Программа наблюдения за подростковым возрастом




Цель наблюдения: выявить основные критерии развития подросткового возраста.

Критерии наблюдения:

I. Социальная ситуация развития

1. Взаимодействие со сверстниками:

- интимно-личностное общение со сверстниками,

- владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками,

- стремление к общению и совместной деятельности

- самоутверждение в группе сверстников

2. Взаимодействие со взрослом:

- сепарация,

- потребность к автономии

- внутренняя позиция не имеет силы и устойчивости

II.Новообразования

- «Я-концепция»

- Личностная рефлексия

- Чувство взрослости

Ситуация наблюдения: ребёнок находится в помещении.

Выбор испытуемого: мальчик подросткового возраста был выбран в качестве испытуемого, потому что его возрастные рамки соответствуют подростковым и на его примере можно разобрать такие аспекты как социальная ситуация развития, новообразование.

Протокол наблюдения:

Временной интервал Описание наблюдаемой ситуации Интерпретация фактов в соответствии с параметрами
00:00- 07:50 Двое людей сидят за столом, мальчик говорит: -Здравствуйте, я Сергей, мне 14 лет. - Здравствуй, Сергей. Ты себя ощущаешь взрослым или маленьким? - Взрослым. - Как и огда и как ты почувствовал, что перестал быть маленьким? -Когда начал ездить на метро. - Что значит быть взрослым, по-твоему? -Носить ответственность, -крутит ручку в руках. - За что ты уже можешь взять ответственность в своей жизни? - За свои поступи, за тех, кто меня окружает. - Изменилось ли как-то твоё отношение к учёбе по сравнению с младшим школьным возрастом? - Да, несомненно, я стал относиться к учебе проще. - Как у тебя складываются отношения со своими сверстниками? - Хорошо у нас очень дружный класс. - У тебя есть друзья, наверняка. Как с ними складываются отношения? - У меня много хороших друзей. - Вы часто спорите, ссоритесь? - Как ни странно, да, практически каждый день. -Но это носит шуточный характер или прям в серьез? - Каждый день-шуточный, а всерьез мы ссоримся раз в неделю. - Как вы с друзьями предпочитаете проводить время, часто ли и где собираетесь? - Мы часто встречаемся вне школы, ходим в кафе, кино, собираемся у кого-то дома, посещаем культовые мероприятия типа выставок - Чем ваша компания отличается от других групп? - Сплоченность. На фоне других классов у нас хорошая взаимосвязь друг с другом. - Кем бы ты хотел быть? - Искусствоведом. - Среди твоих друзей есть те, которые знают, кем хотят быть? - Да, в следующем классе ОГЭ, надо определиться -ОГЭ- это не конец света. - Да, но он многое решает - Представь, что ты оканчиваешь школу, получаешь аттестат зрелости. Что ты будешь делать дальше? - Пойду в университет или институт, что, по сути, одно и тоже - Вчём ты хорошо разбираешься? - МХК, история - И все? -Да. - Можешь рассказать о своей сокровенной мечте, которая ещё не осуществилась? - Да. - Родители разделяют её с тобой? -Нет, они о ней не знают, моя мечта это моя мечта - Насколько важно для тебя мнение родителей? - Безусловно, мнение родителей для меня важно, поскольку они в основном решали мою жизнь до самостоятельных решений, так что им лучше знать. - В личных вопросах ты советуешься с ними? -Нет. Иногда. - Какое место в твоей жизни занимают учителя? - Безусловно важное, потому что они дают знания, без которых мы не могли бы жить - Расставь в порядке значимости отношений для тебя: друзья (друг), родители, учителя (учитель). - О времена, о, нравы. Родители, друзья, учителя. - Ты бы хотел в будущем заниматься только любимым делом, которое выберешь, или готов на компромисс? - Родители со мной согласны, но, если возникнут разногласия, будем искать компромисс. - Как ты относишься к сплетням, прозвищам. -Так себе. Но у нас в классе есть прозвища, одного человека мы зовем отец Алексий из-за его любви к инквизиции. Больше прозвищ нет, а к сплетням, бывает по телефону обсуждаем. - Есть у тебя прозвище? -Нет   - Как ты считаешь, можно ли доверять людям? -Да. - А ты доверяешь людям? - Да, зависит от людей и ситуации. Если я их знаю. - Кого можно назвать настоящим мужчиной, а кого – настоящей девушкой? - Вопрос очень философский. - Как ты можешь охарактеризовать себя? - Личность Насколько и в чём ты соответствуешь своему идеалу? - Я соответствую. -У тебя есть кумир? -Нет. - В отношении чего ты уверен в завтрашнем дне? - Не в чем. Это дает стимул это получить - Чем ты предпочитаешь заниматься в свободное время? - Спать. - А хобби? - Музыкальная школа. Но это скорее работа. - Хорошо, спасибо за интервью.   Ответственность - это осознанное поведение, это проявление сознательности в своих поступках. Это не перекладывание своих проблем на чужие плечи, не обвинение других, не представление себя в качестве жертвы, а позиционирование себя как самостоятельной личности, понимающей результат своего действия или бездействия.[1] У данного подростка четко сформированы понятия об ответственности.   Общение со сверстниками – одна из основных потребностей и ведущая деятельность подросткового периода. В основе стремления подростка к общению со сверстниками лежат типичные потребности переходного возраста, такие как потребность достичь общественного признания, одобрения, потребность в принадлежности, принятии и теплом отношении, потребность в самоутверждении, в самореализации. [2] В сравнении с более ранними возрастными этапами отношения подростка со сверстниками усложняются. Форма общения интимно-личностная. [3]     Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни. В это время человек многое переосмысливает, пытается эмоционально сепарироваться от родителей, радикально меняется внешне и внутренне. Именно в подростковом возрасте он начинает всерьез задумываться о том, кем хочет работать в будущем. [4] У данного подростка вполне сформирована профориентация, скорее всего на это наложили отпечаток любимые предметы в школе.     В общении со взрослыми подростки, с одной стороны, сохраняют черты, которые были им присущи в младшем школьном возрасте: потребность в поддержке, авторитетность взрослого, некритичность в подражании некоторым проявлениям взрослых, с другой - появляются новые черты, вступающие в противоречие со старыми - стремление к независимости, к уважительному и серьезному отношению со стороны взрослых к личной жизни и правам подростка. [5] Подросток проводит личностную рефлексию, анализируя сам себя и свое поведение, а также поведение окружающих. Судя по хобби, можно предположить о высокой загруженности ребенка, что может негативно сказаться в период перестройки организма на дальнейшем развитии, как психическом, так и физическом. [6]  

Заключение: В данном видео видно, что форма общения со сверстниками носит интимно-личностный характер. У ребенка развита личностная рефлексия и завершает формирование «я-концепция». Не смотря на потребность к автономии, у подростка пока на первом месте стоят родители, друзья на втором. При этом доверительные отношения есть с обеими сторонами.

Ссылка на видео: https://yadi.sk/i/l8UuY68cP4m97w

 

 


[1] Юрченко И. В. Подростковая агрессия. - М.: LAP 2012

[2] Краковский А. П. О подростках - М.: Педагогика, 1981

[3] Казанская В. Подросток. Социальная адаптация. - М.: Питер, 2011.

[4] Психология: учебник / под общ. ред. А. С. Обухова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 583 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.

[5] Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону., М., 2000. часть 4, гл. 1, С.191–216

[6] Психология: учебник / под общ. ред. А. С. Обухова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 583 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: