Объективные условия, определяющие характер и особенности государственного и муниципального управления




Объективные условия и субъективные факторы государственного управления

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

ОБЪЕКТИВНОЕ - это все то, что существует независимо от индиви­дуального сознания: физические вещи; конкретные люди и группы людей; общественные отношения; средства производства и произ­водственные отношения; предметы культуры, достижения науки и архитектуры; явления природы; события и процессы в обществе

СУБЪЕКТИВНОЕ - особый внутренний мир сознания, способ ориен­тации индивида во внешнем мире, это все то, что появляется в ре­зультате взаимодействия человека с другими людьми.

РЕСУРСЫ- реальные и потенциальные средства, резервы, ценности и блага, которыми располагает и использует государство для реализа­ции своих управленческих целей и задач

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - юридическая функция государства, реализуемая в процессе его воздействия на общественные отношения и посредством которой деятельность субъектов этих отношений при­водится в соответствие с требованиями, дозволениями и запретами, содержащимися в нормах права.

 

 

Объективные условия, детерминирующие характер государственного управления.

Объективные условия и субъективные особенности жизнедея­тельности общества (в том числе в сфере управленческих отно­шений) неразрывно связаны между собой. Осознание объективных основ и субъективного фактора в управлении имеет не только большую научную, но и не менее важную практическую значимость. Прежде чем принять то или иное управленческое решение, государственный орган (должно­стное лицо или другой субъект управления) должен проанализи­ровать и достоверно оценить те конкретные, порой уникальные объективные условия и субъективный потенциал, в рамках кото­рых и осуществлять управленческие действия. Без таких знаний практически невозможно достичь поставленных целей, рацио­нально и эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы.

 

Знание общества, как объекта управляющего воздействия, и объективных условий его жизнедеятельности принципиально важно при решении буквально каждой управленческой пробле­мы. Ведь везде имеется своя специфика и свои особенности. Универсальных, в равной мере пригодных для всех стран и наро­дов технологий управления нет и быть не может. Они проявляют­ся конкретно, используются объективно в зависимости от субъективных обстоятельств. Вот почему на российской почве далеко не всегда приживаются формы, эффективно проявившие себя на Западе или Востоке, в США, Японии или Китае.

Объективные условия, определяющие характер и особенности государственного и муниципального управления

Во-первых, это территория государства, протяженность и слож­ность его сухопутных, морских и воздушных границ, географичес­кие условия (природно-почвенные условия, рельефность местно­сти, водные ресурсы, недра и т. д.), в которых проживает народ. Они определяют не только географическое, но и геополитичес­кое положение страны, диктуют людям отвечающие их ментали­тету технологии производственной деятельности и формы общественной жизни.

Во-вторых, это формы взаимодействия человека и природы. В своих исследованиях русский историк и географ Л.Н. Гумилев убедительно доказал, что природно-климатические условия пре­допределяют формы жизнедеятельности соответствующих этносов. Они самым активным образом влияют на способ расселе­ния людей, на типы градо- и домостроения, характер и организа­цию поселений, на способы и приемы труда, особенности быта, на традиции, обычаи и психологию людей.

 

В-третьих, это факторы экономического порядка, характеризу­ющие не только богатство природно-производственных ресурсов, а, прежде всего, качество производительных сил и господствую­щих в стране производственных отношений, уровень освоения страной научно-технических достижений. Для государственного управления экономика, уровень развития производительных сил и зрелость производственных отношений - базовая объективная реальность. Характер государственного управления определяется господствующими формами собственности, эффективностью и социальной ориентированностью использования производствен­ной и материально-финансовой базы, которой располагает стра­на в данный исторический момент.

Какие бы управленческие цели государством не преследовались (а цели эти, естественно, разные) не учитывать состояние и потен­циал национальной экономики, ее готовность и способность к ре­шению тех или иных программ недопустимо. Разве можно абстра­гироваться от того, что нынешнее рыночное экономическое устройство России стало формироваться (причем форсированны­ми темпами) путем разрушения социалистического планового хо­зяйства и централизованного распределения национальных бо­гатств, что гигантский социально-экономический капитал бук­вально за несколько лет был почти полностью утрачен; коррупция, массовая безработица и бедность стали чуть ли не нормой?

 

В-четвертых, это социальная организация общества - один из определяющих факторов формирования, функционирования и эволюции системы государственного и муниципального управ­ления. Основными компонентами социальной организации каж­дого конкретного общества являются:

· «первичные деловые клеточки» - компании, заводы, фабрики, фирмы, акционерные объединения, предприятия торговли и быта, образования, здра­воохранения и т.д.; органы социального (в том числе государ­ственного и муниципального) управления;

· учреждения науки, культуры и идеологии;

· политические, религиозные и другие общественные организации;

· средства массовой информации - пресса, радио, телевидение; армейские части и спецслужбы, орга­ны правоохранительной системы и т.д. Реализуя свои функции и неся соответствующую ответственность, они обеспечивают це­лостность общества и его жизнеспособность, создают необходи­мые политические, экономические, духовно-нравственные и культурные условия жизни граждан.

Основой социальной организации современного демократи­ческого общества западного типа является индивид, средний класс, частная собственность, многоукладность экономики, гражданское общество. Именно к такой социальной организации стремится современная Россия.

 

В-пятых, это национально-культурные традиции, исторический опыт и менталитет народа. Речь идет о материальной и духовной культуре как ведущей «объективной жизненной опоре» в управле­нии. А значит, о культуре производства, распределении материаль­ных и духовных благ, о таких ценностях, как коллективизм, взаи­мопомощь и взаимовыручка, готовность к самопожертвованию.

Нельзя, в шестых, не учитывать и сложившееся соотношение мировой и национальной культур. Грамотно управлять может лишь тот, кто знает и способен учитывать общее, особенное и единичное в общественной жизни. Необходимо не только знать достижения народов, проживающих на Востоке, Западе, Севере или Юге, но и понимать, что любая культура складыва­ется на протяжении многих веков в рамках своих особых естественно-«социальных координат» и при переносе этой культу­ры на почву другой страны. Причем делать это можно только лишь с учетом имеющихся возможностей и, главное, желания и способности народа к восприятию (ассимиляции) иных куль­турных ценностей.

 

В-седьмых, важное место в системе объективных детерминант государственного управления принадлежит социальной сфере - сфере сохранения, обеспечения и воспроизводства человеческой жизни, удовлетворения повседневных интересов и потребностей человека. Если демократическое правовое государство в качестве своей главной стратегической цели заявляет обеспечение надле­жащих условий для достойной жизни и всестороннего развития личности, то в своей управленческой деятельности оно не может не учитывать сложившуюся ситуацию в социальной сфере. Преж­де всего, с точки зрения демографической ситуации, достигнутого уровня развития здравоохранения, образования, жилищно-ком­мунального хозяйства, торговой сети, системы социально-пенси­онного обеспечения, эффективности борьбы с безработицей и т.д.

 

В-восьмых, для государства как ведущего субъекта социаль­ного управления в качестве объективного фактора выступает сложившаяся международная ситуация, геополитическое положе­ние страны и ее место в системе международных торгово-эконо­мических и политических отношений, научного, военно-техничес­кого и культурного сотрудничества.

Как видим, сущность, принципы, формы и методы государ­ственного управления определяются целым комплексом детерми­нант объективного характера: геополитической и международной ситуации; почвенно-климатических условий; естественно-обще­ственных форм обеспечения жизнедеятельности людей; культур­но-исторического наследия; системы экономических отношений; образа жизни и особенностей духовной культуры; уровня освое­ния достижений научно-технического прогресса и другими.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: