Демократии в театре быть не должно 6 глава




Утром репетиция ночных сцен. Вечером «Маугли».

Снят спектакль «Прощание в июне». Причина — бездуховность.

Дежурные А. Марин, В. Мищенко

 

28 – 29 сентября 1979 г.

… С утра — репетиция, прогон двумя составами «Двух стрел». После прогона — весьма откровенный разговор с Табаковым: наша разболтанность и неспособность работать ставят спектакль под удар. Если не прорвемся к автору, к материалу — спектакля не будет. Олег Палыч обещает усилить строгость и требовательность в работе. Хорошо бы и нам усилить строгость по отношению к себе.

{358} Вышел первый номер студийного журнала. Приятно [ Заметка на полях: «Чистые пруды», № 1 ].

[ А. Дрознин-младший ]

 

11 октября 1979 г.

Первый прогон на зрителе «Двух стрел».

С. Газаров

 

19 октября 1979 г.

Похоже, что с 12 октября студия вымерла: никаких записей! Хотя за эти дни был очень важный спектакль «Прощай, Маугли!» для участников Международного театрального симпозиума, был прогон «Двух стрел» и прочие интересные мероприятия. Это первое.

Второе. То состояние, в котором оставили студию предыдущие дежурные (Хомяков, Селиверстов), допустимо, по-моему, только в случае авианалета. Других объяснений найти не могу. Понимаю, что все устали (хотя вчера впервые за долгое время занятия закончились довольно-таки рано), но крошки со стола и бумаги с пола поднять все же можно. Впрочем, конечно же, я могу и ошибаться. Тогда приношу всяческие извинения. Просто я, наверное, несколько меньше, чем вы, люблю тараканов. Надеюсь, это простительная слабость.

Андрей Дрознин [ младший ]

 

20 октября 1979 г.

Когда же кончится сачкование Марины Шиманской? Стыдно.

Дорогие друзья!

Записывать надо не дни побед и поражений, а процесс [ подчеркнуто ] обучения актерскому делу! Возмутительно! Пропущено несколько крайне важных для студии дней. Опять приступ эгоизма и безыдейности в нашем деле.

Олег Табаков

 

{359} 28 октября 1979 г.

5 лет студии.

В 21.00 — спектакль «Маугли» для Большого Театра. Прошел неплохо, но «сложно» (определение Райкина). Есть над чем работать, восстанавливать и улучшать.

Дежурные: М. Шиманская, А. Дрознин

при активном участии В. Шендеровича

 

16 ноября 1979 г.

20.00 — «С весной я вернусь к тебе…» Спектакль прошел неплохо, можно сказать — хорошо. Возможно, благодаря тому, что смогли собраться. Оказывается, хоть редко, но мы это умеем.

После замечаний Олега Павловича было оглашено распределение ролей в пьесе В. Малягина «Утренняя жертва» (режиссер А. Н. Леонтьев)…

Марина Шиманская

 

8 декабря 1979 г.

Спектакль «Две стрелы» начался в 13.30. Спектакль был неплохой. Зрителями были гости из академгородка Пущино, американцы из театра двух актеров, который мы смотрели 5 декабря в Малом театре (их спектакль всем нам очень понравился), была актриса этого театра Джессика Тэнди [ Звезда Голливуда, обладательница двух «Оскаров», жена Хьюма Кронина ]… Были работники телевидения. Они снимали наше обсуждение, которое вел Олег Палыч, перестановку декораций и кусочек из «Маугли». Все это продлилось до 17.00.

В 17.45 — репетиция «Утренней жертвы». Репетиция началась с прослушивания пластинки, на которой был записан церковный праздник «Пасха»…

Дежурные: Е. Майорова, А. Якубов

{361} 10 декабря 1979 г.

Сегодня днем был экстренный спектакль «Маугли».

Показывали продюсеру из Франции и американцам. Какое впечатление произвел спектакль на первого, неизвестно, а вот американцам понравился[3].

«Хочу быть такой же молодой, как Вы…» — сказала Джессика Тэнди в заключение беседы со студийцами.

Кроме этих людей, были еще: Комиссаржевский и режиссер (женщина) из Польши.

А. Б. Дрознин сказал только о том, что спектакль французу якобы понравился. Это очень хорошо!!!

Студийцы, поздравляю вас с первой большой удачей…

Дежурные: А. Селиверстов, М. Хомяков,

А. Дрознин

 

20 декабря 1979 г.

Сегодня нет ни репетиций, ни спектаклей — завтра экзамен по эстетике. В студии — никого, только Авангард Николаевич приезжал, закрашивал пятна в зале, и Олег Павлович приезжал проверять воду — затопило или нет…

Дежурные: М. Шиманская, А. Дрознин [ мл ]

 

23 декабря 1979 г.

Несмотря на болезни большинства товарищей, хорошо сыграли «Маугли» 2 раза. Запомним день как свою победу.

Дежурные: С. Газаров, А. Гуляренко

 

{362} 7 января 1980 г.

В студии до ужаса [ подчеркнуто ] чисто. Господи! Дай нам сил удержать статус кво…

Дежурные: М. Шиманская, А. Дрознин [ мл ]

 

13 января 1980 г.

Утром — репетиция Кучкиной и Малягина.

Вечером… Вечером — день варенья Газика. 22 года бородатому! Поздравляем тебя! День рождения совпал со старым Новым годом.

Газа! Будь счастлив! Фортуны тебе! Держи то, что набрал. Не отступай. Ты один из немногих, которым не надо желать быть добрее, так уж будь таким всегда…

Игорь Нефедов

 

21 января 1980 г.

«Две стрелы» играли хорошо, неплохо, во всяком случае, так уверяет Лариса Кузнецова, а она в этом знает толк. Собрались и на «Маугли», хотя подготовка к спектаклю прошла в аварийном темпе. Смотрел Председатель Национального собрания Франции и сопровождающие его лица. Не ударили в грязь лицом, за что всем нам спасибо!

А. Дрознин [ мл ]

 

23 января 1980 г.

Утром Малягин. Репетиция плохая, сонная. Вечером «Маугли». Спектакль хороший, удачный. 25 немцев из ФРГ.

Якубов болен. Играл с температурой 39. Очень хорошо играл.

Дежурные: Н. Никитин, М. Овчинникова

 

1 февраля 1980 г.

Утром институт. Вечером Островский. Ночью Малягин.

Дежурные: М. Хомяков, И. Нефедов

 

{363} 2 февраля 1980 г.

Дежурные еще сделают запись, а я хочу предложить Совету студии вместе с педагогами решить вопрос с пуском на спектакль. Предлагаю: пускать только по билетам. Все приглашенные должны быть ими обеспечены. Вчера на Островском мы были поставлены перед дилеммой: не пустить 15 человек приглашенных от Табакова и Казанцева или такое же количество пришедших по билетам. Ставился доп. ряд. Зрители сидели почти на диване…

P. S. Сегодня на «Маугли» не попало 15 человек (роковое число!), среди них были люди с билетами. Надо что-то делать!

В. Шендерович

 

В 10.00 — Кучкина. В 13.00 — «Прищучил». В 19.00 — спектакль «Маугли». Спектакль прошел не лучшим образом, но честно боролись до конца. Во время спектакля кто-то стучал в окна зала, долго и громко. Спектакль задержался чуть ли не на 10 минут из-за наплыва зрителей. Многих с билетами не пустили. Хорошо, хоть Ефремов попал.

Дежурные: Е. Майорова, А. Дрознин [ мл ]

 

3 февраля 1980 г.

Сегодня показывали черновой прогон «Партии для…» автору. После прогона обсуждение. Репетиция Б. Кииффа прошла хорошо. Вечером спектакль «Две стрелы».

Дежурные: А. Селиверстов, М. Хомяков

 

8 февраля 1980 г.

Вчера был «Маугли»… Одному из зрителей — Эльдару Рязанову — спектакль очень понравился. Обещался — прийти на «Две стрелы», чтобы потом снимать наших студентов в своих фильмах. (Наивный!). {364} После спектакля ходили в дискотеку при ВТО. Два часа согласно программе «nonstop» танцевали без перерыва…

[Сегодня] — 15.00 — Репетиция Барри Кииффа. 18.00 — Репетиция Малягина.

Дежурные: А. Марин, А. Смоляков

 

13 февраля 1980 г.

Сегодня был обычный рабочий день в студии: с утра репетиции (О. Кучкиной и Б. Кииффа), а вечером спектакль «Маугли». Было много приглашенных людей. Посмотрели спектакль М. Захаров и М. Ульянов. По словам А. Б. Дрознина, они остались очень довольны. После «Маугли», как раз в то время, когда по телевизору шел хоккей между сборными СССР — Япония, нас снимали документалисты.

Дежурные: А. Селиверстов, М. Хомяков

 

1 марта 1980 г.

Сегодня показывали «Страсти по Варваре» своим — педагогам и студийцам. Нашим понравилось. Послезавтра играем для медиков…

Марина Шиманская

 

31 марта 1980 г.

Сегодня играли два спектакля. В 19.00 «С весной я вернусь к тебе», и в 22.00 — «Маугли». Оба спектакля прошли хорошо.

Дежурные: А. Якубов, М. Шиманская

 

27 апреля 1980 г.

Сегодня воскресенье. Спектакля нет. С утра — репетиция танцев из «Прищучил». Вечером в 18.00 — прогон. Да. С утра была съемка, надеемся, последняя. Началась в 11, хотя договор был на 9.00. Съемка прошла хорошо…

М. Хомяков

 

{365} 29 апреля 1980 г.

Утром прошли выездную комиссию в ГИТИСе, всем утвердили характеристики [готовятся зарубежные гастроли]…

В. Сарайкин

 

16 мая 1980 г.

20.50 уезжаем в Венгрию.

Студию убрали… ключи отдали Анне Васильевне.

Нина, Витя

 

3 июня 1980 г.

Возвернулись… Ни в какие учреждения нас не приняли… Ждем приезда О. П. Табакова.

Всех приглашают в кины.

Завтра идем на просмотр фильма о [нашей] студии в МГУ.

Гуляренко и Ко

 

5 июня 1980 г.

… В студию все наши звонят время от времени — узнавать новости, каковых пока нет. Ждем всех 8 – 9 – 10. Возможно, в эти три дня получим дипломы.

Всех нарасхват хватает кино.

Нина, Гуля, Витя Сарайкин

 

14 июня 1980 г.

Почти все разъехались. 10‑го собрались в студии, посидели…

В середине июля Демичев будет смотреть спектакли — надежда еще есть…

Анна Гуляренко

 

5 июля 1980 г.

… Сегодня «навещали» театры. Особого энтузиазма по поводу наших показов с их стороны не наблюдается, что и естественно.

Дежурные: А. Гуляренко, С. Газаров

 

{366} 12 июля 1980 г.

В 10.00 — собрание курса.

Разговор о нашей дальнейшей судьбе.

Появилась небольшая возможность остаться вместе.

Дай-то бог!

Но эта возможность не исключает… необходимости показа в театрах.

Ближайший показ в театр Ленинского комсомола

15 июля.

Ели клубнику. Спасибо.

В. Никитин

 

15 июля 1980 г.

«Первый срок отбывал я в Ленкоме, Ничего там хорошего нет!» Показ прошел средне (много суетни). Смотрели «с остановками». Сказали: позвоните…

Газик

 

17 июля 1980 г.

В городе свирепствует милиция. Зафиксировано 4 случая столкновения со студийцами — из них два на бумаге. Ходить вечерами небезопасно. Думаю, все же ограничатся комендантским часом.

А. Марин

 

28 июля 1980 г.

Сегодня вся Москва хоронила Владимира Высоцкого.

Недолог был его путь к последнему приюту. Для каждого из нас он был чем-то дорог, может быть, кто-то пронесет его имя через всю свою жизнь. Отныне пусть земля ему будет пухом!!!…

Андрей Смоляков

 

{367} 31 июля 1980 г.

… После спектакля собрались слушать песни Высоцкого…

А. Дрознин

 

6 августа 1980 г.

… «Маугли»… спектакль был хороший. Все остальное по-старому. Может быть, что-то изменится к концу недели. Дай бог!

Нина

 

7 августа 1980 г.

Мне 25 лет. Четверть века. А что есть? Все-таки нас хотят упечь в Брянск.

[ Нина Нижерадзе ]

 

Спектакль «Две стрелы» прошел хорошо.

Дела наши плохи.

Дай нам бог здоровья и терпения.

Газик

 

9 – 10 августа 1980 г.

19.00 — спектакль «Прищучил». Гостей много. Остальные наши дела по-старому.

Часть ребят уехали на съемки. Всем во всем — дай бог!

Нина

 

13 августа 1980 г.

Кажется, есть вариант — театр Советской Армии…

Нина

 

14 августа 1980 г.

В понедельник — последняя точка будет поставлена с ЦТСА, и ребятам надо будет оформляться…

Дежурные В. Сарайкин, Н. Нижерадзе

 

{368} 17 августа 1980 г.

Сегодня О. П. Табакову 45 лет. Ого!.. Факт тот, что немалая часть из этих разных, трудных, легких 45 потрачена на нас — поганцев.

Пусть будет здоровье. Пока есть оно, есть сон, который может успокоить, [помочь] поднакопить сил. А к нему все приложится… все выдюжится! Поздравляем!

Жители «подземелья» Сарайкин и Ко,

Газаров и Ко

 

20 августа 1980 г.

Олег Павлович отпускает на отдых до 10 сентября… Дела тянутся по-старому…

Игорь Нефедов — муж! Вот так! Поздравляем все!

Нина

 

21 августа 1980 г.

Звонила Машка. Пришел Генка…

Видимо, без работы тоскливо. Отдых не клеится. Сегодня в «Москве» шел «Шумный день». Звонила Маринка. Студия по ночам покрехтывает, шумит. Звонят зрители, спрашивают: Как? Что? Когда спектакли? Тоже волнуются…

Нина

 

25 августа 1980 г.

Все по-старому.

О. Табаков

 

22 сентября 1980 г.

Завтра — «Маугли» для Театра миниатюр. Ну что ж…

А. Дрознин [ мл ]

 

Октябрь 1980 г.

Распределение [по театрам]

[ без подписи ]

 

{369} 14 октября 1980 г.

После долгого перерыва мы опять работаем! Репетируем «Прищучил».

[ Александр Марин ]

 

15 октября 1980 г.

Вовсю идут репетиции… Атмосфера в студии прекрасная.

[ Андрей Смоляков ]

 

19 октября 1980 г.

13.00 — Собрание студии

Отсутствуют: Шиманская, Майорова, Нижерадзе, Курицына.

О. П. Табаков: Какие планы относительно будущего?

А. Якубов: Устраиваться куда-нибудь, а работать только здесь.

В. Никитин: Проблема с трудоустройством. Надо играть, работать…

Л. Селиверстов: Необходимо работать здесь. Если не будет этого, все теряет смысл. Ощущаю себя нужным только в студии.

И. Нефедов: Показ был — продажа рабочей силы. Это унизительно.

О. П. Табаков: Категорически-против, Игорь, этого положения.

Л. Кузнецова: Нужно стабилизироваться, прийти в себя — и начать работать…

А. Марин: Много препятствий. Но два месяца без дела — это тяжело. Нравится работать. Хочу быть здесь.

О. П. Табаков и Л. Б. Дрознин: Мы, педагоги, хотим продолжать дело. А. Н. Леонтьев — «за». А. Васильев хочет участвовать в деле.

Резюме: БУДЕМ ПРОДОЛЖАТЬ ДЕЛО

О. П. Табаков: Большая половина студийцев устроена. {370} Подвал, видимо, остается за нами… Пресса есть и будет — все идет своим чередом. Общественное мнение — в нашу пользу…

Нас ничего не связывает, кроме дела. Дело — это нравственность. Реальность нашей жизни — спектакли. Их нужно играть… Это — студия, а не парламент. Учеба кончилась, начинается работа. Свобода и принципы «разумного эгоизма» восторжествуют в деле… Педагогов и студентов — нет.

Неделя — на выработку устава… Новый устав — организационная и нравственная структура, обеспечение проведения спектаклей, ответственность… Кино — личная жизнь, Делу не должна мешать. [Должна быть] система дублирования.

Голосование: устав готовят Дрознин [ мл ], Марин, Шендерович

 

28 октября 1980 г.

Спектакль «Прищучил» прошел вяло, плохо, устало, без ритма. Долгие и продолжительные аплодисменты в конце — заслуга отнюдь не наша, исполнительская, а эффектной концовки пьесы…

Надо начинать вести себя «по-новому»…

[ Анна Гуляренко ]

 

29 октября 1980 г.

Вчера исполнилось 6 лет студии.

На седьмом году жизни… мы пришли пока к такой картинке.

Мы, которым отказали полноправно организовать свое дело, рассредоточиваемся по театрам Москвы. Наши… заняли театры им. Пушкина, Миниатюр, им. Гоголя, Моссовета, ЦДМТ им. Сац.

Пока некоторые не устроены. Их денежные ресурсы периодически колеблются. Есть сложности с пропиской, с армией, со временем.

И в этих условиях выходит наш 6‑й спектакль «Прищучил» (как подарок к годовщине студии). К концу {371} ноября в строй войдут: «Маугли», «Две стрелы», «Страсти…»! «Белоснежка» и «С весной…» выпадают из наших рядов. Главное не вешать носа, а впереди у нас много побед и поражений.

А. Якубов

 

5 ноября 1980 г.

Усердно ремонтируются туалеты. В студии — чисто и красиво. Никто в студии не курит…

Масса новых приобретений через Олега Павловича — американский муз. комбайн, 2 пепельницы (для курящих гостей!), щетки, набор гвоздиков и шурупчиков и сервиз для «Варвары».

[ Анна Гуляренко ]

 

12 ноября 1980 г.

Сегодня в студии прошли два спектакля: 15.30 — «Прищучил» для театральной делегации ФРГ, и 19.00 — «История титулярного советника», в связи с чем коридор пришлось мыть 3 раза, а зал — дважды, и вообще, с нехваткой времени и перестановками, дежурство было несколько суматошным.

Увеличивается количество заявок на спектакли из различных организаций. Впервые в истории студии — заявки из средней школы. Второй вечер идет «признание». Из‑за отъезда Олега Павловича в Ленинград, следующее собрание «признанных» — 18 ноября в 21.30, после «Варвары».

Дежурные: А. Гуляренко, С. Газаров

 

20 ноября 1980 г.

Вечером — Гоголь, после него [очередное] признание[4].

Признали кандидатами: Панченко (единогласно).

{372} Нефедова (при 2 воздержавшихся). Студийцем: Хомякова (единогласно).

Дежурная: М. Овчинникова

 

22 ноября 1980 г.

Спектакль был отменен, т. к. мне назначили спектакль-ввод в театре Пушкина (за что я теперь ненавижу этот театр). На входе в студию обнаружена анонимка.

Дежурный Марин

 

25 ноября 1980 г.

… Постоянно раздаются звонки от желающих попасть на спектакли.

Днем собралась коллегия режиссеров — О. П. и С. Газаров, видимо, для обсуждения распределения ролей в «Полоумном Журдене».

Получили от В. Мережко пьесу для студии «Пролетарская мельница счастья». Если примем — будем ставить. Городу нужна подобная пьеса!..

Дежурные: В. Никитин, К. Панченко

 

30 ноября 1980 г.

Читка пьесы В. Мережко «Пролетарская мельница счастья»

Овчинникова: Очень понравилось! Про сегодняшний день. Очень тонкая в отношении современности. Очень живая и манкая для работы!.. За!

(«За» высказываются Майорова, Селиверстов, Газаров, Смоляков, Никитин, Дрознин, Хомяков, Дрознин-младший, Панченко, Филимонов, Гуляренко, Марин, Нижерадзе). Спор по поводу финала.

В. Мережко: Очень приятно, что вы такие молодцы и бессребреники. Думаю, что рано или поздно у вас {373} будет театр. Ваше единство вызывает и восхищение, и зависть. Очень тронуло ваше восприятие пьесы. Это был сценарий. Сценарий был зарублен Госкино за вызов всяких современных ассоциаций… Многие театры пьесу берут, хотя она идет пока туго…

О. П. Табаков: Очень не хочется, чтобы это была пьеса к съезду… Эта пьеса должна существовать, потому что она хорошая, и, во-вторых, реализуя нашу потребность высказаться по поводу нашего «верую»… То, что мы собрались здесь, ну что это такое, исходя из нормального, здравого смысла? Человек все-таки живет верой!

В глазах у «разных прочих» — собачья тоска, когда они смотрят на нас…

 

1 декабря 1980 г.

… Предлагаю по возможности пользоваться в студии (особенно в зале) сменной обувью, т. к. пол отмывается содой с большим трудом…

Дежурные: А. Гуляренко, С. Газаров

 

4 декабря 1980 г.

Собрание студии. Выборы совета.

Выбрали:

Совет студии: Газаров, Овчинникова, Никитин. Худсовет студии: Марин, Селиверстов. Завлит: Дрознин-младший.

Помреж: на каждый конкретный спектакль [ отдельно ].

Диспетчер: Гуляренко. Электрик-осветитель: Филимонов. Звукооператор: искать со стороны. Костюмеры: Нижерадзе, Якубов, Кузнецова.

{375} Реквизиторы-декораторы: Хомяков, Смоляков, Майорова, Нефедов. Кассир: Марин. Зав. музеем: Якубов. Художник-оформитель: Шиманская.

 

13 декабря 1980 г.

… К началу репетиции выяснили несколько грубых накладок по вине студийцев — в первую очередь пом. реж. А. Якубова, не поставившего к сроку зал и не знавшего о завтрашнем спектакле, а также И. Нефедова, согласившегося играть вечерний спектакль в Театре миниатюр в ущерб студийной репетиции, в то время как у него был бюллетень. Состоялся разговор. Таких накладок больше быть не должно — «иначе растеряем людей»…

А. Марин

 

14 декабря 1980 г.

Сегодня был необычный спектакль «Две стрелы». Наш товарищ А. Селиверстов с одной репетиции сыграл роль Ходока [ввод]. Ситуация была необычная, и, надо сказать, Алеша справился со своей задачей хорошо…

P. S. Совет объявил строгий выговор А. Якубову и выговор И. Нефедову за срыв репетиции и несвоевременное сообщение о своей работе.

Дежурные: М. Хомяков, А. Селиверстов

 

15 декабря 1980 г., 2.15 ночи

Произведена перестройка трапезной и реконструирована муж. раздевалка.

… 19.00 — Спектакль «Две стрелы». Спектакль уникальный, его надо помнить и помнить долго. Хуже этого спектакля еще не было («Актеры — это люди, которые говорят по очереди»). Пытались двинуть спектакль только двое: Лариса и Аня.

{376} … Сложно составлять репертуар из-за различной по времени и степени занятости ребят по театрам места работы. Задерживается восстановление «Маугли».

[P. S.] На 16 декабря с 12.00 назначается генеральный субботник.

Дежурные: В. Сарайкин, Н. Нижерадзе,

С. Газаров, В. Никитин

 

16 – 18 декабря 1980 г.

16 – 17‑го в студии субботник. Впервые за время существования студии субботник был целесообразным. Очищены задние комнаты, приведены в порядок мужская комната, реквизиторская, костюмерная, теплая комната. Сделана студийная (служебная) раздевалка. Очищен пол в зале. В студии стало чисто, уютно. Каждая вещь заняла свое место: электроосветительные приборы, реквизит и пр. Надо найти уголок, где будут находиться пьесы из тек[ущего] репертуара и простая литература, чтобы она не «бродила» по студии.

Активное участие приняли в субботнике наши новенькие: Петя, Слава, Лена, Света.

18 декабря… Спектакль «Прищучил» отменен, т. к. А. А. Вокач вызван на замену в т[еатр] «Современник». Зрители почти предупреждены. Для не предупрежденных — объявление о переносе спектакля с 18 на 28 декабря.

Нина Нижерадзе

 

26 декабря 1980 г.

Спектакль «Две стрелы» прошел нормально!

22.00 — собрание: О. П. говорил о том, что плохо играем, разобщены, трудно работать, не восстанавливается «Маугли» и т. д., и т. п.

Дальше — хотим работать вместе, должны выпустить за сезон «Журдена» и «Мельницу», составить расписание как минимум на полмесяца вперед.

После собрания — худсовет.

Дежурные: А. Гуляренко, С. Газаров

 

{377} 30 декабря 1980 г.

В 9 утра — разминка. Опять-таки не все были. Днем О. П. проводил 1‑е занятие с детьми.

Дежурные: А. Гуляренко, В. Никитин

 

2 января 1981 г.

Состоялось собрание… Самое главное, о чем говорили — это вопрос Веры … Достаточно ли ее для того, чтобы мы могли [быть вместе] и стоит ли нам собираться вместе дальше?..

… М. Шиманской был предъявлен ряд претензий по поводу ее неудовлетворенности художественным состоянием спектаклей, идущих у нас в студии… Она не доверяет О. П. Табакову, как художественному руководителю студии и как режиссеру.

… М. Овчинникова и Е. Майорова не могут сейчас ответить, пойдут они дальше со студией или нет…

… Были предъявлены замечания и требования А. Б. Дрознину, некоторые из них в довольно неуважительной форме…

Но прежде чем предъявлять кому-либо требования и замечания, надо иметь на это право. Старые слова, но их здесь не грех повторить. Еще и потому, что это один из выводов состоявшегося разговора.

Так как М. Шиманской было высказано сомнение по поводу идущих спектаклей в студии, то по предложению Табакова студия решила провести собрание на эту тему.

 

8 января 1981 г.

Общее собрание студии

Повестка дня: Художественная состоятельность студии

О. П. Табаков: Чего стоит студия не на словах, а на деле, с точки зрения студийцев?..

Вопросы театральной практики не решаются общим собранием…

{378} А. Дрознин-мл.: Проблема не в том, каков худ. уровень сейчас, а в том, что делать дальше… Куда мы движемся?

Если мы можем играть спектакли на 4‑5 человек, то спектакль всей студии — какая-то патология по организации подготовки к спектаклю.

… Мы должны поменять способ взаимоотношений с делом, друг с другом и со временем… Это организационные вопросы. Атмосфера в студии нездоровая…

А. Селиверстов: Студийный застой сказывается на качестве спектаклей.

О. П. Табаков: [Причин для] беспокойства по части будущего репертуара не вижу. Главное, что взволновало — отсутствие самостоятельной работы: неготовность к репетициям, незнание текста, организационная неготовность.

Неоднократное требование самостоятельной работы постоянно игнорируется. Если нет времени и возможностей — надо перестроиться, т. е. отказаться от больших спектаклей… Работаем из рук вон плохо. Работать в таком состоянии я не желаю…

А. Н. Леонтьев: Сейчас — новая для всех фаза студии. Жить… сейчас труднее, чем всегда… Механически ничего не получится. Необходима эпоха «военного коммунизма». Необходимо обеспечить выполнение студийных требований.

В. Никитин: Студия превратилась не в место работы, а в место разговоров, приятного времяпрепровождения. А как только подходит к работе, то времени ни у кого не оказывается.

О. П. Табаков: Если [говорить] о работе, то надо перейти к новым взаимоотношениям с теми, кто не готов к работе. Приглашать новых людей.

В. Никитин: Какого черта снова отпускают людей сниматься, если нет времени на работу…

О. П. Табаков: Не надо заниматься демагогией. Работа почти не шла и когда не было съемок. Время {379} надо отрывать от сна, от здоровья, от семьи и нести в студию.

А. Смоляков: Нельзя швыряться людьми… Можно потерять дело.

А. Б. Дрознин: Надо расставаться с людьми, которые выпадают из дела… За поступки надо платить, вплоть до ухода из студии. Иначе отказываюсь работать.

С. Газаров: «Студия — последнее, что есть у каждого», — почти все говорили [так] на «признании». Студия превратилась в место воспоминаний о былом. Вряд ли кто-нибудь относится серьезно к работе в своих театрах. И здесь несерьезно. Веры как таковой у нас нет… Нету того, из чего делается вера. Отношение к студии исчезло. В студию идем ради престижа… Доведение наказаний до конца приведет к тому, что мы перекосим половину людей… Студия добровольна!

А. Н. Леонтьев (к Шиманской): Надо ли продолжить разговор о твоих претензиях, начатый на прошлом собрании?

М. Шиманская: Своего мнения по поводу спектаклей я не изменила. Оставлять своих высказываний не собираюсь…

А. Б. Дрознин: Хочу понять позицию Шиманской относительно ее недоверия к художественному руководству. И [поднять вопрос] о целесообразности ее пребывания в студии.

А. Дрознин-мл.: Мне непонятна позиция Шиманской: [с одной стороны], «Для меня нет ничего, кроме студии», [с другой] — «Я вас (студийцев) не уважаю и не верю худруку и студии»…

(Высказываются все по очереди — мнения противоречивые.)

Е. Майорова: Были и есть люди, которые сомневались и сомневаются, но молчат, поэтому им ничего. А ей трудно, ее хотят выгнать. Я хочу, чтобы ее поняли. Мы грыземся, потому что хотим, чтобы было лучше.

{380} О. П. Табаков: Марина не выполняет законов жизни студии. Речь идет не о словах на последнем собрании, а о жизни в студии, о ее вкладе в дело. Театр — дело жестокое, производящее отбор. Равенство может создать только работа. Каждому по труду. Голосовать не буду — Марина высказывалась против меня лично, моих взглядов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: