Крещение Руси и его историческое значение. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русской государственности.




В 2008 году Русская православная церковь отметила 1020 годовщину со дня принятия христианства на Руси.

Христианство стало проникать на Русь задолго до её "крещения". Первая попытка обратить в христианство киевлян была предпринята в 867 году князем Аскольдом. Многие приближенные князя Игоря (умер в 945 году) были христианами. В Киеве существовал даже храм святого Илии ("Соборная церковь"). Киевская княгиня Ольга (945-957) сама была христианкой.

Как религия классового общества христианство не могло утвердиться на Руси раньше, чем окрепли феодальные отношения. Пока островки феодализма тонули на Руси в океане родоплеменных отношений, христианизация не принимала массового характера, распространяясь только на отдельных лиц и небольшие социальные группы.

Лишь после того, как феодальные отношения достаточно укрепились, возникли реальные предпосылки для перехода от язычества к христианству. А такие предпосылки возникли лишь к концу X века.

Таким образом, основные причины принятия христианства обуславливались не "Божественным актом", как пытаются показать церковники, а ходом исторического развития Руси, её политических и экономических отношений с европейскими государствами, в которых христианство было общепринятой религией. Кроме того, необходима была религия, способная повысить авторитет киевских князей, содействовать их объединительной деятельности.

В 988 году князь Владимир принял христианство (в истории его ещё называют князем Владимиром - Красное Солнышко, что является грубейшей ошибкой. Киевский князь Владимир, является историческим персонажем, а Владимир - Красное Солнышко - фольклорным. Вот как описывает Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона данный персонаж: "Владимир Красное солнышко одно из самых главных лиц былин киевского цикла, объединяющее всех русских богатырей. Он их глава, но вместе с тем сам он не имеет никаких прав называться богатырем. На него можно смотреть как на народное отражение нескольких исторических личностей или же как на мифическое лицо, олицетворение известного рода явлений природы. С одним, кажется, все согласны — именно, что Владимир былин не служит отражением исторической личности св. Владимира Равноапостольного. Возможно, что народ в лице этого былинного князя создал несимпатичный ему тип варяга, князя-дружинника, у которого собственный интерес лежит на первом плане и личные выгоды предпочитаются народной пользе; он любит во всех опасностях пользоваться услугами русских народных богатырей, угощая их за это, но вместе с тем не желая рисковать собственною жизнью, а подчас и поступая с богатырями совсем несправедливо. Нельзя отрицать и примесь мифологического элемента в типе Владимира — олицетворение солнца, Дажьбога, внуком которого автор Слова о Полку Игореве называет своего героя. По взгляду Ор. Миллера, хорошие и дурные качества былинного В. могли создаться под различными влияниями. Известно, напр., что тяжелым трудом народ считает только труд физический, которого не несут государи. И солнце медленно движется по небу, оно покоится в бездействии и без всяких усилий с своей стороны ниспосылает на землю свои лучи; оно бывает иногда жгучим, злобным. Отсюда, быть может, некоторые черты в лице былинного Владимира, дополненные отражением древнего исторического деспотизма времен патриархальных, или влиянием византийских взглядов на неограниченную верховную власть, или воспоминаниями эпохи Иоанна Грозного.
Владимир, кроме былин, является еще главным действующим лицом в стихе о Голубиной книге (см. это сл.); он носит там имена: Володарь, Володимер, Володимир Сыславич, Володумор; заменяет он также Волота или Волотомана "Иерусалимской беседы" или "Повести града Иерусалима", где имя В., более популярное и любимое народом, вытеснило собою более древнее "Волот" или "Волотоман", которое, в свою очередь, служит изменением первоначального "Птоломей" (см. Волот). Здесь В., по всей вероятности, заменяет собою вообще византийского императора и поэтому наделяется такими же чертами, которыми отличались византийские самодержцы. Быть может, что это обстоятельство не осталось без влияния и на былинного Владимира, который таким путем мог получить некоторые черты, чуждые чисто русскому князю".). Есть три версии его крещения: в Корсуни, в Васильеве и в Киеве. Это событие не было столь грандиозным, как пыталась прежде, да и сейчас, представить Русская православная церковь. Достаточно сказать, что массовая христианизация киевлян проходила до 990 года. Вслед за Владимиром приняли христианство бояре и старшие дружинники, затем горожане, а жителей деревень - уже после нашествия орд Батыя на Русь в XII - XIV веках.

 

Крещение было встречено народами Киевской Руси без особого энтузиазма. Старая вера не сразу уступила место новой. Киевлян крестили привезённые Владимиром из Херсонеса (близь нынешнего Севастополя) греческие священники. По описанию летописцев, "жителей загоняли в реку как стада", "иные и не по любви, а из страха перед повелителем крестились". Таким же было крещение и в Новгороде. О нём сообщает Иоакимовская летопись. До наших дошла поговорка: "Путятя крестил мечём, а Добрыня огнём".

И после принятья христианства многие держали у себя богов-идолов, приносили жертвы источникам, молились в священных пещерах. Славянское племя вятичей (на Оке и на Москва-реке) ещё в начале XII века придерживалось язычества и даже убило христианского миссионера монаха Кукшу. В Новгороде около 1070 года языческий волхв поднял население против христианского епископа.

Восстания и волнения, сопровождающие распространение христианства, были стихийными, неосознанными протестами против усиления эксплуатации и социального гнёта, освещаемых новой религией. Эта религия использовалась киевскими князьями в качестве духовной узды для народа, в качестве одного из главных орудий укрепления своей власти.

В лице православия правящий класс молодого феодального государства получил в свои руки довольно эффективный аппарат для идеологической обработки угнетённых, для примирения народа с эксплуататорами, устоями феодального общества. С первых шагов православная церковь начала пропагандировать и насаждать идеи богоизбранности государственной власти. Так, митрополит Никифор, автор послания к Владимиру Мономаху, писал: "Как Бог царствует на небесах, так и князи избраны быте от Богов".

Не выдерживает сопоставления с фактами отечественной истории и утверждения современных церковных авторов, будто дохристианская Русь не знала письменности. Учёные располагают достаточным фактическим материалом, доказывающим, что у восточных славян письменность была до "крещения Руси". И это закономерно. Письменность, как и другие проявления культуры, возникла из потребностей социального развития, прежде всего из необходимости расширения общения между людьми. О наличии письменности у восточных славян дохристианской поры сообщают арабские и немецкие источники X века.

Церковь могла бы похвастаться тем, что дьяк Иван Фёдоров впервые выпустил печатным способом книгу "Апостол". Но та же церковь объявила позже его чернокнижником, колдуном, вынудила бежать из Москвы...

Итак, отечественная история не начинается с "крещения Руси". Безосновательны и заявления современных православных богословов, будто церковь имела перед собой "непросвещенную душу русского человека" и "стояла у истоков русского национального самосознания, государственности и культуры".

Обращаясь к временам дохристианской Руси, правильное освещение их - не просто дань интересу старине или удовлетворение естественной любознательности. Оно необходимо для опровержения богословских измышлений в области отечественной истории, разоблачения попыток поставить нашу с вами историю, как говориться, с ног на голову....

 

Принятие христианства имело большое значение для дальн. развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеч. жизни утв. идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в завис. от честного исп-я ими своих обязанностей на земле.

“Божий слуга” - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутри гос. делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло гос. власть и территор. единство Киевской Руси. Изначально церковь была госуд-ной, она поддерж. князя, а князь – ее. Главным принципом было – бойтесь Бога, почитайте князя и будете первыми слугами Бога.

Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, станов. теперь равной др. христ. странам, связи с кот. значительно расширились. Наконец, оно сыграло большую роль в разв. русской к-ры, испытавшей на себе влияние византийской. Правосл. церковь строила храмы и монастыри, учила людей грамоте и живописи.

 

Русская церковь сыграла значит. роль в объединит. процессе. В конце XV-начале XVI в. она превратилась в крупнейшего собственника. Она имела свою систему упр-я и суда. У митрополита, главы церкви, был свой “двор”, бояре, войско, служилые люди. Та же организация была и у епископов. Церкви принадлежало право суда по семейным и ряду др. вопросов над всем населением гос-ва. Она же во многом опред. идейную жизнь страны. Это вызвало, с одной стор., стремление гос-ва к подчинению земель церкви, а с др. – внутрицерковную борьбу по вопросам веры. Внутрицерковная борьба была связ. с появл. ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. Их называли так из-за обряда подстрижения в монахи – на голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.

В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распр. ересь жидовствующих (ее зачинателем счит. еврейского купца). Еретики отриц. власть священников и требовали равенства всех людей. Это означ., что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.

На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана III. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря Иосифом Волоцким (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне, или стяжатели) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой т. зр. наз. нестяжателями или сореанами – по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Соре на Вологодчине.

Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и гос., и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось. Т.о. великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, временно отказавшись от попытки ее подчинения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: