Принципы, используемые при создании АРМ




Лекция 13.1. Автоматизированные рабочие места разных специалистов

Содержание

Введение

Учебные вопросы:

1. Автоматизированные рабочие места: понятие, классификация.

2. Принципы, используемые при создании АРМ.

3. Состав типового автоматизированного рабочего места.

4. Примеры АРМ.

Заключение

Введение

Одним из условий повышения эффективности раскрытия, расследования и предупреждения преступлений является внедрение в практику деятельности правоохранительных органов современных компьютерных технологий. Самыми перспективными из них являются автоматизированные информационные системы (АИС), классификация и назначение которых в настоящее время достаточно разнообразна. Среди них свою роль выполняют стали автоматизированные рабочие места.

1. Автоматизированные рабочие места: понятие, классификация.

Термин «автоматизированное рабочее место» (АРМ) возник в 70-е гг. прошлого столетия с появлением вычислительных средств, позволяющих вести автоматизированную обработку символьной информации (ЭВМ «Минск-32», ЕС ЭВМ 9003 и др.), трактовался как средство для создания систем автоматизации процесса проектирования и рассматривался в качестве одного из возможных вариантов разработки программных интегрированных пакетов.

На начальных этапах автоматизированной обработки данных понятие это ассоциировалось с графическими проектными комплексами на базе мини-ЭВМ. Доминантой была машинная графика. Задачи в основном сводились к построению сложных схем, их модификации и отображению результатов проектирования с помощью различных графопостроителей. При таком подходе область применения АРМ была крайне узкой и касалась в основном машиностроения, радиоэлектроники, микроэлектроники и т.д. – отраслей, где необходимо было выполнять графические и чертежные работы.

Ситуация коренным образом изменилась с начала массового выпуска персональных компьютеров. Сейчас уже трудно представить какое бы то ни было производство, функционирующее без применения персональных компьютеров. Исключением не стала и правовая область, где повсеместно с деятельностью законотворческих, исполнительных и правоохранительных органов внедрялись компьютерные системы. Идеальным средством для их внедрения как раз и стали автоматизированные рабочие места специалистов.

Наиболее часто в литературе встречаются следующие определения термина «автоматизированное рабочее место».

Автоматизированное рабочее место – индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск и выдачу (на экран и печать) необходимых ему документов и данных.

Также автоматизированное рабочее место определяют как диалоговую человеко-компьютерную систему, представляющую собой организованную продуктивную среду по обработке информации, представленную методическими, организационно-правовыми, лингвистическими, программными, технологическими, эргономическими средствами, обеспечивающими реализацию профессиональных функций исполнителя (руководителя, специалиста) конкретной предметной области непосредственно на его рабочем месте.

Автоматизированное рабочее место – комплекс аппаратных и программных средств, организационных приемов, увязанных единой технологией, ориентированной на реализацию определенных проблем конкретной предметной области, а также регламентирующих документов и инструктивно-методических материалов.

Классификация АРМ

Существует несколько основных признаков классификации автоматизированных рабочих мест:

По решению профильных (профессиональных) задач (по роду деятельности):

АРМ экономиста,

АРМ бухгалтера,

АРМ юриста,

АРМ конструктора,

АРМ инспектора по кадрам и др.

По режиму эксплуатации: индивидуальные, корпоративные и сетевые. Корпоративные АРМ подразумевают под собой конкретное выделение функций руководства и более четкие требования к методам организации работы пользователей, вплоть до внедрения отдельных правил для всего численного состава пользователей этого АРМ. Сетевые АРМ наиболее перспективны, так как позволяют связываться с удаленными банками данных и обмениваться информацией между различными подразделениями. Сетевые (распределенные) АРМ функционируют в режиме телекоммуникационной связи с центральным информационно-вычислительным комплексом. Удаленные от головного компьютера рабочие места могут быть технически реализованы либо как абонентские пункты обработки данных, либо как дисплейные комплексы с клавиатурой, подключенные в качестве терминального средства к центральной ЭВМ посредством локальной или глобальной сети, либо как рабочие станции (клиенты).

По типу решаемых задач выделяют информационные, операционные и интеллектуальные АРМ.

Информационные АРМ позволяют решать задачи классификации, сбора, структурирования, корректировки, архивации, поиска, отбора и выдачи информации в нужной форме. Для всех вышеперечисленных задач характерны простые вычислительные и логические процедуры. В связи с тем, что информационные задачи являются наиболее затратными по времени и трудоемкими по своему выполнению, именно они занимают большую часть рабочего времени специалистов-пользователей АРМ.

Операционные АРМы решают в основном операционно-вычислительные и/или логические задачи. В свою очередь, их подразделяют на два типа: полностью и частично формализованные. Задачи первого типа решаются с использованием формальных алгоритмов, реализующих либо методы прямого счета, либо основанные на известных математических методах. Реализация задач второго типа осуществляется с использованием специального инструментария (методов и алгоритмов эвристического программирования, нейроматематики, нейроалгоритмов, нейросетевых решений и т.п.).

Интеллектуальные АРМ призваны решать задачи, связанные с семантической обработкой информации (текстовой, речевой, фото- и видеоинформации).

По способу организации: типовые (универсальные), специализированные и проблемно-ориентированные комплексы;

Чаще всего выделяют три класса типовых АРМ:

1) АРМ руководителя;

2) АРМ специалиста;

3) АРМ технического и вспомогательного персонала.

Поскольку АРМ отличаются от АИСС (автоматизированных информационно-справочных систем) и АИПС (автоматизированных информационно-поисковых систем) развитыми функциональными возможностями, последние могут входить в состав АРМ в качестве подсистем.

Типология АРМ также зависит от пользовательских потребностей, опыта работы и типа взаимодействия специалиста с компьютером. При разработке интерфейсов широкое распространение получили следующие методы организации режима диалога:

выбор действий и/или функций из предлагаемого меню;

выполнение функций, перечень и последовательность которых прописываются средствами командного языка,

комбинированный режим (меню в сочетании со средствами командного языка).

Помимо указанного, активное взаимодействие специалиста с персональным компьютером может обеспечиваться при помощи применения специальных диалоговых языков, языков разметки, а также речевых диалоговых систем.

Эффективность применения любого из перечисленных средств обусловлена не только простотой и удобством реализации проектных и программных решений, но и требованиями к организации диалога, учитывающего лингвистический, психологический и эргономический факторы.

Сегодня уже известны речевые диалоговые системы, непосредственно встроенные в компьютер. Они способны адаптироваться и к голосу специалиста-пользователя, и к определенной профессиональной, а также специализированной лексике предметной области, являясь, по сути, самообучающимися системами с характерными компонентами искусственного интеллекта. Кроме того, они способны содержать в себе способы защиты и блокировки информационных данных от несанкционированного доступа. Голосовой интерфейс имеет ряд приоритетных позиций: соотносится с наиболее естественной формой общения, обеспечивает оперативное взаимодействие с системой, не предусматривает посредников в виде промежуточных носителей и средств, обладает простотой в освоении специалистом-пользователем определенной профессиональной, а также специализированной лексики предметной области.

Итак, АРМ — совокупность методических, языковых, аппаратных и программных средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя в некоторой предметной области и позволяющих оперативно отражать его информационные и вычислительные запросы.

При качественной оценке АРМ учитывают: простоту использования, совместимость АРМ-проекта с другими системами, степень модульности и иерархичности проекта, совместимость интерфейса с другими системами, характер контроля данных и вычислений, достоверность потоков данных и др.

При количественной оценке учитывают надежность и универсальность системы, ее структурно-функциональную сложность, пропускную способность и др.

Принципы, используемые при создании АРМ

Создание и использование АРМ основывается на ряде общих принципов проектирования систем обработки данных.

Главным считается принцип максимальной ориентации на конечного пользователя. Этот принцип реализуется путем создания специальных средств адаптации АРМ к уровню подготовки пользователя и к возможности его обучения и самообучения, поэтому АРМ часто снабжается специальными демонстрационными роликами.

Условия работы пользователя АРМ должны, прежде всего, соответствовать привычным, естественным условиям работника, использовать специальную терминологию. Электронные документы в АРМ должны представлять собой копию бумажной документации. Необходимо, что бы ввод новых данных и корректировка информации сопровождались автоматизацией операций, встроенным контролем и системой подсказок, что позволяет быстро изучить работу в АРМ даже неквалифицированному в компьютерной области работнику.

В процессе разработки и использования АРМ используется принцип проблемной ориентации. Каждое АРМ специализируется на решении определенного класса задач, объединенных общей технологией обработки данных, единством режимов работы, единством алгоритмов обработки данных. Например, АРМ ИО РОВД предназначено для автоматизации работы с информационно-справочными системами районного отдела полиции и позволяет осуществлять ввод новых данных, получение справочной ин формации и статистическую обработку на уровне РОВД; 1С:Бухгалтерия, Инфо-бухгалтер, Бухгалтерия Парус относятся к АРМ бухгалтера и автоматизируют работу по ведению финансовой деятельности предприятия.

Немаловажное значение имеет принцип соответствия информационных потребностей пользователей используемым техническим средствам. Характеристики используемых технических средств должны соответствовать объему информации и алгоритмам ее обработки. Это значит, что только после тщательного анализа информационных потребностей пользователя можно приступать к определению состава и функций АРМ.

В процессе создания АРМ должен быть реализован принцип творческого контакта разработчиков АРМ и их потенциальных пользователей. Совместное участие пользователя и разработчика в создании АРМ помогает лучше осознать проблемную ситуацию, стимулирует интеллектуальную деятельность будущего пользователя АРМи, в конечном счете, способствует повышению качества АРМ.

Непременным условием использования АРМявляется полнота эксплуатационного комплекта документации, который должен содержать пояснения к задачам, выполняемым с помощью АРМ, инструкцию по установке и эксплуатации АРМ, инструкцию по заполнению и ведению входных и выходных документов. Обычно фирма-разработчик программного обеспечения сопровождает его эксплуатацию. В соответствии с договором о продаже лицензионной версии программы, фирма проводит обучение сотрудников-пользователей АРМ, пополняет нормативно-справочную информацию, приводя ее в соответствие с последними постановлениями и новыми методиками, модифицирует старые и добавляет новые формы и режимы работы.[1]

Современные АРМ легко адаптируются к разным классам профессиональных задач, обладают гибкостью и модифицируются при использовании новых методик обработки информации, настраиваются на конкретное применение в соответствии с требованиями пользователя.

Таким образом, обобщая рассмотренные принципы, можно кратко сформулировать следующие требования, которым должен отвечать АРМ:

- своевременное удовлетворение информационной и вычислительной потребности специалиста;

- минимальное время ответа на запросы пользователя;

- адаптация к уровню подготовки пользователя и его профессиональным запросам;

- простота освоения приемов работы на АРМ и легкость общения, надежность и простота обслуживания;

- терпимость по отношению к пользователю;

- возможность быстрого обучения пользователя;

- возможность работы в составе вычислительной сети.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: