Мир казачества в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»




В романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон” изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. В этом произведении Шолохов отразил и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции, культуру и нравы. Автору удивительно хорошо удалось передать жизнь и быт донского казачества, сам дух его и связать все это с конкретными историческими событиями, сильно отразившимися на судьбе донского казачества. Эти потрясения как нельзя более ярко определяют жизнь казаков в тот трудный исторический период, который отразил Шолохов в романе, их вечные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак: любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость.

В романе М. А. Шолохов рисует масштабную картину народной жизни, раскрывает в полной мере духовный мир донского казачества. Этот мир во всей красе предстает уже с первых страниц романа. Важную роль в его раскрытии играет эпизод лугового покоса. Все здесь создает ощущение праздника: «С самого утра зацвело займище праздничными бабьими юбками, ярким шитвом завесок, красками платков. Выходили на покос всем хутором сразу. Косцы и гребельщицы одевались будто на годовой праздник. Так повелось исстари. От Дона до дальних ольховых зарослей шевелился и вздыхал под косами опустошаемый луг». Писатель обращает внимание читателя на яркую, нарядную одежду казаков, подчеркивает единство народа в крестьянском труде (на работу казаки выходят всем хутором). Это добрая вековая традиция («так повелось исстари»). Всюду улыбки, шутки, добрый незамысловатый юмор казаков. Радостное состояние переживает Дуняшка, ощущая общее настроение: «Дуняшка подпрыгивала на грядушке, счастливыми глазами разглядывая луг и встречавшихся по дороге людей. Лицо её, весёлое, тронутое загаром и у переносицы веснушками, словно говорило: «Мне весело и хорошо оттого, что день, подсиненный безоблачным небом, тоже весел и хорош; оттого, что на душе вот такой же синий покой и чистота. Мне радостно, и больше я ничего не хочу». Атмосфера труда - родная стихия для казаков. Они испытывают радость от общения с землей. Писатель подчеркивает родство казаков с ней, он одухотворяет землю, такую любимую донским казачеством. Тема крестьянского труда проходит через весь роман. На войне Григорий бесконечно тоскует о нем: «Григорий с наслаждением мечтал о том, как снимет дома шинель и сапоги, обуется в просторные чирики, по казачьему обычаю заправит шаровары в белые шерстяные чулки и, накинув на тёплую куртку домотканый зипун, поедет в поле. Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы. В чужих краях и земля и травы пахнут по-иному».

Донские казаки не только труженики, но и воины. С детства мальчиков учат сидеть в седле, держать шашку. Излюбленное занятие молодых казаков — джигитовка. Из века в век ходят казаки на службу, приходит очередь и Петра с Григорием Мелеховых. Их отец Пантелей Прокофьевич - бывалый казак некогда он получил в императорском полку первый приз за джигитовку. Служба - важное, значимое событие в жизни казака. Пантелей Прокофьевич - уже старик, но отправляя письму сыну, он непременно подписывается не только именем, но и указывает свое воинское звание: «Твой родитель, старший урядник Пантелей Мелехов». Огромное, радостное потрясение для него - письмо от сына, в котором тот сообщает о своих воинских заслугах. Пантелей Прокофьевич, как замечает автор, просто «ошпарен радостью»: «Он, сграбастав оба письма, ходил с ними по хутору, ловил грамотных и заставлял читать, - нет, не для себя, а радостью поздней хвастал старик перед всем хутором.

­ Ага! Вишь, как Гришка-то мой? А?- Он поднимал торчмя копытистую ладонь, кода читающий, спотыкаясь, по складам, доходил до того места, где Петро описывал подвиг Григория, на себе протащившего шесть вёрст раненого подполковника.

­ Первый крест изо всего хутора имеет, гордился старик…».

Таким образом, иметь сына — достойного воина — большая честь для любого казака.

Казаки у Шолохова весьма свободолюбивы. Именно любовь к свободе, к возможности самому распоряжаться продуктами своего труда толкнули казаков на восстание, помимо неприязни к мужикам (в их понимании лентяям и недотепам) и любви к собственной земле, которую красные должны были передать произвольным образом. Свободолюбие казаков в какой-то мере объясняется их традиционной автономией внутри России. Исторически люди стремились на Дон в поисках свободы. И они находили ее здесь, становились казаками.

Вообще, свобода для казачества – не пустой звук. Воспитанные в полной свободе, казаки негативно воспринимали попытки посягательства на их свободу со стороны большевиков. Борясь против большевиков, казачество не стремится полностью уничтожить их власть. Казаки лишь хотят освободить свою землю. Если говорить о врожденном чувстве свободы у казачества, то следует вспомнить переживания Григория из-за ответственности перед советской властью за свое участие в восстании. Как беспокоят Григория мысли о тюрьме! Почему? Ведь Григорий не является трусом. Дело в том, что Григорий боится самой мысли об ограничении его свободы. Ему не удалось испытать какое-либо принуждение. Григория можно сравнить с диким гусем, которого пуля выбила из родной стаи и бросила на землю к ногам стрелка.

Хотя Шолохов и поэтизирует мир казачества, но не идеализирует его. Перед читателем проходит страшная картина расправы над женой Прокофия Мелехова, которую казаки по темноте своей нарекли ведьмой и беременную забили до смерти: «Полчанин Прокофия, намотав на руку волосы турчанки, другой рукой зажимая рот её, распяленный в крике, бегом протащил её через сени и кинул под ноги толпе. Тонкий вскрик просверлил ревущие голоса.

Прокофий раскидал шестерых казаков и, вломившись в горницу, сорвал со стены шашку. Давя друг друга, казаки шарахнулись из сенцев. Кружа над головой мерцающую, взвизгивающую шашку, Прокофий сбежал с крыльца. Толпа дрогнула и рассыпалась по двору. <…> Через полчаса осмелевшая толпа подступила ко двору. Двое разведчиков, пожимаясь, вошли в сенцы. На пороге кухни, подплывшая кровью, неловко запрокинув голову, лежала Прокофьева жена; прорезе мученически оскаленных зубов её ворочался искусанный язык. Прокофий с трясущейся головой и остановившимся взглядом, кутал в овчинную шубу попискивающий комочек – преждевременно родившегося ребёнка.

Жена Прокофия умерла вечером этого же дня…»

Подробно передает писатель молитвы, в которые свято верили малограмотные казаки: молитва от ружья, молитва от боя, молитва при набеге. Эти молитвы — удивительное сплетение колдовского заговора, фольклорных элементов и подлинной церковной молитвы. Здесь органично сочетаются фразы типа «на море на океане на острове Буяне» и «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь»:

Молитва от боя

Есть море-океан, на том море-океане есть белый камень Алтор, на том камне Алторе муж каменный тридевять колен. Раба божьего и товарищей моих каменной одеждой одень от востока до запада, от земли до небес; от вострой сабли и меча, от копья булатна и рогатины, от дротика калёного и некалёного, от ножа, топора и пушечного боя;<…> от турецких боёв, от крымских и австрийских<…>. Святые отцы и небесные силы, соблюдите меня, раба божьего. Аминь».

Передавались они веками из уст в уста, и обрастали постепенно новыми словами и строчками. Казаки списывают их, «кому какая понравится» и свято верят в их чудодейственную силу.

 

Привычное дело в казачьей среде — избиение жен: «Что из того, что муж, заложив руки за спину, охаживает собственную жену сапогами?.. Шёл мимо безрукий Алёшка Шамиль, поглядел, поморгал и раздвинул кустастую бороденку улыбкой: очень даже понятно, за что жалует Степан свою законную».

Аксинья знает, какое наказание ее ждет за измену, она приветствует мужа словом «бей». Бьет Степан Аксинью неистово: «Страшный удар в голову вырвал из-под ног землю, кинул Аксинью к порогу. Она стукнулась о дверную притолоку спиной, глухо ахнула.

Аксинья, залитая кровью, ветром неслась к плетню, отделявшему их двор от мелеховского. У плетня Степан настиг её. Чёрная рука его ястребом упала её на голову. Промеж сжатых пальцев набились волосы. Рванул и повалил на землю <…>

Издали на Степана глядеть – казачка человек вытанцовывает».

Духовный мир казаков во многом раскрывается в их семейных взаимоотношениях. Они строятся на строгом послушании, внушаемом подчас с помощью грубой силы. Мужчина — глава семьи, отец — авторитет даже для взрослых уже детей. За отцом и мужчиной в семье главное слово. Так ведется исстари. Взрослого парня Григория недрогнувшей рукой протягивает Пантелей Прокофьич костылем вдоль спины, как набедокурившего мальчугана. И если поначалу Григорий дает отпор отцу, то потом все же женится согласно его воле на Наталье Коршуновой: «Пантелей Прокофьевич, что-то булькая себе в бороду, закичилял к дому.

Гришку он нашёл в горнице. Не говоря ни слова, достал его костылём вдоль спины. Григорий, изогнувшись, повис на отцовской руке.<…>

­ За что?

­ Не пакости соседу! Не срами отца! Не таскайся, кобелина! – хрипел Пантелей Прокофьевич, тягая по горнице Григория, силясь вырвать костыль.

­ Драться не дам! ­ глухо сапнул Григорий и, стиснув челюсти, рванул костыль. На колено его и – хряп!...

Пантелей Прокофьевич – сына по шее тугим кулаком».

Род, семья — священные понятия для казаков. Несмотря на строгие, жесткие подчас отношения, семья — это единое целое, живущее общими интересами, радостями и бедами. Каждый ощущает свою единую связь с ней, связь с хутором, с родным куренем. Не случайно писатель сообщает читателю историю мелеховского рода. Однако, несмотря на то, что в семье жесткая власть главы, и здесь у Шолохова в известной мере присутствует тематика свободы. Казачка в изображении Шолохова предстает перед нами не безликой и безответной рабой, а личностью, наделенной определенными представлениями о свободе. Именно таковы в романе Дарья и Дуняша. Первая всегда весела и беспечна, позволяет себе даже отпускать остроты в сторону главы семьи, разговаривая с ним как с равным. Дуняша же по отношению к родителям ведет себя более почтительно. Ее стремление к свободе выплескивается наружу уже после смерти отца в разговоре с матерью о замужестве.

Таким образом, родная земля, крестьянский труд от зари до зари, воинский долг, дом, семья, хутор — вот составляющие духовного мира казаков, мастерски воспроизведенные Шолоховым. Его роман по праву был отмечен самой высокой наградой, наградой мирового уровня — Нобелевской премией.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: