Родительский дом
Цели:
1. Образовательная: учить ребят строить взаимоотношения в семье, между членами семьи, расширить и углубить представления учащихся о взаимоотношениях между людьми, о доброжелательном отношении к окружающим их людям, обобщив полученные знания.
2. Развивающая: способствовать раскрытию у ребёнка положительных качеств.
3. Воспитательная: воспитывать любовь к родителям, к близким людям, сохранять семейные традиции.
Задачи:
1. Образовательная: способствовать развитию кругозора, логического мышления, культуры речи, общения.
2. Развивающая: развивать умение ценить и дорожить своими родными, близкими, друзьями; умение применять во взаимоотношениях этические правила и нормы поведения и общения в повседневной жизни.
3. Воспитательная: воспитывать чувство любви к дому, к уюту, чувство ответственности.
Оборудование:
Мультимедийная установка;
презентация;
магнитофон, диск с музыкой.
Структура занятия:
1. Вступление 6 мин.
2. Основная часть: (составляющие дома) 31 мин.
Мудрость и понимание 5 мин.
Любовь 6 мин.
Дружба 4 мин.
Уют 6 мин.
Трудолюбие 6 мин.
Хорошее настроение 4 мин.
3. Заключение 3 мин.
Эпиграф: «Семья вместе – душа на месте»
Учитель «Поговорим?
О том, что важно…
О том, что ценно…
О том, что не всегда понятно…
«…о том, что радостно и больно…
«Поговорим? «Поговорим!!!»
Учитель: Сегодня мы поговорим о Семье… Семья это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.
Сила любви к своей семье, своему дому освещает особым светом наше детство, нашу юность. А что означает понятие «ДОМ»?
Учитель: Понятие «ДОМ»? Я согласен с поэтом:
«А дом, заставленный добром, - ещё не дом.
И даже с люстрой над столом - ещё не дом.
И на окне с живым цветком - ещё не дом
И даже с чайника баском - ещё не дом.
………………………………………….
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом, твоим теплом…»
Учитель: Давайте поразмышляем, что такое «тепло дома »?
- Я думаю, что «тепло дома » - от семьи, от людей, живущих в доме…
Учитель: Мне кажется, еще это и те ощущения, чувства, которые согревают душу. Давайте вспомним, какие ассоциации связаны у нас с понятием «СЕМЬЯ»…
Учитель: Большинство из нас связывает с понятием «СЕМЬЯ» и «РОДИТЕЛИ» позитивные эмоции и ощущения. Да, родители остаются для нас самыми близкими, главными и любимыми людьми. Именно добрые отношения с ними, с сёстрами, братьями, бабушками и дедушками и согревают наш ДОМ! И как хрупки порой бывают взаимоотношения с ними… А как ты думаешь: необходимо ли быть деликатными, тактичными не только в обществе, но и в доме, в семье?
- Давайте посмотрим видео-ролик, будьте внимательны.
ВИДЕО
Учитель: Зачем нам необходимы тактичность и деликатность в семейных отношениях?
(Предполагаемые ответы: чтобы не было обид, ссор, непонимания, отчуждения и т.д.)
Учитель: Конечно, не у всех у нас всё хорошо в семьях: есть и неполные семьи, есть и разлад в отношениях с родителями… А вот какие проявления подросткового возраста, характера осложняют наши взаимоотношения с близкими в семье? Как вы думаете?
(Предполагаемые ответы: эгоизм, непослушание, грубость, своеволие и т.д.)
Учитель: Надо сказать ещё и о том, что мы не всегда бываем снисходительны, не умеем прощать и просить прощения …
Эти проявления мешают нам жить в мире и в ладу с близкими, создают отчуждённость, если так можно сказать они «остужают » ТЕПЛО наших ДОМОВ.… Значит, и от нас, нашего отношения, поведения зависит Тепло наших Домов! А как вы считаете? Зависит и от нас мир в семье?
Я предложила вам для сегодняшней нашей встречи тему под названием «Родительский дом ». (Включить презентацию, 1 слайд – Тема)
Отсюда, из родного дома начинается ваш собственный жизненный путь… Отсюда его начало …Что вы возьмёте из семьи с собой в жизнь? Вам повезло, если вашим родителям удалось построить крепкую семью…И их пример у вас перед глазами… А тем, кому повезло меньше…Я надеюсь, что вы сумеете построить в будущем свой ДОМ…ДОМ, который станет счастливым «началом начал » для ваших детей…
Обратите внимание на эпиграф к занятию. 2 слайд - эпиграф.
«Семья вместе – душа на месте»
- Как вы думаете, что означат эта пословица?
(Предполагаемый ответ: если все члены семьи дома, то на сердце спокойно).
Игра: Строим дом.
Учитель: А давайте сейчас поиграем! Создадим проект идеального ДОМА, ДОМА НАШЕЙ МЕЧТЫ - как символа ОЧАГА, УЮТА,ТЕПЛА…Подумаем, какие нравственные качества создадут атмосферу УЮТА, РАДОСТИ и СЧАСТЬЯ в ДОМЕ?
В основании его для меня важнее всего «Любовь». Специалисты в области семейной психологии выделяют 3 варианта любви в семье:
1. «Я буду любить тебя, ЕСЛИ …» (при условии)
2. «Я буду любить тебя, ПОТОМУ ЧТО » (за заслуги)
3. «Я буду любить тебя, НЕСМОТРЯ НА (твою неблагодарность, лень и т.д.»
Учитель: Мне кажется, очень важно определиться с фундаментом такого ДОМА! На чём, на каком основании он будет построен? Ведь от этого зависит его прочность!
В основном, так и любят родители… Как сказал поэт:
«…Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей…»
Вот эта безусловная, бескорыстная, порой жертвенная любовь и помогает наполнить ДОМ теплом, гармонией, миром и тишиной … Надо учиться любить близких именно так… «несмотря на…»… А любим ли мы их так сейчас? Любим ли?!! Подумайте об этом…
Чтобы найти следующее составляющее фундамента дома, который мы создаем, послушайте притчу.
В ней речь идёт об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения. (притча)
«В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на неё как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удаётся жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» - удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нём одно и то же слово – «понимание», - пока не написал его сто раз. «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» - обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.»
Учитель: Как вы думаете, ребята, неужели тому старцу из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, отругать баловников, ненароком разбивших тарелку? Как это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар! Но он никогда не позволял себе и слова, произнесённого от неспокойного или злого сердца.
- Каким он был человеком?
- Каковы черты характера этого человека? (мужество, доброта, милосердие).
Как можно назвать, охарактеризовать выбранную старцем линию поведения? (мудрой)
Итак, одними из составляющих нашего дома являются МУДРОСТЬ и ПОНИМАНИЕ (2 листа). Заложим это составляющее в дом.
3) Учитель: Помимо чувства любви, мудрости и понимания в семье возникают взаимоотношения между близкими людьми. В семейных взаимоотношениях близкие люди, члены семьи в НАШЕМ ДОМЕ придерживаются некоторых негласных правил, «законов». Об этих «законах» мы говорили и прочитаем их, объединив одним словом. Именно это составляющее будет скреплять все предыдущие.
Давайте попробуем определить это важное составляющее.
1. Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи другого.
2. Не ссорься и не упрекай, если у других что-то не получается.
3. Умей принять помощь, совет и замечания от других.
4. Относись к своему товарищу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
5. Умей слушать других.
«Законы» ДРУЖБЫ
ДРУЖБА (листок) – вот ещё одно составляющее, которое мы заложим в НАШ ДОМ.
4) Учитель: Как можно назвать предметы и многие другие, которые «живут» в наших домах? (Предметы быта)
Все эти предметы, а так же и многие другие создают в доме обстановку, а по- другому - ^ УЮТ (слайд 16)
Это составляющее мы тоже поместим в наш дом.
5) Учитель: А сейчас давайте представим, что мы вошли в дом, в котором хотите поселиться со своими близкими. А там только пустые комнаты. Что вы возьмёте с собой в свой дом? (Называют предметы быта – холодильник, утюг и др.)
Учитель: В НАШЕМ ДОМЕ должно быть тепло, чисто, светло, должно вкусно пахнуть приготовленным мамой или бабушкой обедом.
Но всё это возможно только при наличии ещё одного составляющего, которое мы найдём в пословицах. Пословицы необходимо «собрать» из разрозненных слов. Работать вы будете в парах – с 1по8, каждую пословицу собирает одна пара.
(8 конвертов с разрезанными пословицами)
1. Землю красит солнце, а человека — труд.
2. Птицу узнают в полете, человека — в работе.
3.Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
4. Кто труда не боится, того и лень сторонится.
5.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
6.Труд кормит, а лень портит.
7.Терпенье и труд всё перетрут.
8.Славен человек не словами, а делами.
Учитель: Итак, какое составляющее объединяет эти пословицы? (Труд)
Составляющее НАШего ДОМа - ТРУД (листок). Присоединяем к доске.
Учитель: Закройте глаза…Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе…
Откройте глаза.
- Вам понравился этот дом?
Теперь разведем очаг и согреем наш дом. (переворачиваю плакат на доске, под ним камин). У нас есть дрова, их надо положить в камин и развести огонь. (Поочередно выходят дети, читают надпись на дровах и отвечают на вопрос: Кто эту обязанность выполняет у вас дома?
На доске нарисован плакат - камин и на магниты (клей) нужно приклеить дрова.
Надписи на поленьях дров (с обратной стороны).
1. стирать
2. приготовить обед
3. мыть обувь
4. ухаживать за домашними животными
5. готовить ужин
6. пылесосить в доме
7. готовить завтрак
8. поливать комнатные растения
9. позаниматься с младшими братьями, сестрами.
10. вынести мусор
11. подоить корову
12. сходить в магазин
Прополоть грядки
14. отнести бабушке продукты
15. вымыть посуду
16. вымыть полы
17. наколоть дров
18. вскопать грядки
В «камин» положены все дрова.
И вот уже весело потрескивают дрова в камине, теплом и светом наполняется наш дом.
Обратим внимание, чьими стараниями это достигается в ваших семьях. Кто большую часть домашних забот выполняет …????
Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме есть уют, тепло и гармония.
Там, где все заботы по дому лежат только на женских плечах, домашние обедняют себя радостями, там, как правило, царят раздражение, непонимание, разрыв в общении.
6) Учитель: (Звучит муз. «Улыбка») Знакома нам эта песня? (Конечно, с детства). О чём в неё поётся? (Об улыбке).
Дейл Карнеги (известный психолог) считает, что улыбка «создаёт счастье в доме, служит паролем для друзей. Она ничего не стоит, но много даёт». Как хорошо жить, находиться в там, где тебя ждут, встречают и провожают с улыбкой, говоря при этом добрые, приятные слова.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, скажите несколько добрых слов.
Ребята, улыбки и приятные слова создают нам…??? (хорошее настроение)
Поэтому в НАШЕМ ДОМЕ всегда должно быть
^ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ (листок прикладываем на доску)
Заключение.
Учитель: Посмотрите, каким получился НАШ ДОМ!
Давайте ещё раз произнесём те составляющие, которые будут лежать в основе уже ВАШЕГО ДОМА. (читают)
Я надеюсь, что вы в своей семье будете любящими, мудрыми, всегда всё понимающими, дружелюбными, трудолюбиво создающими уют, и всегда в хорошем настроении, доброжелательно общаясь со своими такими дорогими близкими людьми!
И закончить наше занятие я хочу такими словами:
«Любите родственников своих. Умейте быть благодарными. Кто холоден и невнимателен, не досадуйте и не огорчайтесь, но надейтесь, что постоянным вниманием и терпением заслужите и его любовь».
Всем спасибо! Занятие окончено!
1. Землю красит солнце, а человека — труд.
2. Птицу узнают в полете, человека — в работе.
3.Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
4. Кто труда не боится, того и лень сторонится.
5.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
6.Труд кормит, а лень портит.
7.Терпенье и труд всё перетрут.
8.Славен человек не словами, а делами.
вскопать грядки
стирать
приготовить обед
мыть обувь
ухаживать за домашними
животными
готовить ужин
пылесосить в доме
готовить завтрак
поливать комнатные
растения
позаниматься с младшими
братьями, сестрами.
вынести мусор
подоить корову
сходить в магазин
прополоть грядки
отнести бабушке продукты
вымыть посуду
вымыть полы
наколоть дров