Влияние субвенций на сбалансированность




Теперь рассмотрим вопрос влияния субвенций на сбалансированность бюджетной системы более подробно. В чем заключается концептуальная идея субвенций? Реализация полномочий делегируется другому бюджету для того, чтобы повысить эффективность исполнения данного полномочия. Т.е. бюджет, которому предполагается делегировать полномочие, сможет исполнить его с меньшими затратами. Экономический смысл субвенций можно вычислить с помощью общего экономического эффекта (эффект замещения + эффект дохода по Слуцкому):

Рисунок 7. Общий экономический эффект по Слуцкому при распределении субвенций.

На верхнем графике видно, что при выполнении новых полномочий у принимающего бюджета появляются новые расходы, что смещает кривую бюджетного ограничения влево на расстояние ЭФ (эффект замены + эффект дохода). На нижнем графике кривая бюджетного ограничения смещается влево на большее расстояние ЭФ. Это говорит о том, что у бюджета, который делегирует полномочия, расходы были бы гораздо больше при самостоятельном исполнении делегируемых полномочий. Поэтому целесообразно передать полномочия (вместе с финансированием) тому бюджету, который бы исполнил их с гораздо меньшими затратами. Благодаря грамотному распределению средств повышается эффективность расходов, что непосредственно влияет на сбалансированность бюджетов всех уровней.

Тема распределения субвенций стала очень актуальна в последнее время ввиду того, что 27 марта 2013 года Правительство РФ утвердило Правила формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации. Данное Постановление было очень обсуждаемо в СМИ. Суть данного постановления в следующем: «В единую субвенцию будут объединены порядка 10 субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий (за исключением субвенций на исполнение публичных нормативных обязательств субъектов и субвенций муниципальным образованиям). Перечень субвенций из федерального бюджета, формирующих единую субвенцию, утверждается постановлением Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет. Правилами предусмотрено установление показателей эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации передаваемых полномочий».[31]

В том же информационном сообщении на официальном сайте министерства регионального развития говорится, что «Принятое постановление нацелено на расширение финансовой самостоятельности регионов и одновременно увеличивает их ответственность за исполнение делегированных федеральных полномочий. Механизм единой субвенции будет реализован, начиная с бюджета 2014 года»[32].

Обеспечение финансовой самостоятельности регионам в рамках управления субвенциями также может стать одним из механизмов обеспечения сбалансированности бюджетов, которым выделяется единая субвенция. Как говорилось ранее, принципы бюджетной системы очень взаимосвязаны между собой. Принцип самостоятельности означает:

· «право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств

· … самостоятельно осуществлять бюджетный процесс…» [33] (БК РФ ст.31)

Поэтому стремление расширить финансовую самостоятельность бюджетов влияет на обеспечение сбалансированности бюджетов. С введением единой субсидии регионы получают право самостоятельно перераспределять средства между теми субвенциями, которые им передали. Это полностью взаимосвязано и идеей принципа самостоятельности бюджетов.

В данной главе был представлен обзор того, насколько важным источником доходов для региональных и местных бюджетов являются межбюджетные трансферты. На основе приведенных выше примеров можно сделать вывод, что сбалансированность бюджетной системы во многом зависит от системы межбюджетных трансфертов, так как они являются существенной долей доходов названных бюджетов. У системы межбюджетных трансфертов существуют не только механизмы, с помощью которых можно влиять на уровень доходов, но также есть и механизмы управления расходами бюджетов-реципиентов. Через данные механизмы система межбюджетных трансфертов способна влиять на сбалансированность бюджетной системы.

При анализе различных источников литературы, посвященных межбюджетным отношениям в Российской Федерации в докризисный период, авторы рассматривали влияние межбюджетных трансфертов на сбалансированность бюджетной системы только через механизм предоставления дотаций. Но в современных условиях развития системы межбюджетных трансфертов, значительную роль начинают играть не только дотации, но и субсидии с субвенциями.

Система – это то, что функционирует как единое целое. Каждый элемент системы имеет свои особенности и отличительные характеристики. Но все элементы взаимосвязаны между собой. Нельзя сказать, что сбалансированность бюджетной системы зависит от дотаций на обеспечение сбалансированности. Или, что функция обеспечения сбалансированности бюджетной системе присуща только субсидиям. В этой главе было доказано, что каждая из форм межбюджетных трансфертов имеет значение для сбалансированности бюджетной системы РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: