Методические рекомендации по экспертизе подраздела «Основные характеристики организации и прогнозируемой зоны загрязнения в случае ЧС(Н)»




При экспертизе материалов по данному подразделу необходимо проверить наличие следующих данных:

· местонахождение опасного объекта и его владельца;

· количество персонала и посетителей (клиентов) объекта;

· природные условия в районе объекта (географические и гидрогеологические особенности района, наличие водных объектов, характеристика почв и грунтов, геоморфология прибрежной полосы, гидрометеорологические условия, зоны особой чувствительности);

· социально-экономические условия, пути сообщения и транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти (нефтепродуктов), наиболее уязвимые участки путей сообщения;

· максимальный объем нефти (нефтепродуктов) на объекте;

· расчетный максимально возможный объем разлива нефти (нефтепродуктов);

· основные характеристики нефти (нефтепродуктов);

· прогнозируемая площадь разлива, направления его движения в зависимости от времени года и метеоусловий, возможности попадания нефти (нефтепродуктов) в водные объекты;

· наличие АСФ(Н), специальных технических средств и материалов, предназначенных для проведения работ по ЛРН (уровня реагирования);

· категория объекта как производственного опасного объекта либо потенциально опасного объекта.

При этом в соответствии с положением п. 2.1.24 ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» под потенциально-опасными объектами с точки зрения разлива нефтепродуктов понимаются объекты, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют пожаровзрывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС(Н).

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Зона действия Плана, готовность организации к действиям по локализации и ликвидации последствий ЧС(Н)»

В соответствии с п. 6 раздела I «Общие положения» [3] зоной действия Плана является территория, граница которой соответствует максимально возможной площади загрязнения нефтепродуктом, с учетом не благоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).

Зона действия Плана должна отражаться графически в обязательном Приложении 1 «Зона действия Плана и схема расположения опасного производственного объекта (объектов) организаций с границами зон повышенного риска и районов приоритетной защиты».

В пределах зоны действия Плана организация обязана обеспечить ЛРН независимо от источника, времени разлива и места последующего нахождения разлитой нефти и нефтепродуктов. Силы и средства других организаций, осуществляющих свою деятельность в этой зоне, могут привлекаться к выполнению работ по ЛРН на договорной основе.

С точки зрения оценки готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий ЧС(Н) на основании п. 4 [2] организации обязаны:

· создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;

· допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе.

При разработке данного пункта Плана должны быть отражены требования следующих документов:

1. ст. 7 и 8 Федерального Закона от 22.08.95 года N 151-ФЗ «Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей» (в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 N 118-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 11.11.2003 N 139-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 29.11.2004 N 141-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ), в части касающейся создания АСС (АСФ(Н)) и состава АСС (АСФ(Н)).

Требования п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.03 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» по привлечению аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Положения «Рекомендаций по реализации Требований по предупреждению ЧС на потенциально-опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», в соответствии с которыми организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (АСФ) договора на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные службы или АСФ, а также нештатные АСФ из числа работников.

На основании данных положений в пункте 1.2.1. Плана должны быть приведены данные по созданным АСФ(Н) или заключенным Договорам с профессиональными АСФ(Н) с указанием прохождения ими обучения и получения «Свидетельства на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС», а в обязательном Приложении приводятся:

· Свидетельства АСФ(Н) организации с приложенным перечнем аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых ими в зонах ЧС(Н) (при его наличии) или договор на обслуживание с АСФ(Н) других организаций с учетом их дислокации и приложенными аттестационными документами (Свидетельствами МЧС на право ведения работ по ЛЧС(Н);

· паспорт АСФ(Н);

· лицензии для АСФ(Н).

На основании представленных договоров и паспортов АСФ(Н) оценку готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий ЧС(Н) в данном пункте Плана рекомендуется отражать в табличной форме, содержащей перечень сил и средств ЛРН организации (при их наличии), а также перечень сил и средств привлекаемых организаций, которые могут быть использованы для локализации и сбора разлива нефтепродуктов, с указанием их дислокации и временем готовности к действию после получения сигнала (таблица 1).

Таблица 1 – Перечень плавсредств и техсредств организации, а также привлекаемых к ЛРН организаций

№ п/п Наименование средств и их основные характеристики Количество Принадлежность Дислокация Готовность, часы
           

В случае, если организация осуществляет свою деятельность на акватории круглогодично, то дополнительно в данной таблице выделяется состав сил и средств, привлекаемый для ЛРН в ледовый период.

Экспертом на основании экспертизы расчетов достаточности сил и средств ЛЧС(Н) и мероприятий календарного плана отражается информация по оценке временных параметров готовности организации и привлекаемых АСФ(Н), отраженных в календарном плане:

· время прибытия к месту разлива нефтепродуктов;

· время локализация разлива нефтепродуктов, которое не должно превышать установленных нормативно-правовыми документами нормативов;

· время окончания сбора разлитого нефтепродукта;

· время предварительной очистки акватории и территории.

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Основные операции, производимые с нефтью и нефтепродуктами»

В данном пункте Плана должны быть указаны операции, производимые с нефтью и нефтепродуктами, которые могут проводиться в совокупности или в отдельности, и включать: разведку месторождений, добычу нефти, переработку нефти, транспортировку (железнодорожным и автомобильным транспортом, трубопроводный транспорт); прием; хранение, как правило, в резервуарах надземного и подземного типа; выдачу потребителям. Для организаций должны быть приложены в отдельном приложении лицензии организаций, выданные федеральными органами исполнительной власти, на право ведения подобных работ.

Применительно к данным операциям в материалах должна быть отражена информация, влияющая на: прогнозирование объема и площадей разлива; границы зон ЧС(Н); риск аварии, ситуационные модели наиболее опасных ЧС(Н), а также отражена степень выполнения требований Постановления Федерального горного и промышленного надзора России «Об утверждении Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов» от 20.05.2003 № 33.

В зависимости от назначения объекта к данной информации может быть отнесено:

1) для магистральных и надземных технологических трубопроводов:

· максимальный часовой объем прокачки (для магистральных трубопроводов);

· диаметр и максимальная длина технологического трубопровода между запорными задвижками трубопровода;

· производительность насосов перекачки нефтепродуктов;

· максимальное время автоматического или ручного закрытия запорных задвижек;

· максимальная длина технологических трубопроводов на объекте;

· тип почвогрунта под технологическими трубопроводами.

2) для резервуарных парков:

· тип (подземный, надземный), габариты, объем и установленная конструктивно степень заполнения резервуаров в зависимости от вида нефтепродукта;

· наличие обвалования (внутреннего и внешнего), его размеры, тип и конструктивные особенности, поверхность внутри обвалования, количество резервуаров внутри обвалования;

· в случае отсутствия бетонирования поверхности внутри обвалования тип почвогрунта;

· указание о возможности или невозможности откачки разлива нефтепродуктов штатной приемной системой;

· наличие и объем аварийного резервуара.

3) для железнодорожной сливной (наливной) эстакады:

· технологические особенности выгрузки из железнодорожных цистерн;

· фронт выгрузки (количество железнодорожных цистерн и их вместимость);

· наличие приемной (нулевой) емкости (резервуара) и связь с обвалованием;

· наличие межрельсовых приемных колодцев (лотков) и их технологическая связь с приемной (нулевой, аварийной) емкостью;

· степень бетонирования и размеры технологической площадки слива нефтепродуктов, наличие обвалования (ограждения) и ее размеры;

· характеристики насосной станции, тактико-технические данные перекачивающих насосов.

4) для автомобильной сливной (наливной) эстакады:

· степень бетонирования и размеры технологической площадки слива нефтепродуктов, наличие обвалования (ограждения) и ее размеры;

· фронт выгрузки (количество автоцистерн и их вместимость);

· характеристики насосной станции, тактико-технические данные перекачивающих насосов;

· в случае размещения пункта слива с автоцистерн вблизи акватории степень и характеристики ограждения от акватории, наличие уклонов;

· наличие емкости и ее объем для сбора разлившихся нефтепродуктов.

5) для технических средств подачи нефтепродуктов на суда на причальных сооружениях:

· характеристики прилегающей акватории;

· наибольшая длина между отсекающими клапанами и диаметр напорных трубопроводов (грузовых шлангов) подачи нефтепродуктов на суда;

· производительность напорных насосов подачи нефтепродуктов на суда;

· наличие или отсутствие предварительно установленного перед началом бункеровочной операции бонового заграждения, его характеристики (тип, длина, общая высота и высота надводной части и т.д.);

· тип доставки топлива (морской, автомобильный или железнодорожный);

· характеристики судов, автоцистерн или железнодорожных цистерн (общий объем, объем двух наибольших смежных танков (для судов), количество одновременно обслуживаемых единиц (для железнодорожных цистерн), способ слива);

· характеристики технологической площадки слива топлива в случае доставки автомобильным и железнодорожным транспортом (геометрические характеристики, тип покрытия, наличие и характеристики ограждения).

6) для АЗС:

· тип резервуаров хранения топлива (надземный или подземный), объем и степень заполнения резервуаров;

· для надземных резервуаров хранения топлива отображается: наличие и характеристики обвалования, поверхность внутри обвалования, количество резервуаров внутри обвалования;

· характеристики надземных трубопроводов подачи топлива от резервуаров на ТРК;

· характеристики ТРК;

· характеристики автоцистерн (объем, количество одновременно обслуживаемых единиц, способ слива);

· характеристики технологической площадки слива топлива (геометрические характеристики, тип покрытия, наличие и характеристики ограждения).

7) для месторождений (скважин):

· категории скважин;

· диаметр устья скважины и пластовое давление;

· тип (подземный, надземный), габариты, объем и степень заполнения резервуаров;

· характеристики надземных технологических трубопроводов;

· характеристики транспорта, в том числе трубопроводного, которыми осуществляется вывоз добываемой нефти.

8) для организаций, занимающихся транспортировкой нефтепродуктов, за исключением трубопроводного:

· маршруты перевозок;

· вид и характеристики транспорта, которыми осуществляются перевозки.

Во всех случаях должны быть указаны типы и свойства нефтепродуктов, с которыми производятся операции, приведены схемы расположения объектов.

Данная информация должна соответствовать сведениям, содержащимся в следующих документах организаций (при наличии в части касающейся):

· паспорт объекта;

· паспорт безопасности объекта, согласованного в соответствии с приказом МЧС России от 04.11.2004 года № 506;

· план ликвидации аварий, разработанных и утвержденных в соответствии с РД 08-624-03;

· план ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС), разработанных и утвержденных в соответствии с РД 09-536-03;

· план ликвидации возможных аварий, разработанных и утвержденных в соответствии с РД 153-39.4-073-01;

· план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, согласованных с органами пожарного надзора в соответствии с ППБ-01-03;

· план пожаротушения объекта (карточка пожаротушения);

· декларация промышленной безопасности;

· декларация безопасности гидротехнического сооружения и т.д.

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Географические и навигационно-гидрологические характеристики территории».

При возможности загрязнения акватории в данном пункте Плана должны быть отражены:

· географическое расположение объекта по отношению к близлежащей акватории с отражением данной информации в Приложении 1 «Зона действия Плана и схема расположения опасного производственного объекта (объектов) организаций с границами зон повышенного риска и районов приоритетной защиты»;

· интенсивность судоходства с точки зрения безопасности мореплавания;

· водный режим акватории;

· характеристики акватории: волнение; течения, в том числе приливно-отливные; максимальные и минимальные уровни воды в естественных условиях; характеристики ледового периода; годовой ход температуры воды в поверхностном слое; характеристики грунты дна; соленость воды.

При возможности загрязнения только территории в данном пункте Плана отражается:

· географическое расположение объекта по отношению к близлежащим населенным пунктам и объектам жизнеобеспечения с отражением данной информации в Приложении 1.

· геологическое строение территории, рельеф, его сейсмичность;

· наличие подземных вод как источников водоснабжения;

· наличие грунтовых вод как составляющих водного баланса территории,

· наличие грунтовых вод как составляющих водного баланса территории,

Особое внимание при экспертизе данного пункта Плана обращается на данные, влияющие на распространение нефтяного загрязнения:

1. При угрозе загрязнения акватории на:

· скорость и направления течения, волнение;

· температуру воды в поверхностном слое;

· характеристики ледового периода (в холодный период года).

2. При угрозе загрязнения территории на: характер рельефа, наличие впадин, откосов и т.д.

При этом к объектам приоритетной защиты следует относить: системы жизнеобеспечения населения; объекты повышенного риска; особо охраняемые природные территории; природные, культурные и исторические объекты с особым правовым статусом.

К системам жизнеобеспечения населения относятся объекты: водоснабжения и канализации; электро-, газо- и теплоснабжения; медицинского обслуживания населения; транспортных систем и связи; продовольственного обеспечения.

К объектам повышенного риска (потенциально опасным объектам) могут быть отнесены: взрывоопасные и пожароопасные объекты; химически опасные и радиационно-опасные объекты; гидротехнические сооружения.

К объектам, представляющим культурную и историческую ценность, могут быть отнесены: археологические объекты; объекты религиозного назначения; зоны отдыха и пешеходного туризма, пляжи; курортные зоны и термальные источники; районы, населяемые малыми этническими группами; участки территорий и акваторий, находящиеся под особой защитой законодательства Российской Федерации.

Методические рекомендации по экспертизе пункта Плана «Гидрометеорологические и экологические особенности района».

В данном пункте Плана должны быть отражена следующая информация:

1. По гидрометеорологическим особенностям района: температурный режим воздуха; атмосферные осадки и влажность; грозовая деятельность; туманы, гололед и обледенение, снежный покров; ветровой режим; штормы.

Особое внимание при экспертизе гидрометеорологических характеристик района обращается на гидрометеорологические факторы, влияющие на распространение нефтяного загрязнения по акватории и территории и осложнение или блокирование проведения операций ЛРН, к которым могут быть отнесены:

1) летом:

· смерчи, шквалы, пыльные бури, штормовые и сильные ветры (15 м/сек и более);

· обильные (30 мм/сутки и более) продолжительные осадки;

· град (диаметром более 30 мм);

· туманы;

· грозы;

· заморозки и т.п.

2) зимой:

· сильные снегопады с интенсивностью, превышающие критические значения, установленные для данного района;

· метели;

· туманы;

· сильное обледенение;

· гололед и т.п.

2. По экологическим особенностям района:

· наличие земель (сельскохозяйственного значения) по категориям;

· наличие лесов по группам и категориям;

· характеристика почвы и подстилающей поверхности;

· вид растительности (травянистая, кустарниковая, древесная);

· наличие охраняемых животных и растений (по видам);

· иные экологические особенности.

· наличие зон приоритетной защиты;

· наличие, особо охраняемых природных территорий и т.д.;

· наличие гнездовий редких птиц, мест обитания редких животных, рыбохозяйственные особенности;

· водозаборы водопроводных станций и промышленных предприятий, пляжи, курортные районы и культурные центры отдыха людей.

Особое внимание при экспертизе экологических особенностей района обращается на наличие:

· особо охраняемых природных территорий, к которым могут быть отнесены заповедники, заказники, природные памятники и памятники природы, водоохранные зоны, режим функционирования которых определяется соответствующими Федеральными законами, а также нормативными актами субъектов Российской Федерации;

· наличие особо охраняемых природных объектов, к которым в соответствии с законодательством России и нормативными актами субъектов федерации относятся территории и акватории обитания редких и охраняемых видов млекопитающих и птиц, занесенных в Международную Красную книгу и Красные книги Российской Федерации и субъектов федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: