Положение
О проведении историко-литературной викторины, посвящённой 140-летию со дня рождения Павла Петровича Бажова для обучающихся 5-7 кадетских классов кадетских корпусов и образовательных организаций с кадетскими классами Свердловской области
27 января 2019 года исполняется 140 лет со дня рождения писателя, фольклориста, публициста, журналиста, педагога Павла Петровича Бажова. Бажов П.П. получил известность как автор уральских сказов.
В целях расширения знаний обучающихся о выдающемся деятеле П.П. Бажове, в соответствии с единым календарём массовых и методических мероприятий на 2019 г. Ассоциации кадетских образовательных организаций, классов и клубов Свердловской области проводится историко-литературная викторина, посвящённая 140-летию со дня рождения Павла Петровича Бажова для обучающихся 5-7 кадетских классов (далее – Викторина (приложение№1).
Цель и задачи Викторины
1.1 Пропагандировать патриотизм через изучение русской литературы;
1.2 Расширить знания учащихся о жизни и творчестве П.П.Бажова;
1.3 Способствовать воспитанию чувства уважения к русской литературе;
1.4 Развивать мотивацию к интеллектуальной деятельности;
1.5 Развивать творческое мышление учащихся, повышать их познавательный уровень, интерес к культурному и литературному наследию прошлого.
Учредители и организаторы
2.1 Ассоциация кадетских образовательных организаций, классов и клубов Свердловской области
2.2 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№1» городского округа Ревда Свердловской области.
Участники Викторины
3.2 Обучающиеся 5-6 кадетских классов кадетских корпусов и образовательных организаций с кадетскими классами Свердловской области.
Сроки проведения Викторины
4.1 Викторина проводится с 11 февраля 2019 г. до 24 февраля 2019 г.;
4.2 Подведение итогов викторины с 25 февраля 2019 г. до 10 марта 2019 г.;
4.3 Наградной материал будет выслан на электронные адреса в соответствии с заявками после 11 марта 2019 года.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПРИЁМА ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ и МАТЕРИАЛОВ ВИКТОРИНЫ– 24 февраля 2019 г.
Критерии оценки конкурсных работ
5.1 Оценивается содержание, самостоятельность и выразительность работы.
5.2 Победителями считаются участники, ответившие правильно на наибольшее количество вопросов.
5.3 Одним из важных правил проведения Викторины является обеспечение самостоятельности выполнения заданий обучающимися с целью получения объективности и достоверности результатов.
5.4. Приветствуется использование дополнительного материала и иллюстраций.
Оформление работ
6.1 Ответы Викторины оформляются в свободной форме в документе формата WORD.
6.2 Ответы викторины могут быть как в электронном виде, так и отсканированная (сфотографированная) копия письменного ответа ученика;
6.3 Ответы на вопросы Викторины не предоставляются;
6.4 Все работы присылаются ТОЛЬКО на электронный ящик Викторины s1-66@mail.ru c пометкой «Викторина. П.П.Бажов»;
6.5 Все файлы с работами подписываются (переименовываются) фамилиями участников, представляющих работы.
7. Чтобы принять участие в Викторине необходимо:
7.1. Заполнить заявку (приложение №2).
7.2. Выслать заявку вместе с Викториной на электронный ящик s1-66@mail.ru. (Ответственный организатор Пылаева Татьяна Леонидовна, 8(343-97)3-39-53, 8-922-138-05-04).
8. Подведение итогов Викторины.
8.1 Итоги Викторины подводятся с 25 февраля 2019 г. до 10 марта 2019 г.;
8.2 Победители награждаются дипломами I, II, III степеней (по учебным парллелям) и всем участникам выдаются сертификаты.
8.3 Все дипломы и сертификаты за участие высылаются в электронном виде на электронный адрес, с которого была принята заявка до 24 февраля 2019 года.
Приложение №1.
Историко-литературная викторина «Драгоценные клады сказов», посвященная 140-летию со дня рождения П.П.Бажова.
1 тур. Разминка. Блиц.
4 балла (по 1 баллу за правильный ответ).
1.Сколько сказов написал П.П.Бажов?
2.Чем сказы отличаются от сказок?
3.Как называется художественный фильм, автором сценария которого был П.П.Бажов?
4.Назовите художников, которые иллюстрировали сказы П.П.Бажова.
2 тур. Биография П.П.Бажова.
Некоторые из утверждений о жизни писателя ошибочны. Необходимо указать какие и исправить ошибки.
7 баллов (по 1 баллу за правильный ответ)
1) П.П. Бажов родился в семье мастера одного из старинных уральских заводов.
2) П.П. Бажов в молодости работал горным мастером, добывал малахит.
3) В семье Бажова и его жены Валентины Александровны Иваницкой было семеро детей.
4) П.П. Бажов учился в Пермской духовной семинарии.
5) Бажов услышал истории, которые легли в основу сказов, от своей жены, а она, в свою очередь - от своего деда.
6) Мальчишечье прозвище Бажова – Колдунков стало его литературным псевдонимом “Егорша Колдунков” так подписывал он свои первые произведения.
7) Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» — то есть важный.
3 тур. Узнай героя.
По описанию узнайте героев из сказов.
10 баллов (по 1 баллу за правильный ответ).
1. Девчонка махонька, вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать.
2. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Девка небольшого росту, из себя ладная. Одежда ее из шелкового малахиту платье.
3. Ростом козел не выше стола, ножки тоненькие, головка маленькая. В каком месте топнет копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней. Рожки-то у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток. Шерстка у него летом буренькая, а зимой серенькая.
4. Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесет старушонку. Однако глаза у ней молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе не место.
5. Жил в нашем заводе парень. И от всех ему наследство досталось. От отца – руки да плечи, от матери – зубы да речи, от деда Игната – кайло да лопата, от бабки Лукерьи – особый поминок. Парень ядреный да могутный, крутой да веселый – работа у него и шла податно.
6. Сиротко круглый был парнишечко. На ногах высоконький, а худой – расхудой, в чем душа держится. С лица чистенький. Волосенки кудрявенькие, глазенки голубенькие. А потом стал высокий да румяный, кудрявый да веселый.
7. Девчонка махонька, носишко пуговкой. В избе прибирала, похлебку да кашу варила. Сказки слушать любила. Да все с кошкой возилась. Кукол сама шила, да одежку на них.
8. Сама черненька да басенька, а глазки зелененькие. На наших девчонок будто и вовсе не походит. Не шибко к чужим людям ластилась. Научилась шелками да бисером шить.
9. Она и вовсе из невестинской поры вышла. За двадцать-то годов, по-нашему, переросток считается. Пригожая была, девушка проворная – по хозяйству все бегала – в огород там, сварить – постряпать. Управится и садится за какое рукоделие: сшить-связать, мало ли. А потом и камешки малахитовые распиливать научилась.
10. Парень тут был. Он Илюхе-то ровесником приходился. Давно около золота околачивался, свое смышлял, – не попадет ли штучка хорошая, а унести ее сумею. Чужое в свой карман прибрать мастак был. Одним словом, ворина. По этому ремеслу у него и заметка была. Его один старатель лопаткой черканул, а все де зарубка на память осталась – нос до губы пополам развалило.
4 тур. Узнай сказ.
Из каких сказов эти строки?
10 баллов (по 1 баллу за правильный ответ).
1. «Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Как худых думок в голове держать не станешь, так и все у тебя ладно пойдет, гладко покатится. И белый день взвеселит, и темна ноченька приголубит, и красное солнышко обрадует. Ну, а худые думки заведешь, тут хоть в пень головой – все немило станет».
2. «В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит,полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчонка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно».
3. «Сидели раз старатели круг огонька в лесу. Четверо больших, а пятый парнишечко. Лет так восьми. Не больше. Федюнькой его звали. Давно всем спать пора, да разговор занятный пришелся. В артелке, видишь, один старик был. Дедко Ефим. С молодых годов он из земли золотую крупку выбирал. Мало ли каких случаев у него бывало. Он и рассказывал, а старатели слушали».
4. «Ну, парень видит – делать нечего. Пошел к ней, а она ручкой маячит, обойди-де руду-то с другой стороны. Он обошел и видит – ящерок тут несчисленно. И все, слышь-ко, разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок, либо слюда, блестит, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены».
5. «С той поры Танюшка и стала мастерицей, а уж в годы входить стала, вовсе невестой глядит. Заводские парни о Настасьины окошки глаза обмозолили, а подступить к Танюшке боятся. Вишь, неласковая она, невеселая, да и за крепостного где же вольная пойдет».
6. «Пока ребята встали, тут вот что случилось. Марьюшка утром поднялась раньше всех и достала свой гребешок. Видит – волосу много. Обрадовалась – жених кудрявый будет. Побежала к подружкам похвастаться».
7. «Тут и зашумело что-то, как осыпь земляная. Деревья стоят высоченные, только не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика – камня… Ну, всякие… Только живые, с сучьями, с листочками. От ветру-то покачиваются… Понизу трава, тоже каменная. Лазоревая, красная… Солнышко не видно, а светло, как перед закатом».
8. «Распилила Катя камешок. Видит – узор на редкость пришелся, и как намечено, в котором месте поперек отпилить. Подивилась Катя, как ловко все пришлось. Поделила по готовому, обтачивать стала. Дело не особо хитрое, а без привычки тоже не сделаешь. Помаялась сперва, потом научилась».
9. «Дуняха тут и остановилась, меж тех огней. Видит - волки поотстали, а огни всё больше и больше, и горка будто выше. Дивится Дуняха, как огни горят, коли дров никаких не видно. Насмелилась, протянула руку, а жару не чует».
10. «Как весна пришла, побежали к старой березе. Ну, и что? С первой лопатой такой песок пошел, что хоть не промывай, а прямо руками золотины выбирай. Дедко Ефим даже поплясал на радостях».
5 тур. Словарь сказов Бажова.
Объясните значение непонятных слов, используемых в сказах.
9 баллов (0,5 баллов за правильный ответ).
1.Изробиться -
2.Забедно -
3.Зарукавье -
4.Помучнеть -
5.Пословный -
6.Справный -
7.Басенькая -
8.Голбец -
9.Обуя-
10.Неочёсливый -
11.Прииск -
12.Смотник -
13.Старатель -
14.Тракт -
15.Хитник -
16.Чугунка -
17.Парун -
18.Артуть-девка -
6 тур. Сокровища малахитовой шкатулки.