­от­но­ше­ния го­су­дар­ст­ва с ин­сти­ту­та­ми гражданского об­ще­ст­ва, в т. ч. ус­та­нав­ли­ва­ет та­кие ад­ми­ни­ст­ратив­но-пра­во­вые ре­жи­мы (гос. ре­ги­стра­ция, сер­ти­фи­ка­ция про­дук­ции, ли­цен­зи­ро­ва­ние отд. ви­дов дея­тель­ности, кон­троль и над­зор), ко­то­рые долж­ны спо­соб­ст­во­вать раз­витию пред­при­ни­ма­тель­ст­ва и тру­до­вой ак­тив­но­сти в сфе­ре хо­зяй­ст­ва, раз­ви­тию куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния, нау­ки и т. п. Осо­бая за­да­ча ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­вово­го ре­гу­ли­ро­ва­ния – соз­дать пра­во­вые барь­е­ры бю­ро­кра­тическим про­яв­ле­ни­ям и кор­руп­ции в государственном ап­па­ра­те, по­вы­сить от­вет­ст­вен­ность чи­нов­ни­ков за вы­пол­не­ние воз­ло­жен­ных на них функ­ций.

В настоящее время наиболее опасную угрозу общественной безопасности Российской Федерации в системе органов государственной власти, бесспорно, составляют бюрократизм, коррумпированность части государственного аппарата, нарушения законности в деятельности органов государственной власти; Коррупция – это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное – коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься.

 

Поэтому административное право можно считать одной из базовых отраслей права, с одной стороны, использующей потенциал и правовые средства императивного метода регулирования, а с другой – обеспечивающей публичные интересы, правовую защиту прав и свобод как физических, так и юридических лиц от действий либо бездействий административных органов.

 

2. Административное право

Административное право- это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

Законодательные нормы о рассмотрении административных правонарушений и назначении административных правонарушений и назначений административных наказаний собраны в Ко­дексе РФ об адм. пра­во­на­ру­ше­ниях (КоАП РФ).

Органы, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях, обозначены в КоАПе. Это прежде всего суды, рассматривающие наиболее важные дела и являющиеся последними инстанциями при обжаловании постановлений других органов о наложении административных наказаний. Затем – районные комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии. Большинство дел по нарушению общественного порядка рассматривают органы МВД.

Дела о правонарушениях в различных областях общественной жизнедеятельности (на транспорте, в строительстве, рыболовстве, пожарной безопасности и т.д.) поручено рассматривать органам(должностным лицам). Осуществляющим государственное управление, надзор в этих областях. К ним относятся: налоговые, пожарные, санитарные и другие инспекции, органы рыбоохраны, органы ведомств, управляющих водным, воздушным и иным транспортом т др. Каждое ведомство специальным приказом назначает органы и должностных лиц. уполномоченных рассматривать такие дела.

 

3. Административные правоотношения – правоотношения, в которых субъекты обладают властью, а их взаимоотношения основываются на началах «власть – подчинение».

 

3. Виды административных правоотношений

По целям административно-правовые отношения подразделяются:

• на охранительные (в том числе деликтные);

• регулятивные.

По составу участников различают:

• отношения, участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица);

• отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями;

• отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами;

• отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями;

• отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.

По направлениям деятельности выделяют:

• административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, то есть отношения по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории (Правительство РФ; правительства республик – субъектов РФ; правительства (администрации) краев, областей, автономных образований; городская, районная, сельская администрация);

• административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;

• административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;

• административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.

Административно-правовые отношения подразделяются на вертикальные и горизонтальные.

• При вертикальных правоотношениях один из субъектов подчинен другому.

• При горизонтальных отношениях субъекты находятся на одинаковом организационно-правовом уровне и обладают одинаковым масштабом компетенции и полномочий в той или иной сфере; эти субъекты прямо не подчиняются друг другу. Цель таких отношений – решение различных управленческих вопросов.

В юридической литературе особо выделяют так называемые внутри-аппаратные (внутриорганизационные) правоотношения, то есть отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении.

Задание Перенести в тетрадь -Черты административного правоотношения

Черты административного правоотношения Характеристики
Избирательный характер Касается сферы деятельности исполнительной власти
Одна из сторон – субъект административной власти Субъект наделен государственно-властными полномочиями
Власть-подчинение «Властная сорона» управляет, распоряжается, действует от имени государства, другая обязана подчиняться
Возникновение административного правоотношения Событие предусмотрено нормами административного права
Внесудебное рассмотрение В административном порядке, незначительные правонарушения

 

Административные правоотношения имеют следующие характерные признаки:

1. Они складываются в специфической сфере – в государственном управлении, как в связи, так и по поводу осуществления последнего (к примеру, при подготовке к осуществлению управляющего воздействия, сборе информации, проведении обсуждения, принятии совместных решений).
2. В таких правоотношениях обязательно присутствует субъект управления, то есть наделенный соответствующими полномочиями орган исполнительной власти либо местного самоуправления, отдельный служащий и так далее.
3.Действия вышеупомянутого субъекта всегда являются юридически-властными.
4. Административные правоотношения могут инициироваться одной из сторон при условии согласия второй стороны.
5. Споры, которые возникают из подобных правоотношений, как правило, разрешаются во внесудебном, то есть административном порядке (могут быть рассмотрены как судом, так и уполномоченным исполнительным либо иным государственным органом).
6. Если одна сторона таких отношений нарушает административно-правовые нормы, она несет ответственность непосредственно перед государством.

 

 

Задание

Дать ответы на следующие вопросы:

1. Сформулировать и записать определение термина «административное право».

2. Что определяют нормы административного права?

3. Определить, что находится в сфере административного права

4. В чем сходство административного права с уголовным, а в чем их отличия?

5. Перечислить основные виды административных правонарушений

6. Какие виды административных наказаний устанавливает Кодекс РФ об административных правонарушениях.

7. С какого возраста в полном объеме наступает административная ответственность

8. Для чего нужно знать административное право

 

 

Задание Выберите верные суждения об отрасли административного права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Методом административного права является закрепление равенства сторон.

2) В качестве субъектов административного правоотношения выступают, с одной стороны, работники, с другой – предприятия и организации.

3) В предмет административного права входят организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти.

4) Административное право устанавливает в качестве наказаний за административные проступки штраф, обязательные работы, дисквалификацию и т.д.

5) Административное право является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами.

 

Дом.зад. Сделать конспект лекции

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: