Условия успешного овладения решением орфографических задач.




 

1. Достаточная основа в виде грамматических и других языковых знаний, речевое развитие, богатый и активный словарь.

2. Высокий уровень аналитико-синтетических умений в области фонетики, графики, словообразования, грамматики.

3. Необходимый уровень орфографической зоркости.

4. Быстрота выполнения умственных операций.(повышается при написании диктантов)

 

Тема №2. Методика работы над орфографическим правилом.

 

Существует несколько определений понятия «правило».

 

Предписание, установка для вы­полнения какого-либо дейст­ вия, порядка (последователь­ности) операций. М.Р.Львов Под правилом понимаются ука­зания нормативов обобщённого характера,, относящихся к цело­му ряду однородных языковых фактов. Д. Н.Богоявленский Это описание последователь­ности операций, которые вы­полняет пишущий для того, чтобы перевести звучание в положение, по которому уста­навливается письменный знак, то есть для того, чтобы найти сильную позицию звука (фонемы), гласного или согласного П.С. Жедек

 


Правило - установка для вы­полнения последовательности операций, которые выполняет

пишущий для того, чтобы найти сильную позицию звука (фонемы) гласного или согласного.

Указания нормативов обобщённого характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов.

Классификация правил.

психолог Д.Н.Богоявленский Пример Методист М.Р. Львов Пример
1. Одновариантные (один определённый вариант написания) Написание гласных после шипящих 1.Правило – указание или запрещение (не требует рассуждения или сложного действия) Перенос слов с двойными согласными
2. Двухвариантные (несколько вариантов написания) Гласные Е-И в падежных окончаниях имён существительных 2.Правило – указание для выбора написания из 2 предложенных написаний (необходимы рассуждения; нужна опора либо на значение слова, либо на разбор слова, на фонетический или грамматический анализ) Написание имен собственных
3.Правила – рекомендации (сводятся к рекомендации некоторого приёма, применение которого может привести к правильному решению орфографической задачи) Проверка безударных гласных в корне слова. 3.Правило – предписание к действию (не указывает написание или его вариантов, а только подсказывает прием проверки) Написание парных согласных в корне
    4.Правило – результат наблюдения над языком (соединяет грамматическое и орфографическое наблюдения) Общая часть родственных слов называется корнем, Общая часть родственных слов пишется одинаково.
    5.Грамматические правила (не содержат орфографических указаний, но создают грамматическую основу для орфографии; обычно после них даётся орфографическое правило) Склонение имён существительных

 

 

Первые три вида правил, выделяемые Д.Н.Богоявленским и М.Р. Львовым, сходны по своему содержанию. Классификация М.Р. Львова более полная, она позволяет охватить все ныне существующие правила русского языка и более точно определить их вид.

В своей практической деятельности Вы можете использовать ту классификацию, которая наиболее понятна и удобна для Вас.

Выбор методики при изучении правила.

При разработке методики изучения того или иного орфографического правила

учитель ориентируется на тип правила. Именно поэтому важно понимать и знать

классификацию правил.

Существует два пути объяснения правила:

1) Дедуктивный путь – сообщается правило, отрабатывается правописание.

2) Индуктивный путь – наблюдение, сопоставление, выведение правила (самостоятельно или с помощью учителя), закрепление.

Дедуктивный путь менее эффективный, так не направлен на самостоятельную работу учащихся.

Возможно его применение при изучении одновариантных (правило указание или запрещение) правил.

Памятка для учителя.

Вашему вниманию мы предлагаем памятку, которая поможет Вам грамотно

1.Перепишите правило. 2.Определите путь объяснения орфографического правила и обоснуйте свой выбор, опираясь на требования методики. 3.Перечислите составные части орфографического правила. 4.Проанализируйте лингвистическую основу правила (на какие знания из области грамматики будете опираться при объяснении, что необходимо повторить с учащимися). 5.Предложите вариант проблемной ситуации, создание которой поможет заинтересовать учащихся в изучении нового правила. 6.Преобразуйте формулировку правила в виде схемы. (Схема составляется для того, чтобы показать, как выделить орфограмму) 7.Создайте алгоритм применения правила, который поможет учащимся в решении орфографических задач на изучаемое орфографическое правило. 8.Запишите монолог ученика: как нужно рассуждать, решая орфографическую задачу на изучаемое правило, чтобы выбрать правильное написание.  

провести работу с орфографическим правилом на уроке русского языка.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: