В. М. БИБУЛАТОВ,историк,краевед




ПРОЕКТ

«Моё село – Новые Атаги, вчера и сегодня»

 

Актуальность Проекта

В современном мире жизненно важными являются такие качества человека, как патриотизм, гражданское самосознание, способность выбирать профессиональный путь, достигать жизненного успеха. Сейчас у населения слабо развито чувство сопричастности к своему родному краю, многие не знают историю развития села Новые Атаги, в котором проживают. Каждый ученик школы, родители должны не только знать прошлое нашего села, но и гордиться им, ценить настоящее, передавая свою память от одного поколения к другому. Сохранение обычаев, традиций села Новые Атаги необходимо для сохранения культуры народа.

Цель проекта: формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции учащихся. Определение актуальности проектной и исследовательской деятельности в создании творческих работ

Задачи проекта:

1. Способствовать формированию интереса к истории Отечества, своего края, села, расширение представлений об истории малой Родины;

2. Развивать исследовательские навыки, творческие способности учащихся;

3. Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;

4. Создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;

5. Объединить усилия учителя, учащихся и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;

6. Способствовать сплочению коллектива для совместной творческой деятельности.

Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения

1 этап погружение в проект

Тема проекта: «Моё село – Новые Атаги, вчера и сегодня»

Руководители проекта:ХаджимурадоваБ.Х.Джабраилова М.С., Керимова З.А.

Возрастная категория учащихся: 2а класс, 3 б класс.

Основополагающий вопрос и проблемный вопрос учебной темы:

Какова история возникновения нашего села?

Выдвижение гипотез решения проблем:

Мы провели викторину и увидели, что ребята мало знают о своем селе.

Творческое название проекта: «Моё село – Новые Атаги»

2 этап – организация деятельности.Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.

3этап – осуществление деятельности

Самостоятельная работа групп.
4 этап – презентация. Защита полученных результатов.

 

Результат Проекта

Накопление информации о селе Новые Атаги

Мотивация к углубленному изучению истории своей малой Родины, воспитание уважения к старшему поколению, гордости за своих сельчан, чувства сопричастности.

 

Введение

 

Прожить без Родины человеку невозможно! С детства закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, любовь к своим ближним, к школе, к родным местам, родной стране.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Знать историю своего села - долг каждого человека.

 

Слайд

Но́вые Атаги́ (чеч. Атагlа от «тогlе» — долина у реки) — село в Шалинском районе Чечни.

Является административным центром Новоатагинского сельского поселения

По историческим данным село основали представители двух тейпов: гендаргеной и беной

География

Село расположено на правом берегу реки Аргун, напротив села Старые Атаги.

Ближайшие населённые пункты: на севере — село Чечен-Аул, на северо-востоке — село Белгатой, на западе — село Старые Атаги, на юго-западе — село Чири-Юрт, на востоке — город Шали.

История

В 1944 году после депортации чеченцев и ингушей и ликвидации Чечено-Ингушской АССР селение Новые Атаги, было переименовано в Майское и заселён выходцами из соседнего Дагестана. После восстановления Чечено-Ингушской АССР, населённому пункту вернули прежнее название.

Образование

Новоатагинская муниципальная бюджетная основная общеобразовательная школа

Новоатагинская муниципальная бюджетнаясредняя общеобразовательная школа — интернат 10

Новоатагинская муниципальная бюджетная средняя общеобразовательная школа № 1

Новоатагинская муниципальная бюджетная средняя общеобразовательная школа № 2 им. З.А.Керимовой

 

Слайд

Известные выходцы

Албастов, ИдрисАбуевич — первый министр юстиции Чечено-Ингушетии;

Арсанов, СаидбейАрсанович (1889—1968) — чеченский писатель;

Аслаханов, АсламбекАхмедович — российский политик, генерал-майор полиции, советник президента РФ, председатель Ассоциации работников правоохранительных органов России;

ЧуликГендаргеноев — чеченский полководец нач XIX века.

Джабраилов, УмарАлиевич — российский предприниматель;

Кадиев, ДжалалАлиевич (21.02.1940) — почётный член РААСН;

Муцураев, Тимур Хамзатович — бард;

Умаров, Мовлди Абдул-Вахабович (1921—1943) — участник Великой Отечественной войны, старший лейтенант, командир стрелковой роты, Герой России;

Хожаев, Далхан — Начальник департамента Архивов ЧРИ

Известные спортсмены

Адам Хасаров - чемпион Европы по Тхэквондо.

 

Слайд

Достопримечательности села:

- Это мечеть, построенная в 1912 году.

 

Слайд

- Памятник участникам Великой Отечественной войны.

Слайд

- Спортивный комплекс «Отечество» имени Хусейна Исаева, генеральным директором которого является известный спортсмен и чемпион-атагинец Ибрагим Бахаев.

Слайд

Дату основания села Новые Атаги никто не знает, но старики говорят, что его основали представители двух тейпов: беной и гендаргеной. Обычно бывают легенды о событиях прошлого. Одна из таких легенд о происхождении селений Новые и Старые Атаги была найдена в рукописном тексте в одном из журналов. Имеет ли эта легенда реальную историю или нет, неизвестно, но поделимся ею. Эта легенда гласит:

Слайд

«...В давнюю эпоху в горах и на равнине жили предки чеченцев беззаботно и счастливо: любили жизнь, растили детей, сеяли и убирали урожай. В крае этом деревья гнулись под тяжестью плодов, а на равнинах паслись тучные стада коров и овец.

Слайд

Но однажды на их землю с войной пришли кочевники с раскосыми глазами - злые и беспощадные. Их была тьма тьмущая. Они уничтожали села, посевы, сжигали дома, безжалостно убивали женщин и детей, а пленных уводили в рабство.

Слайд

И вот собрались старейшины и решили дать отпор врагу. Женщин, детей и стариков отправили в леса и горы, чтобы враги до них не добрались. Стада отогнали в недоступные места.

Слайд

Сначала в бой пошли самые старшие и сильные. Долго они бились и много перебили врагов, но им не было конца, у горцев стали иссякать силы. Тогда в бой пошли молодые - они дрались еще отчаянней и еще больше они положили кочевников, но силы были неравны.

Среди горцев были две сестры, которые поднимали дух защитников и вдохновляли их в битве своими песнями и игрой на гармонике.

Слайд

Когда ряды чеченских воинов стали редеть, сестры собрали небольшой отряд из таких же молодых девушек, переоделись в мужские доспехи, взяли оружие и ринулись в бой на помощь своим братьям. Девушки дрались не хуже парней. В пылу сражения одна из девушек, сраженная вражеской стрелой, упала с коня, и с ее головы слетел шлем, а длинные косы разметались по траве. На мгновение сражение остановилось, и пошел гул среди кочевников - они до этого еще нигде не встречали, чтобы против них сражались женщины. Когда эта весть дошла до предводителя неприятеля, и он понял, что не только мужчины отважны у этого народа, но и женщины, он приказал остановить сражение и отойти. Он понял, что этот народ можно уничтожить, но нельзя победить, пока у них такие женщины. Этот военачальник проникся уважением к горцам за их стойкость, любовь к своей земле и независимость, за беззаветную преданность их женщин.

 

 

Слайд

...И вот похоронили они своих погибших воинов, собрали стариков, женщин, детей, положили на подводы раненых, пригнали свои стада и тронулись в путь. Они шли вниз по ущелью, по течению реки Аргун. Когда спустились в долину, увидели красивую поляну, покрытую, словно ковром, густой зеленой травой, а побережье реки радовало глаз разноцветьем.

 

Слайд

 

Две отважные сестры на время, пока раненые мужчины не окрепнут, взяли руководство на себя, посовещались и решили, что старшая с частью людей переходит на левый берег Аргуна и создает там поселение, а младшая с остальной частью остается на правом берегу осваивать эту сторону. А благодарные люди назвали эти поселения в их честь за смелость и самоотверженность, проявленные ими в час, когда решалась судьба народа. Звали этих сестер (соответственно возрасту) Большая Атага и Малая Атага, а в поздние времена их переименовали в Старые Атаги и Новые Атаги».

 

Слайд

В 1886 году, как и везде по Северному Кавказу, в Чечне состоялась первая перепись населения.

Из документа явствует, что в основном население не очень состоятельное. Зажиточных семей в то время в селе были единицы, а остальные кое-как сводили концы с концами. И такое положение было во всех селах Чечни. В переписных списках мужчин, кому за пятьдесят, не так уж много, так как сказалась двадцатипятилетняя Кавказская война.

В этой переписи со стороны сельчан участвовали уважаемые люди: ТовмирзаДжамирзаев, УцуХункерханов, АзиЦициев, Тока Эбиев, а также известный мулла СугаипГойсумов из села Шали.

По итогам переписи видно, что население села состоит из 473 дворов (семей). Мужское население составляет 1118, а женское - 1084 человека. Все население села составляет 2202 человека.

Также в документе отражена итоговая сумма имущества и живности села:

Пчелиных ульев - 10 шт., мельниц - 9 шт., пильных машин - 3 шт., мануфактурных лавок - 4 шт., а также быков - 636 голов, коров - 364 голов, буйволов - 195 голов, лошадей - 121 голов, телят - 37 голов, овец - 750 голов, коз - 519 голов.

 

Слайд.

 

Жили в свое время в селе Новые Атаги и святые авлияи.

Тринадцать лет (1871-1884) жил и проповедовал, являясь кадием села, известный в Чечне Элах-Молла (АлиханДебиров) из села Терское (Ч1аьнти-Юрт). У него учились новоатагинцы - мюриды Мо1дул и Мудар, которые предсказали многие события настоящего и будущего времени. На месте, где жил Элах-Молл находится зиярт, а на месте захоронения его детей - зиярт детей. Одна из джамаат-мечетей названа в честь него и улица, на которой расположена эта мечеть, также носит его имя. ЗияртМудара находится на беноевском кладбище.

 

Слайд

Самая большая достопримечательность села - центральная мечеть, построенная в 1912 году.

В Архивном управлении Правительства ЧР хранятся копии документов относительно истории строительства мечети в сел. Новые Атаги в 1912 году ф. 236, оп. 1, д. 238 на 8 листах. Документ называется: «Прошение уполномоченных общества селения Новые Атаги Веденского округа об образовании оброчной статьи для постройки мечети» и датируется с 20 июля по 25 сентября 1912 года.

... В начале ХХ века жители села Новые Атаги стали собирать деньги для возведения мечети в центре села. В ноябре 1911 года на очередном сходе старейшин наконец-таки было принято решение начать строительство. Собранных средств тогда хватило только на закупку камня-ракушечника и закладку фундамента. Камень, по воспоминаниям старожилов села, начали закупать еще в 1904-м (есть еще версия, что 1910 году). Одними из тех, кто занимались закупкой и завозом камня, были братья Самбихаджи и АсхабАрапхановы.

Камень в Грозный завозился из Баку по железной дороге в вагонах (есть еще версия, что разгружали на ж/д станции села Устар-Гордой - нынешний город Аргун), а оттуда на бычьих упряжках перевозили в село. Вагоны разгружали быстро, потому, как желающих сделать богоугодное дело было много, говорят, что даже происходили ссоры и драки за право увезти груз. По рассказам сельчан, строители были крайне удивлены темпами работ и желанием новоатагинцев построить для себя мечеть.

Заложив фундамент, строители разъехались по домам, чтобы немного отдохнуть, пока сельчане не заполнят нишу землей.

Каково же было их удивление, когда за ними прислали гонцов на третий день. Новоатагинцы вдохновенно трудились день и ночь. Но, чтобы продолжить строительство мечети требовались дополнительные средства и тогда сельчане обратились к властям с прошением - отдать в аренду 400 десятин земельных угодий общего пользования сроком на 9 лет, чтобы на вырученные деньги достроить мечеть. Прошение не затерялось. Напротив, новоатагинцам выделили землю в местечке под названием «Хакчумире» (так значится в документе), но скорее это означает «Ирзухьокхуметтиг» и она не значится в «Топонимии» Ахмада Сулейманова

 

Строительство мечети завершилось в августе 1913 года. По одной из версий, как рассказывают старожилы села, мечеть строили казаки и землю в аренду взяли они, по другой - ингуши, по третьей - армяне.

Новоатагинцы с энтузиазмом помогали, чем могли.

С наружной стороны (по верхнему периметру стены) на камнях арабской вязью написаны фамилии сельчан, внесших посильный вклад в строительство Божьего храма.

Несмотря на то что общественной земли не хватало в полной мере на нужды сельчан, они без раздумий пожертвовали ее на богоугодное дело. Внес свою лепту в строительство этой мечети и царский офицер, полковник Беллик...

… Со слов ныне покойного Абдул-ХалимаЭдилсултанова, житель села ШамханМехтиев рассказал, что тот, будучи подростком, гулял перед площадкой, где строили мечеть, в это время там остановился фаэтон и с него сошел русский офицер. Представившись полковником Белликом, он поинтересовался: что за объект здесь строят? Когда ему объяснили, то он достал из кармана большую сумму денег и, не считая, отдал на строительство мечети. В те времена состоятельные люди разных национальностей и вероисповеданий занимались благотворительностью, расходуя часть своих доходов на науку, культуру, архитектуру и т. д.

 

Слайд

После депортации чеченцев в феврале 1944 года село переименовали в Майское, а в мечети поместили военный госпиталь.

После войны и вплоть до 80-х годов ХХ века здесь был оборудован склад под зернохранилище.

Слайд

13 октября 1979 года мечеть открыли для богослужения.

Центральная мечеть имеет столетнюю историю. Ее площадь в пределах 700 кв. м. Под давлением политики Запада и поняв, что бездуховность людей не приносит пользу государству, власти пошли навстречу верующим и начали разрешать открывать по стране мечети, храмы и церкви.

В период открытия мечети, ее посетили делегации из 24 стран: Иордании, Йемена, Объединенных Арабских Эмиратов, Казахстана и т. д. Приезжал Абдул-БакиДжамо - депутат парламента Меджлиса Иордании, потомок чеченских мухаджиров. Последняя делегация была из Казахстана. Эти делегации хлебосольно принимали жители села супруги Солта и ВетаСаидовы, которые проживали напротив мечети.

Слайд

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров принял участие в праздновании 100-летия Центральной мечети села Новые Атаги.
В честь этого события мечети присвоено имя Элаха-муллы, известного исламского богослова, который с 1871 по 1884 годы являлся ее имамом.

Вместе с Р. Кадыровым на торжествах присутствовали депутат Госдумы России Адам Делимханов, руководитель Администрации Главы и Правительства ЧР Магомед Даудов, вице-премьер Правительства ЧР Хасан Хакимов, министр экономического, территориального развития и торговли ЧР Муслим Хучиев, министр МВД по ЧР Руслан Алханов, председатель Комитета по туризму ЧР АмруддиЭдильгириев, председатель Совета алимов Северного Кавказа Хож-Ахмед Кадыров, известные религиозные деятели, потомки курайшитов и эвлия.

В честь этого события в Центральной мечети состоялся религиозный обряд мовлид. Глава ЧР Р. Кадыров поздравил всех мусульман республики со знаменательным событием — 100-летием Центральной мечети Новых Атагов.
Он отметил, что сегодня в республике строятся новые и действуют сотни мечетей, имеется Российский Исламский университет имени шейха Кунта-Хаджи Кишиева, открыты школы хафизов.
«Я поздравляю жителей Новых Атагов и всей Чеченской Республики со знаменательным событием — 100-летием Центральной мечети этого села и присвоением ему имени Элаха-муллы», — сказал Р. Кадыров.
Затем в мечети прошла пятничная молитва с участием Главы ЧР и всех гостей.
После рузба-намаза всех присутствующих пригласили к праздничной трапезе.
Центральная мечеть села Новые Атаги встретила свое 100-летие в новом обличие. К празднествам здесь провели реконструкцию: заменили кровлю минарета мечети, ограду вокруг нее, провели благоустройство территории. Перед главным входом в мечеть установлена мраморная плита, на которой записано, что она отныне носит имя Элаха-муллы.
Все расходы по ремонту и реконструкции мечети оплатил из личных средств житель этого села, вице-премьер Правительства ЧР Хасан Хакимов.
«Всем нам, жителям Новых Атагов, нужно заботиться о нашей мечети, которую построили наши отцы и деды. То же самое нужно завещать нашим детям и внукам. И тогда можно быть уверенным, что мы стоим на правильном пути», — сказал Х. Хакимов.

 

Слайд

 

Мемориал в честь погибших и пропавших без вести участников Великой Отечественной войны в сел. Новые Атаги был установлен по инициативе школьников СШ № 1 из группы «Поиск» под руководством преподавателя-энтузиаста Саида Дадаева, которые два года проводили поисковые работы, переписываясь с центральными архивами СССР. Финансирование строительства, мероприятия по открытию мемориала были осуществлены при поддержке ново-атагинского бизнесмена УвайсаЗаурбекова, а также на средства школьников.

В мемориал входили: памятный камень и две мраморные плиты со списками участников Великой Отечествеенной войны в количестве 143 человек.

Слайд

Нашелся в нашем селе и след членов семьи выдающегося политического и военного деятеля Чечни 20-х годов XIX столетия БейбулатаТаймиева.

...Летом 2008 года любители-исследователи, в составе вышеназванного Саида Дадаева, Магомеда Яндарбаева и автора этой статьи случайно обнаружили надмогильные камничурты дочерей легендарного БейбулатаТаймиева - Дусри и Кархи. Магомед Яндарбаев, оказывается, кое-как владел арабской грамотой и поэтому подумал, что на одном из чуртов написана фамилия и имя самого Бейбулата. А второй чурт был обнаружен в процессе исследования.

Слайд

Обратившись к кадию села Ибрагиму Хаджимурадову, как к специалисту арабского языка, был получен перевод надписи на чуртах и записан этот арабский текст с камня на бумагу.

На одном из камней Ибрагим прочел следующий текст: «Это надмогильный камень усопшей Дусри - дочери предводителя Дег1аста (Чечни) Бейбулата, сына Таймы. Да простит им Аллах! Дата смерти 1289 г. по хиджре (1872)».

На другом камне была такая запись: «Усопшая Карха - дочь предводителя Дег1аста Бейбулата сына Таймы. Да простит им Аллах. Амин! Дата смерти - 1296 г. по хиджре (1879).

Эти надмогильные камни нашли на гендерганойском кладбище рода Сингалхойнекъе, на восточной окраине села. На территории этого кладбища во время нашего выселения построили конюшню, а фундаментом конюшни были чурты-камни, свезенные с разных кладбищ села. Так что утверждать, что обе дочери БейбулатаТаймиева похоронены на этом кладбище дело сомнительное. Но а то, что Дусри и Карха жили и умерли в нашем селе - это факт.

Есть в селе Новые Атаги представители тейпа гендерганой (Берсиннекъе), которые живут возле центральной мечети (Берсановы, Исмаиловы и Эдиловы). Представитель этого тейпа Лом-Али Эдилов и поведал, что по рассказам их стариков, одна из дочерей Бейбулата была замужем за их предком по имени Баьччи.

 

Слайд

Вот такая история у села Новые Атаги, которое дорого сердцу любого атагинца. Таких прямых и красивых улиц и таких добродушных людей, как в этом селе, трудно найти. Сейчас Новые-Атаги - одно из самых густонаселённых сел республики.
Здесь проживают до десяти тысяч человек.

 

Слайд

Работа над проектом

Слайд

Источники:

В. М. БИБУЛАТОВ,историк,краевед

Архивный вестник, выпуск 4, 2016 г. С. 178-1;

2.https://www.booklot.ru/authors/bse-bse/book/bolshaya-sovetskaya-entsiklopediya-che/content/1909350-chechenoingushskiy-universitet/

3.https://budetinteresno.info/toponim/tverdiy/perevod_260.html

4.https://grozny.tv/news.php?id=4514

© grozny.tv

Слайд

Спасибо!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: