Стилистика русского языка и литературное редактирование




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

 

Кафедра журналистики

 

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

по дисциплине

Стилистика русского языка и литературное редактирование

Направление подготовки: 035700 ЛИНГВИСТИКА

 

Тула 2012 г.


Сборник методических указаний к практическим занятиям составлен канд. филол. наук, доцентом Рудомазиной Т.Б. и обсужден на заседании кафедры журналистики гуманитарного факультета

протокол № ___ от "___"______________ 2012 г.

Зав. кафедрой________________Б.А. Играев

 


Цели практических занятий по дисциплине «Стилистика русского языка и литературного редактирования»: на практике помочь студентам-лингвистам на основе знания стилистических и стилевых ресурсов и норм современного русского языка овладеть навыками создания и редактирования текстов.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Стилистика языка

План

1. Понятие литературного языка.

2. Признаки литературного языка.

3. Литературная речь как ведущая форма существования русского языка.

4. Понятие стилистической системы языка.

5. Понятие стилистической парадигмы: фонетико–стилистическая, лексико–стилистическая, морфолого–стилистическая и синтактико–стилистическая парадигмы.

6. Понятие стилистической окрашенности языковых единиц. Функционально–стилевая и экспрессивно-эмоциональная окрашенность.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Стилистические нормы

План

 

1. Понятие языковой нормы.

2. Актуальность выделения нормативного аспекта языкознания.

3. Различные трактовки понятия нормы. Соотношение коммуникативных, стилистических и языковых норм.

4. Принципы классификации языковых норм.

5. Функции и источники языковых норм.

6. Колебания нормы как форма функционирования языковой системы. Речевая «неудача» и «ошибка».

7. «Уровневая» модель нормативного описания языковой системы.

8. Стилистические недочеты как отклонение от нормы. Классификация стилистических ошибок.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Изобразительно-выразительные средства русского языка

План

1. Понятие языковой выразительности.

2. Соотношение стилистического и выразительного языкового значения. Понятие о тропе. Характеристика основных тропов: эпитета, сравнения, метафоры, метонимии, синекдохи, гиперболы, литоты, иронии, аллегории, олицетворения, перифразы.

3. Стилистические ошибки, связанные с употреблением тропов.

4. Понятие о стилистической фигуре. Характеристика основных фигур: анафоры, эпифоры, антитезы, инверсии, градации, эллипсиса, умолчания, риторического вопроса, риторического обращения.

5. Стилистические ошибки, связанные с употреблением фигур.

 

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Явления фонетического уровня в нормативно–стилистическом аспекте. Фонетическая стилистика

План

1. Своеобразие норм произношения. Основные черты русского литературного произношения.

2. Лингвогеографические явления в орфоэпии. Московское и ленинградское произношение.

3. Акцентологические нормы. Типичные случаи нарушения акцентных норм.

4. Стилистическая значимость звуковой организации речи. Понятие благозвучия. Стилистические приемы усиления звуковой организации речи. Экспрессивность звукового уровня художественного текста. Звукопись и звуковой символизм.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Стилистические функции единиц лексической системы

План

1. Стилистическая роль синонимии, антонимии, полисемии, омонимии, паронимии. Предупреждение речевых ошибок.

2. Стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка.

3. Стилистическое использование лексики ограниченного употребления.

4. Стилистически не оправданное использование устаревших слов, неологизмов, окказионализмов, заимствований, диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов.

5. Лексические образные средства.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Фразеологическая стилистика

План

 

1. Стилистическое расслоение фразеологии.

2. Фразеологизмы как показатели идиостиля.

3. Речевые ошибки и стилистические недочеты, связанные с употреблением фразеологизмов. Типы фразеологизмов.

4. Трансформация фразеологического оборота в тексте.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Стилистические ресурсы словообразования

План

 

1. Функции русского словообразования.

2. Словообразовательные правила и стилистика. Стилистически окрашенные словообразовательные модели.

3. Словообразовательные правила создания эмоционально–экспрессивной окраски речи.

4. Стилистические функции окказионализмов.

 

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Стилистика частей речи

План

1. Стилистические ресурсы имени существительного.

2. Стилистическая роль имени прилагательного.

3. Стилистическое использование имени числительного.

4. Стилистические функции местоимения.

5. Стилистические ресурсы глагола и глагольных форм.

6. Употребление морфологических вариантов.

7. Типичные ошибки в речи, связанные с употреблением форм слова.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Синтаксическая стилистика

План

 

1. Стилистика простого предложения (синонимия односоставных и двусоставных предложений; синонимия конструкций, связанных с управлением; стилистические особенности предложений с однородными членами; ошибки, связанные с употреблением однородных членов).

2. Стилистика сложного предложения (синонимия сочинительных и подчинительных союзов, распределение сложных предложений по функциональным стилям, стилистические ошибки в сложном предложении и способы их устранения).

3. Синтаксические средства экспрессивной речи. Порядок слов как грамматическое и стилистическое средство.

 

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10.

Основы литературного редактирования

План

1. Требования к тексту и необходимость редактирования.

2. Виды редактирования.

3. Этические аспекты работы редактора.

4. Редакторский анализ текста, виды редакторского чтения (ознакомительное, углубленное, шлифовочное);

5. Виды правок (вычитка, обработка, сокращение, переделка);

6. Задачи и условия правки;

7. Основания для выбора правки;

8. Операции правки.

 

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

Редактирование смысловой структуры текста

План

1. Смысловая структура текста и ее редактирование: методика выделения в тексте основной мысли, основных элементов общего содержания (система установочных и развивающих тезисов, аналитическая оценка ситуации), второстепенные элементы общего содержания (система иллюстраций к установочным и развивающим тезисам, общий фон к цели сообщения); дефекты в смысловой структуре и их устранение.

2. Редактирование композиции (сильные позиции текста, размещение содержательно–смысловых элементов текста).


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

Редактирование функционально–смысловых типов речи

План

1. Редактирование ФСТР: описание, его типы, дефекты в описании и их устранение;

2. Повествование, его типы, дефекты в повествовании и их устранение; рассуждение;

3. Дефекты в построении вопросительной реплики и их устранение;

4. Виды речевых погрешностей в тексте и их редактирование: языковая неправильность, плеоназм, нечеткость и неясность высказывания

 

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13

Редактирование логической стороны текста

План

1. Редактирование логической стороны текста: нарушение законов логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).

2. Нарушение правил операции с понятиями (правила определения и классификации понятий); контактные и дистантные алогизмы в тексте; формально–логические и образные противоречия в тексте.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: