Методика измерения этноцентризма




Методика «Интолерантность—толерантность» (ИНТОЛ)

(Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ,2005.)

 

Методика разработана Л. Г. Почебут в соответствии с процеду­рой, предложенной Р. Лайкертом, и предназначена для исследова­ния уровня толерантности личности. В данном случае толерант­ность понимается как эмоциональное состояние индивида, при котором личностные качества или поведение другого человека ему не нравятся, эмоционально неприемлемы. Однако индивид про­являет терпение и уважение к мнению другого, сохраняет устой­чивость по отношению к неприемлемому или манипулятивному влиянию. Методика состоит из 16 утверждений, половина из ко­торых выявляет толерантное отношение, а вторая половина — интолерантное.

Текст

Инструкция. Прочтите, пожалуйста, предложенные утверждения и оцените степень своего согласия с ними. Отмечайте свое мнение в бланке для ответов. Оценку производите следующим образом:

2 — совершенно согласен;

1 — согласен;

0 — трудно сказать;

—1 — не согласен;

—2 — совершенно не согласен.

1. Я доволен, если смог проявить уважение к мнению другого человека, даже если я с ним принципиально не согласен.

 

2. Я осуждаю человека, если он, по моему мнению, совершил безнравственный поступок

3. Мне не нравится, когда меня критикуют, но я прислушива­юсь к справедливым замечаниям.

4.Меня раздражает, когда приходится разговаривать с челове­ком, плохо знающим русский язык.

5.Я переживаю, если обидел другого человека или нагрубил ему.

6.Мне неприятно стоять рядом с людьми иной расы или нацио­нальности и прикасаться к ним.

7. Я умею владеть собой: сдержанно и доброжелательно разго­варивать с людьми даже в конфликтной ситуации.

8.Я не стану доверять людям, которые, как мне стало известно, кого-то обманули.

9.Я последовательно и принципиально отстаиваю свои права, не нарушая прав других людей.

10.Меня настораживает, когда другие люди пытаются защитить свои идеи, ценности, веру.

11.Я хотел бы быть более терпимым и снисходительным к по­ступкам других людей.

12.Я рад, когда окружающие люди соглашаются с моим мнени­ем, не высказывая своего и не настаивая.

13.Я стараюсь не нарушать традиций и культурных норм того народа, среди которого живу.

14. Я озабочен тем, чтобы окружающие соблюдали мои права

15.Я переживаю, если не удалось построить с человеком отно­шения взаимного уважения, терпимости, доверия.

16. Меня возмущает, когда люди обманывают мне прямо в лицо.

Математическая обработка. Подсчитывается сумма ответов по шкале «толерантность» (с учетом знака) и сумма ответов по шкале «интолерантность» (с учетом знака). Затем суммы складываются без учета знака.

Максимальная сумма по шкале «толерантность»: 16 баллов.

Максимальная сумма по шкале «интолерантность»: —16 баллов.

Максимальный индекс «ИНТОЛ»: 32 балла.

Минимальный индекс «ИНТОЛ»: —32 балла.

.

Ключ

Толерантность — 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15. =12

Интолерантность — 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16.=-1

Общее=11

Нами было проведено пилотажное исследование. Получено мне­ние 152 респондентов. В соответствии с их замечаниями утвержде­ния были откорректированы. Затем были высчитаны внутренние корреляционные связи между всеми вопросами методики. Вопросы, составляющие шкалу толерантности, составили корреляционную плеяду с положительными взаимосвязями. Вопросы, направленные на оценку интолерантности, также составили положительную пле­яду. Шкалы толерантности и интолерантности отрицательно кор­релируют друг с другом. Опрос данных респондентов установил, что средние значения толерантности для данной выборки равнялись 8,71 балла.

 

 

Методика измерения этноцентризма

(Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.)

 

Методика разработана М. Г. Стадниковым, который опирался на определение Д. Мацумото: «Этноцентризм — тенденция оценивать мир с помощью собственных культурных фильтров». Создавая методи­ку, автор использовал идеи Т. Адорно, теорию социальной идентич­ности Г. Тэджфела и теорию социальной категоризации Д. Тернера. На основе анализа научных, литературных и газетных текстов, ин­тервью с представителями разных национальностей он разработал инструментарий, определяющий уровень этноцентризма личности. Методика состоит из двух опросников. В этом разделе мы приводим текст методики, направленной на выявление степени этноцентризма русских. Текст можно переформулировать так, чтобы определить сте­пень этноцентризма представителей других народов.

Текст № 1

Инструкция. Выберите, пожалуйста, из предложенных суждений те, с которыми вы согласны. Постарайтесь определить степень сво­его согласия с этими суждениями в соответствии с предложенной шкалой: полностью согласен — согласен — трудно сказать — не со­гласен — совершенно не согласен.

Суждения Полностью согласен Согласен Трудно сказать Не согласен Совершенно не согласен
  Следует повысить солидарность и чувство национального самосохра­нения русского народа          
  Цель любого гражданина нашей страны в первую очередь - спасе­ние и укрепление единства Отече­ства, а приоритет - возрождение культуры и достоинства русского народа          
  Русский народ для других народов России - естественный центр притяжения          
  Государственное будущее России зависит от восстановления русским народом своих материальных и ду­ховных сил, своего национального единства          
  На сепаратизм окраин существует только один действительно серьез­ный ответ - укрепление единства и мощи русского народа ради восста­новления его роли как центра притяжения          
  Ни у кого нет права, оставаясь гражданином России, рассматри­вать ее как чуждую страну пребы­вания, как «эту» страну          
  Русская культура представляет историческую основу, богатство культуры нашей страны          
  Сегодня принижается роль русской культуры в историческом духовном процессе, искажаются ее высокие гуманистические принципы          
  Сегодня не только пропагандиру­ется идея духовного вырождения русской нации, но и усиливаются попытки создать для этого благо­приятные условия          
  Сегодня широко практикуется про­движение с помощью кино, теле­видения и печати антирусских идей, порочащих нашу историю и куль­туру, открыто унижается достоин­ство русской нации, осмеиваются русская история и наш народ          
  Сегодня продолжается уничтожение русских архитектурных памятников. Реставрация памятников русской архитектуры ведется крайне медленно и очень часто с созна­тельным искажением их изначаль­ного облика          
  Необходимо поставить вопрос о более активной защите русской национальной культуры, правиль­ном освещении ее истории в печа­ти, кино и телевидении, раскрытии ее прогрессивного характера, исто­рической роли в создании, укреп­лении и развитии русского госу­дарства          
  Сегодня необходимы усилия, на­правленные на защиту и даль­нейшее развитие великого духов­ного богатства русского народа, яв­ляющегося великим завоеванием всего человечества          
  Возрастание национального само­сознания любого народа рассмат­ривалось как явление позитивное и прогрессивное. Аналогичные про­цессы в национальном самосозна­нии русских однозначно расцени­ваются как явление резко отрица­тельное          
  Я считаю, что русский человек - это самый развитый и самый умный человек вообще          
  Я считаю, что русский человек - это тот человек, который родился в России, там прожил всю жизнь и умер там. Он отличается от других тем, что ему не надо «чужой земли»          
  Мне кажется, что русский человек -это человек, который родился в России и у него очень открытая душа          
  Я думаю, что русский человек - это человек, который живет в России и мыслит как русский          
  Главная особенность русского человека – это его сильный дух и широкая душа          
  Русский человек - это самый хо­роший человек: добрый, умный, сильный, он все делает хорошо, за это его уважают все страны, это самый доблестный человек          

 

Математическая обработка. Показатель этноцентризма подсчитывается следующим образом: ответам «полностью согласен» при­сваивается 5 баллов; «согласен» — 4 балла; «трудно сказать» — 3 бал­ла; «не согласен» — 2 балла; «совершенно не согласен» — 1 балл.

Текст № 2

Инструкция. Выберите, пожалуйста, из предложенных суждений те, с которыми вы согласны. Постарайтесь определить степень сво­его согласия с ними в соответствии с предложенной шкалой: пол­ностью согласен — согласен — трудно сказать — не согласен — совершенно не согласен.

Суждения Полностью согласен Согласен Трудно сказать Не согласен Совершенно не согласен
  Большинство национальных культур мира более отсталые по сравнению с русской культурой          
  Для остальных национальных куль­тур России русская культура должна быть образцом для подражания          
  Люди, принадлежащие к другим на­циональным культурам, ведут себя странно, когда приезжают в Россию          
  Образ жизни, принятый в других национальных культурах, также имеет право на существование, как и образ жизни людей, принадлежа­щих к русской культуре          
  Другие национальные культуры мира должны стремиться достиг­нуть уровня русской культуры          
  Мне безразличны ценности и обы­чаи других национальных культур мира          
  Другие национальные культуры дол­жны относиться с почтением к русской культуре          
  Я могу дружить с людьми из любых национальных культур          
  В русской культуре принят практи­чески самый правильный образ жизни          
  Я очень интересуюсь ценностями и обычаями других национальных культур          
  Я ориентируюсь на ценности рус­ской культуры, когда сужу о людях из других национальных культур          
  Я рассматриваю людей русской культуры как высокодуховных          
  Я предпочитаю не иметь дело с людьми из других национальных культур          
  Большинство людей в русской куль­туре не знают, что для них хорошо          
  Я не доверяю людям из других на­циональных культур          
  Я не люблю общаться с людьми из других национальных культур          
  Я не особенно уважаю ценности и обычаи других национальных культур          

Математическая обработка. Подсчет баллов по опроснику № 2 производится так же, как и по опроснику № 1. Следует иметь в виду, что вопросы 8 и 10 здесь имеют обратные значения, следовательно, ответ «полностью согласен» оценивается в 1 балл, а ответ «совер­шенно не согласен» в 5 баллов.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: