Содержание занятия
Посмотрите видеоурок по теме «Понятие о бессоюзном сложном предложении». Запишите виды смысловых отношений между частями БСП.
Режим доступа:
https://yandex.ru/video/search?text=29
ВКонтакте 29. Понятие о бессоюзном сложном предложении 7 апреля
Или:
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1318335357093696802&from
2. На материале §118 (А.М. Земский. «Русский язык», ч.2) составьте опорную схему по теме «Знаки препинания в БСП».
3. Посмотрите видеоурок по теме «Сложные предложения с разными видами связи». Запишите варианты сложных синтаксических конструкций (ССК). Обратите внимание, что в последнем примере составления схемы допущена графическая ошибка: только ПЧ могут располагаться ниже ГЧ. Если связь бессоюзная или сочинительная, то часть (прямоугольник) располагается на верхней строке, независимо от того, после какой части следует.
Режим доступа:https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5492136320023553144&text
34. Видеоурок Сложные предложения с разными видами связи 16 ноября 2018 (длительность 14:26).
4. Познакомьтесь со схемой разбора ССК, запишите её в тетрадь.
Схема разбора ССК:
1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания.
2. Дать характеристику с точки зрения эмоциональной окраски.
3. Определить вид предложения по структуре.
4. Указать, что данное предложение с разными средствами связи – ССК.
5. Определить количество блоков.
6. Охарактеризовать каждый блок.
7. Объяснить знаки препинания.
8. Составить схему.
5. Закрепление знаний и способов действий (в тетради для практических работ)
Запишите текст. Объясните знаки препинания. В скобках укажите смысловые отношения в БСП.
За окном
Весной в лесах и полях поют мастера песен: соловьи, жаворонки.
Проснулся я рано – рано. Вдруг слышу: за окном птичка какая-то возится в кустах. Потом голосок, да такой приятный, будто две хрусталинки ударились друг о друга…
Перебрал я в памяти все птичьи песни – не слыхал такой никогда! Вскочил я, отдёрнул занавеску и вижу: сидит на кусте обыкновенный воробей! (Н.И.Сладков.)
Произведите синтаксический разбор предложений
На дворе было темно, сыро, тепло, и тот белый туман, который весной сгоняет последний снег или распространяется от тающего последнего снега, наполнял весь воздух. С реки, которая была в ста шагах под кручью перед домом, слышны были странные звуки: это ломался лёд. (Л.Н.Толстой. «Воскресенье».)
Практическое занятие
(выполненную работу прислать по электронной почте)
Тема: Синтаксический разбор предложений с несколькими придаточными.
Изучив данную тему, студент должен:
знать:
- признаки СПП с несколькими ПЧ;
уметь:
- отличать виды сложных предложений;
- производить синтаксический разбор сложных предложений с несколькими ПЧ;
- уметь производить синтаксический разбор ССК.
Содержание занятия
1. Графический диктант, синтаксический разбор предложений
- Составьте схемы предложений. Произведите синтаксический разбор одного из предложений.
1-й вариант: 1. Утром, когда я проснулся, ласковое апрельское солнце весело глядело во все окна моей комнаты; где-то любовно ворковали голуби, задорно чирикали воробьи, и с улицы доносился тот неопределённый шум, какой врывается в комнату с первой выставленной рамой. 2. Казалось, будто кто-то бежал за весной, догонял и, наконец, коснулся её, и она остановилась, задумалась. (М.Пришвин.) 3. Только что взошло солнце; косые его лучи отражались в окнах домов, и весь город горел яркими красками, сиял золотом. (М.Горький.)
2-й вариант: 1. Иногда солнце било в окна так жарко, что нагревало листья герани, и они пахли сладко, лекарственно. (К.Паустовский.) 2. Лазурное пятно, летевшее на усадьбу, разорвало, разогнало все тучи; синевато-прохладный свет полился с неба; стали голубыми, без дна, лужи на дворе; обозначились ручьи сверкающими зайчиками, и огромные озёра на полях и текущие овраги снопами света отразили солнце. (А.Н.Толстой.) 3. Домик прелестный, игрушечка, а выйдешь на террасу – взор погружается, уходит в необозримую даль. (В.Солоухин.)
Распределительный цифровой диктант
Распределите предложения в зависимости от значения и структуры.
ПП:
ССП:
СПП:
ССК:
1. Весна долго не открывалась. 2. Последние недели стояла ясная, морозная погода. 3. Днём таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов: наст был такой, что на возах ездили без дороги. 4. Потом вдруг понесло тёплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и тёплый дождь. 5. Ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. 6. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и с вечера разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна.
7. Утром поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды, и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. 8. Зазеленела старая и вылезающая иголками молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой берёзы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. 9. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьём, заплакали чибисы над налившимся бурою неубравшеюся водой низами и болотами, и высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. 10. Заревела на выгонах облезшая, только местами ещё не полинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну, блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим с отпечатками босых ног тропинкам. 11. Пришла настоящая весна. (По Л.Н.Толстому. «Анна Каренина».)