МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЬЛЬНОСТЬ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 656500 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРИЗВОДСТВ» ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Введение в специальность (Введение в безопасность жизнедеятельности)» является вводной в цикле обучения бакалавра, инженера по специальности 330500 «Безопасность технологических процессов и производств». Цель дисциплины – ознакомить студента с ролью бакалавра и специалиста в решении проблем по защите биосферы и техносферы от негативных воздействий, по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Основная задача дисциплины – ввести студента в круг проблем, связанных с защитой человека, биосферы и техносферы от антропогенных, техногенных и естественных негативных воздействий: с условиями сохранения и развития жизни на Земле.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Изучение дисциплины «Введение в специальность» формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях. Немаловажное значение имеет и тот факт, что дисциплина «Введение в специальность» способствует формированию у студентов поведения самосохранения, так необходимого в наше время с постоянно растущим уровнем экологических, антропогенных и техногенных опасностей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения содержания дисциплины студент
должен знать:
- этапы эволюции биосферы, причины возникновения техносферы;
- основные понятия, термины и определения науки о безопасности жизнедеятельности;
- современное состояние мира опасностей, исторические этапы его формирования и источники опасностей;
- влияние энергетики, промышленности, транспорта и отраслей экономики на состояние среды обитания;
- применяемые и перспективные способы и методы защиты человека, техносферы и биосферы от негативных воздействий;
- тенденции развития и совершенствования Мира, роль опасностей в этом процессе;
- роль бакалавра, магистра и дипломированного специалиста (инженера) в создании безопасных условий жизни;
- содержание образовательных программ по рассматриваемым направлениям подготовки, их общность и отличия.
Уметь:
- сформулировать понятия – биосфера, техносфера, опасность, безопасность, защита окружающей среды, безопасность жизнедеятельности человека, устойчивое развитие Мира, ноосфера;
- сформулировать условия безопасности жизнедеятельности человека, основные направления и задачи деятельности бакалавра и специалиста в его профессиональной области.
Иметь навыки:
- превентивного описания опасностей конкретного региона техносферы, объекта энергетики, промышленного производства, средств транспорта;
- сопоставления показателей качества техносферы с предельно допустимыми уровнями загрязнения;
- выбора образовательной программы в пределах избранного направления 656500.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ(ТЕМЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ)
Раздел 1. Введение. Основные понятия, термины и определения
(4 ауд. часа и 3 часа СР).
Современная модель Вселенной. Структура Вселенной.Рождение Вселенной: современные теории. Нуклеосинтез – источник энергии солнца и звезд. Гипотезы происхождения солнечной системы. Земля – планета солнечной системы. Движущие силы Вселенной. Теория возникновения жизни на Земле. Происхождение человека.
Жизнедеятельность и среда обитания. Система «человек-среда обитания». Характерные состояния системы «человек – среда обитания»: комфортное, допустимое, опасное, чрезвычайно опасное. Феномен опасности, негативные воздействия на человека и окружающую среду.
Естественные, антропогенные и техногенные источники опасности: стихийные явления, изменение климата и погодных условий; отказ и происшествие в технических системах; инцидент и нарушение правил эксплуатации технических систем.
Потребность человека и общества в защите от опасностей: Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях.
Исторические аспекты проблемы, роль человека в формировании негативных опасностей и реализации защиты. Глобальный, государственный и, региональный, коллективный и личностный уровень проблемы. Научно-практические достижения в защите человека, общества и окружающей среды от негативных воздействий.
Раздел 2. Биосфера и человек. Актуальные экологические проблемы человечества в биосфере
(8 ауд. часов и 10 часов СР).
Эволюция системы «человек – биосфера», переход к демографическому взрыву и техносфере. Рост численности народонаселения Земли – «демографический взрыв», особенности его развития на континентах и в отдельных странах Мира. Урбанизация населения.
Эволюция биосферы. Аграрная цивилизация: основной признак и показатели состояния среды обитания, уровень технического развития. Период научно – технического прогресса: развитие энергетики, промышленности, транспорта; концентрация энергетических ресурсов и формирование промышленных, городских зон и других техногенных регионов. Преимущества и недостатки техносферы.
Источники антропогенных и техногенных негативных факторов в техносфере, их разнообразие. Первичные загрязнения, вторичные негативные воздействия: фотохимический смог, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, парниковый эффект. Состояние атмосферы, гидросферы, литосферы в регионах техносферы. Влияние аварий и катастроф. Техногенные чрезвычайные ситуации.
Воздействие негативных факторов техносферы на человека и природную среду, материальный ущерб. Показатели принудительной гибели и заболеваемости людей в техносферных регионах в ХХ столетии и на перспективу. Критерии качества техносферы. Состояние здоровья человека как индикатор качества техносферы.
Раздел 3. Теоретические и функциональные основы науки о безопасности жизнедеятельности
(8 ауд. часов и 6 часов СР).
Теоретические основы науки о безопасности жизнедеятельности. Взаимодействие человека со средой обитания, аксиома о потенциальной опасности процесса взаимодействия. Основные положения теории Безопасности жизнедеятельность (БЖД).
Обеспечение безопасности человека в системе «человек – среда обитания – машина» - основа возникновения проблемы БЖД. Риск, как количественная мера опасности и примеры его расчета. Принципы и средства обеспечения БЖД. Естественные и антропогенные, опасные и вредные факторы техногенной среды.
Основы физиологии труда и эргономическое обеспечение рациональных условий жизнедеятельности.
Опасные и вредные факторы в системе «человек – среда обитания» и воздействие их на организм человека и окружающую среду. Нормирование, мероприятия и средства защиты от них.
Функциональные задачи БЖД: прогнозирование и описание зон действия опасностей в пространстве и во времени; формирование требований к источникам опасности по выбросам, стокам, отходам и энергетическим воздействиям; организация надзора за источниками опасности; разработка и применение экобиозащитных средств; мониторинг состояния среды обитания.
Раздел 4. Безопасность и экологичность технических систем и объектов. Способы и методы реализации экобиозащиты
(8 ауд. часов и 8 часов СР).
Потенциальные опасности производственных процессов и технических систем и объектов. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций.
Типовые требования к безопасности и экологичности при проектировании и эксплуатации технических систем и объектов. Экологическая экспертиза проектов техники, технологий, материалов. Контроль состояния окружающей среды (ПДВ, ПДС, ВСВ, ОДУ, ПДК). Контроль выбросов и энергетических загрязнений. Экологический паспорт промышленного предприятия. Мероприятия по совершенствованию экологических показателей технических систем и объектов и их эффективность.
Основные принципы использования экобиозащитной техники. Сбор, утилизация и захоронение отходов. Рассеивание выбросов и сбросов в окружающей среде. Экобиозащитная техника. Примеры практических решений и их возможности.
Разделение зон действия негативных факторов и зон пребывания человека или природных зон. Дистанционное наблюдение и управление. Примеры практических решений. Экранирование зон пребывания человека и природных зон от источников негативного воздействия Примеры практических решений.
Раздел 5. Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности
(6 ауд. часов и 6 часов СР).
Правовые, нормативно – технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Нормативно – правовая база экологической безопасности. Охрана окружающей среды (ООС) в законах и подзаконных актах. Нормативно – техническая документация по ООС в РФ. Система стандартов «Охрана природы». Управление ООС в РФ. Международное сотрудничество по ООС. Правила контроля состояния окружающей среды в регионах и селитебных зонах. Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств.
Нормативно – правовые документы, обеспечивающие промышленную безопасность и охрану труда. Законы и подзаконные акты по охране труда (ОТ). Нормативно – техническая документация (НТД) по ОТ. Система стандартов безопасности труда. Система надзора и управления охраной труда в РФ, регионах и на предприятии. Обязанность и ответственность работодателя в обеспечении БЖД и осуществлении контроля. Инструктаж и обучение правилам и приемам безопасной деятельности, рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях, бережному отношению к природной среде. Ответственность лиц за нарушение законодательства и нормативных актов по БЖД.
Анализ производственного травматизма и профзаболеваний. Понятие о несчастном случае и профессиональном заболевании. Причины травматизма и профзаболеваний. Регистрация, учет и расследование несчастных случаев. Особенности расследования и оформления несчастных случаев различных видов. Методы исследования и показатели производственного травматизма. Общие пути борьбы с производственным травматизмом и профзаболеваниями на предприятиях.
Правовые аспекты защиты населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС). ЧС и система гражданской обороны (ГО) в законах и подзаконных актах. Госуправление в ЧС. Российская система предупреждения и действия в ЧС. Министерство по чрезвычайным ситуациям, делам гражданской обороны и ликвидации стихийных бедствий (МинЧС) – как основной орган, контролирующий деятельность всех территориально – отраслевых органов исполнительной власти РФ в области ЧС, ГО и ликвидации стихийных бедствий.
Экологический ущерб от производственного травматизма и заболеваемости, стихийных бедствий и ЧС антропогенного происхождения и загрязнения среды обитания. Затраты на предупреждение и ликвидацию последствий ЧС, охрану среды обитания и защитные мероприятия по ОТ.
ВОПРОСЫК ЗАЧЁТУ И КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЬЛЬНОСТЬ» (соответственно, для студентов всех форм обучения и для заочников)
1. Современные гипотезы возникновения Вселенной.
2. Структура Вселенной.
3. Гипотезы происхождения солнечной системы.
4. Земля – планета солнечной системы, её строение.
5. Современные представления о возникновении жизни на Земле.
6. Происхождение человека, его основные признаки и отличия от животных.
7. Жизнедеятельность и среда обитания.
8. Основные хозяйственно-культурные типы взаимоотношений природы и общества.
9. Основные этапы техногенеза – технологические способы производства.
10. Научно-технические революции и тенденции развития техники и технологии 21 века.).
11. Строение биосферы и её роль в круговороте вещества и энергии.
12. Техногенез и техногенный круговорот вещества.
13. Социальная среда.
14. Негативные факторы в системе “ Человек - среда обитания “, их сущность. Опасности и их классификация.
15. Безопасность и системы безопасности.
16. Основные этапы становления науки о безопасности жизнедеятельности.
17. Определение понятия «здоровье».
18. Демографическая ситуация современного мира.
19. Демографическая ситуация в России и основные причины снижения численности её населения.
20. Классификация внешних причин смертности населения России.
21. Физиолого-биохимические механизмы обеспечения безопасности человека.
22. Характеристика нервной системы человека
23. Защитные реакции и иммунитет от опасностей, защитные функции кожи.
24. Роль органов зрения, слуха, обоняния в защите человека от опасностей.
25. Источники загрязнения окружающей среды и их классификация.
26. Основные характеристики и классификация выбросов в атмосферу.
27. Сточные воды, их виды и системы водоотведения.
28. Отходы производства и отходы потребления.
29. Характеристика горнопромышленного комплекса как источника воздействия на среду обитания.
30. Достоинства и недостатки теплоэнергетики, атомной и водородной энергетики, гидроэнергетики, возобновляемых источников энергии.
31. Основные источники воздействия на среду обитания от транспортного комплекса.
32. Основные виды энергетических воздействий на человека и среду обитания.
33. Действие вибрации на организм человека.
34. Действие шума на организм человека.
35. Современные представления о действии электромагнитных полей на человека.
36. Тепловое (инфракрасное) излучение и современные проблемы потепления климата.
37. Действие ионизирующего излучения на организм человека.
38. Характеристика природных чрезвычайных ситуаций (ЧС).
39. Характеристика литосферных опасностей (землетрясения, вулканы, сели, оползни).
40. Гидросферные опасности и их описание.
41. Атмосферные опасности.
42. Космические опасности.
43. Биологические опасности.
44. Основные виды техногенных аварий и катастроф и их поражающие факторы.
45. Оценка поражений, вызванных хозяйственной деятельностью.
46. Последствия загрязнения атмосферы для человека и природной среды.
47. Роль воды в жизни человека и последствия загрязнения природных вод.
48. Последствия загрязнения почвы.
49. Источники загрязнения продуктов питания.
50. Образование вредных веществ при обработке пищевых продуктов, их консервировании и упаковке.
51. Последствия интоксикации продуктов питания и воды токсинами грибов и фитопланктона.
52. Психологические опасности.
53. Социальные опасности и их классификация.
54. Факторы, обусловливающие способность человека противодействовать опасностям.
55. Сущность методов защиты от опасностей.
56. Инженерные способы защиты от опасностей (механизация, автоматизация и т.д.).
57. Способы ограждения и блокировки машин и механизмов.
58. Характеристика знаков безопасности и индивидуальных средств защиты.
59. Основные принципы использования экобиозащитной техники.
60. Способы очистки воздуха от пыли и газов.
61. Характеристика способов очистки сточных вод.
62. Способы переработки и захоронения твердых отходов.
63. Основные принципы организации безотходного производства.
64. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ЧС): цели, задачи, структура, силы и средства.
65. Виды безопасности, входящие в понятие национальной безопасности, и объекты безопасности.
66. Государственное управление в ЧС и по ГО.
67. Нормативно-правовая база экологической безопасности.
68. Основные нормативно-правовые документы, обеспечивающие промышленную безопасность и охрану труда.
69. Ответственность работодателей и работников за нарушение правовых норм по БЖД.
70. Правовые аспекты защиты населения в ЧС.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ