Реализация государственной политики




 

Посредством управления осуществляется реализация государственной политики во всех сферах народного хозяйства. Для этого органами управления разрабатывается комплекс необходимых мероприятий, распоряжений, действий и решений, принятию которых предшествует большая подготовительная работа. Важнейшими формами государственного регулирования являются планирование, прогнозирование и программирование.

Планирование — это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации, включающий выбор и научную постановку целей, определение средств их достижения посредством оценки альтернативных вариантов. Общегосударственное планирование учитывает все факторы производства и ставит целью сбалансировать натурально-вещественные и финансово-стоимостные потоки. В связи с либерализацией общественных отношений и переходом к рыночной экономике общегосударственное планирование перестало быть основным рычагом управления и дополняется прогнозированием.

Прогнозирование — это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем.

Предвидение является первой составляющей процесса прогнозирования. Еще в 20-х годах XX века Н.Д. Кондратьев выдвинул проблему предвидения, причем взаимосвязанного предвидения стихийного хода событий, определенного эффекта осуществляемых людьми действий и мероприятий, возможных средств нашего воздействия на события и предполагаемых результатов от выполнения намеченных действий и мероприятий и их влияния на жизнь.

Разрабатываемые сегодня прогнозы являются как поисковыми, так и целевыми документами и имеют самостоятельное значение на всех уровнях и стадиях управления. Социально-экономическое прогнозирование, используемое при разработке многих направлений государственной политики, позволяет заранее предвидеть тревожные тенденции.

Реализация государственной политики выражается в претворении в жизнь конкретных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Последняя разрабатывает соответствующие программы, мобилизует необходимые ресурсы, создает управленческие структуры, организует и координирует их деятельность. Программирование — механизм практической реализации основных концептуальных положений государственной политики, который призван обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, отраслевых, научно-технических, экологических и других проблем. Программирование должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения выделенной проблемы. К примеру, разрабатываемая каждые 5 лет Программа социально-экономического развития Республики Беларусь — это комплексная программа целевых ориентиров социально-экономического развития Республики Беларусь и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Программы разрабатываются соответствующими министерствами и утверждаются Правительством.

В настоящее время в Республике Беларусь идет процесс становления собственной системы прогнозирования и программирования. Уже накоплен полезный опыт подготовки различных прогнозов, охватывающих разные временные горизонты, достаточно четко налажена организационная структура разработки прогнозов. Наиболее совершенна система краткосрочного прогнозирования, в рамках которой на систематической основе разрабатываются три документа: прогноз социально-экономического развития экономики, государственный бюджет и основные направления денежно-кредитной политики на очередной год. Однако, несмотря на достаточно отлаженный организационный механизм прогнозирования, в целом точность экономических прогнозов в республике пока остается невысоким. Повышение уровня научной обоснованности и адекватности прогнозов, проводимых в процессе выработки управленческих решений на макроуровне, является одним из важнейших направлений совершенствования системы государственного регулирования экономики Беларуси.

Разрабатываемые управленческие решения должны удовлетворять следующим основным требованиям:

1. Своевременность — определение времени принятия и выполнения решений. Вредны как преждевременные решения, для выполнения которых не созданы необходимые условия, так и запоздалые, необходимость в которых отпала.

2. Законность — соответствие решения действующим законодательным и нормативным актам.

3. Правомочность — характеризуется наличием у руководителя соответствующих правовых полномочий, позволяющих ему принимать подобные решения.

4. Оптимальность — обеспечивается выбором в каждой конкретной ситуации наилучшего варианта по принятому критерию оптимизации с учетом имеющихся ограничений по времени, ресурсам и т.д.

5. Непротиворечивость и преемственность — решения не должны содержать логических противоречий в доказательствах и не противоречить другим решениям, принятым ранее или принимаемым одновременно. По взаимосвязанным вопросам должны соблюдаться преемственность и согласованность.

6. Выполнимость — для реализации решения должны быть созданы необходимые предпосылки.

Большое влияние на эффективность политики оказывают финансовые возможности государства. При прежней системе в основу планов закладывались общественные потребности, для удовлетворения которых изыскивались необходимые средства. Проблема дефицита финансовых и иных ресурсов решалась за счет преимущества централизованной системы — возможностей маневрирования. При рыночной системе хозяйствования государство располагает лишь частью материальных и финансовых ресурсов, поэтому при разработке программ принимаются во внимание финансовые ограничения и создаются условия для предварительной оценки эффективности разрабатываемых мероприятий.

Эффективность выполнения мероприятий зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех организаторов и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: