Образование и подготовка кадров в области УК




Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЯПОНСКИХ ПОДХОДОВ

К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ TQC

Введение статистических методов управления качеством

Знак JIS

Исследовательские группы по управлению качеством

Семинар д-ра Деминга

Период массового внедрения статистических методов управления качеством

Визит в Японию д-ра Джурана

Важность гарантии качества при разработке новой продукции

Необходимость повсеместных улучшений в методологии гарантии качества

Рождение кружков качества

 

II. СОПОСТАВЛЕНИЕ ЯПОНСКОГО И ЗАПАДНОГО ОПЫТА

1. Профессионализм

2. Япония - общество, построенное по вертикали

3. Профсоюзы

4. Метод Тейлора и невыходы на работу

5. Элитарность и классовое сознание

6. Система выплат

7. Товарооборот, остановы производства, система временного приема на работу

8. Разница в системах правописания - Kanji

9. Однородные нации, многонациональные нации, иностранные рабочие

10. Образование

11. Религия

12. Взаимоотношения с субпоставщиками

13. Демократизация капитала

14. Роль правительства - не управление, а стимулирование

Два эпизода

 

III. Характеристика японских подходов к УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ

Образование и подготовка кадров в управлении качеством

Национальные организации, оказывающие поддержку методам управления качеством


III. Характеристика японских подходов к УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ

В деятельности по распространению методов УК мы должны остановиться на различиях между Японией и западными странами. В ходе этой работы мне удалось установить основные черты японских методов УК, которые я описываю в данном разделе.

После войны в Японии стали применяться многие методы управления. Но ни один из них не мог сравниться с УК по способности стать поистине национальным, полностью освоенным и успешным. Из Японии он был затем перенесен и на Запад. За счет полного использования всех сторон японского подхода к УК японские товары могут быть названы как обладающие наивысшим качеством в мире и экспортируемые в глобальном масштабе.

В декабре 1967 г. на 7-ом Симпозиуме по УК были определены следующие шесть характерных черт, отличающих японские подходы к УК по сравнению с западными:

1. Управление качеством, охватывающее всю компанию; участие всех членов организации в УК

2. Образование и подготовка кадров в области УК

3. Деятельность кружков качества

4. Аудит УК (премия Деминга и аудит со стороны руководства)

5. Применение статистических методов

6. Поддержка деятельности по УК в национальном масштабе.

Это и является шестью основными характеристиками японского подхода к УК. Они обладают как преимуществами, так и недостатками. Нам нужно устранить недостатки и развивать и поддерживать преимущества.

Что касается пунктов 1,3,4 и 5, то они подробно будут рассмотрены в отдельных главах. Здесь же я хотел бы сосредоточиться на пункте 2.

Образование и подготовка кадров в области УК

Я часто повторяю:

- УК начинается с обучения и заканчивается обучением.

- Для того, чтобы в УК участвовали все, обучение в области УК должны пройти все сотрудники - от президента до рабочего-сборщика.

- УК - это как революция в менеджменте, поэтому деятельность всех сотрудников должна быть изменена. Чтобы достичь этого обучение должно быть повторено вновь и вновь.

В мире нет такой страны как Япония, где так усердно поддерживали бы образование в области УК. Один специалист по УК из Швеции, который приехал в 1967 году изучать японские методы УК, не мог скрыть своего восхищения: «Я просто поражен тем энтузиазмом, с которым в промышленности подходят к обучению сотрудников. В Японии мы видим систему пожизненного найма работников. И чем лучше вы научите своих сотрудников, тем более прибыльной будет ваша компания и ваши работники. У нас в Швеции высокая сменяемость персонала. Мы даем сотруднику знания только для того, чтобы затем увидеть, как он уходит в другую компанию. Поэтому мы никогда не поддерживаем обучение так, как это происходит в Японии.» С этой точки зрения эти слова остаются верными и сейчас.

 

А. Обучение УК на каждом уровне

В Японии в дополнение к специальным курсам для служб маркетинга и закупок доступны также подробные учебные программы, рассчитанные на все уровни сотрудников, включая президента, директоров компании, управляющих, руководителей подразделений и отделов, инженеров, мастеров, организаторов кружков качества, лидеров и членов кружков качества, рабочих сборных конвейеров. Эти программы были разработаны вначале Японским союзом ученых и инженеров (JUSE). На Западе есть учебные программы по УК для инженеров, но очень редко такое обучение распространяется на другие категории работников, например на рабочих сборочных линий.

 

В. Долгосрочное обучение

На Западе обучение по вопросам УК занимает обычно от 5 до 10 дней. Это неэффективно. Базовый курс по УК, разработанный JUSE, который используется как модель для других японских курсов по обучению методам УК, занимает 6 месяцев по 5 дней каждый месяц. Слушатели учатся одну неделю, а затем в течение 3-х недель они пытаются применить то, что изучали, на практике, когда они возвращаются на свои рабочие места. Материал для закрепления они находят непосредственно на своих рабочих местах. Затем они участвуют в следующей учебной сессии, будучи при этом усиленными результатами своей трехнедельной практики. Другими словами, курс JUSE является непрерывным повторением учебы и практики. Для занятий подготавливают специальных инструкторов, которые занимаются с каждым индивидуально, даже если группа состоит всего из двух или трех слушателей. Такой подход обучения помогает не только слушателям, но и инструкторам, которые с помощью таких прямых контактов лучше узнают о том, что происходит в той или иной отрасли.

Обучение - безусловно наилучший путь подготовки кадров. В Японии такой тип обучения существует уже более 30 лет. Глубина полученных знаний постоянно усиливается, непрерывно укрепляя основы деятельности по УК в Японии.

 

С. Обучение и подготовка кадров внутри компании

Описанная выше деятельность осуществляется специализированными организациями и, скорее всего, не может дать ответа на все вопросы, возникающие в данной отрасли или данной компании. Поэтому компания может пожелать разработать взамен свои собственные программы. И в самом деле, некоторые компании разрабатывают свои собственные тексты и реализуют свои программы обучения и подготовки кадров для всех сотрудников.

 

D. Обучение должно проводиться непрерывно

Обучение УК проводится в Японии непрерывно, начиная с 1949г. Год за годом все новые курсы стали дополнением к уже осуществляемым усилиям. Каждый через год становится старше, кроме того ежегодно компанию пополняют новые сотрудники. Обучение должно быть способно ответить на потребности организации в кадрах.

 

Е. Официальное образование - это менее трети того, что нужно для всеобщего образования.

Обучение не заканчивается на том, что рабочий-сборщик получил формальный инструктаж. В лучшем случае, этот инструктаж может составлять только малую часть его общего обучения. Обучение подчиненных на работе - прямая обязанность руководителя. Но кроме этого он должен быть обучен тому, как делегировать своим подчиненным соответствующие полномочия. Его задача - обеспечивать общее руководство, а подчиненные далее должны действовать самостоятельно. Только тогда люди будут расти.

В этом обсуждении я постоянно использую выражение «обучение и подготовка кадров». На Западе аналогичный подход описывается выражением «производственная практика», которое не предусматривает обучения в классе. По видимому, на Западе стараются выделить этот элемент практической подготовки, необходимый для того, чтобы рабочий повысил свое мастерство, которое компания может затем использовать. С моей точки зрения мы все-таки должны обучать рабочих. Мы должны сделать их думающими, а затем изменить их в соответствии с потребностями.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: