Про ворота и обряд «кувады»




10.05.2018

О значении ворот можно прочитать в соответствующей литературе. Первоначально можно ознакомиться с текстом про ворота из группы в Контакте: Колдовство \ Русское Чернокнижие 12 дек 2016 (https://vk.com/fave?section=likes_posts&w=wall-16780396_10241). Хотя, конечно, ондалеко не исчерпывает данную тему. Но для начала вполне.

Мы остановимся на некоторых акцентах в этом тексте, в том числе, касающихся свадьбы и родов:

«Ворота — символ границы между своим, освоенным пространством и чужим, внешним миром. Как элемент материальной культуры и обрядности ворота особенно значимы в традиции восточных и западных славян (ср. архитектуру, резьбу и другие украшения ворот у русских).

Открывание - закрывание ворот символизирует акт контакта с внешним миром. Ворота — опасное место, где обитает нечистая сила. На воротах могут сидеть духи халы, поджидающие младенцев, которых несут из церкви после крещения [ но, очевидно, не только из церкви – моё примеч ]. <…>

В ритуальной практике и верованиях всех славян ворота являются объектом почитания и защиты. <…> Особенно оберегали ворота и тем самым дом в дни, когда активизировалась нечистая сила. <…>

В воротах совершались различные магические действия. <…>

<…> в воротах разжигали костры в Чистый четверг, на Пасху, в Юрьев день, на свадьбу и в другие праздники.

В свадебном обряде ворота — преграда на пути участников свадьбы: перед сватами или молодыми запирали ворота и требовали выкупа. На русской свадьбе у запертых ворот происходили ритуальные диалоги между партиями жениха и невесты, которые завершались "выкупом ворот" (ср. русское название выкупа приворотное). Ворота запирали и перед молодыми, едущими с венчания. На украинской свадьбе в воротах встречали молодых в доме жениха; при этом в воротах зажигали куль соломы, чтобы свадебный поезд проехал через огонь. Обряд "запирание ворот" у дома невесты перед сватами или перед женихом встречается у русских, украинцев, сербов, словенцев, чехов, словаков.

Оповестительную символику имели обычаи устанавливать на воротах во время свадьбы украшенные деревца или затыкать в ворота зелёные ветки. В селах Черниговщины украшенные верхушки двух-трех ёлок укрепляли в воротах; навешивали на ворота в день свадьбы гирлянды хвойных веток или венки. В Костромском кр. накануне свадьбы березовыми ветками украшали ворота дома невесты.

<…>

Открывание ворот (как и дверей, окон) как способ освобождения души лежит в основе магических приёмов облегчения агонии. При трудной смерти у вост. славян принято отворять царские врата в церкви. Аналогичные действия совершались для облегчения родов (ср. в полесском заговоре: "Царские двери одчинитеся, а кости у Ганни разийдитеся"). На Орловщине в этих случаях открывали настоящие ворота (ср. русское диалектное название женских родовых путей ворота). <…> Через ворота перекидывали обувь, и когда она падала, по направлению носка определяли, откуда ждать сватов; стоя в воротах загадывали, кто пройдет мимо: появление мужчины сулило скорое замужество.

<…> На свадьбе под зелёными арками-воротами проходили молодые и все участники свадебного поезда, чтобы защититься от порчи. <…>

<…> У зап. славян на Зелёные Святки устанавливали т. н. майские ворота, парни сооружали их из деревьев и веток перед домами своих избранниц. <…> В сербской свадьбе над воротами надстраивали арку из специально сплетенного венка, под которым проходили молодые и все участники свадьбы, чтобы защититься от злых духов. В польских Карпатах что-то наподобие деревянной арки устраивали на пути свадебного поезда, преграждая ему дорогу. Это называлось "ставить ворота", причём устроителями таких ворот иногда были ряженые, называемые брамничи (от брама)».

[ Отсюда понятна главная функция ряженых при определённых обрядах, в частности, свадебном, – создание Иного Пространства через «правильное» взаимодействие друг с другом и коллективом для появления возможности попасть в Иной Мир, открыть в него ворота с целью преображения, перерождения, становления новым человеком - себя и тех, кто так или иначе с ними пересекался, взаимодействовал – явно или неявно.

Очевидно и то, что людей через обряды в народной традиции приобщали к тайнам жизни, тем самым с самого рождения приобщая к определённым знаниям, готовя человека к главному наивысшему обрядовому действию – свадьбе – для рождения и воспитания Достойного Потомства. А мы, к сожалению, лишены этих реалий, воспринимаем их, в лучшем случае, как сказку (если её ещё читаем), отжившую историю наших «странных» предков и не более. А ведь это, очевидно, больше реальность, чем тот современный иллюзорный мир, в котором мы живём сейчас. Хотя подавляющему большинству это даже вряд ли придёт в голову… ]

 

Поэтому, когда кто – то в свадебном обряде отворяет тебе ворота, особенно в Ином Мире, например, во сне, да, ещё, к примеру, каким – нибудь оригинальным способом – в виде пол пиджака, то это может быть открытием родовых путей того, кто открывает…

Всем известно, что основная цель свадьбы деторождение, а точнее, добывание Душ для своих будущих детей.

Свадебный обряд – он же и институт, с помощью которого Душа невесты попадает (должна попасть, по крайней мере) в Родовые каналы Рода мужа или Древо Жизни Рода мужа. А потому при правильном его ходе и попадании Души невесты в нужное место Души детей добываются. Совместное же использование в данном священнодействии ворот и огня, который, как известно, горит на границе миров, очевидно, должно было ещё в большей степени способствовать этому попаданию.

 

Исходя из выше сказанного можно предположить с достаточной степенью вероятности, что при рождении ребёнок физически идёт по родовым каналам жены (матери), а на духовном плане – по родовым каналам Рода мужа (отца). Хотя это может быть и некая Духовная составляющая (её какая – то часть).

Отсюда становится понятным обряд «кувады» (мужских родов) и непосредственное участие в нём мужа, так как к духовным каналам он ближе всех – они часть его существа, а потому в его ведении. При этом можно предположить, что в стародавние времена мужчина мог, действительно, испытывать определённый спектр ощущений от этого процесса. Но с утратой знания это перешло в несколько театрализованное событие, а затем и вовсе исчезло.

А вообще, по – хорошему, муж на определённых этапах – а их, очевидно, было несколько (как минимум три), - по сути выполнял на полном серьёзе роль «кудахтающей» по-мужски курочки рябы, снёсшей в одноимённой сказке «яичко» (а мышка (ребёнок) вошла в некое взаимодействие с «яичком» (духовной составляющей), а вот золотым от этого взаимодействия оно станет чуть позже, когда уже будет рождаться ребёнок, выходить на свет, что также должно осуществляться не без помощи «курочки рябы» - «курябы»).

«Вариантов «Курочки Рябы» записано больше 60-ти. То, что <…> растиражировано сегодня детскими изданиями, является сильно искорёженным черниговским вариантом сказки. А наиболее близкая к первоначальному варианту версия выглядит примерно так:

Жили-были дед да баба,

У них была курочка ряба.

Снесла курочка яичко:

Пестрó, вострó, костянó, мудренó,

Посадила яичко в осиновое дупёлко,

В кут под лавку.

Мышка бежала, хвостом вернула,

Яичко приломала.

Об этом яичке дед стал плакать,

Баба рыдать, вереи хохотать,

Курицы летать, ворота скрипеть,

Сор под порогом закýрился,

Двери побутусились, тын рассыпался,

Верх на избе зашатался...

А курочка ряба им говорит:

- Дед не плачь, баба не рыдай,

Куры не летайте,

Ворота не скрипите,

Сор под порогом не закуривайся,

Тын не рассыпайся,

Верх на избе не шатайся,

Снесу вам еще яичко:

Пестрó, вострó, костянó, мудренó,

Яичко не простое – золотое».

 

(https://www.liveinternet.ru/users/novajarealnost/post341753932)

 

Всплывает в параллели народная поговорка: «Загнали волка в кут – там ему и капут».

Стоит отметить также, что образ курочки рябы (рябой Бабы) в данной мистерии сродни образу Пасхального Деда, где основными атрибутами выступает петух и яйца. Возможно, в какой – то момент эти образы становятся тождественны друг другу, а точнее, сливаются в одно… Так как настоящая сказка не линейна, она пространственна (на определённом этапе несутся и курочка и петух одновременно). Как говорится: «Кому везёт, у того и петух снесёт!»

Но, с другой стороны, всё это лишь смелые догадки…

 

Автор: Роза Амадеева.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: