Интерактивная сторона общения




Интерактивная сторонаобщения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т. е. в обмене не только зна­ниями и идеями, но и действиями. Общение почти всегда пред­полагает некоторый результат — изменение поведения и деятель­ности других людей. Здесь общение проявляется как межличнос­тное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний, складывающихся благодаря совместной деятельности людей.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развивать деятельность далее, организовывать ее.

В зависимости от мотивов участников взаимодействие может происходить в двух основных формах: сотрудничество (кооперация) или соперни­чество (конкуренция).

Производными от них являются: уклонение от взаимодействия; од­нонаправленное содействие; контрастное взаимодействие; комп­ромиссное взаимодействие.

Сотрудничество — общение, при котором оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных и общих целей совмес­тной деятельности;

· Соперничество — общение, при котором партнеры про­тиводействуют друг другу и препятствуют достижению ин­дивидуальных целей;

· Уклонение от взаимодействия — партнеры стараются из­бегать активного сотрудничества;

· Однонаправленное содействие — один из партнеров способ­ствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества;

· Контрастное взаимодействие — один из партнеров стара­ется содействовать другому, который, однако, активно про­тиводействует ему;

· Компромиссное взаимодействие — оба партнера отчасти со­действуют, отчасти противодействуют друг другу.

Интерактивная сторона общения по своей сущности — это пси­хологическое воздействие, проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью или результатом этого проникновения является изменение инди­видуальных или групповых психических явлений (взглядов, отно­шений, мотивов, установок, состояния). Однако на пути подобных воздействий от противоречащих им стоит психологическая защи­та — своеобразный фильтр, отделяющий желательные воздей­ствия, соответствующие потребностям, убеждениям и ценностным ориентациям личности или группы и требованиям их социально­го окружения, от нежелательных.

· перцептивная - предполагает восприятие человека, общающимися людьми друг друга партнерами по общению и установления на этой по­чве взаимопонимания (очень важно, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем из сообщенного ему не разберется).

В процессе восприятия формируется пред­ставление о намерениях, мыслях, способностях, установках, куль­туре. В этот процесс включены как минимум два человека, и каж­дый сопоставляет себя с другим, принимая в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот дру­гой понимает собственные потребности, мотивы и установки.

Каждый из них активен, каждый стремится донести свои цели, намерения, настроения до другого, одновременно пытаясь понять и его самого.

Этот процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга называется перцепцией или перцептивным компонентом общения, и он крайне важен для успешного контакта людей.

Процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга называется перцепцией или перцептивным компонентом общения, и он крайне важен для успешного контакта людей.


Перцепция, или восприятие своего собеседника, происходит как наблюдение и анализ внешних особенностей человека, его поведения и жестов, интонации и манеры говорить.

Отслеживая эти проявления, каждый партнер по общению составляет общее впечатление о другом, вникает в его мотивы, изменяет и подстраивает под него свое поведение.

Благодаря перцептивной стороне общения люди могут понимать друг друга, достигать согласия и возможности совершать какие-либо совместные действия.

Человек осознает себя через другого посредством определенных механизмов перцепции, к которым относятся:

1.познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);

2. познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

3. прогнозирование поведения партнера по общению (каузаль­ная атрибуция).

Идентификация — это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Стереотипизация — это восприятие партнера на основе неко­его стереотипа, т. е. прежде всего как представителя определен­ной социальной группы.

Эмпатия — это эмоциональное сопереживание другому чело­веку. Она основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оце­нивает окружающий мир.

Аттракция (привлечение) — форма познания другого челове­ка, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возни­кает благодаря формированию привязанности к нему, дружеско­му или более глубокому интимно-личностному отношению.

Рефлексия — это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин по­ведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои излюбленные схемы причинности, т. е. привычные объяснения чужого поведения:

1. люди с личностной атрибуцией склонны находить виновника случившегося, приписывать причины происшедшего конкретному человеку;

2. в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3. при стимульной атрибуции человек видит причину случив­шегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом пострадавшем.

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлен ряд за­кономерностей. Например, причину успеха люди чаще всего при­писывают себе, а неудачу — обстоятельствам.

Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если человек был уча­стником (соучастником) события или наблюдателем. Общая зако­номерность состоит в том, что по мере роста значимости люди склонны искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

Люди оценивают друг друга обычно исходя из собственных представлений о красоте, уровня своего интеллекта и нравствен­ной воспитанности. Люди с невысоким уровнем интеллекта склон­ны судить об окружающих, пользуясь осознанными оценками «хо­роший — плохой», люди с более высоким уровнем интеллекта вос­принимают партнера по общению, анализируя и оценивая его разнообразные личностные качества — как положительные, так и отрицательные.

На восприятие людьми друг друга влияет и ряд психологичес­ких эффектов, в частности, эффект ореола и эффект стереотипизации.

Эффект ореола проявляется в том, что информация, получае­мая о каком-либо человеке, накладывается на созданный ранее образ. Этот образ исполняет роль ореола, мешающего видеть дей­ствительные черты партнера по взаимодействию.

(Эксп. исслед.: плохим людям всегда приписывается плохое, а хорошим – хорошее.

Напр.: группе мужчин были показаны фотографии красивых и явно некрасивых женщин и было предложено высказаться о их качествах. Только красивые женщины были наделены такими качествами как искренние, любезные, уравновешенные). Т. Е. эффект ореола выражает тенденцию затемнить определенные характеристики и высветить другие.

Эффект стереотипизации означает классификацию форм пове­дения и интерпретацию их причин путем отнесения к уже извес­тным (или кажущимся известными) явлениям, т.е. социальным стереотипам. Стереотипы формируются на основе дефицита ин­формации и опыта, а сохраняются в результате нетворческого под­хода к изменяющейся действительности. Они могут иметь истин­ный смысл, быть ошибочными или частично отражать объектив­ную действительность. (Напр. Очень часто стереотип возникает относительно принадлежности человека к какой-либо группе: профессии «все учительницы – назидательны», национальному признаку: «немцы – аккуратные»)

Таким образом, в процессе общения можно условно выделить три стороны: перцептивную (восприятие), коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие).

Общение представляет собой сложный много­сторонний процесс, эффективность которого обеспечивается уме­нием сторон предвидеть и преодолевать барьеры непонимания, прогнозировать поведение партнеров.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: