Принят Постановлением Народного Совета 7 августа 2015 года




ЗАКОН

О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ

Принят Постановлением Народного Совета 7 августа 2015 года

(С изменениями, внесенными Законами

от 24.06.2016 №137-IНС

от 24.06.2016 № 139-IНС)

Настоящий Закон определяет понятие, виды и формы нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Донецкой Народной Республике, устанавливает их юридическую силу и соотношение между собой, общий порядок их подготовки, оформления, экспертизы, принятия (издания), опубликования (обнародования), вступления в силу, толкования, учета и систематизации; основы реализации и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, порядок преодоления и устранения коллизий и пробелов в правовом регулировании, ответственность в сфере правотворчества и реализации нормативных правовых актов.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) аналогия закона – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения; 2) аналогия права – применениек общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал и принципов права, а также принципов конкретных отраслей права;

3) Государственная информационная система нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики – единая система государственного учета нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, содержащая нормативные правовые акты, реквизиты нормативных правовых актов и другие сведения информационно-справочного характера об этих актах;

4) законодательные акты – нормативные правовые акты, принимаемые Народным Советом Донецкой Народной Республики;5) законодательная инициатива – официальное внесение субъектом, установленным Конституцией Донецкой Народной Республики, проекта закона Донецкой Народной Республики в законодательный орган государственной власти Донецкой Народной Республики;

6) законодательство – система нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке, и международных договоров, заключенных в установленном порядке, регулирующих общественные отношения на территории Донецкой Народной Республики и за ее пределами;

7) закон – нормативный правовой акт, регулирующий основные вопросы государственной и общественной жизни, обладает высшей юридической силой после Конституции Донецкой Народной Республики по отношению к другим нормативным правовым актам;

8) международный договор Донецкой Народной Республики – международное соглашение, заключенное Донецкой Народной Республикой с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования;

9) локальный нормативный правовой акт – нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций;

10) норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом, гарантируемое государством, закрепленное и опубликованное в официальных письменных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников;

11) нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) уполномоченным органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия норм права;

12) правотворческий орган (должностное лицо) – государственный орган (должностное лицо), уполномоченный (уполномоченное) принимать (издавать) нормативные правовые акты;13) обнародование нормативного правового акта – доведение нормативного правового акта до всеобщего сведения, путем официального опубликования его в официальных печатных изданиях, а также на официальном сайте правотворческого органа;14) пробелы в законодательстве – отсутствие правовых норм, регулирующих общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права;

15) подзаконные нормативные правовые акты – иные не являющиеся законодательными, нормативные правовые акты, издаваемые на основе и (или) во исполнение Конституции и законов Донецкой Народной Республики, международных договоров Донецкой Народной Республики и направленные на их реализацию;

16) свод законодательства– полное систематизированное собрание, объединяющее нормативные правовые акты;17) систематизация законодательства – деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему;18) технические нормативные правовые акты – технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, в том числе государственные стандарты Донецкой Народной Республики, стандарты организаций, технические условия, авиационные правила, зоогигиенические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, нормы и правила пожарной безопасности, государственные классификаторы технико-экономической информации, формы государственных статистических наблюдений и указания по их заполнению, методики по формированию и расчету статистических показателей, инструкции по организации и проведению несплошных (выборочных) государственных статистических наблюдений, проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, утвержденные в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;

19) уровень юридической силы нормативного правового акта – место нормативного правового акта в зависимости от его юридической силы в иерархии нормативных правовых актов;

20) юридическая сила нормативного правового акта – характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам;

21) уполномоченный орган – органы государственной власти и должностные лица Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, которые вправе принимать нормативные правовые акты в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, а также законодательством Донецкой Народной Республики, определяющим правовой статус этих органов и должностных лиц;

22) юридическая техника – совокупность способов, требований и правил оформления нормативных правовых актов;

23) правотворчество – официальная деятельность субъектов правотворчества, в пределах своей компетенции, по разработке, принятию (изданию) нормативных правовых актов;

24) субъекты правотворческой деятельности – физические и юридические лица, осуществляющие реализацию своего права на участие в правотворческой деятельности.

Статья 2. Правовая основа правотворчества в Донецкой Народной Республике

1. Правотворчество в Донецкой Народной Республике регулируется Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, уставами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Положения настоящего Закона применяются в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, другими законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Статья 3. Субъекты правотворческой деятельности

1. В соответствии с Конституцией и законами Донецкой Народной Республики субъектами правотворческой деятельности являются:

1) граждане Донецкой Народной Республики;

2) органы государственной власти Донецкой Народной Республики, должностные лица Донецкой Народной Республики;

3) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

2. Граждане Донецкой Народной Республики принимают нормативные правовые акты непосредственно на референдуме Донецкой Народной Республики, в порядке, установленном Конституцией Донецкой Народной Республики и иными законами Донецкой Народной Республики.

Граждане Донецкой Народной Республики участвуют в разработке и принятии нормативных правовых актов в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

3. Органы государственной власти Донецкой Народной Республики и органы местного самоуправления, их должностные лица принимают (издают) нормативные правовые акты в пределах их компетенции, в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке.

Нормативный правовой акт может быть принят (издан) совместно несколькими уполномоченными органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.

Глава 2. Система нормативных правовых актов

Статья 4. Понятие системы нормативных правовых актов

1. Система нормативных правовых актов – совокупность нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) и реализуемых в Донецкой Народной Республике, связанных отношениями соподчиненности и координации.

2. Система нормативных правовых актов в Донецкой Народной Республике устанавливается на основе их различия по видам и форме, а также с учетом различных уровней государственной власти и организации местного самоуправления.

Статья 5. Виды и формы нормативных правовых актов

1. Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

2. Законы регулируют наиболее значимые общественные отношения.

Законы могут приниматься в форме кодексов, содержащих все правовые нормы или большую часть правовых норм, регулирующих определенную сферу (отрасль) общественных отношений.

3. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются (издаются) на основании и во исполнение законов и не могут им противоречить.

Формы подзаконных нормативных правовых актов устанавливаются Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, другими законами Донецкой Народной Республики.

4. Нормативные правовые акты подразделяются на основные, производные, вспомогательные и дополнительные.

5. Основным является:

1) нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам;

2) нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт;

3) нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом.

6. Нормативные правовые акты, утверждаемые другими нормативными правовыми актами, являются производными нормативными правовыми актами.

Производные нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме правил, порядков, положений, инструкций, регламентов, а также в иной форме, установленной законодательством Донецкой Народной Республики.

7. В форме правил принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие требования к осуществлению какой-либо деятельности (совершению каких-либо действий).

8. В форме порядков принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие последовательность организации и осуществления какой-либо деятельности (совершения каких-либо действий).

9. В форме положений принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие статус каких-либо органов государственной власти, органов местного самоуправления, их структурных подразделений.

10. В форме инструкций принимаются (издаются) нормативные правовые акты, конкретизирующие вопросы применения нормативных правовых актов.

11. В форме регламентов принимаются нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их структурных подразделений.

12. Нормативный правовой акт, изменяющий, отменяющий или разъясняющий другой нормативный правовой акт, является вспомогательным нормативным правовым актом.

13. Нормативный правовой акт, принятый (изданный) с целью конкретизации положений или установления порядка реализации основного нормативного правового акта, является дополнительным нормативным правовым актом.

14. Нормативные правовые акты подразделяются на общие и специальные.

15. Общие нормативные правовые акты распространяют свое действие на всех лиц, а специальные нормативные правовые акты – на определенную категорию лиц.

Статья 6. Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

1. Нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики являются:

1) Конституция Донецкой Народной Республики;

2) законы Донецкой Народной Республики;

3) кодексы Донецкой Народной Республики;

4) нормативные правовые акты Народного Совета Донецкой Народной Республики;

5) нормативные правовые акты Главы Донецкой Народной Республики;

6) нормативные правовые акты Совета Министров Донецкой Народной Республики;

7) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти;

8) нормативные правовые акты иных органов государственной власти Донецкой Народной Республики, их должностных лиц;

9) нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики, принятые (изданные) в пределах полномочий, установленных законами Донецкой Народной Республики и нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики, регулирующими деятельность Центральной избирательной комиссии;

(Пункт 9 части 1 статьи 6 с изменениями, внесенными Законом от 24.06.2016 № 139-IНС)

10) нормативные правовые акты Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики.

2. Основные нормативные правовые акты Народного Совета Донецкой Народной Республики принимаются в форме законов и постановлений.

3. Основные нормативные правовые акты Главы Донецкой Народной Республики издаются в форме указов (постановлений) и распоряжений. Указы Главы Донецкой Народной Республики о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения на всей территории Донецкой Народной Республики или в отдельных ее местностях подлежат утверждению Народным Советом Донецкой Народной Республики в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики.

4. Основные нормативные правовые акты Совета Министров Донецкой Народной Республики издаются в форме постановлений и распоряжений. Нормативные правовые акты Совета Министров Донецкой Народной Республики издаются на основании и во исполнение Конституции Донецкой Народной Республики, законов и указов Главы Донецкой Народной Республики.

5. Основные нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти издаются в форме постановлений и приказов. Нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти издаются на основании и во исполнение Конституции Донецкой Народной Республики, законов, указов Главы Донецкой Народной Республики и постановлений Совета Министров Донецкой Народной Республики.

6. Нормативные правовые акты иных органов государственной власти Донецкой Народной Республики и организаций, их должностных лиц издаются в форме, установленной законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 7. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления

1. Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления являются:

1) устав муниципального образования;

2) нормативные правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

3) нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования;

4) нормативные правовые акты главы муниципального образования;

5) нормативные правовые акты местной администрации;

6) нормативные правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

2. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления принимаются (издаются) по вопросам местного значения и являются обязательными для исполнения на территории муниципального образования.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами, нормативные правовые акты органов местного самоуправления могут приниматься (издаваться) на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими законами Донецкой Народной Республики.

3. На местном референдуме (сходе граждан) основные нормативные правовые акты принимаются в форме решений.

4. Основные нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования принимаются в форме решений.

5. Основные нормативные правовые акты главы муниципального образования и основные нормативные правовые акты главы местной администрации (в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования) принимаются в форме постановлений.

6. Основными нормативными правовыми актами других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления являются приказы.

Статья 8. Иерархия нормативных правовых актов

1. Иерархия нормативных правовых актов в Донецкой Народной Республике основывается на их юридической силе, а также их соподчиненности по отношению к иным нормативным правовым актам.

2. Конституция Донецкой Народной Республики имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Донецкой Народной Республики.

3. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые (издаваемые) в Донецкой Народной Республике, не должны противоречить Конституции Донецкой Народной Республики.

4. Нормативные правовые акты Главы Донецкой Народной Республики, Народного Совета Донецкой Народной Республики и Совета Министров Донецкой Народной Республики не должны противоречить Конституции и законам Донецкой Народной Республики.

Указы Главы Донецкой Народной Республики, восполняющие пробелы в сфере регулирования законами, не обладают юридической силой закона и действуют до принятия соответствующих законов.

5. Нормативные правовые акты Совета Министров Донецкой Народной Республики не должны противоречить Конституции и законам Донецкой Народной Республики, указам Главы Донецкой Народной Республики и постановлениям Народного Совета Донецкой Народной Республики.

Нормативные правовые акты Совета Министров Донецкой Народной Республики в случае их противоречия Конституции и законам Донецкой Народной Республики должны быть отменены Главой Донецкой Народной Республики.

6. Нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти не должны противоречить Конституции и законам Донецкой Народной Республики, нормативным правовым актам Главы Донецкой Народной Республики, Совета Министров Донецкой Народной Республики и Народного Совета Донецкой Народной Республики.

Глава Донецкой Народной Республики вправе отменять нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

7. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Донецкой Народной Республики.

8. Устав муниципального образования и оформленные в виде нормативных правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе нормативных правовых актов органов местного самоуправления, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Нормативные правовые акты главы муниципального образования, главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования, не должны противоречить нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.

9. Запрещается предусматривать в нормативном правовом акте положения о верховенстве в отношении иных нормативных правовых актов, принятых (изданных) тем же правотворческим органом в той же форме. Такие правовые нормы не имеют юридической силы.

10. Юридическая сила производного и вспомогательного нормативного правового акта соответствует юридической силе основного нормативного правового акта.

Глава 3. Использование норм международного права в системе нормативных правовых актов в Донецкой Народной Республике

Статья 9. Нормативные правовые акты, направленные на выполнение международных обязательств Донецкой Народной Республики

В случаях, когда для выполнения международных обязательств Донецкой Народной Республики требуется имплементация норм международного права, вступивших в силу в Донецкой Народной Республике, правотворческими органами Донецкой Народной Республики принимаются (издаются) соответствующие нормативные правовые акты.

Статья 10. Основания принятия (издания) нормативных правовых актов с целью выполнения международных обязательств Донецкой Народной Республики

1. Нормативные правовые акты, направленные на выполнение международных обязательств, предусмотренных международными правовыми актами, принимаются (издаются) в случаях, если:

1) предметом международных правовых актов являются вопросы, относящиеся к сфере правового регулирования, но неурегулированные нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, либо нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики противоречат указанным международным правовым актам;

2) выполнение международных обязательств, принятых в соответствии с международными правовыми актами, невозможно без принятия (издания) соответствующих нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики;

3) в соответствии с международным договором Донецкой Народной Республики требуется принятие (издание) соответствующего нормативного правового акта Донецкой Народной Республики.

Глава 4. Планирование подготовки нормативных правовых актов

Статья 11. Цели планирования подготовки нормативных правовых актов

В целях создания единой и непротиворечивой системы нормативных правовых актов органов государственной власти и нормативных правовых актов органов местного самоуправления Донецкой Народной Республики, обеспечения гласности в правотворческой деятельности, совершенствования процесса подготовки нормативных правовых актов, координации деятельности правотворческих органов применяется текущее и перспективное планирование.

Статья 12. Принятие и опубликование (обнародование) планов подготовки нормативных правовых актов

1. Текущие планы подготовки нормативных правовых актов принимаются правотворческими органами сроком до двух лет.

2. Перспективные планы подготовки нормативных правовых актов принимаются правотворческими органами сроком на три года и более.

3. Планы подготовки нормативных правовых актов подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в установленном порядке, за исключением содержащихся в них сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Статья 13. Содержание планов подготовки нормативных правовых актов

1. В текущих планах подготовки нормативных правовых актов указываются наименования и виды нормативных правовых актов, а также органы государственной власти, ответственные за подготовку проектов нормативных правовых актов и сроки их подготовки.

2. В перспективных планах подготовки нормативных правовых актов могут определяться направления развития законодательства, мероприятия по кодификации, систематизации и иному упорядочению нормативных правовых актов.

3. Принятие и утверждение планов подготовки нормативных правовых актов не исключают подготовку и внесение нормативных правовых актов, не включенных в указанные планы.

Глава 5. Порядок подготовки проекта нормативного правового акта

Статья 14. Подготовка проекта нормативного правового акта

1. Подготовка проекта нормативного правового акта, как правило, должна включать:

1) рассмотрение правотворческого предложения и принятие решения по подготовке проекта нормативного правового акта;

2) организационно-техническое и финансовое обеспечение его подготовки;

3) сбор необходимых материалов и информации;

4) подготовку концепции проекта;

5) составление текста проекта;

6) общественное обсуждение;

7) согласование проекта;

8) проведение правовой и иных необходимых экспертиз.


 

Статья 15. Предложение о подготовке проекта нормативного правового акта

1. Органы государственной власти, должностные лица, организации и граждане вправе вносить в соответствующий правотворческий орган предложения о подготовке нормативных правовых актов.

2. Письменное предложение о подготовке нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению руководителем правотворческого органа в тридцатидневный срок с момента получения предложения, по итогам которого выносится решение.

3. Письменное предложение о подготовке нормативного правового акта должно содержать:

1) вид нормативного правового акта, предлагаемого к подготовке;

2) обоснование необходимости принятия (издания) данного нормативного правового акта.

4. По итогам рассмотрения предложения о подготовке нормативного правового акта правотворческий орган принимает одно из следующих решений:

1) о подготовке проекта предлагаемого нормативного правового акта;

2) о нецелесообразности подготовки соответствующего нормативного акта с мотивированным обоснованием;

3) о подготовке иного нормативного правового акта с учетом данного предложения.

Статья 16. Организация подготовки проекта нормативного правового акта

1. Правотворческий орган может осуществлять подготовку проекта нормативного правового акта самостоятельно, а также в установленном порядке привлечь к подготовке проекта другие органы государственной власти, научные и иные организации, соответствующих специалистов органов государственной власти и организаций, поручить специально создаваемым для этого комиссиям или рабочим группам.

2. Правотворческий орган вправе предложить подготовку альтернативных проектов нормативного правового акта нескольким органам государственной власти.

3. Подзаконные нормативные правовые акты нескольких правотворческих органов разрабатываются ими совместно.

4. При подготовке проекта нормативного правового акта Донецкой Народной Республики является обязательным участие юридической службы правотворческого органа или компетентного должностного лица, имеющего квалификацию юриста в порядке и формах, установленных правотворческим органом.

Статья 17. Подготовка проектов основного и дополнительных нормативных правовых актов

Проекты основного нормативного правового акта и дополнительных нормативных правовых актов подготавливаются одновременно, а при невозможности этого, в основном проекте нормативного правового акта или в проекте акта о его введении в действие предусматривается поручение правотворческим органам о подготовке и принятии (издании) таких актов.

Статья 18. Финансирование подготовки проектов нормативных правовых актов

1. Для подготовки проекта нормативного правового акта могут быть предусмотрены соответствующие бюджетные средства и внебюджетные источники финансирования.

2. Подготовка проектов нормативных правовых актов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования организациями и гражданами осуществляется в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики и иными нормативными правовыми актами о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

3. Внебюджетные источники финансирования не могут состоять из иностранного капитала.

Статья 19. Информационная основа проекта нормативного правового акта

1. Подготовка проектов нормативных правовых актов организуется правотворческими органами на основе сбора информации, проведения расчетов, социологических исследований, оценки вариантов решения и выбора наилучшего из них.

2. При подготовке нормативных правовых актов правотворческий орган:

1) изучает и учитывает практику применения законодательства по теме проекта, выявляет общественную потребность в правовом регулировании, причины и условия, влияющие на эффективность законодательства;

2) обобщает и использует предложения иных органов государственной власти, организаций и граждан, рекомендации научных организаций, ученых и специалистов, данные других средств выявления общественного мнения;

3) учитывает опыт правового регулирования в других государствах.

Статья 20. Концепция проекта нормативного правового акта

1. В начале работы над проектом нормативного правового акта правотворческий орган подготавливает его концепцию.

2. В концепции проекта нормативного правового акта дается характеристика предмета и цели нормативного правового акта, излагаются его основные положения, анализируются предполагаемые последствия применения нормативного правового акта, приводится примерная структура нормативного правового акта.

3. В случаях, установленных законодательством Донецкой Народной Республики, подготовка концепции проекта нормативного правового акта является обязательной.


 

Статья 21. Составление текста нормативного правового акта

Проект нормативного правового акта составляется по правилам, установленным главой 6 настоящего Закона.

Статья 22. Общественное обсуждение проекта нормативного правового акта

1. По решению Народного Совета Донецкой Народной Республики проекты законов могут быть в установленном порядке вынесены на общественное обсуждение.

2. При подготовке проектов нормативных правовых актов правотворческими органами могут проводиться публичные слушания по данным проектам, с привлечением заинтересованных органов, организаций и граждан. Предложения и замечания по итогам публичных слушаний учитываются при доработке проектов нормативных правовых актов.

Статья 23. Согласование проекта нормативного правового акта

1. Проект нормативного правового акта до его внесения (представления) в правотворческий орган подлежит согласованию с заинтересованными органами государственной власти и организациями, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Согласование проекта нормативного правового акта проводится одним из следующих способов:

1) выражения в письменной форме согласия либо несогласия органа государственной власти (организации) с соответствующим проектом нормативного правового акта с обоснованием имеющихся замечаний и предложений;

2) визирования, при котором руководитель (заместитель руководителя) органа государственной власти (организации) визирует проект нормативного правового акта (при наличии по нему замечаний и предложений – с их обоснованием и приложением предлагаемой редакции проекта нормативного акта или его отдельных положений).

3. Согласование проекта нормативного правового акта производится в срок, установленный правотворческим органом, разрабатывающим нормативный правовой акт, если иное не предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики.

4. В случае непредставления в установленный срок информации о согласовании или отсутствия предложения о продлении срока согласования с обоснованием необходимости такого продления проект нормативного правового акта считается согласованным.

5. По полученным замечаниям и предложениям проект нормативного правового акта по усмотрению разработчика может быть доработан с составлением справки о принятых и отклоненных замечаниях, мотивах отклонения замечаний.

Статья 24. Экспертиза проекта нормативного правового акта

Проект нормативного правового акта подлежит правовой и иной экспертизе в соответствии с главой 7 настоящего Закона.

Глава 6. Оформление нормативных правовых актов. Правила юридической техники

Статья 25. Требования, предъявляемые к стилистическому оформлению текста нормативного правового акта

1. Текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии.

2. В тексте нормативного правового акта не допускается употребление:

1) просторечий и экспрессивных форм разговорной речи;

2) в одном и том же смысле разных понятий (терминов);

3) иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и терминов в русском или украинском языке;

4) нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицаний и призывов, образных сравнений, эпитетов, метафор;

5) аббревиатур, кроме общеизвестных;

6) ненормативной лексики.

Статья 26. Реквизиты нормативных правовых актов

1. Нормативные правовые акты содержат следующие обязательные реквизиты:

1) форма нормативного правового акта;

2) наименование органа, принявшего (издавшего) нормативный правовой акт;

3) наименование, отражающее предмет правового регулирования нормативного правового акта;

4) дату, место принятия (издания) нормативного правового акта и его регистрационный номер;

5) должность, фамилия лица, уполномоченного подписывать соответствующие нормативные правовые акты.

6) дата и номер государственной регистрации нормативного правового акта в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики, если он подлежит такой регистрации.

Статья 27. Структура нормативных правовых актов

1.В случаях, когда необходимо разъяснить цели и мотивы принятия (издания) нормативного правового акта, основные задачи, которые перед ним стоят, нормативный правовой акт может иметь вступительную часть – преамбулу. Правовые нормы в преамбулу не включаются.

2. В законах нормативные предписания объединяются в структурные единицы – статьи. Статьи законов могут подразделяться на части. В частях статей могут содержаться пункты, подпункты, абзацы. В иных нормативных правовых актах нормативные предписания излагаются в виде пунктов. Пункты могут подразделяться на подпункты и абзацы.

3. Близкие по содержанию статьи нормативных правовых актов могут объединяться в главы. Главы имеют наименования.

(Часть3 статьи 27 изложена в новой редакции, в соответствии с Законом от 24.06.2016 № 139-IНС)

3¹ Близкие по содержанию главы больших по объему нормативных правовых актов могут объединяться в разделы. Разделы имеют наименования.

(Часть31 статьи 27 введена Законом от 24.06.2016 № 139-IНС)

4. В больших по объему главах могут выделяться пара



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: