Специфика изучения «Вечеров на хуторе близ Диканьки»




Главной заслугой Гоголя является создание «Ревизора» и «Мёртвых душ». Но и ранние его повести представляют исклю­чительную художественную ценность. Без их изучения нельзя определить размеры его влияния на современных ему и после­дующих русских писателей.

Для средней школы «Вечера на хуторе...» имеют ещё и то значение, что учащиеся лучше поймут и скорее полюбят Гоголя, если предварительно позна­комятся с этими произведениями. Это важно ещё и потому, что на основе накопленного уча­щимися конкретного материала преподаватель может с боль­шей полнотой раскрыть творческий путь писателя. В свою оче­редь класс, включая даже наименее сильных учащихся, созна­тельно усвоит этот материал.

Наконец, знакомство с «Вечерами на хуторе...» и «Миргоро­дом» в связи с последующим изучением «Мёртвых душ» помо­жет полнее разобраться в мировоззрении великого русского» писателя.

Не все произведения «Вечеров..» включены в программу для обязательного изучения, а на наш взгляд, необходимо познакомиться со всеми историями, входящие в «Вечера..», так как они дополняют друг друга и составляют единое целое.

С начала первой четверти учебного года повести Н.В. Гоголя последовательно, одна за другой, могут даваться уча­щимся для классного и внеклассного чтения.

Чтению и изучению может быть предпослана небольшая вводная беседа примерно следующего содер­жания.

Николай Васильевич Гоголь — великий русский писатель, литературная деятельность которого относится к 30—40-м го­дам XIX в. Он с глубокой любовью относился к своей родине, к своему народу и проявлял исключительный интерес к народ­ному творчеству, быту, мировоззрению, к народным характе­рам. Творчество Гоголя носило прогрессивный, демократический характер.

В 1831 г. вышел первый том его повестей, объединённых общим заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Книга сразу привлекла к себе общее внимание и положила начало славе Гоголя.

А. С. Пушкин писал о ней: «Сейчас прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, неприну­ждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я и доселе не образумился». В 1835 г. великий критик Виссарион Григорьевич Белинский дал такой отзыв о повестях Гоголя:

«Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрас­ного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная...»

Ранние произведения Гоголя проникнуты юмором. Реже мы видим в них сатиру. Встречаются у Гоголя и героические по­вести. С одной из них, с «Тарасом Бульбой», вы уже хорошо знакомы.

Свою вступительную беседу преподаватель заключает по­следовательным перечислением повестей, входящих в состав «Вечеров на хуторе..» и намечает план их чте­ния, отводя на каждую повесть по одной неделе, кроме тех, которые входят в программу. Это «Майская ночь …» и «Ночь перед Рождеством». Учитель должен составить план изучения так, чтобы эти повести органично вошли в процесс чтения и знакомства с произведением.

Проверка понимания и усвоения прочитанного проводится на уроке. Для этого после ответов по домашнему заданию ста­вится два-три вопроса опрашиваемому и столько же — другим учащимся. Иногда, в зависимости от количества, вопросы к одной повести распределяются между двумя уроками.

Вопросы формулировались преподавателем заранее и вно­сились в план его урока. Ниже приводится примерный пере­чет этих вопросов.

 

Первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

Предисловие к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

1. Под чьим именем Гоголь издал эти повести? (Понятие о псевдониме.)

2. Кто такой Рудый Панько и что значит его прозвище?

3. Чего боялся пасичник Рудый Панько при издании своих произведений?

4. Назовите главных рассказчиков занимательных историк '^на «вечерницах» у Рудого Панька.

5. Из-за чего произошла размолвка между дьяком Фо­мой Григорьевичем и панычом в гороховом кафтане?

6. Как удалось предупредить между ними ссору? Продумайте дома, в чём юмор «Предисловия».

«С о р о ч и н с к а я я р м а р к а»

1. Назовите действующих лиц повести.

2. Где происходят описываемые в ней события?

3. Как автор описывает летний день?

4. Как он описывает ярмарку?

5. Зачем приехал Солопий на ярмарку?

6. Кто и для какой цели распространил слух о «красной свитке» на ярмарке?

7. Расскажите содержание этой легенды.

8. Как использовал её Голопупенко в своих целях? Продумайте дома, в чём комизм образа Солопия Черевика и юмор всей повести.

«Вечер накануне Ивана Купала»

1. Как Гоголь описывает в своей повести быт крестьян?

2. Почему батрак Петро не мог жениться на Пидорке?

3. Какое существовало поверье о цветке папоротника?

4. Как передаётся в повести предание о человеке, добыв­шем богатство путём преступления?

5. О каких проявлениях «нечистой силы», помимо этого» рассказывается в повести? Какое впечатление они производят?

Продумайте дома, какова основная идея этого произве­дения.

«М а й с к а я ночь или утопленница»

1. Как описывается природа в «Майской ночи»?

2. Кто такой голова и как он обращается с крестьянами?

3. Как они отплачивают ему за его несправедливость?

4. Какое предание рассказывает Левко о заброшенном доме?

 

5. Какой сон видел он на берегу пруда?

6. Какую легенду рассказывает Винокур?

Продумайте дома: а) Какие мотивы устной народной поэ­зии отразились в повести? б) В чём её фантастика? в) В чём её реализм?

«Пропавшая грамота»

1. Что рассказывает дед о своих приключениях?

2. Откуда мы видим, что дед любил прилгнуть?

3. Что могло случиться с ним на самом деле? Продумайте дома: какие черты характера и поведения можно подметить у деда.

Вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

«Ночь перед рождеством»

1. Как черт похитил месяц?

2. Кто был свидетелем этого?

3. Какие последствия имело это похищение?

4. Что видел Вакула во время своего полёта в Петербург?

5. Кто оказался победителем в борьбе человека с чертом?

6. Какие народные обычаи описаны в повести? Продумайте дома два вопроса:

а) Хочет ли Гоголь всерьёз уверить читателя в действи­тельности описанных в повести чудесных происшествий?

б) Какими чертами характера и поведения обрисован кузнец Вакула?

«Страшная месть»

1. Почему повести дано такое заглавие?

2. Какое из преступлении колдуна является самым тяжким?

3. Каковы лучшие черты Данилы Бурульбаша?

4. Одинок ли Данила в своей борьбе с врагами родины? Продумайте дома, почему «Страшную месть» мы можем назвать романтической повестью. Подготовьте для выразительного чтения описание Днепра

(«Чуден Днепр при тихой погоде...»)

«И в ан Ф ё д о р о в и ч Ш п он ь к а и его тётушка»

1. Расскажите об учебных занятиях юного Ивана Фёдо­ровича.

2. Чем заполнял он своё время, ставши взрослым чело­веком?

3. Как помещик-крепостник Сторченко обращается со своими крепостными слугами?

4. Чем объясняет автор незаконченность повести?

Продумайте дома, почему этой повести не нужен конец, в чём её сатирический характер.

 

 

2.2. Тематическое и поурочное планирование

 

Приводим примерный план и содержание заня­тий.

.Первое занятие.

Гоголь — великий русский писатель.

План

Значение его творчества. Основ­ные черты его времени. Жизнь, литературные инте­ресы и первые литературные опыты до начала ли­тературной славы будущего великого писателя. Его жизнь и литературная деятельность в первую половину 30-х годов.)

 

Второе занятие –

Тема «Юмор и сатира Н.В.Гоголя в «Предисловии»»

План

1. Выразительное чтение «Предисловия» к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

2. Работа учащихся:

а) Юмор «Предисловия».

б) Сатира в «Предисловии».

 

Третье занятие посвящено «Сорочинской ярмарке».

 

Тема«Сорочинская ярмарка» как отражение народного творчества»

 

План

 

1.Красочность описаний природы, ярмарки, внешнего вида действующих лиц в «Сорочинской ярмарке»;

2.Отражение народного творчества в повести;

3.Реализм сюжета и бытовых картин;

4.Основные черты характеров и поведения действующих лиц. Реализм образов Солопия Черевика и его дочери;

5.Яык действующих лиц повести как средство характери­стики.

Четвертое занятие: «Вечер накануне Ивана Купала».

Тема «Фантастика народного предания»

План

1.Описание быта крестьян в повести.

2. Народное предание как основа сюжета и главная идея

повести.

3. Юмористическое изображение народных верований в «не­чистую силу».

Следующее занятие посвящено повести «Майская ночь или утопленница».

Пятое занятие

Тема «Лиризм повести «Майская ночь… »»

План

1. «Пан-голова» и его взаимоотношения с крестьянами.

2. Народные легенды в повести «Майская ночь».

3. Черты реализма и фантастики в «Майской ночи».

Шестое занятие

«Ночь перед рождеством»

Тема урока «Отражение в повести «Ночь перед рождеством» народ­ных поверий.»

План

 

1. Черты скептицизма в повести.

2. Изображение народных обычаев.

3. Кузнец Вакула как положительный образ.

Методические рекомендации

Гоголь — великий русский писатель.

Значение его творчества. Основ­ные черты его времени. Жизнь, литературные инте­ресы и первые литературные опыты до начала ли­тературной славы будущего великого писателя. Его жизнь и литературная деятельность в первую половину 30-х годов.)

Вначале можно дать сообщения учащихся (по 5-минут каждое):

1. Литературные интересы семьи Гоголя.

2. Изучение Гоголем народного творчества.

3. Литературные занятия Гоголя в период обучения в Нежинской гимназии.

В процессе обсуждения сообщений преподаватель может по­ставить несколько вопросов, как, например:

1. Что способствовало развитию литературных способно­стей юноши Гоголя?

2. Не может ли кто-нибудь сказать, в чём сказалось влия­ние народного творчества в повестях Гоголя?

3. Может ли кто-нибудь привести примеры гоголевского юмора?

Для того чтобы урок прошел содержательно и интересно, он должен быть тщательно подготовлен. Доклад­чики (для первых сообщений — из наиболее успевающих уче­ников) собираются вместе с преподавателем, который прово­дит инструктивную беседу о плане, содержании и источниках каждого из намеченных докладов.. Здесь указывается также на обязательность чёткости и выразительности как чтения, так и устной речи докладчиков.

Вот примерное содержание инструктивной беседы.

Изучение народной жизни и народного творчества начи­нается Гоголем очень рано, и идёт оно разными путями.

Отец великого писателя, Василий Афанасьевич Гоголь, был талантливым и по тому времени образованным человеком. Ему принадлежат остроумные бытовые рассказы и сцены в ли­цах. Комедии Василия Афанасьевича Гоголя из украинского народного быта, написанные для домашнего театра дальнего родственника, вельможи Трощинского, написаны хорошим язы­ком, проникнуты тонким юмором и свидетельствуют об отлич­ном знании автором народной украинской жизни.

Своё дарование, свою любовь к литературе, свой интерес к народному быту Василий Афанасьевич передал и сыну.

Интерес к народному творчеству разделяли и остальные члены семьи Гоголя. Позже мы найдём в письмах юного пи­сателя к матери постоянные просьбы о сообщении ему народ­ных легенд, песен, народных обычаев, описаний одежды, осо­бенностей быта.

Вместе с тем Гоголь изучает вышедшие в печати сборники произведений народного творчества и труды до этнографии. Он был знаком со всеми имевшимися тогда сборниками украин­ских песен.

Но Гоголь не только использовал уже готовый материал устной народной поэзии, — он был также и его собирателем. Уже п юношеские годы, в Нежине, он записывал украинские этнографические и фольклорные материалы в заведённую им «Книгу всякой всячины или подручную энциклопедию». Эти записи он продолжал в последующие годы и накопил большое собрание украинских песен, поговорок, присловий и пр..

В работе он широко пользовался своими записными книж­ками. Гоголь писал о том, что творчество народа обусловли­вается всем ходом его исторической жизни. В статье «О мало­российских песнях» мы читаем: «Я не распространяюсь о важ­ности народных песен. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа. Если его жизнь была деятельна, разнообразна, своевольна, ис­полнена всего поэтического и он, при всей многосторонности её, не получил высшей цивилизации, то весь пыл, всё сильное, юное бытие его выливается в народных песнях». В статье «Несколько слов о Пушкине» Гоголь писал, что через творче­ство народа познаётся его характер. А поскольку, по определе­нию Гоголя, «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа..,», в восприятии мира «гла­зами своей национальной стихии, глазами всего народа», изу­чение народного творчества играет исключительную роль в формировании художественного таланта.

В период своего обучения в Нежинской гимназии высших наук Гоголь очень много читал. Чтение юноши Гоголя было весьма многообразно и свидетельствовало о высоком уровне его литературного развития.

Увлекался он и театром, и живописью. Последняя была его «маленькой страстью»; большой страстью была литература. В эти годы Гоголь также много писал.

Ещё в младших классах Гоголь написал балладу «Две рыбки», с которой он пытался изобразить судьбу своего рано умершего брата Ивана и свою. В журнале гимназии он поме­стил трагедию «Разбойники» и повесть «Братья Твердиславичи».

Очень рано замечается у Гоголя стремление к юмору. Он смешил своими выходками товарищей, прекрасно играл коми­ческие роли. Им была написана сатира в прозе «Нечто о Нежине или дуракам закон не писан».

В лицейские же годы написана и идиллия «Ганц Кюхельгартен».

Таким образом, выступлению Гоголя в начале 30-х годов в печати предшествовала большая подготовительная работа.

Учащиеся могут использовать для своих докладов докумен­тальный материал, приводимый в беседе преподавателя. (Соот­ветствующие цитаты целесообразно выписать на отдельных карточках.)

Четвёртое занятие посвящено «Сорочинской ярмарке».

Примерные доклады учащихся:

1. Красочность описаний природы, ярмарки, внешнего вида действующих лиц в «Сорочинской ярмарке».

2. Отражение народного творчества в повести.

3. Реализм сюжета и бытовых картин.

В плане подготовки учащихся к докладам проводится бе­седа после прочтения ими повести.

Содержание её примерно следующее.

Комическая повесть. «Сорочинская ярмарка» построена на реалистической основе, и фантастический элемент трактуется в ней как проявление суеверия. Вся повесть пронизана юмо­ром, начиная от выбора жениха, основным достоинством кото­рого, "по мнению отца невесты, является умение пить «го­рилку» в неограниченном количестве, и кончая описанием «храброго» поведения казаков при появлении в окне свиного рыла.

Комический характер носят и имена героев: «Солопий Черевик (черевик в переводе на русский язык —туфля), Грицко Голопупенко, Хавронья Никифоровна». Однако комизм имеет здесь не только внешний характер:

он обусловливается определёнными внутренними особенностя­ми изображаемых персонажей. Хотя образы действующих лиц намечены в повести немногими чертами, но это не лишает их жизненности, реализма. Как живые, проходят перед читателем добрый, но слабовольный Солопий Черевик, его сварливая и властолюбивая жена Хавронья Никифоровна, трусливый любитель любовных приключении попович, смелый и дерзкий Грицко, красавица Параска, пленённая ласковостью и красивым поясом Грицка.

В качестве средства характеристики здесь с большим ма­стерством использован язык действующих лиц. Простодушно-доверчивый, невежественный Черевик обращается к куму:

«Скажи, будь ласков, кум! Вот прошусь да и не допрошусь истории про эту проклятую свитку». — «Э, кум! Оно бы и не годилось рассказывать на ночь; да разве уж для того, чтобы угодить тебе и добрым людям», — отвечает не отличающийся храбростью кум.

Иной склад речи у получившего 'в духовной семинарии образование поповича: «Тс! ничего, ничего, любезнейшая Хавронья Никифоровна! Выключая только уязвления со сто­роны крапивы, сего змееподобного злака, по выражению по­койного отца протопопа...»

Параска свои затаённые думы и чувства выражает языком песни: «Скорее песок взойдёт на камне и дуб качнётся в воду, как вербы, нежели я нагнусь перед тобой».

Язык самого автора прост, меток и выразителен. Реалистич­ны здесь описания избы, ярмарки.

Но несмотря на черты реализма, «Сорочинская ярмарка» носит романтический характер. Здесь мы видим одностороннее освещение народной жизни и отдельных характеров, чрезмерно пышные описания природы, молниеносно вспыхнувшую любовь сердцах Грицка и Параски, а также несколько фантастиче­ские средства борьбы Грицка за своё счастье, обобщённый портрет молодой красавицы, наконец, наличие народных пове­рий.

Это сочетание реализма и романтизма в раннем творче­стве Гоголя носит своеобразный характер, оттеняя внут­реннее богатство народной жизни. Автор подсмеивается над слабостями «поселян», живёт их жизнью, говорит их язы­ком, любовно повторяет в эпиграфах их песни, понимает их обычаи и уверенно вводит в среду этой жизни читателя.

Первое и второе из намеченных сообщений учащиеся могут подготовить самостоятельно. Преподавателю достаточно будет дать общие указания, а затем сделать свои замечания в заклю­чительном слове на заседании кружка. Тема третьего значи­тельно труднее, и план его должен быть предварительно об­суждён более или менее подробно.

Его следует начать с точного определения значения реа­лизма как литературного направления. После этого можно об­судить, как раскрыть черты реализма в сюжете, описании бы­товых сцен (по пути на ярмарку и на ярмарке), в трактовке легенды о красной свитке.

«Вечер накануне Ивана Купала».

1. Описание быта крестьян в повести.

2. Народное предание как основа сюжета и главная идея

повести.

3. Юмористическое изображение народных верований в «не­чистую силу».

Начало рассказа «Вечер накануне Ивана Купала»,_и вооб­ще вся художественная рамка, в которую вставлена трагиче­ская, полная мрачной фантазии народная легенда, носит ярко выраженный реалистический характер. Фома Григорьевич, от имени которого ведётся рассказ, вспоминает обстановку, в ко­торой слышал эту чудесную историю от своего покойного деда. Зимний вечер в крестьянской избе с узенькими запушёнными инеем окнами. Мать прядёт пряжу, качая в то же время ногой люльку и напевая песню. Дрожащий огонёк примитивного светильника («каганца»), жужжанье веретена и рассказ старого деда, давно уже не слезавшего с печи, про старину. После та­кого рассказа мальчик «положенную свитку» часто издали принимал «за свернувшегося дьявола» Прежде чем переходить к основной теме, рассказчик с уко­ризной говорит о том, что «эдакое неверие разошлось по свету! Да чего,—вот не люби бог меня и пречистая дева! Вы, может, даже не поверите: раз как-то заикнулся про ведьм — что ж? Нашёлся сорви-голова, ведьмам не верит!» И когда после этого вступления Фома Григорьевич начинает рассказывать фантастическую историю, слышанную им от деда, о страшных делах нечистой силы, читатель воспринимает её как плод на­родной фантазии, как произведение народного творчества, об­работанное Гоголем и вставленное в рамку реалистической по­вести.

Здесь переплетается быль с вымыслом. Бедный хутор, где лепилось около десятка крестьянских избёнок, «не обмазанных, не укрытых», не огороженных хотя бы плетнём. Это жили «бо­гачи». «Голь» же, к которой принадлежала и семья рассказ­чика, жила просто в ямах. Не было защиты ни от иноземных, ни от своих насильников. В этом-то хуторе полюбил молодой батрак Петрусь хозяйскую дочку Пидорку.

Узнав, что Пидорке сватают богатого жениха, Петрусь с горя побрёл прямо в шинок. И вот тут, когда человек поте­рял всякую надежду, в его дела вмешивается нечистая сила, которая толкает его на преступление. Он теряет власть над своими поступками, и простая, привычная жизнь заменяется кошмарными видениями. В основе сюжета рассказа лежит древнее поверье о силе цветка папоротника, расцветающего в Иванову ночь.

Совершив тяжёлое преступление, Петрусь разбогател и женился на Пидорке, но ценой преступления нельзя купить счастья—высокое моральное чувство народа не допускает этого. Петрусь гибнет. Пидорка уходит в монастырь.

И снова от полного трагизма и мрачной фантастики народ­ного предания рассказчик возвращает нас к повседневному бы­ту, к лукавой шутке о том, как чарка кланялась в пояс опьяневшему церковному старосте, как «отец Афанасий ходил по всему селу со святою водою и гонял черта кропилом по всем улицам», как чорт по вечерам стучал в крышу и цара­пался по стене в отместку за то, что тётка покойного деда рас­сказчика закрыла шинок на Опошнянской дороге, где он, в лице Басаврюка, любил пьянствовать, «как нечистое племя... поправляло на свой счёт» развалившийся шинок. Как бы под­чёркивая фантастичность повествования подсмеиваясь над доверчивыми слушателями, автор дополняет свой рассказ несообразностями об ожившем жареном баране, о пляшущей по избе в присядку квашне. Всё это прозрачно намекает на скептицизм рассказчика, очевидно, желающего вызвать такое же отношение и у читателя. Непоколебимой остаётся только простая и великая правда о трудной жизни крестьянской бед­ноты, о тяжести социального неравенства, о моральной высоте народных воззрений, о скептическом отношении ко всякого рода суевериям.

Таким образом, в рассказе «Вечер накануне Ивана Купа­ла» Гоголь рисует картину народной жизни с её бытом, горестями, верованиями, в центре которой даётся народная легенда, проникнутая высоким моральным чувством.

Преподаватель ставит доклад­чикам ряд вопросов, задача которых — выявить, насколько ясен для них характер их будущих докладов.

1. Как показана в повести жизнь крестьянской бедноты и состоятельной части крестьянства?

2. Как изображены в ней взаимоотношения батрака и хо­зяина?

3. Какое народное поверье включено в сюжет по­вести?

4. Почему Петрусь и Пидорка не могли быть счастливы?

5. Как проявляла себя в селе «нечистая сила»?

6. Как относится автор к народным суевериям?

Занятие посвящено повести «Майская ночь или утопленница».

1. «Пан-голова» и его взаимоотношения с крестьянами.

2. Народные легенды в повести «Майская ночь».

3. Лиризм повести.

4. Черты реализма и фантастики в «Майской ночи».

Приводим примерное содержание вводной беседы в повести «Майская ночь или утопленница» Гоголь развёр­тывает повествование в двух планах: реалистически-бытовом и фантастическом. Вся повесть пронизана глубоким лиризмом. На берегу большого пруда, утопая в зелени, раскинулось тихое украинское село. Всё залито лунным светом. Но в этом благодатном уголке жизнь простых людей далеко не легка. Правда, молодость берёт своё, и молодёжь поёт и веселится, но на переднем плане здесь пан-голова. Он глуповат, тщесла­вен и хвастлив; несмотря на свою старость, любит поухажи­вать за молодыми девушками. В селе он представитель власти, и «всё село, завидевши его, берётся за шапки».

В мирской сходке, или громаде, «голова всегда берёт верх и почти только по своей воле высылает, кого ему угодно, ровнять и гладить дороги или копать рвы». Он заставляет крестьян обмолачивать ему хлеб. Его сын говорит о нём: «Он управляется у нас, как будто, гетьман какой..., помыкает, как своими холопьями». Случается, что непокорных голова обли­вает подо» на морозе. Население села ненавидит и голову, и его помощника — писаря. К нему загоняют в огород свиней, парни бьют в его доме окна, подгулявший мужик ругает его.

Обо всём этом говорится как будто вскользь, между про­чим, но действие повести, построено в основном на этом кон­фликте. На стороне Левка вся деревенская молодёжь, именно потому, что это даёт ей возможность выразить свой протест против гнёта головы.

Но как бы ни был силен внешний гнёт, истоки народной жизни неиссякаемы, чувства народа глубоки и прекрасны, ле­генды и поверья наивны, но исполнены поэзии. Беседуя с Ганной, Левко рассказывает ей скорбное предание о молодой загубленной жизни, связанное с сумрачным прудом. Продол­жение своего рассказа он видит во сне, и оно светлым лучом вплетается в его жизнь. Фантастика здесь переплетается с реальной действительностью. Гоголю как будто жаль раз­рушать обаяние народной легенды, и он воздерживается от выражения своего скептицизма в форме обычной для него лу­кавой шутки или тонкой иронии.

«Майская ночь или утопленница»—.одно из самых лириче­ских произведений Гоголя.

Контрольные вопросы

1. В чём основные особенности композиции (построения) повести «Майская ночь»?

2. Как изображена здесь природа?

3. Как показана жизнь крестьянства?

4. Назовите основные черты характера и поведения головы.

5. Как мстит население голове и писарю за их самоуправ­ство?

6. Расскажите об отражении в повести народных преданий и поверий.

7. Укажите элементы фантастики.

8. В чём проявляется реализм повести?

9. Как будете строить доклад по теме «Лиризм повести»? (Лиризм описаний природы, предания о сотниковой дочке, сна Левко, высказываний Левко и Ганны, авторских отступлений и отдельных оборотов речи.)

«Ночь перед рождеством»

1. Отражение в повести «Ночь перед рождеством» народ­ных поверий.

2. Черты скептицизма в повести.

3. Изображение народных обычаев.

4. Кузнец Вакула как положительный образ.

Проводя инструктивную беседу, преподаватель прежде все­го показывает, как Гоголь с изумительным мастерством вос­производит наивность стародедовских представлений (насту­пает темнота, потому что черт украл месяц; прикоснувшись к месяцу, черт обжигается; Вакула решает продать душу черту побоится согрешить, поевши в постный день сметаны, и т. д.).

Ярко выраженное комическое содержание повести построе­но на основе необыкновенных приключений и столкновений. (Черт, желая доставить неприятность кузнецу Вакуле, украл месяц, вследствие чего Чуб неожиданно попал к Солохе, убе­дился в её неверности, и когда Вакула, заставив попавшего ему в руки черта свозить его в Петербург, где он достал черевики для своей капризной возлюбленной, пришёл свататься. за Оксану, старый самодур ответил согласием. Легкомыслен­ной Солохе пришлось прятать своих многочисленных поклон­ников в мешки из-под угля, что тоже составляет комический момент. В качестве пролога к этой сложной интриге явилась прогулка ведьмы с чертом в поднебесье, где они набрали мно­го звезд, а черт, обжигаясь, схватил месяц и спрятал его в карман. Свидетелем этого беззаконного дела был волостной писарь, выходивший на четвереньках из кабака и видавший, как танцевал месяц. Последнее указание сразу придаёт всему демонологическому колориту повести шутливый характер.

Фантастическое содержание «Ночи перед рождеством» (че­ловек ловко одурачил бесовскую силу) носит чисто фольклор­ный характер. Всё оно пронизано жизнерадостным юмором.

Народная фантазия по-своему преобразовала окружаю­щий мир, и эти фантастические представления отразились в описании путешествия Вакулы на черте в Петербург: звёзды играют в жмурки, колдун пролетает в горшке, метла возвра­щается без седока, духи сгустились в тучи и т. д.

«Ночь перед рождеством» — одно из самых насыщенных народной поэзией, описаниями народных обычаев и бытовых подробностей произведений Гоголя. Патриархальное мышление и язык усиливают его народный колорит. Вся повесть построена на сложном переплетении человеческих и бесовских взаимоотношений и страстей. В этой весёлой суете торжест­вует человек и его добрые начала.

Гоголь с огромным интересом и симпатией рисует и народ­ный быт, и народные верования. Его скептицизм выступает здесь в немногих, точно вскользь оброненных замечаниях. Так, например, рассказав, как Солоха летала через трубу на метле, он потом добавляет, что, может быть, «хитрость и сметли­вость её были виною, что кое-где начали поговаривать старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на весёлой сходке лиш­нее, что Солоха точно ведьма».

Повесть «Страшная месть» интересна для учащихся как яркий образчик романтической повести, как первый опыт Гоголя в создании героической эпопеи, явившейся своего рода подготовкой к «Тарасу Бульбе». Поэтому с ней знакомит­ся весь класс в плане внеклассного чтения.

Последнее занятие посвящает­ся изучению незаконченной повести Гоголя «Иван Фёдорович Шпонька и его тетушка».

Очередной урок может начинаться неболь­шим вступлением, в котором учитель обращает внимание на то, что в изображении Гоголя жизнь крестьянства и казаче­ства полна глубоких чувств, ярких переживаний, что в их среде встречаются сильные, благородные характеры. Что же касается дворянства, то жизнь его бедна, бессодержательна, характеры мелки и ничтожны.

Повести «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» по­свящались два доклада:

1. Образ небокоптителя в повести «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка».

2. Образ грубого крепостника Сторченко.

Приводим примерное содержание инструктивной беседы, предшествовавшей самостоятельной работе учащихся над по­рученными им докладами.

Главный герой повести — Иван Фёдорович Шпонька, яв­ляющийся воплощением бездарности, безличности, бесцвет­ности.

«Было ему без малого пятнадцать лет, когда перешёл он во второй класс, где, вместо сокращённого катехизиса и четырёх правил арифметики, принялся он за пространный, за книгу о должностях человека и за дроби. Но, увидевши, что чем даль­ше в лес, тем больше дров, и получивши известие, что батюш­ка приказал долго жить, пробыл ещё два года и, с согласия матушки, вступил потом в пехотный полк». Командир этого полка гордился тем, что несколько его офицеров танцевали ма­зурку. Блеску офицеров также содействовало умение пить чистый спирт и проигрывать в карты «даже исподнее платье, что не везде и между кавалеристами можно сыскать».

В полку так же, как и в школе, Иван Фёдорович отличался благонравием: он безвыходно сидел дома, где «то чистил пу­говицы, то читал гадательную книгу, то ставил мышеловки по углам своей комнаты, то, наконец, скинувши мундир, лежал на постели... Зато в скором времени, спустя одиннадцать лет после получения прапоршичьего чина, произведён он был а подпоручики». Ещё через четыре года Иван Фёдорович вы­шел в отставку и поехал в своё имение. В течение двухнедель­ной дороги с длительными остановками он не скучал, так как находил себе занятия: «...развязывал... чемодан, вынимал бельё, рассматривал его хорошенько, так ли вымыто, так ли сложено, снимал осторожно пушок с нового мундира, сшито­го уже без погончиков, и снова всё это укладывал наилучшим образом. Книг он, вообще сказать, не любил читать».

В пути Иван Фёдорович знакомится с помещиком-крепост­ником Сторченко, который без всякой причины непрерывно ругает своего слугу с заплатанными локтями «подлецом», «мо­шенником», «рожей», сообщает о том, как помогла ему ста­руха «зашёптыванием» от заползшего в ухо таракана.

Особенно выразительна сцена, где показано, как камерди­нер укладывал барина спать. «Тут камердинер Григория Гри­горьевича стащил с него сюртук и сапоги, натянул вместо того халат, и Григорий Григорьевич повалился на постель, и, каза­лось, огромная перина легла на другую.

— Эй, хлопче! Куда же ты, подлец? Поди сюда, поправь мне одеяло! Эй, хлопче, подмости под голову сена! Да что, коней уже напоили? Ещё сена! Сюда, под этот бок! Да по­правь, подлец, хорошенько одеяло! Вот так, ещё! Ох!»

Когда Иван Фёдорович приехал к Сторченко по делу о присвоенной им земле, тут разыгралась сцена. Гостеприимный хо­зяин угощал своего гостя обедом: «Да что же вы так мало взяли? Возьмите стёгнышко! Ты что разинул рот с блюдом? Проси! Становись, подлец, на колени! Говори сейчас: Иван Фёдорович, возьмите стёгнышко!» — «Иван Фёдорович, возь­мите стёгнышко!» — проревел, став на колени, официант с блюдом».

Повесть осталась как бы незаконченной, и в предисловии к ней это объясняется тем, что жена рассказчика использовала половину рукописи для печенья пирогов. Повесть даёт ряд яр­ких реалистических зарисовок быта и нравов провинциального дворянства, показывает необычайно рельефно типичных его представителей.

В противоположность изображаемому Гоголем крестьян­ству и казачеству, у них нет сильных, бескорыстных чувств, нет подвига или хотя бы просто смелого поступка, нет яркой вы­думки, нет поэзии.

 

Конспекты уроков

 

Горьким словом моим посмеются» — слова надписи на надгро­бии Н.В.Гоголя взяты из книги пророка Иеремии (гл. 20, ст. 8) и в кано­ническом переводе звучат так: «Ибо лишь только начну говорить я — кричу о наси­лии. воплю о разорении, потому что Сло­во Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние».

Н.В.Гоголь считал, что искусство спо­собно пересоздать жизнь, согласно хри­стианскому идеалу: «Поэзия — это незри­мая ступень к христианству».

Как совместить эту высокую цель со смехом, с его даром иронии, насмешки над человеком, над его несовершенством? Пи­сатель видит один путь — это путь любви. В записных книжках Гоголя читаем о рус­ском народе: «В нем света мало, но тепло­ты много».

Вопрос о свете — коренной вопрос для Гоголя. «Страшна душевная чернота, и зачем видится это только тогда, когда неумолимая смерть стоит перед глазами», — писал художник в «Завещании».

Тема душевной черноты— тема «Вече­ров...», «Страшной смерти», «Вия», «За­писок сумасшедшего», «Мертвых душ».

Очень важно донести до учеников мысль о том, что полюбить людей «чер­ненькими» для Гоголя — значит спасти их от черноты, изгнать ее из души.

Не менее важным представляется убе­дить ребят в том, что великий писатель не отделяет задач очищения и просветления героев от самого себя.

Летом 1850 года Н.В.Гоголь посещает Оптину пустынь и просит у иеромонаха зашиты, просит молиться за него, ибо Христос «силен», милосерден, сделать все из меня, черного как уголь, убелить и воз­вести до той чистоты, до которой должен достигнуть писатель, дерзаю­щий говорить о «святом» и «прекрасном».

Необходимо показать детям, что очи­щающий смех Гоголя мягок, светел, он не тянет в глубину омута, черноты человече­ской. Он возносит, поднимает над самой смертью. На пути гоголевского смеха встает неумолимая стена — Смерть. Ка­жется, что об нее должны разбиться и смех, и веселье, и сама радость жизни. Трагическое соседство Жизни и Смерти писатель ощущает всегда. Не ей ли, косой старухе-Смерти, бросает Гоголь вызов своим смехом? Не через ее ли темные владения перелетает смех Гоголя, перено­ся человека в бессмертие?

В этом феномен творчества великого русского писателя-гуманиста.

Убежденностью Гоголя в человека, в возможность его преображения и бессмер­тия через веру, любовь, красоту, творчест­во должны проникнуться наши ученики, прикасаясь к творчеству великого масте­ра.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: