Понятия и сущность сознания. Структура сознания.




Сущность человеческого сознания.

1)Понятия и сущность сознания. Структура сознания.

Понятия и сущность сознания. Структура сознания.

Проблемой сознания в философии является одной из самых трудных, все классические философы пытались разрешить эту проблему и дать собственное объяснение тому что такое сознание, в чем оно проявляеться, чем наполнена, какие имеет формы и как развивается.

Сознание это универсальная способность, свойственная только человеку, осмысливать бытие мира и себя в этом бытие приобритать и развиваль знания о мире и о себе, осознавать себя и одновременно с этим ограничивать себя различного рода регулятивами, правилами, ценностями нормами и идеалами, общаться и уметь вести диалог с самим собой,передавать опыт и воспринимать его опредмечивать и распредмечивать материальные и духовные ценности,выражать мысль в обществе и ассоциациях,а соответсвенно образ в мысли включать в себя память и фантазию и создавать условие для собственного развития.Сознание вбирает в себя все способности человека.Многие мудрецы еще с античных времен говорили о сознании как о чуде из чудес,как о божественном даре,поскольку обладая сознанием человек осозноет и свою смертность,что неизбезно накладывает отпечаток трагизма на все его бытиё,в тоже время что бы объяснить и представить сущность сознания необходимо иметь представение о том,что оно включает в себя.

Сознание включает в себя следующие основные эементы

1 Способность к рационатьному мышлению(анализ,синтез,дедукция,сравнение,сопастовление)

2 Это способности к иррационатьному мышлению (вымысел и илюзорное творчество)

3 Способности к чувственному восприяию мира(очущение,воображение,восприятие)

4 Способности к эмоцианальному отображению мира и самого себя

5 Волевые процессы

6 Мненамические способности(память)

7 Интуиция

8 Воображение и фантазия

Кроме того структуру сознания входят различного рода моральные ценности, такие как чувства вины и расскаяния, радости и возбуждения, любви и веры, а так же какие-то бессознательные формы реакции и саморегуляции. Кроме того сознание может быть направлено во вне и внутрь самого себя, ориентированно на внешний мир и на внутренний мир самого человека и оно может выражаться в сложных формах самооценки, самоонализа и саморегуляции и наконец ему свойственно так же самонабюдение, самоконтроль и самокритика. И из всего сказанного следует очень важный филосовский вывод о том, что человеческое сознание не только сложное но и еще и системное упорядоченное и организованное образование.В трактовке сознания существовали и существуют различные точки зрения и все зависит от того, каким образом философы решали основной вопрос фиософии,что первичто и что вторично(материя или сознание)и прежде всего вопрос о природе мира.Стороннеки обективного идеализма отрывали сознание от природы и материи и выделяли его сверх природной сущностью,в отличае от идеалистов материалисты в вопросе о сущности сознания исходили из того,что материя первична,а сознание вторично то есть,что сознание это свойство материи.Однако это свойство понималось по разному в частности геозаизм(одно из направлений в материаистической философии(гио-материя,зое-жизнь))считал,что сознание являються свойством всей материи.Пампсихизм(пам-все,психе-душа)какже пизнает всеобщую одушевленность природы,а с точки зрения деалистического и современного материализма,сознание это прежде всего функция мозга и отношение внутреннего мира и отражение внешнего мира.Неотделимость сознание от материи не означает их тождество,то есть это различные реальности,то есть материя это объективная реальность,а сознание это субьективная реальность.Особенностью античной философии было выявление того,что сознание направленно на внешний мир,это означает,что античные философы не обращали вниания на внетренний мир самого сознания и размышляли только ишь о душе,которая трактовалась ими как часть бытия,следоватьельно они считали,что душа присуща и человеку и животному,боие того по представлениям античных фиософов даже вещи имели душу,эти представления быди элиментом мифагенного сознания основным способом объяснения мира которого являлась ассоциация.Для античных философов характерным было мнение о том что мир также одушевлен как человек,следовательно мир это боьшой космас,а человек это микрокосмас,по этому законы дейсвующие здесь принципиально одни и теже и это законы Логаса.Впервые попытки проникнуть в человеческую душу связывались с христианством,поскольку осмысление веры в бога потребовались переживания,экстаза,общения с божеством,молитв,как самого сокровенного разговора души именно в христиансве впервые возникает понимание того,что может иметь направенность не только на мир но и на себя,то есть понимание своего я.Именно по этому в христианской философии доминирующем становится сознание и дух и именно он по мнению античного философа первичен по отношению к миру,а абсолютный дух это и еть бог,который творит мир по своему усматремию и наконец в христианской философии сознание стало пониматься как явление человеческого духа,а ассознание самобытности чеовеческого я в христианской философии также наполнилось разными качествами и исходя из этого в хритианской философии сознание это

1 Осознание своей тварности при боге.

2 Переживание своей любви к богу

3 Осознание своей ограниченности и безграничности бога

4 Стремление через поредства веры слиться с богом и устранить свою ограниченность

5 Осознание греховности человека в соответсвии с чем сознание это наказание за грех

6 Страдание и сострадание.

7 Отрытие что чеовек не только природное существо подчиняющееся всеобщим законам,но и существо духовное,социаьное,индивидуально.

В философии нового времени сознание напоняеться новыми чертами,то есть из него постепернно начинает исключаться идея бога и все больше обращаеться внимание на самого себя и одно из самых ярких подтверждений это Декартовское высказывание мыслю значит существую.И впервые структуру сознания включаеться самосознание и наконец трактовка сознания как органического целогоначинаеться с немецкого философа Канта по его мнению в сознание сущетвуют особые непосредсвенно данные знания о чем то целостном,они присутсвуют в каждом человеке и человек только тогда насинает познавать мир и осозновать себя в нем когда их обнаруживает,следоваетьно когда человек осознает собственное я,то она противопотавляет это я тому,чем являеться не я.По Кату основопологающими являоться формы сознания и формы воспреятия общие для всех людей и наконец нескорлькопозже появляеться Марксиская теория в соответсвии с которой сознание вторично с точки зрения марксиской теории не сознание определяет бытие,а бытие определяет сознание,следовательно материальный мир существует вне и независимо от сознания.С точки зрения марксизма сознания являеться результатом длительной эволюции природы,его высшим продуктом,а метериальная основа сознания явяеться человеческий мозг.В конце прошлого века и в нынешнем столетии был реализован целый ряд иследовательских програм для которых понимание проблемы сознания являлась главным вопросом,первые это так называемые инструменталиские порогаммы иследовательские прогрммы,в которых делалась попытка моделировать сознания,моделировать его и прежде всего создать искуственный интелект и эти достижения стали возможны благодоря развития компьютерной техники.

Интенцианалисткие ислетовательские программы.Иненция-направленность намериние и эти программы реализовывались в рамках финоменаогической психоогии,в соотвестивии всегда направенна на предмет и именно в этой направленности оно себя проевляет.Интенцианальные акты всегда предметны и их можно изучать в зависимости от того на что направленно сознание.

Конденцианалисткие иследовательские программы,(кондитио-условие)представители этих програм основное внимание уделяют анализу зависимости сознания от строемия и функзий психики социаьных и исторических факторов отношений.Сознание являеться системным образованием то оно вкючает в себя седующие подсистемы(структура)

1. Перцептивная сфера

2. Подцептивная сфера сознания

3. Нравственная сфера сознания

4. Волевая сфера

5. Мнеманическая сфера

Перцептивная смфера постовляет сознанию информацию в виде образов,чувственных данных,впечатений,но эта сфера не только поставщик инвормации посколько уже на этом уровне происходит её пероработка,оценка по критериям занчимости,обобщение и типизация

Прообраз аналогии сравнения и сопастовления таких операция и сознания которые свойственны мыслительнос сфере и на этом уровне,аналогия сопастовения и сравнения явяеться чувственными,таким образом мы делаем вывод о том,что перцептивная система.Мыслительные функции сознания состаят в том что информации которые отдаеться в виде чувственного образа приписываеться определенное значение и происходит это когда общий признак называеться словом.Определяющую роль играет язык.Язык включенный в мыслительную систему сознания представляет собой информациионоо знаковую систему и в нем есть своя лексика,система смысла и значений и благодоря языку рассуждение об объекте наполняеться считываением смыслов и значений их сопастовлением именованием и переименованием и на уровне языка включаються так же логические компаненты мышления и включение логических компанентов обеспечивает получение новой информации,следовательно логические компоненты мышления позваляют сопаставлять разные аспекты информации и выыводить из них новое знание об оъекте,кроме того логическая сфера сознания упорядочивает мысли о предмете.Логическая сфера дает возможность формулировать познавательные ситуации,сначало это происходит в самой простой форме,то есть на уровне вопросов и ответов на них,а затем моделируються целые комплексы в которых в качестве вопроса выступают за требование информации.Мышление логической сферы суждение новой логической сферы о предмете которое выражаеться в определении

Эмоциональная сфера сознания выражает внутреннее сознание человека как к объектам внешнего мира так и к самому себе.Формируется определенная система ценностей и оценок которые и выступаюжт мерилом всего и в том числе самого себя,в тоже время сама по себе эмоциональная сфера достаточно сложна и она выполяет двуединые функции,это

1 когнетивные

2 аксеологические

С одеой стороны эмоциональная сфера информирует о наличии того,что подлежит о налиичае того,что подлежит эмоциональной окраски,а с другой с помощью чего осуществяеться эта оценка.На основе этого начинает действовать механизм аксеологическойкокнетивной кореляции,то есть человек не просто познает предмет,но еще и составляет себе определенную программу,как к нему относиться и как с ним действовать,по этому оксеологически когнетивная колеряция имеет несколько форм

1 Корреляция эмоций,то есть в соответсвии с той или иной оценкой придмета и отношения к нему формируеться либо положительные эмоции,либо отрицательные.

2 Коректирует поведенческую сферу.В соответсвии с теми или иными оценками и согласто эмоциональной корреляции формируються императивные и деантические корреляции.

Первые представяют собой определенные приказы,распяжения к самому себе,то есть как нужно поступать с предметом,именно эти императивы и служат в первую очередь регулятивами человеческого поведения.Деоантические являються болие сложными поскольку это своеобразные нормы,которые формируют сложные предписание,то есть следует поступать что бы достич результата и не вызнать у себя или других отричательных эмоций.Отсюда возникают нормы нравственности,нравственные признаки,и установки.В нравственной сфере задейсвуеться так же механизм сопастовления норматив и действительности,который работает нак механизм обратной связи,то есль человек изменяет нормативы поведения и оценки,а если они постаянно приводят его не к тем результатам и состаянию дискомфорта с окружающим миром или самим собой.

Нравственная сфера сознания действут как нравственное рассуждения.Предметом своего суждения имеет не только сам объект как отношение к нему,действует так же как и все сознание в целом.

Волевая сфера,в ней вырабатываються формы отношения мира связанные с преодоление препядстний ипеющих как внешний так и внутренний характер,так что отновой волевой темя являеться выроботка волевой....мотивов и целей,осмысление затреднений,волевая сфера выступает в виде запускающего устройсва сознания,то есть когда припядствие мешает достижению целей,то именно волевая сфера включает всю нргетику для преодаления этого припядствия.

Мниманическаясфера сознания-это наиболие важный блок сознания,поскольку она позволяет кадировать и раскодировать информацию,а так же франить её для дальнейшего использования.Все рассмотренные подсистемы дают основание трактовать человеческое сознание,как сложное системное образование разнородных идеальных процессовмыслетеьны,чувтсенных.И на основе этого можно сделать вывод о том,что наиболие существенным свой ствам сознания относяться

1 Субъектность-сознание не может быть нечим у него всегда есть носитель

2 Предметность(содержательность)-сознание не может быть пустым

3 Идеальность-созниние не зеркально отражает.а творчески выражает мир

4 Интерциональность,сознание всегда направленно на какие либо объекты

5 Объективируемость-содержание сзнания закрыто для других и не может быть непосредственно воспринято ими.

Таким образом все что говорилось о природе и стректуре сознания относяться к сознательному или выводимому в сознанию.В психике человека и в его личностном я есть еще нечто,что не укладываеться в сознание и это называеться безсознатетьным или подсознательным.В широком смысле,бессознательная это совокупность психических процессов не представленных в структуре сознания.Изначально это понятие вошло в обиход из психолодии благодоря Зигмунда Фрейда.Однако филосовская чпасть понятия была сформулирована Лейбницем в его работе МонадологияОн трактовал низшую форму духовной деятельность лижащей за порогом осознанваемых действий и представлений,Гардфли связал бессознательное с деятельностью нервной системы,ак Кант связывал бессознательное с интуицией и наконец ЗИгмунд Фрейд рассматривал бессознательное как некую силу,главное в безсознательном это влечение.В отличае от сознания бессознание не отделяет себя от обекта,а сливаеться с ним в переживание и это главное его содержание,слившись с обектом психических переживаний безсознательное в отличае от сознания не обладает механизном психической корреляции,т.е в бессознательном не производиться причинно следственная коррекция,а в нем все существует сразу и это существуещещщ проевляеться в простых психических реакцияй(аффектах,своведениях,эмоциональных переживаниях)выделяют четыре основных класса проявления безсознательного(сверх индивидуальное бессознательное,это усвоение субъектов или членами социалтной группы типичных образцов поведления котроые ими осуществяються,но не осазноються

Неосозновательные побудительные мотивы деятельности, как смысловые и поведенческие установки личности и они выражаються в стремлениях реакциях и влечения

Неосознаваемые стереотипы автомотического или алогорифнитического поведения

Неосозноваемое субсенсорное восприятия и к нему относиться психические реакции человека на различные раздрожители,таким образом бессознательное это в основном область рефлексов и инстинктов,бессознательные стремиться к получению удовольствия и психического котроля, в то время как созниние стремиться ввести подсознание в социально приемлемые рамки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: