Знакомство с новым материалом.




Тема урока: «Образно- стилевой язык архитектуры».

Цель урока: Обобщить знания об истории архитектуры и дизайна.

Задачи:

Обучающие:

- Ознакомить ребят с образно-стилевым языком архитектуры.

- Расширить кругозор учащихся новыми знаниями об архитектуре.

Развивающие:

- развивать воображение;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать творческие способности учащихся;

- способствовать развитию внимательности.

Воспитательные:

- установить добрые взаимоотношения в группе, сплотить коллектив;

- актуализировать умение самостоятельной работы над рисунком;

- привитие интереса к занятиям рисованием;

- воспитать усидчивость и аккуратность при выполнении работы.

Оборудование и материалы:

1. Презентация по теме урока.

2. План - конспект урока.

Тип урока.

Урок - сообщение нового материала. Урок – диалог. Закрепление материала. Практическая работа.

.

Ход урока

Организационный момент.

2.Актуализация знаний учащихся.

Знакомство с новым материалом.

(1сл) Наша страна - это большой дом. А дома, как и люди, имеют свою историю. Сегодня мы совершим путешествие в историю развития архитектуры, посмотрим какая была архитектура разных народов и эпох и познакомимся образно-стилевым языком архитектуры.

Но прежде чем, я начну своё повествование, вы должны вооружиться ручками и листами бумаги, чтобы вести запись. Ведь, забегая на перёд, скажу, что сегодня мы познакомимся с 10-ю стилями архитектуры. Вы должны их услышать, записать и в конце урока сдать мне подписанные листки. Работа выполняется на оценку.

- Скажите, пожалуйста, что стало причиной для человека искать жилище?

Ответы: непогода, хищники, смена дня и ночи, приготовление и приём пищи.

(2сл) С древнейших времён человек стал заботиться о том, чтобы защитить себя от непогоды, хищников. Искать удобное место для сна, приема пищи. Сделать свое жилище удобным и безопасным. Люди переходили с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, люди из имеющихся материалов вели строительство удобное для проживания.

(3сл) Шло время, люди стали дольше жить на одном месте, заниматься земледелием. Им потребовались более крепкие, долговечные дома. Постройки для домашних животных, для хранения запасов пищи и разных инструментов для труда.

Рождение архитектурных построек привело к зарождению стилей. Стиль в искусстве — это сложившаяся под влиянием духовных, нравственных, социальных и эстетических тенденций общественного развития в ту или иную эпоху форма продукта любой отрасли искусств, носящая к тому же отпечаток их взаимного влияния друг на друга.

(4сл) Те сооружения, которые можно назвать праархитектурой, появились в мегалитическую эпоху и дожили до наших дней в нескольких экземплярах в виде сооружений из каменных глыб. Среди них различают менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры — вертикально стоящие камни до 20 м высотой. Ставились менгиры по преимуществу на возвышениях, часто были центром поселения, особым местом для общественных церемоний и молений. В общем, это нечто среднее между скульптурой и архитектурой. Находят их и на западе Европы, и в Средиземноморье, и в Армении.

Дольмены представляют собой врытые в землю глыбы-вертикали, перекрытые крупными плоскими камнями. Эти сооружения также имели культово-ритуальную цель. Предполагают, что это были надгробные «дома» для племенной знати. Находят их в большом количестве на Северном Кавказе, в Прикубанье, а также в Абхазии.

Кромлехи — это те же монолитные каменные столбы, перекрытые плоскими глыбами, но отличающиеся упорядоченной центрической композицией. Самый яркий образец кромлеха — Стóунхендж в Южной Англии. Это сооружение имеет скорее астрономический характер, будучи связанным с культом Солнца. Простое внешне сооружение на самом деле выполнено с точным математическим расчетом. До сих пор оно остается одной из загадок истории, ставящей под сомнение весь круг традиционных представлений о древнейшей эпохе. Памятью о тех временах остались также центрические в плане крепости и городища, обнаруженные археологами.

(5сл) Древние цивилизации Египта, Шумер, Америки оставили также большое количество загадок. При всей географической отдалённости архитектурные памятники этих стран имеют очень много общего. В частности, культовые пирамидальной формы сооружения: пирамиды в Египте, мавзолеи и мáстабыв Древнем Вавилоне. Египетские пирамиды – дом для возвращения души. Египтяне верили в загробную жизнь. Внутри гробницы сохраняли все бытовые условия, чтобы при возвращении души человека у него было как при жизни. Люди боялись возвращения человека, закрывали все входы и выходы.

Одновременно с первыми архитектурными сооружениями появились и первые объекты дизайна, возможно, не отражавшие принцип красоты, но имевшие тенденцию к удобству

(6сл) Древняя Греция с её жарким, средиземноморским климатом породила особый тип архитектуры: открытый, с множеством колонн и портиков, укрывающих от палящего солнца и дающих тень. Афинский Акрополь - один из выдающихся шедевров античного искусства.

(7сл) Ордерная система (прообраз современной модульной системы, о которой речь шла во второй четверти) стала важным достижением греческой архитектуры. Можно, пожалуй, сказать, что вся дальнейшая история архитектуры, все стили проникнуты духом диалога с древнегреческой архитектурой.

Ордер представляет собой соотношение эстетических норм и правил, определяющих пропорции и украшения колонн и лежащего на них перекрытия (антаблемента).

Существует определения четырёх ордеров - это дорический, тосканский, ионический и коринфский.

Дорический ордер рождает ощущение мужественности и монументальной основательности.

Тосканский ордер- я вляется упрощённым вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр.

Ионический ордер - более женственный и изящный.

Коринфский ордер - делает строение более лёгким, воздушным и декоративным.

(8сл) В XI—XII вв. на территориях, населённых народами романо-германской языковой группы (Франция, Германия и Италия), возник романский стиль, который основывался на наследии древнеримской и византийской культур. Яркий характерный пример византийской архитектуры — храм Святой Софии в Константинополе (VI в.). В произведениях архитектуры эти традиции проявились в монументальности, в почти крестьянской основательности. Строители заботились о прочности сооружений, от которых веет простой, спокойной мощью.

(9сл) Романский стиль – базилика (прямоугольное в плане, как правило, вытянутое здание, разделенных на несколько продольных проходов – нефов, рядами колонн или столбов), строился из тщательно отесанного камня и производил впечатление массивного и сурового сооружения. В плане романский храм напоминал латинский крест. В центре средокрестия помещался алтарь, а над ним на высоких арках возводился купол, над которым снаружи возвышалась башня. Значительное развитие романский стиль получил во Франции, в Германии, Италии, Испании, Англии.

Строгие романские храмы во многом подготовили готику, которая пришла на смену романскому стилю в середине XIII века. В качестве примера среди большого количества сохранившихся и оберегаемых построек этого периода можно назвать церковь Сен-Сернен в Тулузе, Нотр-Дам в Пуатье (Франция); собор в Вормсе (Германия); соборный комплекс в Пизе, церковь Сан-Франческо в Ассизи (Италия) и т. д.

(10сл) Иная духовная страстность породила иные архитектурные творения. С середины XII столетия романский стиль начал сменяться готическим стилем. Самыми значительными сооружениями готики были соборы, в архитектонике которых нашло отражение «устремленности души к небу». Готические храмы примерно вдвое выше романских. Храм стал ажурнее, воздушнее, все архитектурные детали — стрельчатые арки, окна, нервюры сводов — словно устремлялись ввысь. Каменный скульптурный декор, цветной свет витражей и звуки органа создавали неповторимо тонкую, экстатическую атмосферу. Ажурные формы, уходящие ввысь, делают интерьер светлее, он как бы весь наполняется светом и воздухом.

(11сл) На смену готике приходит новый стиль в искусстве – ренессанс (приблизительно XV—XVI вв.). Это положило началу эпохи Возрождения в архитектуре. Родиной ренессанса считается Флоренция, где в 1436 г. архитектор Филиппе Брунеллески закончил строительство купола собора Санта Мария Дель Фьере.

(12сл) Эпоха Возрождения в Италии в своем развитии прошла три этапа: раннее Возрождение, высокое Возрождение и позднее Возрождение. В архитектуре воскрешаются принципы античной ордерной(соотношение несущих и несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-художественный образ стоечно-балочной конструкции) системы, поднимается значение пропорций, складываются новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла), разрабатывается теория архитектуры и концепция идеального города. Мастером, хронологически замыкающим эпоху Возрождения в Италии, является Микеланджело Буонарроти, он же - первый архитектор нового архитектурного стиля – барокко, который пришел на смену стилю эпохи Возрождения в Италии в конце ХVI в.

(13сл) Характерными чертами барокко явилось стремление к динамичным композициям и пышному архитектурному декору. Наиболее известным произведением итальянского барокко можно назвать площадь перед Собором Св. Петра в Риме, созданную архитектором Лоренцо Бернини. Несколько позднее барокко зарождается во Франции, но не получает здесь широкого распространения. Искусству свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. В этом стиле наблюдается слияние различных искусств в едином ансамбле, взаимопроникновение архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Архитектура барокко отличается пространственным размахом, текучестью прямолинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором. Просуществовал этот стиль в искусстве Европы с конца XVI - до середины XVIII в. в.

(14сл) На смену барокко появляется новый стиль – рококо, который в отличие от предыдущего стиля, обращается наоборот к удобствам повседневного быта, утонченности обстановки. Его легко охарактеризовать по следующим признакам: отказ от прямых линий, ордерной системы, светлые тона, воздушная мягкость, ассиметрия, изысканность и причудливость форм. Пышность интерьера сочеталась и относительной строгостью внешнего облика зданий. С 1760 – х годов на смену рококо пришел классицизм.

(15сл) Начиная с середины ХVII в., во Франции господствующим стилем становится классицизм, который с конца ХУШ в. широко распространяется в России. Многие отечественные постройки этой эпохи стоят в одном ряду с выдающимися памятниками мировой архитектура. Среди них Дворцовая площадь (архитектор К.И. Росси), Казанский собор (архитектор А.Н.Воронихин), здание Биржи (архитектор Тома де Томон) в Ленинграде и др. Внешними признаками классицизма являются строгость пропорций, колонные портики на фасаде зданий, симметрия, подчеркнутая парадность и монументальность архитектурных ансамблей. Классицизм наиболее ярко выражал в архитектуре идеологию сильной абсолютной монархии, поэтому он получил столь большое развитие в королевской Франции и в царской России. Вершиной классицизма становится стиль ампир, появившийся в начале XIX века.

(16сл) Новый стиль - ампир выражался, прежде всего, массивностью монументальных форм, богатых украшениях, строгостей линий. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнительное архитектурное оформление зданий. Возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, театры и даже храмы. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей – ряда зданий и сооружений, объединенных в единое целое.

(17сл) В конце XIX в начале XX в. в появляется совершенно новый современный стиль – модерн. Основной признак – декоративность; основной мотив – вьющееся растение; основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Появляется органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Фасады домов были несимметричны. Выразительные особенности интерьеров: изогнутые очертания карнизов, круглящиеся дверные и оконные проемы, богатый декор из резного дерева, цветного стекла, металла. Новейшие технико-конструктивные средства и свободная планировка были использованы для постройки зданий с подчеркнуто индивидуализированным обликом.

(18сл) Заканчивается развитие стилевых направлений в наше время – типовой архитектурой.

- Как вы думаете, какие главные принципы были заложены в строительство дома?

- Ответы учащихся: ( Здание должно быть прочным. Здание должно быть полезным. Здание должно быть красивым)

Сдаём листки с работами.

Всю архитектуру можно разделить на 4 типа:

- Жилищная (частные дома, многоквартирные дома).

- Общественно-гражданская (школы, банки, библиотеки, больницы, администрации и др.)

- Промышленная (заводы, комбинаты, фермы и др).

- Транспортная (железнодорожное депо, трамвайное, автобусное, троллейбусное, такси и др.)

Закрепление материала

- О чём шла сегодня речь на уроке? (о стилях в архитектуре)

- Сколько стилей вы смогли определить?

- Какие стили вы запомнили?

- Какие отличия или схожесть они имеют?

5.Практическая/Домашняя работа (проверка).

- Рисунок архитектурного строения: «Афинский Акрополь»

6.Итог урока.

Для проверки: 10 стилей архитектуры.

1. В эпоху Античного искусства зародилось ордерная система

2. Романский стиль

3. Готический стиль

4. Эпоха возрождения- стиль ренессанс

5. Стиль Барокко

6. Стиль Рококо

7. Стиль Классицизм

8. Стиль ампир

9. Стиль Модерн

10. Типовая архитектура

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: